для стартапов
и инвесторов
Изобретение направлено на повышение точности определения кратчайшего расстояния и направления
на линию электропередачи (ЛЭП). Указанный технический результат достигается за счет того, что на борту летательного аппарата (ЛА) измеряют в связанной системе координат взаимно ортогональные
компоненты B1, B2, В3 вектора индукции магнитного поля промышленной частоты, пересчитывают их в компоненты Вх, By, Bz вектора индукции
магнитного поля в земной математической декартовой системе координат, совмещенной с направлением горизонтального движения ЛА, и по ним определяют азимут Z, угол места Е и кратчайшее расстояние D до
ЛЭП по предложенным формулам, в которых учитывается текущее и предыдущее значения модуля вектора индукции магнитного поля, эффективная высота подвески проводов ЛЭП над поверхностью земли, а также
ориентация ЛА, высота над уровнем земли и его горизонтальная скорость. 4 ил.
Способ определения кратчайшего расстояния и направления на линию электропередачи (ЛЭП)
с борта летательного аппарата, заключающийся в том, что на борту летательного аппарата (ЛА) измеряют в связанной системе координат взаимно ортогональные компоненты B1, B2, В3 вектора индукции магнитного поля промышленной частоты, пересчитывают их в компоненты Вх, By, Bz вектора индукции магнитного поля в земной системе координат,
совмещенной с направлением горизонтального движения ЛА, и по ним определяют азимут Z, угол места Е и кратчайшее расстояние D до ЛЭП по формулам Z=arctg(By/Bx)-(n-1)·(π/2); E=arcos(Bz/Bm)-(n-1)·(π/2); D=(H-h)(Bm/Bh); где n=(Bm-Bmp)/abs(Bm-Bmp) - множитель для устранения неоднозначности отсчета направления на ЛЭП; Bm
=sqrt(Bx2+By2+Bz2) - текущее значение модуля вектора индукции магнитного поля; Вmp - значение модуля вектора
индукции магнитного поля предыдущего измерения; Bh=sqrt(Bx2+By2) - горизонтальная компонента вектора
индукции магнитного поля в земной системе координат; h=Hp-ctg(Ep)·(H-Hp+dD·ctg(E))/(ctg(E)-ctg(Ep)) - эффективная высота подвески
проводов ЛЭП над поверхностью земли; Н - текущее значение высоты полета ЛА над поверхностью земли; Нр - значение высоты полета ЛА в момент
предыдущего измерения; Ер - значение угла места ЛЭП в момент предыдущего измерения; dD=vh·Δt·cos(Z)
- горизонтальное приближение ЛА в направлении ЛЭП; vh - горизонтальная составляющая вектора скорости ЛА; Δt - интервал времени между
текущим и предыдущим измерениями.
Изобретение
относится к технике систем для предотвращения столкновений летательного аппарата (ЛА) с элементами линии электропередачи (ЛЭП) и может быть применено для повышения безопасности полетов ЛА. Задача обнаружения ЛЭП с борта ЛА является весьма актуальной в связи с участившимися авариями ЛА, связанными со столкновением с ЛЭП. Известен способ обнаружения ЛЭП, основанный
на приеме УКВ электромагнитных колебаний, генерируемых ЛЭП, при помощи нескольких антенн, расположенных на борту ЛА (RU 2156985 С2, МПК 7 G01S 13/93, G08G 5/04, 27.09.2000). Применение данного способа
сдерживается сложностью практической реализации на борту ЛА, требующей установки нескольких разнесенных устройств. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к
настоящему изобретению является способ определения кратчайшего расстояния до высоковольтной ЛЭП с борта ЛА (RU 2260198 С2, МПК 7 G01S 13/93, G08G 5/04, 20.12.2005), заключающийся в измерении
ортогональных компонент модуля напряженности электрического поля промышленной частоты на борту ЛА, пересчете измеренных компонент в земную систему координат, расчете направления и кратчайшего
расстояния до ЛЭП по предлагаемым формулам, использующим вертикальную компоненту напряженности электрического поля, измеряемую на борту ЛА. Недостатками способа прототипа является низкая
точность определения дальности и направления на ЛЭП в связи с зависимостью пространственного распределения электрического поля, создаваемого ЛЭП, от ландшафта подстилающей поверхности, а так же в
связи с отсутствием учета высоты подвески проводов ЛЭП над поверхностью земли. Искажение пространственного распределения силовых линий электрического поля вокруг ЛЭП по сравнению с
распределением в свободном пространстве обусловлено существенным отличием диэлектрической проницаемости воздуха и почвы. Так, диэлектрическая проницаемость воздуха составляет величину εв≈1,0006, а для почвы достигает εп=30 и зависит от содержания влаги (см. Кухлинг X. Справочник по физике: Пер. с нем. - М.: Мир, 1983. - С.476, табл.41).
Задача, на решение которой направлено данное изобретение, заключается в обнаружении ЛЭП с борта ЛА с характеристиками, обеспечивающими снижение вероятности столкновения ЛА с ЛЭП.
Технический результат, достигаемый при использовании настоящего изобретения, заключается в повышении точности определения кратчайшего расстояния и направления на ЛЭП. Поставленная задача
с достижением упомянутого выше технического результата решается тем, что предложен способ определения кратчайшего расстояния и направления на ЛЭП с борта ЛА, заключающийся в том, что на борту
летательного аппарата (ЛА) измеряют в связанной системе координат взаимно ортогональные компоненты B1, B2, В3 вектора индукции магнитного поля промышленной частоты,
пересчитывают их в компоненты Вх, By, Bz вектора индукции магнитного поля в земной математической декартовой системе координат, совмещенной с направлением
горизонтального движения ЛА, и по ним определяют азимут Z, угол места Е и кратчайшее расстояние D до ЛЭП по формулам: Z=arctg(By/Bx)-(n-1)×(π/2); Е=arcos(Bz/Bm)-(n-1)×(π/2); D=(H-h)(Bm/Bh); где n=(Вm-Bmp
)/abs(Bm-Вmp) - множитель для устранения неоднозначности отсчета направления на ЛЭП; Вm=sqrt(Вх2+By2+Bz2) - текущее значение модуля вектора индукции магнитного поля; Bmp - значение модуля вектора индукции магнитного поля предыдущего измерения; Вh
=sqrt(Вх2+By2) - горизонтальная компонента вектора индукции магнитного поля в земной системе координат; h=Нр
-ctg(Ep)×(H-Нр+dD×ctg(E))/(ctg(E)-ctg(Ep)) - эффективная высота подвески проводов ЛЭП над поверхностью земли; Н - текущее значение высоты
полета ЛА над поверхностью земли; Нр - значение высоты полета ЛА в момент предыдущего измерения; Ер - значение угла места ЛЭП в момент предыдущего
измерения; dD=vh×Δt×cos(Z) - горизонтальное приближение вертолета в направлении ЛЭП; vh - горизонтальная составляющая вектора
скорости вертолета; Δt - интервал времени между текущим и предыдущим измерениями. Получение технического результата обусловлено тем, что для определения
кратчайшего расстояния и направления на ЛЭП используется магнитное поле, создаваемое ЛЭП. Использование магнитного поля для измерений возможно за счет того, что в реальных условиях, определяемых
действующими значениями разбалансов токов в проводах и разбалансов фазовых сдвигов между токами, силовые линии магнитного поля вокруг ЛЭП в дальней зоне приближаются к виду концентрических
окружностей. При этом за счет малого отличия магнитной проницаемости воздуха и земли магнитное поле практически не чувствительно к наличию и свойствам подстилающей поверхности.
