патент
№ RU 2447173
МПК C22C21/12

СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ

Авторы:
Каблов Евгений Николаевич Григорьев Максим Викторович Вахромов Роман Олегович
Все (6)
Номер заявки
2011112954/02
Дата подачи заявки
05.04.2011
Опубликовано
10.04.2012
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Реферат

Предлагаемое изобретение относится к области цветной металлургии и может быть использовано в авиакосмической промышленности и транспортном машиностроении. Сплав содержит следующие компоненты, мас.%: медь 3,50-4,50, магний 1,20-1,60, марганец 0,30-0,60, цирконий 0,01-0,15, серебро 0,01-0,50, железо 0,01-0,12, кремний 0,01-0,08, титан 0,01-0,06, скандий 0,01-0,20, кальций 0,001-0,05, по крайней мере, один элемент из группы, содержащей никель 0,005-0,05, гафний 0,01-0,10, при этом суммарное содержание Fe+Si≤0,15, при отношении Fe/Si≥1,2, алюминий - остальное. Технической задачей изобретения является создание сплава на основе алюминия с высоким уровнем прочности, трещиностойкости и усталостной долговечности. Применение предлагаемого сплава с улучшенными характеристиками позволит повысить ресурс и надежность элементов конструкции перспективных самолетов. 2 табл.

Формула изобретения

Сплав на основе алюминия, содержащий медь, магний, марганец, цирконий, серебро, железо, кремний, отличающийся тем, что он дополнительно содержит титан, скандий, кальций и, по крайней мере, один элемент из группы: никель, гафний при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Медь3,50-4,50
Магний1,20-1,60
Марганец0,30-0,60
Цирконий0,01-0,15
Серебро0,01-0,50
Железо0,01-0,12
Кремний0,01-0,08
Титан0,01-0,06
Скандий0,01-0,20
Кальций0,001-0,05

по крайней мере, один элемент из группы, содержащей
Никель0,005-0,05
Гафний0,01-0,10
АлюминийОстальное

при этом суммарное содержание Fe+Si≤0,15 мас.%, при отношении Fe/Si≥1,2.

Описание

[1]

Предлагаемое изобретение относится к области цветной металлургии сплавов на базе системы Al-Cu-Mg, используемых в качестве основного конструкционного материала для основных элементов планера (обшивок и стингеров низа крыла, обшивок фюзеляжа и др.) и может быть использовано в авиакосмической промышленности и транспортном машиностроении.

[2]

Известен сплав на основе алюминия следующего химического состава, мас.%:

[3]

Медь3,8-4,5
Магний1,2-1,6
Марганец0,40-0,80
Титан0,01-0,07
Никель0,01-0,05
Водород2,7·10-5-5,0·10-5
АлюминийОстальное

[4]

(патент РФ №2163941)

[5]

Недостатком известного сплава является пониженные значения сопротивления распространению трещин усталости, вязкости разрушения и усталостной долговечности.

[6]

Известен также сплав на основе алюминия следующего химического состава, мас.%:

[7]

Медь3,0-4,2
Магний1,0-2,2
Марганец0,10-0,80
Титан0,01-0,10
Цирконий0,03-0,20
Ванадий0,001-0,15
По крайней мере,
один элемент из группы:
Никель0,001-0,25
Кобальт0,001-0,25
АлюминийОстальное

[8]

(патент РФ №2210614)

[9]

Недостатком известного сплава является недостаточный уровень прочностных характеристик.

[10]

Наиболее близким аналогом, взятым за прототип, является сплав на основе алюминия следующего химического состава, мас.%:

[11]

Медь3,0-4,0
Магний0,4-1,1
Марганец≤0,9
Цирконий≤0,25
Серебро≤0,8
Цинк≤1,0
Железо≤0,5
Кремний≤0,5
АлюминийОстальное

[12]

Медь и магний присутствуют в сплаве в соотношении (Cu/Mg=3,6-4,5)

[13]

(патент РФ №2379366).

[14]

Недостатком известного сплава является недостаточно высокий уровень прочности при пониженных значениях характеристик трещиностойкости и усталостной долговечности.

[15]

Технической задачей изобретения является создание сплава на основе алюминия, сочетающего повышенный уровень прочности, трещиностойкости и усталостной долговечности.

[16]

Для решения поставленной технической задачи предлагается сплав на основе алюминия, содержащий медь, магний, марганец, цирконий, серебро, железо, кремний, отличающийся тем, что он дополнительно содержит титан, скандий, кальций и, по крайней мере, один элемент из группы: никель, гафний при следующем соотношении компонентов, мас.%:

[17]

Медь3,50-4,50
Магний1,20-1,60
Марганец0,30-0,60
Цирконий0,01-0,15
Серебро0,01-0,50
Железо0,01-0,12
Кремний0,01-0,08
Титан0,01-0,06
Скандий0,01-0,20
Кальций0,001-0,05
По крайней мере, один элемент
из группы, содержащей
Никель0,005-0,05
Гафний0,01-0,10

[18]

при этом суммарное содержание Fe+Si≤0,15 мас.%,

[19]

при отношении Fe/Si≥l,2

[20]

АлюминийОстальное

[21]

Введение скандия в присутствии марганца, циркония и серебра увеличивает плотность выделения вторичных дисперсных фаз различного стехиометрического состава, когерентности, морфологии и размера (Al20Cu3Mn2, Al3[Sc, Zr]), которые, помимо собственного эффекта упрочнения, способствуют созданию преимущественно нерекристаллизованной однородной структуры с повышенной прочностью, трещиностойкостью и долговечностью при переменных нагрузках. При искусственном старении указанные дисперсоиды дополнительно повышают прочность, положительно влияя на выделение из матрицы упрочняющих фаз: S (Al2CuMg), Ω (Al2(Cu, Ag)) и др.

[22]

Кальций взаимодействует с окисными пленами и водородом в жидком металле, снижает поверхностное натяжение, позволяет производить более эффективную фильтрацию и дегазацию и соответственно повышает степень чистоты сплава. Также кальций, образуя в расплаве мелкие интерметаллидные соединения с медью (CaCu5), препятствует росту крупных развлетленных дендритных образований, способствуя модифицированию литой структуры.

[23]

Регламентация суммарного содержания Fe+Si≤0,15 мас.% при соотношении Fe/Si≥l,2 способствует повышению трещиностойкости и усталостной долговечности за счет ограничения объемной доли первичных грубых нерастворимых интерметаллидов кристаллизационного происхождения (Al7Cu2Fe, Al15(Fe, Mn)2Si3, Mg2Si и др.).

[24]

Дополнительное микролегирование как минимум одним элементом из группы никель, гафний способствует коагуляции и приданию компактной формы первичным нежелательным интерметаллидным фазам и повышению термостабильности твердого раствора, что способствует улучшению трещиностойкости, пластичности и коррозионной стойкости.

[25]

Установлено, что комплексное легирование вышеуказанными компонентами и регламентация содержания железа и кремния позволяют достигнуть в сплаве сочетание повышенного уровня прочности, трещиностойкости и усталостной долговечности.

[26]

Примеры осуществления:

[27]

Из сплавов, химический состав которых приведен в таблице 1, отливали полунепрерывным методом с охлаждением водой плоские слитки сечением 25×150×280 мм. Плавка выполнялась в электрической печи. После двухступенчатой гомогенизации слитки прокатывали вгорячую при температуре 360-420°C до толщины 6 мм, отжигали и прокатывали вхолодную до 2 мм. Холоднокатаные листы закаливали с температуры 485-500°C (выдержка 15-30 мин) в холодной (20-25°C) воде и подвергали правке растяжением со степенью деформации 1-4%.

[28]

Комплекс механических и усталостных свойств изучали на образцах, вырезанных из листов в состоянии Т (закалка, правка, естественное старение).

[29]

Механические свойства листов при растяжении (σв, σ0.2, относительное удлинение 5) определяли по ГОСТ 1497-84 на образцах с шириной рабочей части 10-15 мм.

[30]

Скорость роста трещины усталости (dl/dN) определяли по ОСТ1 90268-84 на пластинах размером 200×600 мм с центральной прорезью при ΔK=31 МПа√M при следующих условиях усталостного нагружения: σmax=100 МПа, R=0,1; f=5 Гц.

[31]

Вязкость разрушения (Kcy) определяли по ОСТ1 90356-84 на пластинах размером 200×600 мм при R=0,1; f=5 Гц.

[32]

Малоцикловую усталость (МЦУ) определяли по ГОСТ 25.502-91 на образцах с отверстием размером 30×200 мм при f=5 Гц, R=0,1, Kt=2,6.

[33]

Полученные результаты, приведенные в таблице 2, показывают, что предложенный сплав по сравнению с известным сплавом обладает улучшенными характеристиками прочности (на 7-13%), трещиностойкости (на 5-25%) и усталостной долговечности (15-35%).

[34]

Применение предлагаемого сплава с улучшенными характеристиками прочности, трещиностойкости и усталостной долговечности позволит повысить ресурс и надежность элементов конструкции перспективных самолетов.

[35]

Таблица 1
Химический состав предлагаемого сплава и сплава-прототипа, мас.%
СплавCuMgMnZrAgFeSiTiScCaHfNiZnAl
13,51,20,300,100,400,080,040,040,120,020,010,005-ост.
24,21,40,500,040,400,060,030,050,200,05---ост.
34,51,50,600,110,500,060,020,040,140,050,05--ост.
44,01,30,300,150,300,120,080,010,010,001-0,02-ост.
54,21,40,400,050,100,090,050,030,080,03---ост.
64,31,60,500,010,010,010,010,060,100,050,100,05-ост.
прототип3,60,900,300,120,480,150,10-----0,10ост.

[36]

Таблица 2
Механические свойства листов из предлагаемого сплава и сплава-прототипа
СплавПредел прочности σв, МПаПредел текучести σ0.2, МПаОтносительное удлинение δ, %ТрешиностойкостьМЦУ долговечность, кцикл
Вязкость разрушения Kcy, МПа√мСкорость роста трещин усталости dl/dN, мм/кцикл
147031025741,5140
248033023731,6145
348534024751,5150
446032020711,7120
546531523741,6130
647033021731,5140
Прототип43030018652,1100

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты