патент
№ RU 2355802
МПК C22C23/04

СПЛАВ НА ОСНОВЕ МАГНИЯ И ИЗДЕЛИЕ, ВЫПОЛНЕННОЕ ИЗ НЕГО

Авторы:
Уридия Зинаида Петровна
Номер заявки
2007139126/02
Дата подачи заявки
23.10.2007
Опубликовано
20.05.2009
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Реферат

Изобретение относится к металлургии, а именно к получению высокопрочных сплавов на основе магния, предназначенных для изготовления корпусов приборов, кронштейнов, барабанов колес и других деталей, применяемых в авиационной технике. Предложен сплав на основе магния следующего химического состава, мас.%: цинк 8,0-8,5; цирконий 0,7-0,9; кадмий 0,1-0,2; серебро 2,5-3,0; бор 0,10-0,15; магний - остальное. Изобретение направлено на повышение предела прочности и текучести, а также технологичности сплава и его литейных свойств, что позволяет получать отливки высокой сложности. 2 н.п. ф-лы, 2 табл.

Формула изобретения

1. Сплав на основе магния, содержащий цинк, цирконий, кадмий, серебро, отличающийся тем, что он дополнительно содержит бор при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Цинк8,0-8,5
Цирконий0,7-0,9
Кадмий0,1-0,2
Серебро2,5-3,0
Бор0,10-0,15
МагнийОстальное

2. Изделие из сплава на основе магния, отличающееся тем, что оно выполнено из сплава по п.1.

Описание

[1]

Изобретение относится к области металлургии, а именно к получению высокопрочных сплавов на основе магния, предназначенных для изготовления корпусов приборов, кронштейнов, барабанов колес и других деталей, применяемых в авиационной технике.

[2]

Известен сплав марки МЛ8 на основе магния следующего химического состава, мас. %:

[3]

Цинк5,5-6,6
Цирконий0,7-1,1
Кадмий0,2-0,8
Примеси≤0,2
Магнийостальное

[4]

(ГОСТ 2856-79 Сплавы магниевые литейные. Технические требования).

[5]

Механические свойства сплава после термической обработки: предел прочности 264 МПа, предел текучести 166,5 МПа, удлинение 4%. Изделиями из этого сплава являются, например, колеса самолетов и их составные детали.

[6]

Недостатками сплава и изделий, выполненных из него, являются низкие механические свойства, склонность к горячеломкости, склонность к появлению трещин в отливках в процессе литья и ограниченная номенклатура производства изделий.

[7]

Известен сплав фирмы Magnesium Elektron, Ltd. следующего химического состава, мас.%:

[8]

Цинкдо 1,3
Цирконий0,2-0,7
Неодим2,0-4,5
РЗМ (с атомным номером 62-71)0,2-0,7
Магнийостальное

[9]

(Заявка № WO 2005035811).

[10]

Механические свойства этого сплава после термической обработки составляют: предел прочности 270-300 МПа, удлинение 4-7%.

[11]

Недостатками сплава являются низкие механические свойства, высокая стоимость сплава за счет большого содержания неодима и других редкоземельных металлов.

[12]

Недостатками изделий из этого сплава является повышенная трудоемкость при производстве.

[13]

Наиболее близким аналогом, взятым за прототип, является сплав марки МЛ18 следующего химического состава, мас.%:

[14]

Цинк7,0-8,0
Цирконий0,7-1,1
Кадмий0,4-1,0
Серебро1,0-1,6
Магнийостальное

[15]

(Справочник «Магниевые сплавы», том 1. М.: «Металлургия», 1978, стр.70).

[16]

Недостатком сплава-прототипа является недостаточно высокий предел текучести, недостаточно высокие литейные свойства, а также сравнительно большое содержание токсичного кадмия.

[17]

Недостатками изделий из сплава-прототипа является склонность к образованию горячих трещин, невозможность получения отливок высокой сложности, повышенная токсичность в процессе их производства и загрязнение токсичными веществами окружающей среды.

[18]

Технической задачей предлагаемого изобретения является создание сплава на основе магния и изделия, получаемого из него, с высокими механическими и литейными свойствами, пониженной токсичностью при его плавке и механической обработке.

[19]

Поставленная техническая задача достигается тем, что предложен сплав на основе магния, включающий цинк, цирконий, кадмий, серебро, который дополнительно содержит бор при следующем соотношении компонентов, мас.%:

[20]

Цинк8,0-8,5
Цирконий0,7-0,9
Кадмий0,1-0,2
Серебро2,5-3,0
Бор0,1-0,15
Магнийостальное

[21]

Авторами установлено, что дополнительное содержание бора при заявленных соотношениях других компонентов в сплаве на основе магния обеспечивает повышение механических и литейных свойств и понижение токсичности в процессе плавки сплава и эксплуатации деталей из него.

[22]

Пример осуществления.

[23]

В тигельную печь загружали магний, после его расплавления в расплав вводили компоненты сплава. Цирконий вводили в жидкий сплав из лигатуры магний-цирконий, бор из борного ангидрида. Затем выполнялись технологические операции, необходимые в процессе приготовления сплава. Готовый жидкий сплав разливали в литейные песчаные формы или в кокиль. Исследования проводились на трех составах предлагаемого сплава и на одном составе сплава-прототипа, указанных в табл.1.

[24]

Таблица 1
Химический состав магниевых сплавов
Состав сплаваХимический состав, мас.%
ZnZrCdAgВMg
18.00.70.12.50.1ост
28.20.80.152.80.12ост
38.50.90.23.00.15ост
прототип7.50.850.701.4-ост

[25]

В табл.2 представлены механические свойства предлагаемого сплава и сплава-прототипа.

[26]

Таблица 2
Механические свойства сплавов
Состав сплаваВид термической обработкиПредел прочности, МПаПредел текучести, МПаОтносительное удлинение, %
20°С150°С
1Т6342,0290,0190,04,5
2Т6345,0297,0200,04,2
3Т6347,0310,0195,04,0
ПрототипТ6335,0245,0160,05,0

[27]

Как видно из табл.2, предлагаемый сплав в сравнении со сплавом-прототипом обладает более высокими механическими свойствами: предел прочности повышается на 10%, предел текучести при температуре 20°С и 150°С - на 20%.

[28]

Кроме того, как показали исследования, у предлагаемого сплава меньшая склонность к образованию горячих трещин при литье, горячеломкость по ширине кольца у предлагаемого сплава 25 мм, а у сплава-прототипа - 30 мм.

[29]

Таким образом, применение предлагаемого сплава в нагруженных изделиях авиационного назначения способствует повышению их надежности и ресурса при эксплуатации, а также позволит получать изделия высокой сложности.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты