Изобретение относится к транспорту, а
именно к буксировочным устройствам, и может быть использовано в тягово-сцепных устройствах для легковых автомобилей со сцепкой шарового типа. Тягово-сцепное устройство для легкового автомобиля
содержит поперечину с элементами крепления к кузову автомобиля, продольную балку, соединенную с поперечиной, и сцепной шар, установленный на продольной балке. Поперечина снабжена кронштейном для
соединения с продольной балкой. Элементы крепления поперечины к кузову автомобиля выполнены из двух жестко соединенных между собой изогнутых частей. Продольная балка выполнена разъемной, имеет
переднюю и заднюю части. Передняя часть выполнена изогнутой и снабжена кронштейном для установки на днище кузова легкового автомобиля и фланцем. Задняя часть снабжена фланцем для разъемного соединения
с фланцем передней части продольной балки. Сцепной шар установлен на задней части. Кронштейн поперечины предназначен для установки фланцев передней и задней частей продольной балки и соединения их с
поперечиной посредством разъемного соединения. Технический результат - создание разборного тягово-сцепного устройства, удовлетворяющего международным нормам, технологичного в изготовлении и удобного
при монтаже на автомобиль. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
1. Тягово-сцепное устройство для легкового автомобиля, содержащее поперечину с элементами крепления к кузову автомобиля, продольную балку, соединенную с поперечиной, и сцепной шар,
установленный на продольной балке, отличающееся тем, что поперечина снабжена кронштейном для соединения с продольной балкой, а элементы крепления поперечины к кузову автомобиля выполнены из двух
жестко соединенных между собой изогнутых частей, продольная балка выполнена разъемной, имеет переднюю и заднюю части, передняя часть выполнена изогнутой и снабжена кронштейном для установки на днище
кузова легкового автомобиля и фланцем, задняя часть снабжена фланцем для разъемного соединения с фланцем передней части продольной балки, а сцепной шар установлен на задней части, причем кронштейн
поперечины предназначен для установки фланцев передней и задней частей продольной балки и соединения их с поперечиной посредством разъемного соединения.
2. Тягово-сцепное устройство по п.1, отличающееся тем, что сцепной шар выполнен съемным.
Изобретение относится к транспорту, а именно к буксировочным устройствам, и может быть использовано в тягово-сцепных устройствах для легковых автомобилей
со сцепкой шарового типа. Известно тягово-сцепное устройство для легкового автомобиля по патенту Российской федерации №2020081, кл. В 60 D 1/06, 1/14, 1994 г. Оно содержит сцепной шар,
установленный на изогнутом штыре, связанным с фланцем. Фланец скреплен с продольной балкой. Балка изогнута на 1/3-1/4 своей длины в сторону поперечной балки и скреплена с ней несколькими
треугольниками связи с цилиндрическими выборками на гипотенузе, сопрягающимися с поперечной балкой, и большими катетами - с продольной балкой, двумя усиливающими элементами, скрепленными с поперечной
балкой и треугольниками связи, со шпильками крепления страховочного устройства и штепсельного разъема. Поперечная балка снабжена крепежными элементами, взаимодействующими с буксировочными проушинами
автомобиля. Продольная балка снабжена полукруглой крепежной скобой, установленной на 1/3-1/4 ее длины и крепежным флажком, отогнутым вниз на 1/2-1/3 диаметра балки и скрепленным с панелью кузова
автомобиля. Однако это устройство представляет собой сложную сварную (неразъемную) конструкцию, не удовлетворяющую международным нормам. Известно тягово-сцепное устройство
для легкового автомобиля по патенту Российской Федерации №2025292, кл. в 60 D 1/14, 1994 г., принятое заявителем за прототип и содержащее опорную сферу, которая закреплена на продольной балке.
