Изобретение относится к области металлургии, а именно к получению высокопрочных коррозионностойких
сплавов на основе магния, предназначенных для изготовления деталей, применяемых в самолетостроении, например реборд, барабанов, колес самолетов. Предложен сплав на основе магния и изделие, выполненное
из него. Сплав содержит цинк, кадмий, цирконий, бериллий и титан, при этом он дополнительно содержит висмут и ниобий, при следующем соотношении компонентов, мас.%: Zn 6,5-9,5, Cd 0,01-1,4, Zr 0,7-1,2,
Bi 0,01-0,8, Nb 0,01-0,6, Ti 0,004-0,01, Be 0,0006-0,001, Mg остальное. Технический результат - получения сплава магния высокой чистоты по примесям железа, кремния и меди с повышенными коррозионными и
механическими свойствами при комнатной и повышенной температурах. 2 н.з.ф-лы, 2 табл.
1.
Сплав на основе магния, содержащий цинк, кадмий, цирконий, бериллий и титан, отличающийся тем, что он дополнительно содержит висмут и ниобий при следующем соотношении компонентов, мас.%: Zn 6,5-9,5 Cd 0,01-1,4 Zr 0,7-1,2 Bi 0,01-0,8 Nb 0,01-0,6 Ti 0,
004-0,01 Be 0,0006-0,001 Mg Остальное 2. Изделие из сплава на основе магния, отличающееся тем, что оно
выполнено из сплава по п.1.
Изобретение относится к области
металлургии, а именно к получению высокопрочных коррозионностойких сплавов на основе магния, предназначенных для изготовления реборд, барабанов колес самолетов и т.д., применяемых в авиационной
технике. Известен сплав ZK60A фирмы Magnesium Elektron Ltd, Англия, имеющий следующий химический состав, мас.%: Zn 4,8-6,2 Zrmin 0,45 Mg Остальное (ASTM Standart Specification for Magnesium Alloy Forgings, В 91-87) Сплав обладает недостаточно высокими механическими свойствами. Недостатком изделия,
выполненного из этого сплава, является склонность к ликвации структурных составляющих сплава в отливках и наличие микрорыхлот различной степени. Известен сплав марки МЛ 12 на основе
магния, следующего химического состава, мас.%: Zn 4,0-5,0 Zr 0,6-1,1 Примеси ≤0,22 Mg Остальное (ГОСТ 2856-79.
Сплавы магниевые литейные. Технические требования.) Изделиями из этого сплава являются, например, колеса самолетов, барабаны, реборды и т.д. Недостатками сплава являются
низкие механические свойства. Недостатками изделий из известного сплава являются сравнительно низкие механические свойства и ограниченная номенклатура производства изделий. Наиболее
близким аналогом, взятым за прототип, является литейный сплав на основе магния следующего химического состава, мас.%: Zn 5-7 Zr 0,6-1,1 Cd 0,1-3 Be ≤0,05 Mg Остальное Сплав может дополнительно содержать, мас.%: Ti ≤0,1 Са ≤0,3 РЗМ
≤0,5 (А.с. СССР №206837) Сплав содержит в качестве примесей алюминий, железо, кремний, медь, никель. Изделиями из сплава-прототипа являются,
например, кронштейны, фермы, детали управления, барабаны, детали приборов, агрегатов и др. Недостатками сплава-прототипа являются недостаточно высокие коррозионная стойкость и
механические свойства при нормальной и повышенной температурах. Недостатками изделий из сплава-прототипа являются пониженный ресурс и надежность при их эксплуатации.
Технической задачей изобретения является создание сплава на основе магния и изделия, полученного из него, с повышенными коррозионными и механическими свойствами при нормальной и повышенной
температурах, высокой чистотой по примесям железа, кремния, меди. Поставленная техническая задача достигается тем, что предложен сплав на основе магния, включающий цинк, кадмий,
цирконий, бериллий и титан, который дополнительно содержит висмут и ниобий при следующих соотношениях компонентов, мас.%: Zn 6,5-9,5 Cd 0,01-1,4 Zr 0,
7-1,2 Bi 0,01-0,8 Nb 0,01-0,6 Ti 0,004-0,01 Be 0,0006-0,001 Mg Остальное и изделие, выполненное из
него. Авторами установлено, что дополнительное содержание висмута и ниобия при заявленных соотношениях других компонентов в сплаве на основе магния обеспечивает полное прохождение
процесса модифицирования и рафинирования сплава, повышая этим механические свойства при нормальной и повышенной температурах и коррозионную стойкость. Пример осуществления. В тигельную печь загружают магний, после его расплавления в расплав вводят компоненты сплава. Цирконий и ниобий вводят в сплав из лигатур магний-цирконий и магний-ниобий. Затем выполняются
технологические операции, необходимые в процессе приготовления сплава, в том числе операция введения в жидкий сплав бериллия для снижения окисляемости сплава в процессе его плавки и разливки по
формам. Готовый жидкий сплав разливают в литейные песчаные формы или в кокиль. Плавки и исследования проводились на трех составах предлагаемого сплава и на одном составе сплава-прототипа, указанных в
таблице №1. Механические свойства и коррозионная стойкость исследовались на образцах в термообработанном состоянии по режимам Т6 и T61. Коррозионная стойкость образцов определялась по
количеству выделившегося водорода при испытании их в 3%-ном растворе хлористого натрия в течение 48 ч. Механические свойства и коррозионная стойкость различных составов предлагаемого
сплава и сплава-прототипа приводятся в таблице №2. Анализ данных таблиц №1 и №2 показывает, что предлагаемый сплав превосходит сплав-прототип по следующим характеристикам: При температуре 20°С: по пределу прочности на 10-20%, по пределу текучести на 15-25%. При температуре 150°С: по пределу прочности на 11-20%, по пределу текучести на
18-38%, по коррозионной стойкости в 2,0-3,6 раза. Предлагаемый сплав не токсичен, его производство не требует дополнительного оборудования, а изделия из него в сравнении с изделиями из
сплава-прототипа имеют более высокую надежность, длительный ресурс и могут эксплуатироваться во всеклиматических условиях.