Магнитная проницаемость воздуха составляет всего лишь μв≈1.0000004, а для основных земных пород не превышает величины μп≈1.01 (см. Кухлинг X. Справочник по физике: Пер. с
нем. - М.: Мир, 1983. С.476, табл.42; Магниторазведка: Справочник геофизика. / Под редакцией В.Е.Никитского, Ю.С.Глебовского. - М.: Недра, 1990. - С.378). Таким образом, магнитные
проницаемости воздуха и земли мало отличаются другу от друга в отличие от соответствующих электрических проницаемостей, поэтому подстилающая поверхность и погода гораздо слабее влияют на величину и
распределение магнитного поля в пространстве, окружающем ЛЭП, по сравнению с электрическим полем. Изобретение иллюстрируется чертежами, на которых изображено: на фиг.1
- расположение силовых линий магнитного поля вокруг проводов ЛЭП, вызванных протеканием транспортного тока по проводам; на фиг.2 - рисунок, иллюстрирующий геометрические соотношения для
определения угла места ЛЭП; на фиг.3 - рисунок, иллюстрирующий геометрические соотношения для определения азимута и кратчайшего расстояния до ЛЭП; на фиг.4 - рисунок,
иллюстрирующий геометрические соотношения для определения эффективной высоты подвески проводов ЛЭП над поверхностью земли. В идеальном случае пространственного разнесения проводов с
одинаковыми токами, напряжениями и фазами магнитное поле вокруг трехфазной ЛЭП имеет дипольное распределение. На практике такая ситуация практически никогда не выполняется, а имеет место разбаланс.
Расчеты показывают, что при типичном разбалансе токов в 10% и фазовых сдвигов до 5° силовые линии магнитного поля вокруг ЛЭП в дальней зоне достаточно хорошо приближаются к виду концентрических
окружностей (см. фиг.1). При этом величина индукции магнитного поля на дальности 1000 метров от ЛЭП достигает вполне измеряемой величины в единицы миллигаусс при среднем токе в фазе - 1000 ампер.
Закон изменения индукции при удалении от ЛЭП мягче, чем D-2, и зависит от разбаланса ЛЭП. Кратчайшее расстояние D до ЛЭП определяется по направлению перпендикуляра,
проведенного от ЛА к проводам длинной ЛЭП (см. фиг.3). Направление на ЛЭП задается азимутом Z и углом места Е направления кратчайшего расстояния до ЛЭП (см. фиг.3 и фиг.4). Способ
осуществляют следующим образом. На борту летательного аппарата (ЛА) измеряют в связанной системе координат взаимно ортогональные компоненты B1, В2, В3
вектора индукции магнитного поля промышленной частоты и пересчитывают их в компоненты Вх, By, Bz вектора индукции магнитного поля в земной математической декартовой
системе координат, совмещенной с направлением горизонтального движения ЛА. При этом ось "х" совпадает с направлением движения ЛА, ось "y" направлена влево по поверхности земли, ось "z"
- вертикально вверх от поверхности земли (см. фиг.3). Для пересчета применяют значения курса, тангажа и скольжения ЛА, получаемые от бортовой навигационной системы. Стандартная процедура пересчета,
основанная на использовании матрицы поворота на углы Эйлера, широко известна и описана (Справочник по математике (для научных работников и инженеров). Г.Корн, Т.Корн. - М.: Наука, 1973.
- С.449-455). По текущим значениям компонент Вх, By, Bz, измеренным в точке В, и их значениям, полученным в предыдущем измерении в точке А, вычисляют
азимут Z, угол места Е и кратчайшее расстояние D до ЛЭП. Азимут Z определяют из геометрических соотношений, приведенных на фиг.3, по формуле: Z=arctg(By/Bx)-(n-1)×(π/2); где n=(Вm-Bmp)/abs(Bm-Вmp) - множитель для устранения неоднозначности отсчета направления на ЛЭП,
представляющий собой индекс нарастания модуля вектора индукции магнитного поля при перемещении из точки А в точку В и принимающий значение (+1) или (-1) при приближении или удалении от ЛЭП
соответственно; Вm=sqrt(Вх2+By2+Bz2) - текущее значение модуля вектора индукции магнитного поля, измеренное в точке В; Bmp - значение модуля вектора индукции магнитного поля предыдущего измерения, измеренное в точке А. На фиг.2 приведено положение горизонтальной Вh=
sqrt(Вх2+By2) и вертикальной Bz компонент вектора индукции магнитного поля в земной системе координат в точке нахождения ЛА над видимой
