патент
№ RU 2243279
МПК C22C23/04

СПЛАВ НА ОСНОВЕ МАГНИЯ И ИЗДЕЛИЕ, ВЫПОЛНЕННОЕ ИЗ НЕГО

Авторы:
Мухина И.Ю. Боков К.А. Жирнов А.Д.
Все (6)
Номер заявки
2003126139/02
Дата подачи заявки
27.08.2003
Опубликовано
27.12.2004
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Реферат

[52]

Изобретение относится к области металлургии, а именно к получению высокопрочных коррозионностойких сплавов на основе магния, предназначенных для изготовления деталей, применяемых в самолетостроении, например реборд, барабанов, колес самолетов. Предложен сплав на основе магния и изделие, выполненное из него. Сплав содержит цинк, кадмий, цирконий, бериллий и титан, при этом он дополнительно содержит висмут и ниобий, при следующем соотношении компонентов, мас.%: Zn 6,5-9,5, Cd 0,01-1,4, Zr 0,7-1,2, Bi 0,01-0,8, Nb 0,01-0,6, Ti 0,004-0,01, Be 0,0006-0,001, Mg остальное. Технический результат - получения сплава магния высокой чистоты по примесям железа, кремния и меди с повышенными коррозионными и механическими свойствами при комнатной и повышенной температурах. 2 н.з.ф-лы, 2 табл.

Формула изобретения

1. Сплав на основе магния, содержащий цинк, кадмий, цирконий, бериллий и титан, отличающийся тем, что он дополнительно содержит висмут и ниобий при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Zn 6,5-9,5

Cd 0,01-1,4

Zr 0,7-1,2

Bi 0,01-0,8

Nb 0,01-0,6

Ti 0, 004-0,01

Be 0,0006-0,001

Mg Остальное

2. Изделие из сплава на основе магния, отличающееся тем, что оно выполнено из сплава по п.1.

Описание

[1]

Изобретение относится к области металлургии, а именно к получению высокопрочных коррозионностойких сплавов на основе магния, предназначенных для изготовления реборд, барабанов колес самолетов и т.д., применяемых в авиационной технике.

[2]

Известен сплав ZK60A фирмы Magnesium Elektron Ltd, Англия, имеющий следующий химический состав, мас.%:

[3]

Zn 4,8-6,2

[4]

Zrmin 0,45

[5]

Mg Остальное

[6]

(ASTM Standart Specification for Magnesium Alloy Forgings, В 91-87)

[7]

Сплав обладает недостаточно высокими механическими свойствами. Недостатком изделия, выполненного из этого сплава, является склонность к ликвации структурных составляющих сплава в отливках и наличие микрорыхлот различной степени.

[8]

Известен сплав марки МЛ 12 на основе магния, следующего химического состава, мас.%:

[9]

Zn 4,0-5,0

[10]

Zr 0,6-1,1

[11]

Примеси ≤0,22

[12]

Mg Остальное

[13]

(ГОСТ 2856-79. Сплавы магниевые литейные. Технические требования.)

[14]

Изделиями из этого сплава являются, например, колеса самолетов, барабаны, реборды и т.д.

[15]

Недостатками сплава являются низкие механические свойства. Недостатками изделий из известного сплава являются сравнительно низкие механические свойства и ограниченная номенклатура производства изделий.

[16]

Наиболее близким аналогом, взятым за прототип, является литейный сплав на основе магния следующего химического состава, мас.%:

[17]

Zn 5-7

[18]

Zr 0,6-1,1

[19]

Cd 0,1-3

[20]

Be ≤0,05

[21]

Mg Остальное

[22]

Сплав может дополнительно содержать, мас.%:

[23]

Ti ≤0,1

[24]

Са ≤0,3

[25]

РЗМ ≤0,5

[26]

(А.с. СССР №206837)

[27]

Сплав содержит в качестве примесей алюминий, железо, кремний, медь, никель.

[28]

Изделиями из сплава-прототипа являются, например, кронштейны, фермы, детали управления, барабаны, детали приборов, агрегатов и др.

[29]

Недостатками сплава-прототипа являются недостаточно высокие коррозионная стойкость и механические свойства при нормальной и повышенной температурах.

[30]

Недостатками изделий из сплава-прототипа являются пониженный ресурс и надежность при их эксплуатации.

[31]

Технической задачей изобретения является создание сплава на основе магния и изделия, полученного из него, с повышенными коррозионными и механическими свойствами при нормальной и повышенной температурах, высокой чистотой по примесям железа, кремния, меди.

[32]

Поставленная техническая задача достигается тем, что предложен сплав на основе магния, включающий цинк, кадмий, цирконий, бериллий и титан, который дополнительно содержит висмут и ниобий при следующих соотношениях компонентов, мас.%:

[33]

Zn 6,5-9,5

[34]

Cd 0,01-1,4

[35]

Zr 0, 7-1,2

[36]

Bi 0,01-0,8

[37]

Nb 0,01-0,6

[38]

Ti 0,004-0,01

[39]

Be 0,0006-0,001

[40]

Mg Остальное

[41]

и изделие, выполненное из него.

[42]

Авторами установлено, что дополнительное содержание висмута и ниобия при заявленных соотношениях других компонентов в сплаве на основе магния обеспечивает полное прохождение процесса модифицирования и рафинирования сплава, повышая этим механические свойства при нормальной и повышенной температурах и коррозионную стойкость.

[43]

Пример осуществления.

[44]

В тигельную печь загружают магний, после его расплавления в расплав вводят компоненты сплава. Цирконий и ниобий вводят в сплав из лигатур магний-цирконий и магний-ниобий. Затем выполняются технологические операции, необходимые в процессе приготовления сплава, в том числе операция введения в жидкий сплав бериллия для снижения окисляемости сплава в процессе его плавки и разливки по формам. Готовый жидкий сплав разливают в литейные песчаные формы или в кокиль. Плавки и исследования проводились на трех составах предлагаемого сплава и на одном составе сплава-прототипа, указанных в таблице №1.

[45]

Механические свойства и коррозионная стойкость исследовались на образцах в термообработанном состоянии по режимам Т6 и T61. Коррозионная стойкость образцов определялась по количеству выделившегося водорода при испытании их в 3%-ном растворе хлористого натрия в течение 48 ч.

[46]

Механические свойства и коррозионная стойкость различных составов предлагаемого сплава и сплава-прототипа приводятся в таблице №2.

[47]

Анализ данных таблиц №1 и №2 показывает, что предлагаемый сплав превосходит сплав-прототип по следующим характеристикам:

[48]

При температуре 20°С: по пределу прочности на 10-20%, по пределу текучести на 15-25%.

[49]

При температуре 150°С: по пределу прочности на 11-20%, по пределу текучести на 18-38%, по коррозионной стойкости в 2,0-3,6 раза.

[50]

Предлагаемый сплав не токсичен, его производство не требует дополнительного оборудования, а изделия из него в сравнении с изделиями из сплава-прототипа имеют более высокую надежность, длительный ресурс и могут эксплуатироваться во всеклиматических условиях.

[51]

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты