патент
№ RU 2674485
МПК E21B4/02

МАЛОГАБАРИТНЫЙ ШПИНДЕЛЬ СЕКЦИОННОГО ВИНТОВОГО ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Авторы:
Качемаева Марина Александровна Лягов Александр Васильевич Афанасьев Александр Валерьевич
Все (5)
Номер заявки
2017141481
Дата подачи заявки
29.11.2017
Опубликовано
11.12.2018
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Реферат

Изобретение относится к области бурения скважин и может быть использовано в гидравлических забойных двигателях, работающих в скважинах сверхмалого диаметра и радиуса кривизны. Шпиндель забойного двигателя состоит из корпуса и ниппеля, верхней камеры, образованной над ниппелем внутри корпуса, вала с проточным осевым каналом, радиальными входными отверстиями и узлом соединения с карданной или торсионной передачей от силовых секций малогабаритного винтового забойного двигателя, верхней и нижней радиальных опор скольжения, осевых опор скольжения, состоящих из пяты и подпятников, и n регулировочных элементов, установленных в корпусе и на валу. Регулировочные элементы выполнены в виде быстросъемных комплектов виброгасителей, установленных в верхней камере над и под подпятниками осевых опор скольжения с возможностью предварительной взаимной отстройки расчетной частоты собственных колебаний динамически возмущенной массы бурильной компоновки с долотом и зафиксированной экспериментально частоты возмущающей силы, возникающей при разрушении долотной головкой забоя конкретной породы таким образом, что коэффициент передачи - отношение амплитуды силы, переданной виброгасителем на осевые опоры скольжения, к величине максимальной амплитуды возмущающей динамической нагрузки, возникающей при разрушении забоя долотом, - выбирается меньше единицы, при этом коэффициент динамичности, характеризуемый синусоидальной зависимостью угла сдвига фаз между возмущающей нагрузкой и расчетной конструктивной деформацией быстросъемного комплекта, состоящего изштук виброгасителей, выбирается с учетом частоты вращения долота и твердости конкретной породы. Обеспечивается повышение показателей надежности работы шпинделя, забойного двигателя и бурильной компоновки в целом. 10 з.п. ф-лы, 28 ил.

Формула изобретения

1. Шпиндель забойного двигателя, включенный в состав бурильной компоновки с долотом, состоящий из корпуса и ниппеля, образующих над ниппелем внутри корпуса верхнюю камеру, вала с проточным осевым каналом, радиальными входными отверстиями и узлом соединения с карданной или торсионной передачей от силовых секций малогабаритного винтового забойного двигателя, верхней и нижней радиальных опор скольжения, осевых опор скольжения, которые состоят из пяты и подпятников, и n регулировочных элементов, установленных в корпусе и на валу, отличающийся тем, что регулировочные элементы выполнены в виде быстросъемных комплектов виброгасителей, установленных в верхней камере над и под подпятниками осевых опор скольжения с возможностью предварительной взаимной отстройки расчетной частоты собственных колебаний динамически возмущенной массы бурильной компоновки с долотом - wc и зафиксированной экспериментально частоты возмущающей силы – wд, возникающей при разрушении долотной головкой забоя конкретной породы таким образом, что коэффициент передачи Kп – отношение амплитуды силы, переданной виброгасителем на осевые опоры скольжения Рв, к величине максимальной амплитуды возмущающей динамической нагрузки Рд, возникающей при разрушении забоя долотом, - выбирается меньше единицы, при этом коэффициент динамичности, характеризуемый синусоидальной зависимостью угла сдвига фаз между возмущающей нагрузкой Рд и расчетной конструктивной деформацией () быстросъемного комплекта, состоящего из n штук виброгасителей, выбирается с учетом частоты вращения долота и твердости конкретной породы так, чтобы wс<wд путем подбора жесткости быстросъемного комплекта Kж=Р/(), где Р - допустимая статическая осевая нагрузка на забойный двигатель, a ei - расчетно-допустимая конструктивная деформация i-ого виброгасителя (ход сжатия) быстросъемного комплекта, состоящего из n штук виброгасителей.

2. Шпиндель по п. 1, отличающийся тем, что быстросъемный комплект виброгасителей выполняется в виде пружинных амортизаторов, эластомеров, демпферов или их сочетаний.

3. Шпиндель по п. 2, отличающийся тем, что при wд/wc> быстросъемный комплект виброгасителей выполняется в виде пружинных амортизаторов, при wд/wc< комплект виброгасителей выполняется в виде эластомеров, а при wд/wc= - в виде сочетаний комплектов пружин и эластомеров.

4. Шпиндель по п. 3, отличающийся тем, что узел соединения вала с карданной передачей от силовых секций малогабаритного винтового забойного двигателя выполнен в виде профилированного многогранника или шлицевым, при этом на наружной поверхности вала в месте размещения соединительного узла образована право - или левонаправленная спиральная одно- или многозаходная лопасть, наружная образующая поверхность которой выполнена касательно склоненной к входным радиальным отверстиям, при этом входные отверстия расположены тангенциально к проточному осевому каналу вала и имеют то же направления, что и лопасти.

5. Шпиндель по п. 4, отличающийся тем, что осевые опоры скольжения выполнены радиально-упорными и размещенными с углом установки торцевых поверхностей подпятников с ответными сопрягаемыми поверхностями пяты много больше угла трения.

6. Шпиндель по п. 5, отличающийся тем, что пята размещена на валу либо жестко на резьбе с фиксацией либо с возможностью осевого, радиального и углового перемещения через шпоночное или шлицевое соединение.

7. Шпиндель по п. 6, отличающийся тем, что верхний подпятник размещен с осевым и угловым перемещением относительно вала в соответствии с аналитически и конструктивно подобранной податливостью виброгасителей, а нижний - либо установлен свободно-подвижно, либо жестко вмонтирован на торце ниппеля со степенью свободы, равной нулю.

8. Шпиндель по п. 7, отличающийся тем, что динамический модуль упругости каждого эластомера подбирается из ряда Eд= 10…100 кгс/см2 в соответствии с твердостью по Шору, где первое значение - для мягких и последнее - для твердых пород, а также аналитически и конструктивным выбором степеней свободы эластомера.

9. Шпиндель по п. 8, отличающийся тем, что вал изготовлен за одно целое с долотом.

10. Шпиндель по п. 8, отличающийся тем, что вал выполнен раздельно от долота и соединяется с долотом и при необходимости с калибратором, центратором, шламоуловителем с использованием традиционного резьбового замкового соединения.

11. Шпиндель по любому из пп. 9-10, отличающийся тем, что содержит дополнительную радиальную опору, при этом используется осевая опора скольжения упорного типа, установленная с одной степенью свободы.

Описание

[1]

Область техники

[2]

Изобретение относится к области бурения, в частности, к буровым устройствам приводов вращения, и может быть использовано в гидравлических забойных двигателях, работающих в скважинах сверхмалого диаметра и радиуса кривизны в составе бурильной компоновки при резкоизменяющихся геологических условиях (механические свойства горных пород). Такие условия требуют изменения режима бурения путем оперативного варьирования, например, упруго-вязкими качественными и количественными характеристиками параметров буровых устройств приводов вращения для повышения надежности и эффективности их работы.

[3]

Уровень техники

[4]

Ниже, в материалах описания, используется следующая терминология. Устойчивость - прочность, стойкость к воздействию внешних факторов, сбалансированность, стабильность, гомеостазис - способность системы возвращаться в равновесное состояние при выводе из него внешними воздействиями. Структурная устойчивость - надежность, живучесть.

[5]

Из уровня техники известен малогабаритный винтовой забойный двигатель [RU 2341637 от 20.12.2008, Бюл. №35], включающий силовую секцию, в верхней части которой установлена осевая опора скольжения с твердосплавными вставками, выполненными разной твердостью и с пружинным амортизатором. К недостаткам известного устройства в первую очередь следует отнести узкий диапазон виброзащиты - только пружины, и полное отсутствие возможности оперативной настройки при резкоизменяющихся геологических условиях, требующих изменения режима бурения путем оперативного варьирования (смены), например, упруго-вязких качественных и количественных характеристик параметров буровых устройств приводов вращения, которые у устройства полностью отсутствуют. Кроме того опора не воспринимает радиальные силы, постоянно возникающие в героторных механизмах из-за перекашивающих моментов от силовых секций. Также верхнее расположение осевой опоры абсолютно исключает центрирование двигателя из-за планетарного движения ротора, что ведет к отсутствию контроля траектории бурения скважины и дополнительным входным гидравлическим сопротивлениям.

[6]

Также известен шпиндель забойного двигателя [RU 2506397 от 10.02.2014, Бюл. №4], включающий корпус, проточный вал с радиальными опорами скольжения и многорядными гидростатическими осевыми опорами скольжения с резиновыми элементами. К недостаткам известного устройства относится зависимость гидростатического эффекта от расхода промывочной жидкости, регулирование которой ограничено особенностями характеристики винтового забойного двигателя, а также невозможностью подачи ее в большем или меньшем объеме через винтовую пару к шпинделю, установленному ниже, что приводит к резкой потере мощности и момента. Кроме того жидкостное демпфирование имеет очень узкий диапазон виброзащиты.

[7]

Известен забойный двигатель [US 4620601 от 04.11.1986], который содержит корпус шпинделя и размещенный внутри него вал, установленный на радиальных и осевом подшипниках скольжения. Осевой подшипник скольжения выполнен в виде двух пар внутренних и наружных колец, в каждом из которых закреплен ряд упорных модулей с алмазным покрытием на основе поликристаллических алмазов с «таблеточным» закреплением, при этом наружное кольцо закреплено в корпусе шпинделя, а внутреннее кольцо закреплено на валу шпинделя. Недостатком известной конструкции является невозможность оперативного регулирования виброзащитными свойствами непосредственно на буровой, а также неполная возможность повышения ресурса и надежности осевой опоры скольжения шпинделя гидравлического забойного двигателя. Это объясняется недостаточной усталостной прочностью опорных колец и штифтов, установленных в виде «таблеток» без виброизоляции, поэтому твердый сплав разрушается при колебаниях осевой нагрузки на долоте очень быстро, а скопление абразивных частиц в зазорах способствует повышенному абразивному износу поверхностей трения.

[8]

Наиболее близким аналогичным устройством, относящимся к приводам вращения для забойных двигателей, принятым за прототип, является устройство [RU 2481450 от 10.05.2013, ООО Фирма «Радиус-Сервис»]. Шпиндельная секция в данном устройстве включена в состав забойного двигателя, бурильной компоновки с долотом, и состоит из корпуса и ниппеля, которые образуют над ниппелем, внутри корпуса - верхнюю камеру вала с проточным осевым каналом, радиальными входными отверстиями и узлом соединения с карданной или торсионной передачей от силовых секций забойного двигателя, радиальных опор скольжения, осевых опор скольжения, которые состоят из пяты и подпятников в упругодемпферном исполнении и регулировочных элементов, установленных в корпусе и на валу. К серьезным недостаткам известного изобретения, в первую очередь, относится невозможность оперативно изменять режим бурения при резкоизменяющихся геологических условиях, например механических свойствах горных пород, особенно при бурении каналов сверхмалого диаметра и радиуса кривизны, непосредственно на буровой, путем варьирования, одновременно рядом технологических параметров устройства. Например, типом вооружения долота, упруго-вязкими виброзащитными свойствами опор, качественными и количественными характеристиками параметров буровых устройств приводов вращения в целом для повышения надежности и эффективности их работы, что объясняется сложностью сборочных и настроечных работ известного устройства при отсутствии аналитически и экспериментально подобранных компоновок виброзащитных элементов с необходимыми собственными частотами, жесткостями и степенями свободы. Кроме того в известном изобретении реализована неполная возможность повышения ресурса и надежности осевой опоры скольжения шпиндельной секции, так как контактные поверхности осевой опоры скольжения выполнены с использованием поликристаллических алмазов. Алмазы в свою очередь выполненных в виде «таблеток», рабочие кромки которых постоянно выкрашиваются при наступлении динамически возмущенного состояния, регулярно возникающего в бурильной колонне, особенно работающей в сильно искривленных наклонно-направленных и горизонтальных каналах из-за непредсказуемости и случайности происходящих движений на забое, что негативно сказывается на работе всего инструмента в целом. Кроме того «таблеточное» закрепление твердосплавных опор скольжения создает пустое пространство между двумя парами колец и способствует скапливанию абразивного материала между упорными модулями, что в конечном итоге приводит к повышенному износу последних.

[9]

Техническая задача и технический результат

[10]

Технической задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является повышение показателей функционального назначения: эксплуатационной эффективности бурения и оперативного управления структурной устойчивостью устройства при изменении механических свойств горных пород.

[11]

Технический результат осуществления изобретения заключается в повышении показателей надежности работы шпинделя, забойного двигателя и бурильной компоновки в целом.

[12]

Решение

[13]

Технический результат достигается за счет того, что используется шпиндель забойного двигателя, включенный в состав бурильной компоновки с долотом, состоящий из корпуса и ниппеля, образующие над ниппелем, внутри корпуса верхнюю камеру, вала с проточным осевым каналом, радиальными входными отверстиями и узлом соединения с карданной или торсионной передачей от силовых секций малогабаритного винтового забойного двигателя, верхнюю и нижнюю радиальные опоры скольжения, осевых опор скольжения, которые состоят из пяты и подпятников, и n регулировочных элементов,

[14]

установленных в корпусе и на валу, при этом регулировочные элементы выполнены в виде быстросъемных комплектов виброгасителей, установленных в верхней камере над и под подпятниками осевых опор скольжения с возможностью предварительной взаимной отстройки расчетной частоты собственных колебаний динамически возмущенной массы бурильной компоновки с долотом - и зафиксированной экспериментально частоты возмущающей силы - возникающей при разрушении долотной головкой забоя конкретной породы таким образом, что коэффициент передачи Kn - отношение амплитуды силы переданной виброгасителем на осевые опоры скольжения Рв к величине максимальной амплитуды возмущающей динамической нагрузки Рд, возникающей при разрушении забоя долотом, выбирается меньше единицы, при этом коэффициент динамичности, характеризуемый синусоидальной зависимостью угла сдвига фаз между возмущающей нагрузкой Рд и расчетной конструктивной деформацией быстросъемного комплекта, состоящего из n штук виброгасителей, выбирается с учетом частоты вращения долота и твердости конкретной пород так, чтобы путем подбора жесткости быстросъемного комплекта где Р - допустимая статическая осевая нагрузка на забойный двигатель, а ei - расчетно-допустимая, конструктивная деформация i-ого виброгасителя (ход сжатия) быстросъемного комплекта состоящего из n штук виброгасителей.

[15]

Быстросъемный комплект виброгасителей может быть выполнен в виде пружинных амортизаторов, эластомеров, демпферов или их сочетаний, причем при быстросъемный комплект виброгасителей выполняется в виде пружинных амортизаторов, при комплект виброгасителей выполняется в виде эластомеров, а при - в виде сочетаний комплектов пружин и эластомеров.

[16]

Шпиндель может быть выполнен таким образом, что узел соединения вала с карданной передачей от силовых секций малогабаритного винтового забойного двигателя выполнен в виде профилированного многогранника или шлицевым, при этом на наружной поверхности вала, в месте размещения соединительного узла, образована право- или левонаправленная спиральная одно- или многозаходная лопасть, наружная образующая поверхность которой выполнена касательно склоненной к входным радиальным отверстиям, при этом входные отверстия расположены тангенциально к проточному осевому каналу вала и имеют то же направления, что и лопасти.

[17]

Шпиндель может быть выполнен таким образом, что осевые опоры скольжения выполнены радиально-упорными и размещенными с углом установки торцевых поверхностей подпятников с ответными сопрягаемыми поверхностями пяты много больше угла трения.

[18]

Шпиндель может быть выполнен таким образом, что пята размещена на валу либо жестко на резьбе с фиксацией, либо с возможностью осевого, радиального и углового перемещения через шпоночное или шлицевое соединение.

[19]

Шпиндель может быть выполнен таким образом, что верхний подпятник размещен с осевым и угловым перемещением относительно вала в соответствии с аналитически и конструктивно подобранной податливостью виброгасителей, а нижний - либо установлен свободно-подвижно, либо жестко вмонтирован на торце ниппеля со степенью свободы, равной нулю.

[20]

Шпиндель может быть выполнен таким образом, что динамический модуль упругости каждого эластомера подбирается из ряда Ед=10…100 кгс/см2 в соответствии с твердостью по Шору, где первое значение - для мягких и последнее - для твердых пород, а так же аналитически и конструктивным выбором степеней свободы эластомера.

[21]

Шпиндель может быть выполнен таким образом, что вал изготовлен за одно целое с долотом или раздельно от долота и соединяется с долотом и при необходимости с калибратором или другим инструментом с использованием традиционного резьбового замкового соединения.

[22]

Шпиндель может быть выполнен таким образом, что вал размещен на трех радиальных опорах, при этом используется осевая опора скольжения упорного типа, установленная с одной степенью свободы.

[23]

Изобретение описывает несколько вариантов возможного исполнения устройства, отличающиеся друг от друга конструктивными особенностями размещения и комплектования быстросъемных виброгасителей различной жесткостью и коэффициентами динамичности, типом осевой опоры скольжения различного изготовления и установки по степени свободы, количеством радиальных опор, вооружения долотной головки вала в зависимости от категории и группы твердости пород, а также особенностями выполнения внутренней и наружной поверхностей узла соединения вала с карданной передачей и формой изготовления входных радиальных отверстий.

[24]

Описание чертежей

[25]

На чертежах представлено: на фиг. 1…12 изображены варианты быстросменных компоновок базовых узлов и деталей в малогабаритном шпинделе секционного винтового забойного двигателя, общие виды с продольными разрезами и различным количеством рабочих лопастей долотной головки вала в зависимости от категории и группы твердости пород На фиг. 1-2 изображена малогабаритная шпиндельная секция винтового забойного двигателя с долотной головкой вала для бурения твердых пород и радиально упорной осевой опорой скольжения твердосплавного типа, установленной с двумя степенями свободы, комплектом виброгасителей, размещенных над и под осевой опорой, и гидравлической системой тангенциально-вихревого ввода промывочной жидкости в проточный осевой канал вала.

[26]

На фиг. 3-4 изображена малогабаритная шпиндельная секция винтового забойного двигателя с долотной головкой для бурения мягких пород и радиально упорной осевой опорой скольжения твердосплавного типа, установленной с двумя степенями свободы и виброгасителями скомплектованными, например, над опорой с большей податливостью, чем под ней или в другом сочетании

[27]

На фиг. 5-6 изображена малогабаритная шпиндельная секция винтового забойного двигателя с долотной головкой для бурения пород средней твердости и радиально упорной осевой опорой скольжения установленной аналогично как на фиг. 1 и виброгасителями, собранными с упруго-вязкими свойствами в виде тел Максвелла и Фойгта, с возможностью их размещения и чередования в определенной последовательности.

[28]

На фиг. 7-8 изображена малогабаритная шпиндельная секция винтового забойного двигателя с тремя радиальными опорами и осевой опорой скольжения упорного типа размещенной с одной степенью свободы для бурения участков стабилизации траектории.

[29]

На фиг. 9-10 изображена малогабаритная шпиндельная секция винтового забойного двигателя с радиально упорной осевой опорой скольжения установленной с нулевой степенью свободы для интенсификации набора кривизны.

[30]

На фиг. 11-12 изображена малогабаритная шпиндельная секция винтового забойного двигателя, вал (1) которого выполнен раздельно от долота и соединяется с долотом посредством традиционного резьбового соединения, обеспечивая возможность установки над долотом калибраторов, центраторов, шламоуловителей или другого технологического инструмента.

[31]

На фиг. 13 изображен фрагмент А, указанный на фигурах 1, 3, 5 и 11, выполнения размещения твердосплавной радиально упорной осевой опорой скольжения, состоящей из пяты (14) и двух подпятников (11), установленной с осевым ƒ перемещением подпятников (11) и комплекта элементов виброгасителей с расчетной деформацией эластомера (9) е одного элемента, размещенных внутри корпуса шпинделя (3) над ниппелем (2) и над подпятниками (11), причем: ƒ=2⋅n⋅е, где n - количество элементов в комплекте, 2 - количество эластомеров в виброгасителе. Твердосплавные поверхности трения (13) пяты (14) и подпятников (11) выполнены, например, путем спекания порошков карбидов вольфрама, кобальта, титана с медно-никелевыми сплавами в водородной среде (ВК6, ВК8, Т14К8, ВК3М и др.) с последующей шлифовкой и доводкой алмазным кругом (АСМ40Б).

[32]

На фиг. 14 изображен тот же фрагмент А, указанный на фиг. 13, размещенный с двумя степенями свободы: осевого ƒ перемещения подпятников (11) и угловой самоустановки при селективной сборке по сферическому радиусу R пяты (14) с фиксацией стопорным пружинным кольцом (16), а также показан угол расположения контакта а опорных торцевых твердосплавных поверхностей (13) радиально упорной опоры скольжения, причем угол установки торцевых поверхностей подпятников с ответными сопрягаемыми поверхностями пяты выбран много больше угла трения. Твердосплавные поверхности трения (13) пяты (14) и подпятников (11) выполнены аналогично, как указано в описании фиг. 13.

[33]

На фиг. 15 изображен фрагмент А, указанный на фиг. 7, выполнения размещения твердосплавной осевой опоры скольжения упорного типа, состоящей из пяты (14) и подпятников (11), установленных с осевым перемещением ƒ, с одной степенью свободы, пяты - на валу (1) при помощи шпоночного (15) или шлицевого соединения, а подпятники (11) в корпусе (3) с фиксацией например винтами (12). Твердосплавные поверхности трения (13) пяты (14) и подпятников (11) выполнены аналогично, как указано в описании фиг. 13.

[34]

На фиг.16 изображен фрагмент А, указанный на фиг. 9, выполнения размещения твердосплавной радиально упорной осевой опоры скольжения, состоящей из пяты (24), установленной с нулевой степенью свободы на валу (1) с использованием резьбового соединения с крупным шагом и фиксирующего элемента, например, винта (25), и подпятников (11), установленных с осевым перемещением ƒ, с одной степенью свободы. Твердосплавные поверхности трения (13) пяты (24) и подпятников (11) выполнены аналогично, как указано в описании фиг. 13.

[35]

На фиг. 17 изображен поперечный разрез Г-Г по нижней радиальной опоре, включающий твердосплавные поверхности трения (4) и (5) выполненные, соответственно, на валу (1) и в ниппеле (2) с центрирующими ребрами (26) армированными наплавками (17), указанный на фиг. 1…12.

[36]

На фиг. 18 изображен элемент Б, указанный на фиг. 17, выполнения продольных канавок, обеспечивающих жидкостное трение, охлаждение, смазку и вынос продуктов износа твердосплавных радиальных опор скольжения.

[37]

На фиг. 19 изображен поперечный разрез Д-Д по верхней радиальной опоре, включающий твердосплавные поверхности трения (7) и (8) выполненные, соответственно, на валу (1) и в ниппеле (2), указанный на фиг. 1, 3, 5, 9… и 11, и по средней радиальной опоре, указанный на фиг. 7 шпинделя.

[38]

На фиг. 20 изображен элемент В, указанный на фиг. 19, выполнения продольных канавок, обеспечивающих жидкостное трение, охлаждение, смазку и вынос продуктов износа твердосплавных радиальных опор скольжения.

[39]

На фиг. 21 изображен поперечный разрез Е-Е по месту соединительного узла вала с карданной передачей от силовых секций малогабаритного винтового забойного двигателя, показывающий входные радиальные отверстия, расположенные тангенциально к проточному осевому каналу вала, который указан на фигурах 1, 3, 5, 7, 9 и 11.

[40]

На фиг. 22-25 изображен элемент Ж, указанный на фигурах 1, 3, 5, 7, 9, и 11 исполнения узла соединения вала с карданной передачей от силовых секций малогабаритного винтового забойного двигателя, который выполнен в виде профилированного многогранника, например: квадрата (фиг. 23, вид И, 1 вариант), шестигранника (фиг. 24, вид И, 2 вариант), или шлицевым (фиг. 25, вид И, 3 вариант), на наружной поверхности которого (вала), в месте размещения соединительного узла, образована право- или левонаправленная спиральная одно- или многозаходная лопасть (18) с шагом X, наружная образующая поверхность которой выполнена касательно склоненной к соответственно тангенциально направленным входным радиальным отверстиям, изображенным на фиг. 21.

[41]

На фиг. 26 изображена расчетная схема тарельчатой пружины для малогабаритного шпинделя наружного диаметром 43 мм.

[42]

На фиг. 27 изображена зависимость нагрузки от осевого перемещения пружин и их количества в комплекте быстросъемных виброгасителей

[43]

На фиг. 28 изображена расчетная схема деформации резинового кольца.

[44]

Детальное описание решения

[45]

В процессе бурения скважины нагрузка на долото создается весом сжатой части бурильной компоновки, в которую включены бурильные трубы, калибраторы и центраторы, забойный двигатель, состоящий из силовых секций и шпинделя и породоразрушающий инструмент - долото. В процессе бурения долото, разрушая забой, формирует ухабообразную забойную рейку, создавая при этом возвратно-поступательные движения всей компоновки, приводя ее в динамически возмущенное состояние за счет линейных и нелинейных, стохастических колебаний, регулярно возникающих в бурильной колонне, особенно работающей в сильно искривленных наклонно-направленных и горизонтальных каналах из-за непредсказуемости и случайности происходящих движений, что негативно сказывается на работе всего инструмента в целом.

[46]

Динамическая, неравномерная нагрузка на долото при резкоизменяющихся механических свойствах горных пород приводит к сколам зубков долота, снижает долговечность опор шпиндельной секции забойного двигателя и как следствие уменьшает механическую, рейсовую и коммерческую скорости бурения.

[47]

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном шпинделе забойного двигателя, включенном в состав бурильной компоновки с долотом, состоящим из полого корпуса и ниппеля, образующие над ниппелем внутри корпуса камеру, вала с проточным осевым каналом, радиальными входными отверстиями и узлом соединения с карданной или торсионной передачей от силовых секций малогабаритного забойного двигателя, верхней и нижней радиальных опор скольжения, осевых опор скольжения, которые состоят из пяты и подпятников, и регулировочных элементов установленных в корпусе и на валу, особенностью изобретения является то, что регулировочные элементы выполнены в виде быстросъемных комплектов виброгасителей, состоящих из элементов, например, выполненных в виде пружинных амортизаторов, эластомеров, демпферов или их сочетаний, установленных в верхней камере над и под подпятниками осевых опор скольжения, или только в одном из указанных мест, установленных с различными степенями свободы, с возможностью предварительной (например, экспериментальной - стендовой и аналитической - расчетной) взаимной отстройки частот, расчетной частоты собственных колебаний динамически возмущенной массы бурильной компоновки с долотом и зафиксированной экспериментально частоты возмущающей силы возникающей при разрушении долотной головки забоя конкретной породы, а так же с возможностью восприятия и передачи осевых динамических сил от долота, и от силовых секций малогабаритного забойного двигателя к бурильной компоновки и обратно, одни из которых скомплектованы с наибольшей жесткостью (податливостью), другие - со средней, а третьи с наименьшей или упруго-вязкими, но всегда собственная частота, которая подобранная аналитически, должна быть ниже установленной экспериментально частоты возмущения и с оптимальными коэффициентами передачи и динамичности, при этом вал с проточным осевым каналом, изготовлен за одно целое с долотом, а узел соединения вала с карданной передачей выполнен в виде профилированного многогранника, например квадрата, шестигранника или шлицевым, на наружной поверхности которого (вала), в месте размещения соединительного узла, образована право или лево направленная спиральная одно или многозаходная лопасть, наружная образующая поверхность которой выполнена касательно склоненной к соответственно направленным входным радиальным отверстиям, а те в свою очередь расположены тангенциально к проточному осевому каналу вала и направлены в одну сторону с лопастями, причем осевые опоры скольжения выполнены радиально-упорными, и размещенными с углом установки торцевых поверхностей подпятников с ответными сопрягаемыми поверхностями пяты больше угла трения, а пята размещена на валу либо жестко на резьбе с фиксацией, либо с возможностью осевого, радиального и углового перемещения по средством шпоночного или шлицевого соединения с регламентированными посадочными зазорами, обеспечивающими необходимую степень свободы, а подпятники: верхний - с регламентированным осевым и угловым перемещением относительно вала в соответствии с аналитически и конструктивно подобранной податливостью виброгасителей, нижний - либо тоже установлен свободно-подвижно, либо, при необходимости, жестко вмонтирован на торце ниппеля со степенью свободы равном нулю.

[48]

Кроме того, особенность шпинделя заключается в том, что коэффициент передачи Kn - отношение амплитуды силы переданной виброгасителем на осевые опоры скольжения Рв к величине максимальной амплитуды возмущающей динамической нагрузке Рд, возникающей при разрушении забоя долотом, выбирается меньше единицы путем взаимной отстройки частот, причем при быстросъемный комплект виброгасителей выполняется в виде пружинных амортизаторов, при комплект виброгасителей выполняется в виде эластомеров, а при - в виде сочетаний комплектов пружин и эластомеров, при этом коэффициент динамичности, характеризуемый синусоидальной зависимостью угла сдвига фаз между возмущающей нагрузкой Рд и расчетной конструктивной деформацией быстросъемного комплекта виброгасителей е, что показывает эффективность виброизоляции быстросъемного комплекта, выбирается с учетом частоты вращения долота и твердости конкретной пород, так чтобы частота собственных колебаний динамически возмущенного участка бурильной колонны с долотом была бы всегда ниже частоты возмущающей силы путем подбора жесткости (податливости) быстросъемного комплекта виброгасителей где Рс - допустимая статическая осевая нагрузка на забойный двигатель, а е - расчетная конструктивная деформация быстросъемного комплекта виброгасителей (ход сжатия) эластомера, также путем подбора динамического модуля упругости эластомера Ед=10…100 кгс/см2 в соответствии с твердостью по Шору, где первое значение - для твердых и последнее - для мягких пород, а так же аналитически и конструктивным выбором степеней свободы эластомера.

[49]

Кроме того, особенность шпинделя заключается в том, что вал выполнен раздельно от долота и соединяется с долотом и при необходимости - с калибратором или другим инструментом, с использованием традиционного резьбового соединения.

[50]

Кроме того, особенность шпинделя заключается в том, что вал размещен на трех радиальных опорах, при этом осевая опора скольжения выполнена упорного типа и установлена с одной степенью свободы.

[51]

Изобретение описывает несколько вариантов возможного исполнения устройства, отличающихся друг от друга конструктивными особенностями размещения и комплектования быстросъемных виброгасителей различной жесткостью и коэффициентами динамичности, типом осевой опоры скольжения различного изготовления и установки по степени свободы, количеством радиальных опор, вооружения долотной головки вала, в зависимости от категории и группы твердости пород, а также особенностями выполнения внутренней и наружной поверхностей узла соединения вала с карданной передачей и формой изготовления входных радиальных отверстий.

[52]

При анализе отличительных признаков описываемого изобретения не выявлено аналогичных известных решений, касающихся возможности повышения показателей функционального назначения: эксплуатационной эффективности бурения и оперативного управления структурной устойчивостью устройства при изменении механических свойств горных пород в режиме демпфирования, причем с различными коэффициентами виброзащиты вибраций долота забойного двигателя и всей КНБК, причем непосредственно в условиях буровой, при резкоизменяющихся геологических условиях (механические свойства горных пород), наличие в конструкции вала с проточным осевым каналом, изготовленным как одно целое с долотом и снабженным комплектом виброгасителей с расчетными упруго-вязкими свойствами, установленными в необходимом месте, причем быстросъемными и с различными степенями свободы, что придают устройству новые свойства - повышение эффективности одновременно с расширением функциональных возможностей. По этой причине, на наш взгляд, предложенное техническое решение может считаться соответствующим критерию «изобретательский уровень» так как не является очевидным для специалистов в данной отрасли промышленности.

[53]

Все признаки независимого пункта формулы изобретения являются существенными, то есть необходимыми для обеспечения технического результата.

[54]

Остальные признаки являются частично существенными, необходимыми для реализации частных решений конструкции устройства.

[55]

В связи с тем, что из данной области техники не известна совокупность признаков, характеризующих предложенное изобретение, это позволяет сделать вывод о том, что заявленное изобретение отвечает условию «новизна».

[56]

Малогабаритный шпиндель секционного забойного двигателя для бурения твердых пород (фиг. 1) включает долотную головку, изготовленную совместно с проточным валом (1), ниппель (2), образующий с полым корпусом (3) верхнюю камеру. Ниппель соединен с корпусом с использованием резьбового соединения, которое зафиксировано стопорным винтом (6). Ниппель (2) и вал (1) размещены на радиальных опорах - (4), (5) и (7), (8). Твердосплавные поверхности трения радиальных опор (4), (5) и (7), (8) выполнены путем спекания порошков карбидов вольфрама, кобальта и титана с медно-никелевыми сплавами в водородной среде (ВК6, ВК8, Т14К8, ВК3М и др.) с последующей шлифовкой и доводкой алмазным кругом (АСМ40Б).

[57]

Таблица 1. Модуль упругости эластомеров в зависимости от твердости по Шору

[58]

[59]

В верхней камере размещены быстросъемные комплекты виброгасителей (10) в виде замкнутых двухсторонних стаканов с завулканизированными внутри них упруго вязкими эластомерами (9), обеспечивающими расчетную деформацию одного эластомера е, показанную на фиг. 13. Виброгасящие свойства эластомеров определяются путем подбора жесткости Кж (податливости) быстросъемного комплекта Кж=Р/(е n), где Р - допустимая статическая осевая нагрузка на забойный двигатель, а е - расчетно-допустимая, конструктивная деформация одного эластомера (ход сжатия) быстросъемного комплекта состоящего из n штук виброгасителей размешенных над и под твердосплавной радиальной опорой, состоящей из двух подпятников (11) и пяты (14), а также путем подбора динамического модуля упругости эластомера Ед=10…100 кгс/см2 в соответствии с твердостью по Шору, где первое значение - для мягких и последнее - для твердых пород, как показано в таблице 1.

