патент
№ RU 2443604
МПК B64D1/14

БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА АМОРТИЗАЦИИ ДЛЯ АВАРИЙНОГО ПРИЗЕМЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Авторы:
Кулик Сергей Васильевич
Номер заявки
2010133614/11
Дата подачи заявки
11.08.2010
Опубликовано
27.02.2012
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
2
Реферат

Изобретение относится к устройствам летательных аппаратов воздушного транспорта для смягчения удара. Быстродействующая система амортизации для аварийного приземления летательного аппарата содержит источник газонаполнения и оболочку с надуваемым элементом, одно из оснований которой прикреплено к нижней части фюзеляжа летательного аппарата в центре тяжести. Оболочка с надуваемым элементом выполнена в виде основного надувного устройства, представляющего собой замкнутый пневмокаркасный амортизирующий контур, наполняемый источником газа, состоящий из нижнего и верхнего надувных горообразных оснований, связанных надуваемыми стойками, и дополнительного наполняемого демпфирующего устройства, представляющего оболочку, сообщающуюся с внешней окружающей средой посредством перепускных отверстий, расположенных на внешней боковой поверхности размещенную внутри пневмокаркасного амортизирующего контура. Верхнее основание пневмокаркасного амортизирующего контура выполнено меньшего диаметра, чем нижнее основание и прикреплено к нижней части фюзеляжа летательного аппарата. Изобретение направлено на снижение нагрузки при аварийной посадке. 6 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения

1. Быстродействующая система амортизации для аварийного приземления летательного аппарата, преимущественно оснащенного быстродействующей парашютной системой, содержащая, по меньшей мере, один источник газа и оболочку с надуваемым элементом, одно из оснований которой прикреплено к нижней части фюзеляжа летательного аппарата, отличающаяся тем, что оболочка с надуваемым элементом выполнена в виде основного надувного устройства, представляющего собой замкнутый пневмокаркасный амортизирующий контур, связанный с источником газа и состоящий из нижнего и верхнего надувных торообразных оснований, связанных между собой надувными спицами, и дополнительного демпфирующего элемента, представляющего собой свободно наполняемую оболочку, связанную и размещенную между указанными выше торообразными основаниями и спицами, а на внешней боковой поверхности оболочки демпфирующего элемента выполнены перепускные отверстия, при этом верхнее основание пневмокаркасного амортизирующего контура выполнено меньшего диаметра, чем нижнее основание, и прикреплено к нижней части фюзеляжа летательного аппарата преимущественно в районе его центра тяжести.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что источник газа для основного надувного устройства выполнен в виде активируемой автоматически или вручную системы газонаполнения с одним или несколькими воздушными эжекторами.

3. Система по п.2, отличающаяся тем, что воздушные эжекторы системы газонаполнения размещены в полостях верхнего и нижнего оснований и/или стоек замкнутого пневмокаркасного амортизирующего контура, выполненного однообъемным или многосекционным.

4. Система по п.1, отличающаяся тем, что дополнительный свободно наполняемый демпфирующий элемент выполнен однообъемным или многосекционным с полостями, образованными сплошными мягкими радиально расположенными вертикальными перегородками.

5. Система по п.4, отличающаяся тем, что полости, образованные горизонтальными и вертикальными мягкими перегородками, выполнены в виде сот и имеют перепускные отверстия.

6. Система по п.4, отличающаяся тем, что дополнительный демпфирующий элемент в виде замкнутой оболочки, размещенной внутри пневмокаркасного амортизирующего контура и связанной с ним, заполняется при помощи сообщающегося с ней пенообразующего механизма быстро затвердевающей или иной пеной.

7. Система по п.1, отличающаяся тем, что верхнее основание пневмокаркасного амортизирующего контура прикреплено к нижней части фюзеляжа летательного аппарата посредством опорного элемента, выполненного по форме обшивки нижнего обвода фюзеляжа для обеспечения равномерного распределения нагрузки в момент приземления.

Описание

[1]

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для использования в воздушном транспорте и авиационном спорте совместно с быстродействующими парашютными системами для смягчения удара, преимущественно летательных аппаратов (ЛА) в аварийных ситуациях при соприкосновении с поверхностью.

[2]

Быстродействующая система амортизации (БСА) предназначена для демпфирования ударных нагрузок при приземлении ЛА вместе с экипажем и пассажирами в случае применения специальных аварийно-спасательных быстродействующих парашютных систем (БПС).

[3]

Возможность парашютного спасения экипажа и пассажиров вместе с ЛА, а также постоянная актуальность проблемы уменьшения времени введения в действие парашюта привели к созданию отдельного вида парашютной техники -быстродействующих парашютных систем летательных аппаратов (БПС ЛА), для которых характерным является уменьшение времени этапа вытягивания парашютной системы за счет применения ускорителей принудительного вытягивания.

[4]

Появление и применение БПС выявило ряд дополнительных преимуществ таких, как:

[5]

- исключение из схемы спасения этапа выхода и отделения от ЛА людей, что существенно уменьшает время и минимально безопасную высоту от момента принятия решения до момента введения парашютной системы в действие;

[6]

- более комфортные и безопасные для людей (физиологически и психологически) условия при введении парашютной системы в действие, при снижении и аварийном приземлении, т.к. экипаж и пассажиры остаются в креслах на борту ЛА;

[7]

- отсутствует необходимость проведения индивидуальной парашютной подготовки экипажа и пассажиров;

[8]

- отсутствует необходимость приобретать спасательные парашютные системы индивидуального пользования.

[9]

БСА является дополнительным средством повышения безопасности ЛА при использовании БПС в случае аварийной посадки.

[10]

Технический результат изобретения БСА заключается в повышении безопасности экипажа, пассажиров и самого ЛА, обеспечении возможности посадки на любую поверхность и снижения нагрузок, действующих на пассажиров и экипаж при посадке, в повышении свойств плавучести ЛА на водной поверхности, в том числе при сильном ветре и волнении, а также сохранности ЛА после приземления и снижении вероятности причинения материального ущерба и травмирования людей при аварийной посадке ЛА.

[11]

Известно устройство для аварийного спасения летательного аппарата, содержащее парашют, который предназначен для соединения с верхней частью фюзеляжа, и мягкую оболочку пневматического амортизатора, состоящую из первого участка, который предназначен для закрепления на нижней части фюзеляжа, второго промежуточного участка и третьего участка, который предназначен для взаимодействия с поверхностью при спуске, узел крепления упомянутого первого участка оболочки на нижней части фюзеляжа (RU 2180639 С1, B64D 1/14, 2002).

[12]

Для амортизации удара предполагается использовать мягкую оболочку, объем которой значительно больше объема ЛА, а следовательно, необходимо оборудование для наддува с источником газа большого веса.

[13]

Известна также система амортизации для аварийного приземления летательного аппарата, преимущественно оснащенного быстродействующей парашютной системой, имеющей ускоритель принудительного вытягивания, содержащая источник газа и оболочку с надуваемым элементом, одно из оснований которой прикреплено к нижней части фюзеляжа летательного аппарата (US 5944282 А, B64D 1/14, 1999).

[14]

Оборудование, необходимое для указанной системы, увеличивает вес летательного аппарата, а потому уменьшает вес полезной нагрузки, при этом требуется длительное время для наддува мягкой оболочки большого объема.

[15]

Задача изобретения состоит в том, чтобы повысить безопасность при аварийной посадке различных типов летательных аппаратов при снижении веса дополнительного оборудования и повышения быстродействия устройства аварийного спасения.

[16]

Технический результат заключается в повышении безопасности экипажа, пассажиров и самого летательного аппарата, обеспечении возможности посадки на любую поверхность и уменьшении нагрузки, действующей на пассажиров и экипаж при посадке, в повышении свойств плавучести летательного аппарата над водной поверхностью, в том числе при сильном ветре и волнении, а также сохранности летательного аппарата после приземления и снижении вероятности причинения материального ущерба и травмирования людей при падении летательного аппарата на поверхность земли, частные и государственные объекты.

[17]

Изобретение поясняется конкретным примером, который, однако, не является единственно возможным, но наглядно демонстрирует возможность достижения приведенной совокупностью существенных признаков указанного выше технического результата.

[18]

Изобретение поясняется чертежами, где:

[19]

на фиг.1 изображена схема расположения парашюта и быстродействующей системы амортизации для аварийного приземления летательного аппарата перед ударом о поверхность;

[20]

на фиг.2 - схема расположения быстродействующей системы амортизации для аварийного приземления летательного аппарата перед ударом о поверхность;

[21]

на фиг.3 - схема быстродействующей системы амортизации для аварийного приземления летательного аппарата после удара о поверхность.

[22]

Предлагаемая БСА в уложенном состоянии находится в замкнутом объеме в нижней части ЛА, преимущественно в районе его центра тяжести, и содержит: источник подачи и нагнетания газа; трансформируемый пневматический каркас, верхнее основание которого прикреплено к нижней части фюзеляжа ЛА; свободно наполняемую забортным воздухом демпфирующую оболочку, скрепленную с пневматическим каркасом.

[23]

Принцип действия БСА заключается в дополнительном (по отношению к использованию БПС) гашении кинетической энергии аварийного ЛА в процессе его приземления путем использования быстро наполняемого пневмокаркасного амортизатора и связанного с ним и расправляемого им в процессе наддува пневматического, наполняемого забортным воздухом, демпфера.

[24]

Для достижения технического результата по снижению нагрузок при аварийном приземлении ЛА, оснащенного БПС, в БСА применяется быстро наполняемый от источника подачи и нагнетания газа (системы газонаполнения эжекторного типа) трансформируемый пневматический амортизирующий каркас, выполненный в виде надувного устройства, представляющего собой замкнутый однообъемный контур, состоящий из нижнего и верхнего надувных торообразных оснований, связанных надувными спицами.

[25]

Наполняемая демпфирующая оболочка является дополнительным амортизирующим устройством, представляющим собой свободно наполняемую забортным воздухом оболочку с перепускными отверстиями на. ее внешней боковой поверхности, размещенную внутри пневмокаркасного амортизирующего контура, при этом верхнее основание пневматического каркаса выполнено с меньшим диаметром, чем нижнее основание, и прикреплено к нижней части фюзеляжа ЛА. Кроме этого, предпочтительно, чтобы:

[26]

- источник газа для надувного элемента был выполнен в виде активируемой автоматически или вручную системы газонаполнения с воздушным эжектором;

[27]

- воздушные эжекторы размещались в полостях верхнего и нижнего оснований и/или в надувных спицах;

[28]

- наполняемая демпфирующая оболочка была выполнена однообъемной или многосекционной;

[29]

- верхнее основание было прикреплено к нижней части фюзеляжа ЛА посредством опорного элемента, выполненного в виде нижнего обвода фюзеляжа по форме обшивки для обеспечения равномерного давления в момент приземления, прикрепленного к верхнему основанию креплением.

[30]

БСА 1 (фиг.1) для аварийного приземления ЛА 2 (фиг.1-3), оснащенного БПС 3 с элементами 4 подвеса, содержит, по меньшей мере, один источник газа (не показан) и оболочки с надуваемыми и наполняемыми элементами.

[31]

Пневматический каркас выполнен в виде надувного устройства, представляющего собой замкнутый пневмокаркасный амортизирующий контур, наполняемый источником газа, состоящий из нижнего 5 и верхнего 6 надувных торообразных оснований, связанных надувными спицами 7. Наполняемый демпфирующий элемент виде оболочки, представляющий собой дополнительное амортизирующее устройство 8, размещенный внутри пневматического каркаса и связанная с ним, выполненный из прочного воздухонепроницаемого материала с калиброванными перепускными отверстиями 9 для первоначального забора воздуха из атмосферы при наполнении пневматического амортизирующего каркаса и истечения воздуха 10 из оболочки 8 и стравливания избыточного давления в момент приземления. Верхнее основание 6 пневматического каркаса выполнено меньшего диаметра, чем нижнее основание 5 и прикреплено к нижней части фюзеляжа ЛА 2 посредством опорного элемента, выполненного по форме нижнего обвода фюзеляжа ЛА по форме обшивки для обеспечения равномерного давления в момент приземления, прикрепленного к верхнему основанию 6 креплением.

[32]

Система газонаполнения эжекторного типа для пневматического амортизирующего каркаса может быть размещена в нижней части фюзеляжа ЛА 2 и выполнена в виде одного или нескольких исполнительных элементов системы газонаполнения (воздушных эжекторов), которые могут быть размещены непосредственно в полостях верхнего 6 и нижнего 5 оснований или надувных спицах 7. Система газонаполнения активируется автоматически в момент вступления в работу БПС или вручную в случае необходимости. Процесс активации может быть механическим, электрическим или электромеханическим. Конструктивное решение как самой системы газонаполнения эжекторного типа, так и системы его активации в рамках данной заявки не рассматриваются, т.к. относятся к известным средствам.

[33]

Процесс газонаполнения и развертывания БСА должен быть быстрым, что обеспечивается характеристиками системы газонаполнения эжекторного типа. Общее время, необходимое для развертывания свернутого и упакованного устройства БСА, активизации системы газонаполнения и полного надува БСА не должно превышать 10 сек.

[34]

Свободно наполняемая оболочка 8 может иметь полости, образованные горизонтальными и вертикальными перегородками, выполненными в виде сот и имеющими перепускные отверстия.

[35]

Также устройство может быть снабжено пенообразующим механизмом, сообщенным с сотовыми полостями оболочки 8 для их заполнения быстро затвердевающей или иной пеной.

[36]

Устройство БСА работает следующим образом.

[37]

Перед полетом ЛА 2 парашютная система 3 компактно укладывается в парашютном контейнере над верхней частью фюзеляжа, а БСА 1 для аварийного приземления ЛА 2 компактно укладывают, используя средство фиксации сложенного положения, под нижней частью фюзеляжа в районе его центра тяжести.

[38]

Последовательность действий устройства при аварийной посадке ЛА.

[39]

Экипаж и пассажиры располагаются при посадке в ЛА, как и во время полета в сидячем положении на штатных местах. В случае падения ЛА 2 пилот вручную или автоматически приводит в действие БПС 3 и БСА 1, система газонаполнения, которой наполняет замкнутый пневматический каркас активным газом и забортным воздухом посредством воздушных эжекторов, расположенных в каждой изолированной полости: верхнем 6 и нижнем 5 основаниях и надувных спицах 7, создавая избыточное давление разворачивая и наполняя оболочку 8, которая может быть выполнена в виде однообъемной или многосекционной. В процессе спуска ЛА 2 стабилизируется и приземляется приблизительно в горизонтальном положении (фиг.2).

[40]

В момент приземления инерционная масса ЛА 2 через верхнюю мембрану давит на надувной пневматический каркас и наполняемую оболочку 8, которые предназначены для снижения величины ударной нагрузки до безопасного уровня, создавая избыточное давление, которое обеспечивает гашение части кинетической энергии спасаемого ЛА 2 с экипажем и пассажирами в момент касания БСА с землей.

[41]

При контакте нижнего основания 5 с поверхностью земли кинетическая энергия ЛА 2 гасится за счет истечения воздуха из полости наполняемой оболочки 8 через калиброванные перепускные отверстия 9. При этом гашение кинетической энергии дополняется за счет деформации верхнего 6 и нижнего 5 оснований. При таком последовательно совмещенном процессе амортизации происходит нелинейное гашение кинетической энергии аварийно приземляющегося ЛА 2. В процессе приземления устройство БСА обеспечивает эффективное торможение ЛА 2 до скорости менее чем 1,5 м/с.

[42]

В зависимости от полетной массы ЛА полости наполняемой демпфирующей оболочки 8, образованные внутренними мягкими горизонтальными и вертикальными перегородками, могут быть выполнены в виде сот и иметь перепускные отверстиями.

[43]

БСА может быть также (в зависимости от полетной массы ЛА) снабжено пенообразующим механизмом, который срабатывает одновременно с заполнением газом пневматического каркаса от источника газонаполнения и заправляет полости наполняемой демпфирующей оболочки 8 быстрозатвердевающей или иной пеной до образования потребного для амортизации объема пластичного материала.

[44]

При контакте наполняемой оболочки 8, имеющей сотовую конструкцию, с поверхностью земли кинетическая энергия аварийного ЛА гасится за счет стравливания воздуха из сотовых полостей через перепускные отверстия между горизонтальными и вертикальными мягкими внутренними перегородками и перепускными отверстиями внешней поверхности оболочки 8.

[45]

При контакте наполняемой оболочки 8, заполненной пористым пеноматериалом гашение кинетической энергии аварийного ЛА осуществляется за счет деформации этого материала.

[46]

Допустимая величина перегрузки, воздействующей на человека и ЛА при приземлении достигается изменением размеров отверстий в нижней части наполняемой оболочки, высотой сминаемого слоя пены или пористого пеноматериала.

[47]

Данная конструкция позволяет повысить безопасность экипажа, пассажиров и самого ЛА, обеспечить возможность посадки на любую поверхность, уменьшить, нагрузки, действующие на пассажиров и экипаж при посадке, а также сохранить ЛА после приземления.

[48]

Изобретение соответствует условию патентоспособности «промышленная применимость», поскольку его реализация возможна при использовании существующих средств производства с применением известных технологических процессов.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты