патент
№ RU 2435986
МПК F04D1/04

ШНЕКОЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС

Авторы:
Касымов Марат Сайфудинович Чучуркин Александр Васильевич Дроздов Игорь Викторович
Все (4)
Номер заявки
2010125564/06
Дата подачи заявки
23.06.2010
Опубликовано
10.12.2011
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Реферат

Изобретение относится к области насосостроения и предназначено для перекачки жидкостей различной вязкости и содержащих твердые включения, например нефти. Насос состоит из корпуса 2, ротора 1 с установленным на валу рабочим колесом 3 двустороннего входа с полостью 4 во втулке. Перед входом в рабочее колесо 3 установлены шнеки постоянного или переменного шага лопаток. Ротор 1 установлен в подшипниках 9, 10 скольжения, состоящих из втулки, установленной в корпусе, и рубашки 11, закрепленной на валу. Полость 4 во втулке колеса 3 соединена отверстиями 5 с каналами 6 колеса 3. В валу выполнено отверстие - сверление 7, которое соединено с полостью 4 колеса 3 для подвода жидкости к подшипникам 9, 10 и с полостями подшипников 9, 10 при помощи отверстий 8. Втулка и/или рубашка 11 на валу имеет микронеровности, например в виде сферических лунок. Изобретение направлено на создание шнекоцентробежного насоса, обладающего повышенной долговечностью подшипников, повышенным значением КПД насоса при применении более простой конструкции подшипников скольжения, смазываемых очищенной перекачиваемой жидкостью. 1 ил.

Формула изобретения

Шнекоцентробежный насос, состоящий из корпуса, ротора с установленным на валу рабочим колесом двустороннего входа с полостью во втулке, установленными перед входом в рабочее колесо шнеками постоянного или переменного шага лопаток, с подшипниками скольжения, состоящими из втулки, установленной в корпусе и рубашки, закрепленной на валу, отличающийся тем, что полость во втулке рабочего колеса соединена отверстиями с каналами рабочего колеса, в валу выполнено отверстие, которое соединено с полостью рабочего колеса для подвода жидкости к подшипникам и с полостями подшипников при помощи отверстий, при этом втулка и/или рубашка на валу имеет микронеровности, например, в виде сферических лунок.

Описание

[1]

Изобретение относится к области насосостроения и предназначено для перекачки жидкостей различной вязкости и содержащих твердые включения, например нефти.

[2]

Известны насосы, например шнекоцентробежный насос по патенту РФ №2062360, МПК F04D 1/04, 20.06.1996, сущность которого заключается в том, что в насосе применены гидростатические подшипники скольжения с камерами, которые подключены к выходу насоса, и подшипники покрыты материалом на основе карбида бора.

[3]

Известен также шнекоцентробежный насос по патенту РФ №2331795, МПК F04D 9/04, 10.12.2007, в котором для улучшения кавитационных характеристик насосов перед центробежным колесом устанавливается осевое колесо - шнек переменного шага со специально профилированными лопатками, с уменьшающейся площадью к выходу из шнека, а к гидростатическим подшипникам жидкость подводится через гидроциклон, в котором происходит очистка жидкости от твердых включений, а грязная жидкость сбрасывается во всасывающий патрубок насоса. На консоли вала установлена гидростатическая пята с дросселирующими зазорами.

[4]

Это техническое решение, которое по решаемой задаче и техническому результату является наиболее близким к предлагаемому изобретению, имеет ряд недостатков: сложность конструкции, снижение объемного КПД насоса, так как в гидроциклоне только 10-15% жидкости очищается, остальная сбрасывается с нагнетания на всас насоса, дисковые потери в гидропяте также снижают КПД насоса.

[5]

Задачей настоящего изобретения является создание шнекоцентробежного насоса, обладающего повышенной долговечностью подшипников, повышенным значением КПД насоса при применении более простой конструкции подшипников скольжения, смазываемого очищенной перекачиваемой жидкостью.