Последняя жестко соединена с поперечной балкой двумя треугольными кронштейнами. Каждый кронштейн выполнен соответствующим образом, чтобы обеспечить технологичность. Штепсельный разъем установлен на
щитке, который связан с поперечной балкой. Однако эта конструкция является неразъемной, сварной, что противоречит международным условиям эксплуатации устройств, имеет недостаточную
надежность и неудобно при установке. Технической задачей изобретения является создание разборного тягово-сцепного устройства, удовлетворяющего международным нормам, технологичного в
изготовлении и удобного при монтаже на автомобиль. Поставленная задача решается тем, что в предлагаемом решении поперечина снабжена кронштейном для соединения с продольной балкой, а
элементы крепления поперечины к кузову автомобиля выполнены из двух, жестко соединенных между собой, изогнутых частей, продольная балка выполнена разъемной, имеет переднюю и заднюю части, передняя
часть выполнена изогнутой и снабжена кронштейном для установки на днище кузова легкового автомобиля и фланцем, задняя часть снабжена фланцем для разъемного соединения с фланцем передней части
продольной балки, а сцепной шар установлен на задней части, причем кронштейн поперечины предназначен для установки фланцев передней и задней частей продольной балки и соединения их с поперечиной
посредством разъемного соединения. Кроме того, сцепной шар выполнен съемным. На фиг.1 изображено тягово-сцепное устройство для легкового автомобиля в сборе;
на фиг.2 - поперечина в сборе с кронштейном и элементами крепления; на фиг.3 - продольная балка в разъемном положении; на фиг.4 - сечение А-А на фиг.1, фрагмент крепления
поперечины и продольной балки; на фиг.5 - сечение Б-Б на фиг.2; на фиг.6 - сечение В-В на фиг.2. Тягово-сцепное устройство для легкового автомобиля
содержит поперечину 1 с элементами крепления 2 и 3 поперечины 1 к кузову автомобиля, продольную балку 4, соединенную с поперечиной 1, и сцепной шар 5, установленный на продольной балке 4. Элементы 2 и
3 установлены попарно с каждого конца поперечины 1 и выполнены каждый из двух жестко соединенных между собой изогнутых по радиусу частей. Поперечина 1 снабжена кронштейном 6, жестко
установленным на средней ее части, а на кронштейне 6 установлен щиток 7 под штепсельный разъем. Продольная балка 4 выполнена разъемной и имеет переднюю 8 и заднюю 9 части. Передняя часть 8 выполнена
изогнутой и снабжена жестко установленными на ней кронштейном 10, служащим для установки на днище кузова легкового автомобиля, и фланцем 11, фланец 11 дополнительно закреплен посредством упора 12.
Задняя часть 9 продольной балки 4 снабжена посадочным местом 13 для сцепного шара 5 и фланцем 14 для разъемного соединения с фланцем 11 передней части 8 продольной балки 4, причем сцепной шар 5
установлен в посадочном месте 13 с возможностью съема посредством резьбового соединения. Кроме того, на задней части 9 установлен элемент 15 для подсоединения страховочного элемента при буксировке.
Фланец 14 закреплен на задней части 9 посредством упора 16. Причем кронштейн 6 поперечины предназначен для установки фланцев 11 и 14 передней 8 и задней 9 частей продольной балки 4 и соединения их
между собой и с поперечиной 1 посредством болтового соединения 17. А задняя часть 9 продольной балки 4 выполнена с возможностью съема с устройства в том случае, когда нет необходимости в буксировке,
что является выполнением требований международных норм эксплуатации буксировочных устройств для легковых автомобилей. Заявляемое устройство выполнено с возможностью установки на днище
кузова легкового автомобиля посредством кронштейна 10 передней части 8 продольной балки 4 и элементов крепления 2 и 3 поперечины 1 на штатные места, обозначенные на днище кузова автомобиля. Установку тягово-сцепного устройства на легковой автомобиль осуществляют следующим образом. Поперечину 1 с элементами крепления устанавливают в штатные места 2 и 3 на кузове
автомобиля и наживляют ее болтами 18. Переднюю часть 8 продольной балки 4 посредством кронштейна 10 устанавливают на кузове автомобиля и также наживляют ее болтами 18. Затем берут заднюю часть 9
продольной балки 4 со сцепным шаром 5 и фланцем 14 соприкасают ее с кронштейном 6 поперечины 1, а с другой стороны к кронштейну 6 присоединяют фланец 11 передней части продольной балки 4. После этого
фланец 14, кронштейн 6 и фланец 11 соединяют между собой болтовым соединением 17. Затем затягивают все болты 18 крепления устройства к кузову автомобиля и болтовое соединение 17. Устройство
установлено. Когда буксировка не требуется, заднюю часть 9 продольной балки 4 вместе со сцепным шаром 5 снимают, развинтив болтовое соединение 17. После снятия задней части 9 переднюю
часть 8 скрепляют с поперечиной 1 тем же болтовым соединением 17. Тем самым выполнено поставленное требование. Использование предлагаемого технического решения позволило создать
разборное тягово-сцепное устройство, удовлетворяющее международным требованиям, технологичное в изготовлении и удобное при монтаже и эксплуатации.