внизу ЛЭП. Видно, что ЛА находится на концентрической силовой линии магнитного поля ЛЭП. Угол места Е определяют из геометрических соотношений, приведенных на фиг.2, по формуле: Е=arcos(Bz/Bm)-(n-1)×(π/2). Кратчайшую дальность D до ЛЭП определяют из геометрических соотношений, приведенных на фиг.4, по формуле: D=(H-h)(Bm/Bh). Высота Н полета ЛА, измеряемая бортовым высотомером ЛА, определяется до поверхности земли и не учитывает высоту h подвески проводов ЛЭП,
которая может достигать значительных величин. Учет эффективной высоты подвески проводов над поверхностью земли производится по формуле: h=Нр-ctg(Ep)×
(H-Нр+dD×ctg(E))/(ctg(E)-ctg(Ep)), где H - текущее значение высоты полета ЛА над поверхностью земли; Нp - значение
высоты полета ЛА в момент предыдущего измерения; Ер - значение угла места ЛЭП в момент предыдущего измерения; dD=vh×Δt×cos(Z)
- горизонтальное приближение вертолета в направлении ЛЭП; vh - горизонтальная составляющая вектора скорости вертолета; Δt - интервал времени между
текущим и предыдущим измерениями. Чертежи, приведенные на фиг.3 и фиг.4, иллюстрируют получение указанных формул. На фиг.3 показаны два положения ЛА, соответствующих соседним измерениям
магнитного поля, выполняемым на борту с частотой в единицы-десятки герц. Предполагается, что между соседними измерениями ЛА совершает прямолинейное движение. Боковыми ускорениями за столь малые
времена пренебрегаем. Видно, что азимут Z направления кратчайшего расстояния на ЛЭП остается неизменным в ходе прямолинейного движения ЛА. Тогда из фиг.3 ясно, что горизонтальное перемещение ЛА в
направлении кратчайшего расстояния до ЛЭП dD может быть определено из данной выше формулы. Из фиг.4 видно, что две соседние точки наблюдения А и В (А - точка предыдущего измерения, В
- точка текущего измерения) соединяются с поверхностью земли прямыми - линиями визирования, пересекающимися на вершине опоры ЛЭП, высоту которой и требуется определить. Очевидно, что решение системы
из двух уравнений, описывающих обе линии визирования, даст координаты точки пересечения, одна из которых и является высотой подвески h проводов ЛЭП над поверхностью земли. Провисанием проводов в
данном рассмотрении пренебрегаем. Для точки А уравнение линии визирования на вершину опоры ЛЭП выглядит: у′=-ctg(Ep)×х′+Нр. Для второй точки соответственно: у′=-ctg(E)×х′+Н+dD×ctg(E), причем (см. фиг.4) ось "y′"направлена вверх, ось "х′"
- вправо. Решая систему уравнений, находим данное выше выражение для эффективной высоты h подвески проводов ЛЭП, учет которой позволяет существенно увеличить точность определения
текущего кратчайшего расстояния до ЛЭП. Заявляемый способ может быть осуществлен с помощью устройства, содержащего бортовой вычислитель, связанный с измерителем магнитного поля,
адаптером бортовой вычислительной системы и индикатором. Измеритель магнитного поля (см., например, Ю.В.Афанасьев, Н.В.Студенцов, А.П.Щелкин. Магнитометрические преобразователи, приборы, установки.
Энергия. Ленинградское отделение. 1972. - С.160-228) измеряет взаимно ортогональные компоненты B1, B2, В3 вектора индукции магнитного поля, необходимые для
функционирования устройства. Адаптер бортовой навигационной системы формирует сигналы для ввода в бортовой вычислитель, которые отражают текущую ориентацию ЛА, высоту над уровнем земли и его
горизонтальную скорость. Бортовой вычислитель принимает сигналы от измерителя магнитного поля и адаптера и рассчитывает кратчайшее расстояние и направление на ЛЭП по формулам, заявленным в настоящем
изобретении. Индикатор предназначен для информирования экипажа ЛА о дальности и направлении на ЛЭП. Оценка точности заявленного способа показывает, что при указанных выше величине
транспортного тока и типичных разбалансах позиционирование ЛЭП на дальности 1000 метров может осуществляться со следующими погрешностями: по дальности - на уровне 10% от дальности, по азимуту - не
более 5°, по углу места - не более 10°. Приведенные величины являются достаточными для существенного снижения вероятности столкновения ЛА с элементами ЛЭП.
Предложенный способ определения кратчайшего расстояния и направления на ЛЭП с борта ЛА по магнитному полю, создаваемому ЛЭП, функционирует при полете ЛА над пересеченной местностью, где
функционирование прототипа неэффективно.