[6]

Поставленная задача решается тем, что в шнекоцентробежном насосе, состоящем из корпуса, ротора с установленным на валу рабочим колесом двустороннего входа с полостью во втулке, установленными перед входом в рабочее колесо шнеками постоянного или переменного шага лопаток, с подшипниками скольжения, состоящими из втулки, установленной в корпусе и рубашки, закрепленной на валу, согласно изобретению полость во втулке рабочего колеса соединена отверстиями с каналами рабочего колеса, в валу выполнено отверстие, которое соединено с полостью рабочего колеса для подвода жидкости к подшипникам и с полостями подшипников при помощи отверстий, при этом втулка и/или рубашка на валу имеет микронеровности, например в виде сферических лунок.

[7]

Для достижения максимального высокого КПД ротор выполнен с торцовым уплотнением с обеих сторон. За счет этого ротор насоса разгружен от осевых сил, и упорный гидродинамический подшипник выполнен минимального диаметра.

[8]

В отличие от насоса пат. №2331795, у которого шнек помещен в гладкую втулку и диаметр шнека на входе в рабочее колесо меньше диаметра шнека на входе, в предлагаемой конструкции применен шнек постоянного диаметра, что существенно упрощает процесс сборки-разборки и упрощает конструкцию насоса. Шнек может быть как постоянного, так и переменного шага.

[9]

На чертеже показан разрез насоса. Насос состоит из ротора 1, корпуса 2, рабочего колеса 3 двустороннего входа, имеющего полость 4, которая при помощи отверстий 5, число которых совпадает с числом лопаток колеса 3, соединена с каналом 6 рабочего колеса 3. В валу насоса выполнено сверление 7, которое при помощи отверстий 8 соединено с полостью 4. Подшипники 9 и 10 насоса состоят из неподвижной втулки, выполненной из стали с твердым покрытием и чистотой поверхности свыше 1,6 Rz, и вращающейся на валу рубашки 11. Поверхности втулки и/или рубашки 11 имеют регулярные микронеровности, например сферические лунки. На роторе 1 установлены упорные пяты 12, которые образуют с торцом неподвижной втулки рабочий зазор δ, обеспечивая суммарный осевой разбег ротора 1, равный 2δ . На концах ротора 1 установлены торцовые уплотнения 13. Камеры торцовых уплотнений 13 соединены со всасом насоса отверстиями 14.

[10]

Насос работает следующим образом. Перед пуском при выпуске воздуха все полости, каналы и отверстия 4-7 заполняются рабочей жидкостью. При достижении номинальных оборотов возникает перепад давлений между рабочим колесом 3 и всасыванием, обеспечивающий поток жидкости и подвод ее к опорным и упорным подшипникам 9, 10.

[11]

Технический результат достигается за счет того, что в канале 6 рабочего колеса 3 скорость жидкости существенно выше, чем на входе в отверстия 5, твердые частицы вследствие сил вязкости и большего удельного веса «проскакивают» мимо отверстий 5. Случайные частицы, попадающие в полость 4, вследствие скорости, равной нулю, будут сосредоточиваться на большем диаметре, и выбрасываться обратно в рабочее колесо 3. Таким образом, к подшипникам 9, 10 будет подводиться чистая жидкость. Микронеровности на втулке и/или на рубашке 11 вала, выполненные в виде, например, сферических лунок, обеспечивают отсутствие при повторном пуске «сухого трения» и обеспечивают увеличение рабочего зазора в подшипнике за счет возникновения сферических вихрей. Вследствие уравновешенности ротора 1 от осевых сил, случайные осевые силы - незначительны, что позволяет выполнить гидростатическую разгрузку на меньшем диаметре или установить осевые упорные подшипники скольжения. Такое техническое решение позволяют снизить потери трения, повысить КПД насоса и существенно увеличить межремонтный пробег насоса.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты