1. РОЛИК КОНВЕЙЕРА, включающий установленный на оси подшипниками
и подшипниковыми стаканами цилин / дрический корпус, защитные кольца и уп:Лотнительную
втулку с выступами на внутренней поверхности, расположенными в углублениях
на оси, расположенную между защитными кольцами и подшипниковыми стаканами с возможностью взаимодействия с ними, отличающийся тем, что, с целью
повышения долговечности ролика путем
повышения эффективности уплотнения его подшипников, стенки углублений на оси, взаимодействующие с выступами уплотнительной
втулки, расположены под острым углом к плоскости, перпендикулярной оси ролика. 2. Ролик по п. 1, отличающийся тем, что уплотнительная втулка снабжена кольцевым
гибким выступом, упруго опирающимся на защитное кольцо, и имеет углубления, расположенные над выступами.
1 Изобретение относится к конвейерному транспорту, а именно к ленточным конвейерам . Известен ролик конвейера, содержащий корпус, ось с установленными на ее концах
подшипниками, защитные кольца и уплотнительные втулки, у которых торцовое
контактное уплотнение создается за счет упругости уплотнительной втулки, с натягом
надеваемой на ось ролика, и торцом, упруго опираемым на защитное кольцо 1. Недостатками такого ролика являются невозможность применения корпусов подщипников
закрытой конструкции и влияние люфта между буртом оси и обоймой подщипника на качество уплотнения. Наиболее близким техническим решением к изобретению является ролик конвейера
, включающий установленный на оси подшипниками и подшипниковыми стаканами
цилиндрический корпус, защитные кольца и уплотнительную втулку с выступами
на внутренней поверхности, расположенными в углублениях на оси, расположенную
между защитными кольцами и подшипниковыми стаканами с возможностью взаимодействия с ними 2. Недостаток этого ролика заключается в том, что при наклоне ролика втулка смещается
, обеспечивая зазрр для проникновения пыли в область подшипникового узла
, что способствует сокращению срока службы ролика. Цель изобретения - повышение долговечности ролика путем повышения эффективности
уплотнения его подшипников. Поставленная цель достигается тем, что
в ролике конвейера, включающем установленный на оси подшипниками и подшипниковыми
стаканами цилиндрический корпус, зашитные кольца и уплотнительную втулку
с выступами на внутренней поверхности, расположенными в углублениях на оси, расположенную
между защитными кольцами и подшипниковыми стаканами с возможнос тью
взаимодействия с ними, стенки углублений на оси, взаимодействующие с выступами
уплотнительной втулки, расположены под острым углом к плоскости, перпендикулярной оси ролика. Кроме того, уплотнительная втулка снабжена кольцевым гибким выступом, упруго
опирающимся на защитное кольцо, и имеет углубления, расположенные над выступами . На фиг. 1 изображен ролик конвейера, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез
А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - уплотнительная втулка; на фиг. 4 - вид с торца на
втулку; на фиг. 5 - вид Б на фиг. 3; на фиг. 6 - участок оси ролика в районе углубления
и силы, действующие на стенки углубления оси и выступы втулки при вращении ролика. Ролик конвейера состоит из цилиндрического корпуса 1 с запрессованными в него
подшипниковыми стаканами 2, .оси 3 с установленными на ее концах подшипниками
4. Подшипники закрыты защитными кольцами 5. Между подшипниковыми стаканами
и защитными кольцами установлены уплотнительные втулки 6 и антифрикционные
кольца 7. Уплотнительные втулки 6 изготовляются из эластичного материала, например
резины. Они имеют на внутренней поверхности два выступа 8. На оси ролика,
в районе установки уплотнительной втулки; выполнены два углубления 9. При сборке
выступы уплотнительной втулки попадают в углубления на оси ролика и стопорят ее от вращения. Усилие, стремящееся вращать уплотнительную втулку (РТР ), возникают в результате
трения её торцов о стенки корпуса подщипника и защитного кольца при
вращении ролика. Так как пространство между корпусом и защитным кольцом заполнено
консистентной смазкой, это усилие имеет знaчиteльнyю величину. Углубления на оси ролика выполняют такой формы, например, треугольной, чтобы
стенки 10, о которые опираются выступы плавающей втулки при вращении ролика,
были расположены под острым углом к плоскости , перпендикулярной оси ролика.
Усилие РТР, стремящееся вращать уплотнительную втулку, оказывает давление через выступы
плавающей втулки на поверхность стенок углублений. В результате этого на
уплотнительную втулку действует реактивная сила 1, направленная
перпендикулярно плоскости стенки. Она разлагается на осевую силу ROC и радиальную Нрад, т. е.
осевая сила Roc будет создавать надежный торцовой контакт уплотнительной втулки с
корпусом подшипника. На ось ролика уплотнительная втулка надевается плотно, но без натяга, что обеспечивает возможность осевого вращения и
поворота до совпадения ее выступов с углублениями на оси. В районе расположения
выступов уплотнительной втулки, на ее торце, выполняют углубления 11, которые способствуют
лучщей податливости выступов при их утапливании во время сборки и таким
образом позволяют свести до минимума влияние выступов на усилие при провороте уплотнительной втулки.
С целью создания усилия, достаточного для проворота уплотнительной втулки до
совпадения ее с углублениями на оси, уплотнительная втулка снабжена гибким кольцевым
выступом 12, упруго опирающимся на защитное кольцо. Гибкость выступа уплотнительной
втулки обеспечивается тем, что его деформация при опоре на защитное