Полезная модель относится к области электротехники. Технический результат полезной модели заключается в увеличении жесткости и прочности конструкции, повышении безопасной рабочей нагрузки кабельной трассы, а также повышении уровня безопасности для людей при ее эксплуатации, что позволяет использовать данную систему соединения в условиях климатических районов с высокой снеговой нагрузкой. Металлический электротехнический короб содержит основание, боковые стенки, имеющие ребра жесткости, выполненные вдоль боковых стенок, на одном конце короба выполнены выступающие лепестковые элементы, а на другом конце – проушины. Выступающие лепестковые элементы металлического электротехнического короба выполнены с возможностью соединения с проушинами первого аналогичного присоединяемого электротехнического короба, а проушины металлического электротехнического короба выполнены с возможностью соединения с выступающими лепестковыми элементами второго аналогичного электротехнического короба. При этом боковые лепестковые элементы выполнены с возможностью фиксации бортов короба в горизонтальной плоскости, а донные лепестковые элементы выполнены с возможностью фиксации донной части короба в вертикальной плоскости, при этом ответная часть короба в виде проушины и выступающий лепестковый элемент в сборке имеют полностью совпадающие отверстия для резьбовых соединений. Резьбовое соединение коробов осуществляется с помощью элементов крепежа, расположенных в области фиксации лепестковых элементов. 4 з.п. ф-лы, 6 ил.
1. Металлический электротехнический короб, характеризующийся тем, что содержит основание, боковые стенки, имеющие ребра жесткости, выполненные вдоль боковых стенок, на одном конце короба выполнены выступающие лепестковые элементы, а на другом конце - проушины, отличающийся тем, что выступающие лепестковые элементы металлического электротехнического короба выполнены с возможностью соединения с проушинами первого аналогичного присоединяемого электротехнического короба, а проушины металлического электротехнического короба выполнены с возможностью соединения с выступающими лепестковыми элементами второго аналогичного электротехнического короба, при этом боковые лепестковые элементы выполнены с возможностью фиксации бортов короба в горизонтальной плоскости, а донные лепестковые элементы выполнены с возможностью фиксации донной части короба в вертикальной плоскости, при этом ответная часть короба в виде проушины и выступающий лепестковый элемент в сборке имеют полностью совпадающие отверстия для резьбовых соединений, а резьбовое соединение коробов осуществляется с помощью элементов крепежа, расположенных в области фиксации лепестковых элементов. 2. Металлический электротехнический короб по п. 1, отличающийся тем, что металлический электротехнический короб стандартного размера с высотой борта от 50 мм до 80 мм включает шесть лепестковых элементов, расположенных вдоль линий борта и дна лотка, при высоте борта 50 мм имеет два лепестковых элемента, а при высоте борта 80-100 мм имеет четыре малых боковых лепестковых элемента, с возможностью обеспечения повышенной жесткости конструкции. 3. Металлический электротехнический короб по п. 1, отличающийся тем, что в качестве элементов крепежа для резьбового соединения коробов используют болты, винты и гайки. 4. Металлический электротехнический короб по п. 1, отличающийся тем, что он выполнен из оцинкованной стали. 5. Металлический электротехнический короб по п. 1, отличающийся тем, что основание и боковые стенки короба выполнены перфорированными.
Полезная модель относится к средствам последовательного соединения металлических электротехнических коробов для открытой и скрытой прокладки электрических силовых и слаботочных кабельных линий, более конкретно к электротехническому металлическому коробу. На современном этапе развития техники существует необходимость в использовании металлических электротехнических коробов для прокладки проводов и кабелей силовой и сигнальной проводки и информационного кабеля как внутри зданий, так и на открытом воздухе. Такие кабельные короба должны соединяться друг с другом. В известных системах соединение кабельных коробов осуществляется четырьмя способами: встык, внахлест, газовой сваркой, на фланцах. Такие способы требуют дополнительных соединителей, не подходят для любых видов трасс, требуют большого количества крепежных изделий, высокой квалификации персонала (при креплении сваркой или фланцевым способом), значительных затрат времени. Практической проблемой при сборке кабеленесущих систем является удобство, качество и скорость производства монтажных работ, особенно при осуществлении высотных работ. При этом качество сборки зависит не только от квалификации монтажников, но и от самой конструкции соединения концов коробов, которая должна обеспечить длительный срок эксплуатации кабельной линии с учетом указанной производителем безопасной рабочей нагрузки. Некоторые электротехнические короба из листового металла (далее по тексту листовые лотки) в принципе не имеют соединений на концах, что требует для их стыковки и последовательного соединения применения дополнительных элементов - соединителей. Монтаж таких электротехнических коробов требует, как минимум, двух монтажников. При наличии соединителей, разные производители используют свои, отличные от конкурентов, варианты соединения концов коробов. Поэтому имеется потребность в электротехнических коробах, которые можно легко соединять друг с другом так, чтобы соединение не теряло прочность, но при этом не требовало дополнительных соединителей, подходило для любых типов трасс, требовало меньше крепежных изделий для монтажа, и чтобы на монтаж трассы затрачивалось меньше времени. Кроме того, данное соединение кабельных коробов не должно требовать высокой квалификации персонала. В патенте на полезную модель (RU №184789 U1, опубл. 09.11.2018 (выбран в качестве ближайшего аналога)) представлен МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ КАБЕЛЬНЫЙ ЛОТОК. Полезная модель относится к области открытой и скрытой прокладки электрических силовых и слаботочных кабельных линий и предназначена для использования в качестве компонентов несущих конструкций для электрических кабельных линий с напряжением до 1000 В. Создается конструкция металлического кабельного лотка, который при соединении с аналогичными лотками позволяет получить сборочную конструкцию необходимой длины и возможности соединения лотков без использования дополнительных крепежных элементов. Используется металлический кабельный лоток, содержащий основание, боковые стенки, имеющие ребра жесткости, выполненные вдоль боковых стенок, на одном конце лотка выполнены выступающие элементы, а на другом конце - проушины, при этом выступающие элементы металлического кабельного лотка выполнены с возможностью соединения с проушинами первого аналогичного присоединяемого кабельного лотка, а проушины металлического кабельного лотка выполнены с возможностью соединения с выступающими элементами второго аналогичного кабельного лотка. При этом данное соединение не предусматривает использование дальнейшего резьбового соединения элементов. Таким образом, для создания кабельной трассы указанное соединение коробов представленным способом представляется сомнительным с точки зрения соблюдения показателя Безопасной рабочей нагрузки (БРН), согласно ГОСТ Р 52868-2021 (МЭК 61537:2006) «Системы кабельных лотков и системы кабельных лестниц для прокладки кабелей. Общие технические требования и методы испытаний», и может достигать показателей до 200 кг нагрузки (учитывается, прежде всего, вес кабелей) на 1 метр погонный электротехнического короба. При таком способе соединения достаточно сложно достичь требуемой жесткости конструкции кабельной трассы, что может привести к ее разрушению в условиях климатических районов с высокой снеговой нагрузкой. Далее, в патенте на изобретение (RU №2769345, опубл. 12.11.2021) представлены ЗАЩЕЛКИВАЮЩИЕСЯ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ КОРОБА. Изобретение относится к электротехническим коробам, которые можно вставлять один в другой и защелкивать один на другом. Кроме того, предлагаются узлы, содержащие электротехнические короба, шипы для электротехнических коробов и сопутствующие способы. Каждый электротехнический короб содержит дно, две прямостоящие боковые стенки и первый конец, проходящий как продолжение дна и прямостоящих стенок, и второй конец, проходящий как продолжение дна и прямостоящих стенок. Каждая боковая стенка второго конца содержит два отверстия под шипы, причем шипы и отверстия под шипы расположены друг над другом, причем каждый первый конец и каждый второй конец выполнены с возможностью скользящего сопряжения и соединения защелкиванием, причем часть отверстия первого конца первого электротехнического короба выходит за пределы второго конца второго электротехнического короба и остается не закрытой указанным вторым концом, когда первый и второй электротехнические коробы соединены. Предложен элемент шипа, включающий шип и плоский элемент. При этом шип содержит внешнюю сторону, внутреннюю сторону и конец. Плоский элемент и плоскость конца образуют друг с другом внешний угол, в котором каждая боковая стенка первого конца содержит шип, и каждая боковая стенка второго конца содержит отверстие под шип, в котором каждый первый конец и каждый второй конец выполнены с возможностью сопряжения со скольжением и соединения защелкиванием. Данное соединение не предусматривает использование дальнейшего резьбового соединения элементов. Указанное шиповое соединение коробов для окончательного создания кабельной трассы также представляется сомнительным с точки зрения соблюдения показателя Безопасной рабочей нагрузки (БРН), согласно ГОСТ Р 52868-2021 (МЭК 61537:2006) «Системы кабельных лотков и системы кабельных лестниц для прокладки кабелей. Общие технические требования и методы испытаний», может достигать показателей до 200 кг нагрузки (учитывается прежде всего вес кабелей) на 1 метр погонный электротехнического короба. При таком способе соединений достаточно сложно достичь требуемой жесткости конструкции кабельной трассы, что может привести к ее разрушению в условиях климатических районов с высокой снеговой нагрузкой. У представленных аналогов есть только один вид соединения - либо с использованием проушины, либо с использованием шипа, последующее резьбовое соединение элементов отсутствует, что не обеспечивает достаточную жесткость и прочность конструкции. Задачей полезной модели является создание комбинированной системы соединения электротехнических коробов, включающей лепестковое соединение элементов короба и последующее резьбовое соединение элементов. Технический результат полезной модели заключается в увеличение жесткости и прочности конструкции, повышении безопасной рабочей нагрузки кабельной трассы, а также повышение уровня безопасности для людей при ее эксплуатации, что позволяет использовать данную систему соединения в условиях климатических районов с высокой снеговой нагрузкой. Кроме того, полезная модель дает возможность снизить трудозатраты при сборке кабеленесущей системы до 30%. Технический результат достигается тем, что предложен металлический электротехнический короб, характеризующийся тем, что содержит основание, боковые стенки, имеющие ребра жесткости, выполненные вдоль боковых стенок, на одном конце короба выполнены выступающие лепестковые элементы, а на другом конце - проушины, отличающийся тем, что выступающие лепестковые элементы металлического электротехнического короба выполнены с возможностью соединения с проушинами первого аналогичного присоединяемого электротехнического короба, а проушины металлического электротехнический короба выполнены с возможностью соединения с выступающими лепестковыми элементами второго аналогичного электротехнического короба, при этом боковые лепестковые элементы выполнены с возможностью фиксации бортов короба в горизонтальной плоскости, а донные лепестковые элементы выполнены с возможностью фиксации донной части короба в вертикальной плоскости, при этом ответная часть короба в виде проушины и выступающий лепестковый элемент в сборке имеют полностью совпадающие отверстия для резьбовых соединений, а резьбовое соединение коробов осуществляется с помощью элементов крепежа, расположенных в области фиксации лепестковых элементов. Предлагаемая конструкция металлического электротехнического короба с лепестковыми соединителями предусматривает перфорированное дно, две прямостоящие перфорированные боковые стенки и концы, которые предназначены для соединения прямых секций или монтажных элементов с аналогичным соединением (поворотов, подъемов и других). Полезная модель позволяет производить монтаж (а также демонтаж) листовых лотков с лепестковым соединением силами одного монтажника в два этапа: 1. предварительный этап соединения металлических коробов и сборка кабеленесущей системы; 2. окончательный этап закрепления резьбовыми соединениями металлических коробов. Краткое описание фигур: фиг. 1 - представлено соединение металлических электротехнических коробов с помощью боковых лепестковых элементов; фиг. 2 - представлена фиксация донных лепестковых элементов; фиг. 3 - представлена фиксация донных лепестковых элементов; фиг. 4 - представлена фиксация боковых лепестковых элементов; фиг. 5 - представлена фиксация боковых лепестковых элементов; фиг. 6 - представлена предварительная сборка конструкции кабельной магистрали с элементами крепежа. Обозначение элементов на фигурах: 1 - боковой лепестковый элемент; 2 - проушина (отверстие); 3 - малый донный лепестковый элемент; 4 - элемент крепежа, резьбовое соединение; 5 - боковой лепестковый элемент; 6 - большой донный лепестковый элемент. Резьбовое соединение элементов представляют: болты, винты, гайки и пр. Например, Винт DIN 7985 М6х10 и Гайка DIN 6923. Соединение металлических электротехнических коробов стандартного размера с высотой борта от 50 мм до 80 мм осуществляется при помощи шести лепестковых элементов, расположенных вдоль линий борта и дна лотка. При высоте борта 50 мм применяется два, а при большей высоте 80-100 мм - четыре бортовых малых лепестковых элементов (1) для обеспечения повышенной жесткости конструкции. Металлический электротехнический короб выполнен, как правило, из оцинкованной стали, а основание и боковые стенки короба выполнены перфорированными. Малый донный лепестковый элемент создает соединение шипового типа с ответной частью соединяемого короба. Боковые малые лепестковые элементы создают жесткую фиксацию бортов от так называемого расползания. Большие лепестковые элементы борта и дна лотка выполняют функцию крепления к ответной части другого электротехнического короба. Донный большой лепестковый элемент обеспечивает наружное соединение короба без дополнительных элементов крепежа. Данный тип соединения является предварительным и обеспечивает сборку конструкции кабельной магистрали без элементов крепежа, после предварительной сборки проводится окончательное закрепление трассы с помощью резьбовых соединений (используются проушины, предусмотренные конструкцией короба), что обеспечивает максимальную жесткость и надежность конструкции. Соединение металлических электротехнических коробов осуществляется при помощи лепестковых элементов (5, 6), расположенных вдоль линий борта и дна лотка, которые выполняют функцию крепления к ответной части другого электротехнического короба. Это показано на фиг. 1. Данный тип лепесткового соединения электротехнических коробов обеспечивает быструю предварительную сборку конструкции кабельной магистрали без элементов крепежа (4) - фиг. 6. При этом предварительно собранная конструкция не теряет прочность, отсутствует деформация конструкции на кручение, серповидность, криволинейность. Электротехнические короба с лепестковым соединением (5, 6 - фиг. 1) имеют конструкцию борта с ребрами жесткости, которая на каждом борте образует с одной стороны проушину для крепления ответной части короба, а с другой стороны выступающий боковой лепестковый элемент. Боковые лепестковые элементы (5 - фиг. 1) обеспечивают фиксацию бортов для обеспечения жесткости конструкции в горизонтальной плоскости. При этом ответная боковая часть короба в виде проушины и выступающий боковой лепестковый элемент (1 - фиг. 4) в сборке имеют полностью совпадающие отверстия (2 - фиг. 4) для резьбовых соединений (4 - фиг. 6) и одинаковую геометрию продольной перфорации лотка, повторяющуюся по длине борта на одинаковом расстоянии, и создающую единое визуальное отображение кабеленесущей системы как цельной конструкции. Донные лепестковые элементы (3) обеспечивают фиксацию донной части лотка в вертикальной плоскости. Донный большой лепестковый элемент (6) обеспечивает наружное соединение короба без дополнительных элементов крепежа, а малый донный лепестковый элемент (3) создает соединение шипового типа с ответной частью соединяемого короба. После предварительной сборки системы коробов проводится окончательное закрепление электротехнических коробов трассы с помощью резьбовых соединений (4), что обеспечивает максимальную жесткость и надежность эксплуатации конструкции в пределах установленных производителем безопасных рабочих нагрузок.