[60]

Подпятники (11), с одной стороны армированы эластомером с виброгасящими свойствами эластомеров (9), с другой - твердым сплавом (13) типа ВК6…Т14К8, ВК3М и др., выполненными по технологии изготовления радиальных опор и размещены в корпусе (3) с осей податливостью 2 f каждый относительно стопорных винтов (12). Пята (14) размещена на валу с возможностью осевого, радиального и углового перемещения по средством шпоночного (15) или шлицевого соединения (на фигуре не показано), с регламентированными посадочными зазорами, и из-за расчетной деформации комплекта эластомеров, а также податливости подпятников, что обеспечивает необходимую степень свободы. Твердосплавные поверхности пяты, взаимодействующие с ответными сопрягаемыми поверхностями подпятников, размещены под углом много больше угла трения, обеспечивая осевой опоре радиально упорные свойства. После установки осевой опоры на валу, пята (14) фиксируется пружинным кольцом (16).

[61]

Позиция (18) показывает особенности выполнения наружной поверхности узла соединения вала (1) с карданной передачей (не показано) в виде право- или левонаправленной спиральной одно- или многозаходной лопасти, наружная образующая поверхность которой выполнена касательно склоненной к входным радиальным отверстиям для прохода промывочной буровой жидкости.

[62]

Фиг. 2, вид 3 показывает малогабаритную долотную головкой вала типа PDC (Polycrystalline Diamond Compakt) с пятью лопостями, армированными поликристаллическими алмазами для бурения твердых пород.

[63]

Ряд конструктивных особенностей в виде сечений Г-Г, Д-Д, Е-Е, а также изображений элементов А и Ж указаны на фиг. 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 21 и 23-25 и описаны выше.

[64]

На фиг. 3 изображен малогабаритный шпиндель секционного забойного двигателя для бурения мягких пород и в отличие от шпинделя, изображенного на фиг. 1, верхняя камера оснащается верхним подпятником (19) неармированным эластомером, а верхний комплект виброгасителей выполнен в виде пружинных амортизаторов (например, тарельчатых пружин), работающих при продольно-поперечной деформации в Эйлеровой зоне, причем при , и так чтобы частота собственных колебаний динамически возмущенного участка бурильной колонны с долотом была бы всегда ниже частоты возмущающей силы , путем подбора жесткости (податливости) быстросъемного комплекта Кж=Р/(е n), где Р - допустимая статическая осевая нагрузка на забойный двигатель, е - расчетный прогиб одной пружины, а n - количество пружин.

[65]

Тарельчатые пружины устанавливаются пакетами. Кольца накладываются друг на друга последовательно. Нагрузка, необходимая для сжатия пакетов, увеличивается пропорционально количеству пакетов. Гашения энергии происходят за счет фрикционного трения, но в Эйлеровой зоне. Как показывает практика, использование таких пружин снижает вибрацию в 8-10 раз.

[66]

При заданной осевой статической нагрузке Р и с выбранными размерами пружин определяется количество пружин n (см. фиг. 26).

[67]

Например, ниже при следующих габаритах пружин:

[68]

D=30 мм - внешний диаметр пружины,

[69]

d=24 мм - внутренний диаметр пружины,

[70]

Р=10000 Н - заданная осевая нагрузка.

[71]

[72]

где:

[73]

- отношение наружного и внутреннего диаметров тарельчатой пружины,

[74]

μ=0,3 - коэффициент Пуассона;

[75]

Е=2,1⋅1011 Н/м2 - модуль упругости (Юнга);

[76]

U=0,6 мм - толщина пружины;

[77]

е=(0,8 - 0,65)⋅ƒm - расчетный прогиб одной пружины, мм;

[78]

ƒm=2 мм - высота внутреннего конуса пружины;

[79]

hk - общая высота комплекта пружины, мм.

[80]

Полное осевое перемещение Δhj набора тарельчатых пружин будет равно:

[81]

[82]

После подстановки получаем: е=ƒm⋅0.7=2⋅0.7=1,4 мм;

[83]

[84]

[85]

[86]

Δhj1=n⋅ƒ=12⋅1,4=16,8 мм.

[87]

На фиг. 27 показана расчетная зависимость нагрузки от осевого перемещения пружин и их количества в комплекте быстросъемных виброгасителей.

[88]

Нижний комплект виброгасителей, установленный ниже радиально-упорной осевой опоры скольжения, выполнен также как и на фиг. 1-2 быстросъемным в виде замкнутых двухсторонних стаканов (10) с завулканизированными внутри них упруго вязкими эластомерами (9), обеспечивающих расчетную деформацию эластомера е.

[89]

При расчете необходимо учитывать коэффициент формы эластомера (см. фиг. 28):

[90]

[91]

где m - расчетный коэффициент, величина которого в случае сжатия 4,67 [3];

[92]

hk - высота кольца, мм;

[93]

d, d1 - наружный и внутренний диаметры кольца, мм;

[94]

Ед=40⋅106 H/м2 - динамический модуль упругости (см. таблица 1);

[95]

- статический модуль упругости, H/м2.

[96]

Напряжение сжатия найдем из соотношения

[97]

[98]

[99]

Δhk - деформация кольца, мм.

[100]

Определим деформацию одного резинового кольца по формуле:

[101]

[102]

При наборе колец число которых равно n, общая деформация будет равна:

[103]

[104]

Согласно данным формулам произведем расчет:

[105]

[106]

[107]

[108]

Деформация одного кольца:

[109]

[110]

Деформация набора из 6 резиновых колец:

[111]

[112]

Таким образом, комплекты быстросъемных виброгасителей, состоящий из 5 элементов пружинных амортизаторов и 6 комплектов эластомеров будут работать синхронно с амплитудой колебаний долота на забое до 5-6 мм.

[113]

На фиг. 6 изображена малогабаритная шпиндельная секция винтового забойного двигателя с четырьмя лопастями долотной головки (фиг. 7, см. Вид 3) для бурения пород средней твердости с позициями рабочих узлов и деталей как на фиг. 3-4, и виброгасителями собранными с упруго-вязкими свойствами в виде тел Максвелла и Фойхта, с возможностью их размещения и чередования в определенной последовательности.

[114]

На фиг. 7 изображена малогабаритная шпиндельная секция винтового забойного двигателя с тремя радиальными опорами, в дополнении к двум ниже установленным, в виде твердосплавных поверхностей трения на валу (23) и в корпусе (22), и осевой опорой скольжения упорного типа размещенной с одной степенью свободы, также с быстросъемными комплектами виброгасителей для бурения участков стабилизации траектории.

[115]

Согласно известным данным увеличение количества радиальных опор, установленных на расчетных расстояниях от долота L1, и между собой L2 и L3,приводит к уменьшению реакций в них при постоянстве осевой нагрузки на долото, что объясняется снижением изгибного сопротивления, как вала так и корпуса, что в свою очередь формирует ответные реакции в радиальных опорах, при этом уменьшается и величина прогиба вала относительно корпуса, то есть снижается кривизна вала и, как следствие, снижение - изгибающего момента и уменьшение отклоняющей силы на долоте, т.е. достигается стабилизация бурящего участка при повышении технического ресурса забойного двигателя. На фиг. 9 изображена малогабаритная шпиндельная секция винтового забойного двигателя с радиально упорной осевой опорой скольжения установленной с нулевой степенью свободы для интенсификации набора кривизны с меньшим радиусом при включении данного варианта конструкции в забойный двигатель с кривым переводником. Здесь твердосплавная радиально упорная пята (24) установлена на вал (1) с использованием резьбового соединения с крупным шагом и фиксирующим элементом, например винтом (25) на расстоянии L5 от верхней радиальной опоры (7), (8), а подпятники (11), установлены, также как в других вариантах, с осевым ƒ перемещением, то есть с одной степенью свободы. Причем количество пружин, установленных над опорой и эластомеров, установленных под опорой в быстросъемных комплектах виброгасителей меньше чем в других вариантах минимум в два раза, что значительно сократило величину L5 по сравнению с величиной L3 в фиг. 1…6. Данное обстоятельство уменьшило общую длину шпиндельной секции, то есть длину плеча от долота до линии перекоса кривого переводника, а значит уменьшает радиус кривизны скважины.

[116]

На фиг. 11 изображена малогабаритная шпиндельная секция винтового забойного двигателя, вал (1) которого выполнен раздельно от долота и соединяется с долотом любого типа посредством традиционного резьбового соединения, обеспечивая возможность установки над долотом калибраторов, центраторов, шламоуловителей или другого технического инструмента (не показаны на чертеже) при непрогнозированном технологическом условии.

[117]

Устройство работает следующим образом:

[118]

Как видно из вышеописанных вариантов возможного исполнения устройства все предложенные конструкции шпиндельных секций могут включать два составляющих модуля: постоянный модуль - корпус и ниппель с радиальными опорами; и сменные модули - валы с долотными головками для различных пород, осевыми или радиально-упорными опорами скольжения с различной степенью свободы и комплектами виброгасителей с набором гармоник собственных частот, жесткостей, коэффициентами передачи и динамичности, а также крепежными и регулировочными элементами. Отсюда можно сделать вывод о модульном исполнении предлагаемого изобретения.

[119]

В зависимости от ожидаемых категорий и групп твердости пород перед бурением определенного горизонта, собираются варианты сменных модулей шпиндельной секции малогабаритного забойного двигателя.

[120]

На вал с соответствующей долотной головкой (1) устанавливают ниппель (2), предварительно смазав трущиеся и резьбовые поверхности. Затем на вал до упора в торец ниппеля набирают «нижний» комплект виброгасителей с необходимой жесткостью (податливостью) Кж, гармоникой собственных частот оптимальными коэффициентами передачи Kn и динамичности. Далее устанавливают нижний подпятник (1) 1, пяту (14) с использованием шпоночного (15) или шлицевого соединения (не показано) и фиксируют сборку пружинным кольцом (16). Установка осевой опоры заканчивается размещением на опорной поверхности пяты верхнего подпятника (11). Окончательно, набирается верхний комплект виброгасителей с необходимыми механическими параметрами и качественными и количественными характеристиками, с учетом возможной синхронной работы с «нижним» комплектом и всем модулем в целом. Сборку виброгасителей ведут селективно.

[121]

Собранный модуль вставляют в корпус (3) и заворачивают ниппель в сборе валом до упора в верхний торец корпуса, контролируя совмещения отверстий под стопорные винты (6) и (12). Заворачивают и кернят винты.

[122]

Аналогично собирают остальные варианты конструкций.

[123]

Тестирование виброзащитных свойств сменных модулей осуществляют на стенде «Перфобур».

[124]

Последовательность сборки других вариантов устройства очевидна для специалистов из вышеизложенных описаний фигур данного изобретения.

[125]

В процессе бурения скважин сверхмалого диаметра и радиуса кривизны возникает момент резкоизменяющихся геологических условий (или прогнозируемых), что можно определить по снижению механической скорости бурения, и если технологические изменения режима бурения, например путем регулирования осевой нагрузки или расхода промывочной буровой жидкости, не дали ожидаемого результата, то очевидно нужно изменить тип долота и качественные характеристики нижней части буровой компоновки (БК). В этом случае, после подъема БК и раскрепления стопорных винтов непосредственно на буровой установке монтируют уже собранный и оттестированный модуль с необходимыми механическими параметрами, что позволит подобрать наиболее благоприятный режим работы БК и ее рабочих элементов, таким образом добиться достижения искомого технического результата.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты