патент
№ RU 2665227
МПК G06F11/07

АРХИТЕКТУРА СИСТЕМЫ ОТКАЗОУСТОЙЧИВОЙ КОММУТАЦИИ ИНФОРМАЦИИ

Авторы:
Авакян Александр Анушаванович
Номер заявки
2016124967
Дата подачи заявки
22.06.2016
Опубликовано
28.08.2018
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
2
Реферат

[35]

Изобретение относится к области систем обработки информации критических функций в бортовых средствах автоматизированного управления процессами авиационных, ракетно-технических, корабельных и других систем. Технический результат заключается в повышении надежности и отказоустойчивости коммутации. Архитектура предлагаемой системы состоит из N модулей с входными аппаратными приложениями, выходными аппаратными приложениями, интерфейсно-вычислительной платформы и встроенного в платформу коммутатора. Обмен информацией между модулями осуществляется без центрального коммутатора при помощи встроенных в модули коммутаторов через выходы модуля, которые соединены с соответствующими входами остальных модулей по принципу «точка-точка». При этом каждый модуль для обеспечения отказоустойчивости системы может включать в себя n коммутаторов, обеспечивающих управление избыточностью модуля посредством его реконфигурации. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения

1. Архитектура системы отказоустойчивой коммутации информации, состоящая из N модулей, каждый из которых предназначен для формирования информации и состоит из входных аппаратных приложений, предназначенных для загрузки информации датчиков и радиотехнических средств в интерфейсно-вычислительную платформу, а также выходных аппаратных приложений для терминалов и исполнительных органов, интерфейсно-вычислительной платформы каждого модуля, включает четыре вычислительных узла и два коммутатора, предназначенных для коммутирования информации каждого из четырех каналов, обрабатываемой в каждом вычислительном узле, для осуществления коммутирования определяют исправный вычислительный узел путем мажоритарного сравнения информации, обрабатываемой в каждом вычислительном узле, и коммутируют ее на выходные каналы только с одного исправного вычислительного узла, при этом управление избыточностью модуля за счет четырех избыточных вычислительный узлов, управление временными циклограммами для обмена информацией между модулями по каждому типу интерфейса, а также определение исправного вычислительного узла путем мажоритарного сравнения информации осуществляют с помощью каждого вычислительного узла каждого модуля, обмен информацией между модулями реализуют коммутаторами интерфейсно-вычислительной платформы через выходы каждого модуля, которые соединены с соответствующими входами остальных модулей по принципу «точка-точка».

2. Архитектура системы по п. 1, отличающаяся тем, что каждый модуль может включать в себя n коммутаторов, обеспечивающих управление избыточностью модуля посредством его реконфигурации.

Описание

[1]

Изобретение относится к области систем бортового радиоэлектронного оборудования повышенной надежности и высоконадежного обмена информацией между системами. Изобретение может найти применение при создании систем обработки информации критических функций в бортовых средствах автоматизированного управления процессами авиационных, ракетно-технических, корабельных и других систем.

[2]

Известна система, в которой телеметрическая информация критических функций передается на устройства обработки информации и выходные устройства через коммутаторы, коммутирующие информацию посредством временных циклограмм, реализованных в центральных коммутаторах [1].

[3]

Известно устройство обработки информации критических функций в системе, архитектура которой включает вычислительную платформу централизованной обработки информации, периферийные устройства (источники информации, индикаторы и другие периферийные устройства) и центральные коммутаторы, коммутирующие обмен информации между устройствами [2].

[4]

Известна архитектура компьютера с повышенной превентивной защитой [3]. Архитектура такой компьютерной системы содержит переключатели (коммутаторы), которые, в отличие от традиционных компьютерных систем с постоянным соединением устройств между собой и к терминалам, подключают к терминалу только одно из устройств. Такая архитектура позволяет с помощью программных систем обеспечить повышенную превентивную защиту компьютерной системы. В изобретении [3] архитектура компьютерной системы представляет собой N автономных модулей, подключающихся с помощью одного или N переключателей через соответствующую каждому модулю шину к шине одного или N терминалов, каждый модуль включает в себя центральный процессор, основную память, накопители, устройства ввода-вывода (УВВ), периферийные устройства, шину и программное обеспечение, каждый терминал включает УВВ и периферийные устройства, подключенные к шине терминала, причем каждый модуль осуществляет обмен данными только с терминалом или N терминалами, взаимодействие с которыми обеспечено переключателем или N переключателями. Отказ одного из N переключателей такой системы приводит к невозможности обмена информацией группы модулей, подключенных к данному переключателю, с терминалом, подключенным к этому же переключателю.

[5]

По своему функциональному назначению переключения модулей системы при обмене информацией, наиболее близким к заявленному изобретению, является изобретение [3], которое было принято авторами в качестве прототипа.

[6]

В компьютерных системах обработки критических функций, например в системах комплексов бортового оборудования летательных аппаратов, кроме превентивной защиты необходимо обеспечить надежность обмена информацией. Нормы летной годности [4] к надежности функций, отказы которых могут привести к катастрофическим ситуациям, предъявляют требование, чтобы вероятность отказа такой функции не превышала 10-9 на час налета. Из изложенного выше вытекают следующие недостатки прототипа:

[7]

- Каждый из N переключателей (коммутаторов) соединен с одним из N терминалов. Отказ хотя бы одного любого переключателя (коммутатора) исключает подачу информации на этот терминал с любого из N терминалов, подключенных к этому коммутатору.

[8]

- Для обеспечения отказоустойчивости системы необходимо резервировать цепочку коммутатор-терминал и, соответственно, все модули, подключенные к этому коммутатору.

[9]

Целью предлагаемого изобретения является повышение надежности обмена данными (в том числе и критических функций) между любыми из N модулей. В данном изобретении модулем является система, создаваемая по принципам концепции интегральной модульной авионики (ИМА), которая обеспечивает надежную обработку и обмен информации критических функций. Основные положения этой концепции изложены в документе ДО-297 [5].

[10]

В заявляемом изобретении повышенная надежность обмена информацией достигается тем, что в архитектуре системы отказоустойчивой коммутации информации, состоящей из N модулей и коммутаторов, каждый модуль состоит из входных аппаратных приложений, выходных аппаратных приложений, интерфейсно-вычислительной платформы и встроенного в платформу коммутатора, при этом обмен информацией между модулями осуществляется при помощи коммутатора через выходы модуля, которые соединены с соответствующими входами остальных модулей по принципу «точка-точка». При этом каждый модуль может включать в себя n коммутаторов, обеспечивающих управление избыточностью модуля посредством его реконфигурации.

[11]

Надежность коммутации (обмена информацией между модулями) у прототипа определяет надежность одного центрального коммутатора (переключателя). В предлагаемом изобретении надежность коммутации определяют n коммутаторов, реализованных в каждом модуле. При одинаковых характеристиках надежности центрального коммутатора и коммутатора каждого из модулей в предлагаемом изобретении надежность коммутации будет в n-1 раз выше, чем у прототипа.

[12]

Сущность данного изобретения поясняется следующими графическими материалами:

[13]

- структурная схема системы отказоустойчивого обмена информацией между подсистемами ИМА представлена на рисунке Фиг. 1;

[14]

- схема коммутации портов интерфейсов AFDX и Fibre Chanel вычислительных узлов платформы ИМА на порты n выходных каналов представлена на рисунке Фиг. 2.

[15]

Надежный обмен информацией между N модулями осуществляется следующим образом:

[16]

1. В каждом модуле формируются пакеты информации по каждому типу интерфейса для каждого модуля, с которым данная подсистема производит обмен информацией.

[17]

2. Коммутаторы каждого типа интерфейса каждого модуля коммутируют эту информацию на соответствующий i-й (i=1, 2, … n) выходной порт, соединенный линией связи данного типа интерфейса с i-м (i=1, 2, … n) модулем, как это показано на Фиг. 1.

[18]

3. Обмен информацией между модулями по каждому типу интерфейса производится под управлением временных циклограмм, реализованных в программном обеспечении каждого модуля.

[19]

Архитектура системы, состоящая из N модулей ИМА (Фиг. 1), каждый из которых имеет архитектуру, приведенную на Фиг. 2, позволяет:

[20]

- обеспечить заданную отказоустойчивость системы из N модулей за счет создания управляемой избыточности в каждом модуле;

[21]

- поддерживать отказоустойчивость обмена информацией между модулями на уровне отказоустойчивости модуля.

[22]

Как видно из Фиг. 1, отказоустойчивый обмен информацией создается за счет того, что обмен информацией между N модулями происходит по линиям связи по принципу «точка-точка», без центрального коммутатора. Эти линии соединяют выходные каналы (порты различных типов интерфейсов) внешнего интерфейса каждого модуля ИМА с соответствующим входным каналом внешнего интерфейса подсистемы.

[23]

На Фиг. 1 также видно, что модуль ИМА состоит из интерфейсно-вычислительной платформы ИМА, входных и выходных аппаратных приложений и входных и выходных каналов внешнего интерфейса. Входными аппаратными приложениями, как правило, являются источники информации (датчики, радиотехнические и другие средства). Выходными аппаратными приложениями, как правило, являются различного рода терминалы и исполнительные органы. Все программные приложения загружаются в вычислительную систему платформы.

[24]

Схема коммутации портов интерфейсов AFDX и Fibre Channel вычислительных узлов платформы ИМА на порты N выходных каналов приведена на фиг. 2. На схеме видно, что вычислительная избыточность платформы ИМА создается за счет четырех вычислительных узлов МВУ1-МВУ4. На примере интерфейсов AFDX (COTS-технология интерфейса ETHERNET на условия авиационного борта) и Fibre Channel показано, как два резервированных коммутатора этих интерфейсов KAFDX/KFCH коммутируют информацию, обработанную в вычислительном узле для каждого из четырех каналов на соответствующий порт выходного канала. При этом информация обрабатывается во всех четырех вычислительных узлах, а коммутируется на выходные каналы только с одного исправного вычислительного узла. Исправный вычислительный узел определяется путем мажоритарного сравнения между собой информации, обработанной в каждом вычислительном узле. Для выдачи информации на выходные каналы с исправного вычислительного узла, при возникновении отказов в системе, коммутаторы, в зависимости от отказавшей компоненты, производят соответствующую реконфигурацию системы.

[25]

Промышленная применимость

[26]

Возможность осуществления данного изобретения подтверждается результатами отдельной конструкторской работы ОКР «Вычислитель», выполненной АО «НИИАО» совместно с ЗАО НТКЦ «Петрофарм» [6]. В процессе технического проекта был создан макетный образец платформы ИМА, который успешно демонстрировался на международной авиационной выставке МАКС. Реализация отказоустойчивого обмена информацией в системах, построенных на основе платформ ИМА, приведенных на Фиг. 1, позволит создавать комплексы бортового оборудования с архитектурой, подобной отказоустойчивой системе, приведенной на Фиг. 2. Избыточность таких систем при наличии системы управления избыточностью позволит реализовать принцип отложенного ремонта и необслуживаемой авионики - принцип MFOPs (Maintenance-free operating periods).

[27]

Экономические расчеты показывают, что современные комплексы бортового оборудования, построенные на функциональных блоках (архитектура федерации легкосъемных блоков), имеют отношение затрат на техническое обслуживание к затратам на закупку комплексов как минимум два к одному и более. Внедрение изобретения позволит снизить затраты на техническое обслуживание до величины в 30-50% от затрат на их закупку за счет повышения надежности, снижения затрат на содержание обменных фондов на аэродромах и принципиально другой технологии ремонта отказавших систем.

[28]

Источники информации

[29]

1. Бортовая Система ТелеИзмерений (БСТИ) для изделия РН АНГАРА на основе аппаратуры ПИРИТ.

[30]

2. В.В. Косьянчук. Перспективы развития комплекса бортового оборудования на базе ИМА в Российской Федерации, сборник докладов международной конференции «Состояние и перспективы развития интегрированной модульной авионики», М., 2012 г.

[31]

3. Патент РФ №2413290, приоритет от 28.08.12 (Архитектура компьютера с автономными модулями).

[32]

4. Авиационные правила. Ч. 25: Нормы летной годности самолетов транспортной категории. М.: Изд-во Межгос. Авиац. Комитета. 2009.

[33]

5. SC-200 © 2005, RTCA Inc. Руководство по вопросам разработки и сертификации интегрированного модульного авиационного радиоэлектронного оборудования (IMA) ДО-297. RTCA, Incorporated, 1828 L St NW„ NW„ 805 Washington, 2005 г.

[34]

6. Технический отчет по ОКР «Вычислитель», ЗАО НТКЦ «Петрофарм», Санкт Петербург, 2008 г.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты