для стартапов
и инвесторов
Изобретение относится к области ремонта, а именно к
способам ремонта жаровых труб камер сгорания газотурбинных двигателей с дефектами в виде трещин. Способ включает устранение дефекта в виде трещины путем ее механического удаления с образованием паза и
заварку последнего. При этом паз получают шириной 1-3 мм, длиной, превышающей на 2-3 мм длину трещины, и глубиной, составляющей 0,3...0,5 толщины участка с трещиной. В результате снижается
трудоемкость и повышается эксплуатационная надежность отремонтированной жаровой трубы. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
1. Способ ремонта жаровой трубы камеры сгорания газотурбинного двигателя, включающий устранение дефекта
в виде трещины, отличающийся тем, что устранение трещины осуществляют механическим удалением с образованием паза шириной 1-3 мм, длиной, превышающей на 2-3 мм длину трещины, и глубиной, составляющей 0,
3-0,5 от толщины участка с трещиной, и заваркой упомянутого паза. 2. Способ ремонта по п.1, отличающийся тем, что на участок с трещиной со стороны,
противоположной заварке, устанавливают медную или латунную пластину.
Изобретение относится к области ремонта, в
частности к способам ремонта жаровых труб камер сгорания газотурбинных двигателей с дефектами в виде трещин, и может быть использовано в авиационной промышленности, энергетике и других отраслях
техники, где используются газотурбинные двигатели. Известен способ ремонта жаровой трубы камеры сгорания газотурбинного двигателя, включающий выпиливание круглым надфилем трещины с
перекрытием на 1,5-2,0 мм (см. «Ремонт двигателей 37Ф и 37АФ», часть шестая. Ремонт, сборка и испытание узлов горячей части двигателя», Москва, Оборонгиз, 1963, стр.83). Недостатки
известного способа - ограниченное применение, так как он пригоден для устранения трещин, расположенных у кромок поверхностей и имеющих длину до 5 мм. Наиболее близким к предложенному
является способ ремонта жаровой трубы камеры сгорания газотурбинного двигателя, включающий устранение трещины путем выполнения отверстий у концов трещины и последующей заварки трещины (см. «Ремонт
двигателей 37 Ф и 37 АФ», часть шестая. Ремонт, сборка и испытание узлов горячей части двигателя», Москва, Оборонгиз, 1963, стр.83-85). Однако данный способ трудоемок из-за необходимости
высверливания отверстий около концов трещин. Из-за того, что не всегда удается точно определить концы трещин, появляется вероятность того, что дефект устранен не полностью, это приводит к развитию
новых микротрещин и, в конечном итоге, к снижению эксплуатационной надежности жаровой трубы. Способ не позволяет устранить трещины в труднодоступных местах, например на участке жаровой трубы в зоне
проточной части охлаждения жаровой трубы из-за отсутствия свободного доступа к этой зоне, что, в конечном итоге, также отрицательно сказывается на надежности отремонтированного изделия - жаровой
трубы. Технический результат данного изобретения - снижение трудоемкости и повышение эксплуатационной надежности отремонтированной жаровой трубы. Указанный технический
результат достигается тем, что в способе ремонта жаровой трубы камеры сгорания газотурбинного двигателя, включающем устранение дефекта в виде трещины, согласно изобретению, устранение трещины
осуществляют механическим удалением с образованием паза шириной 1-3 мм, длиной, превышающей на 2-3 мм длину трещины, и глубиной, составляющей (0,3-0,5) от толщины участка с трещиной, и заваркой
упомянутого паза. Выбор указанных выше количественных признаков обусловлен геометрическими размерами дефектов (трещин, растрескиваний), которые подлежат ремонту. Паз необходимо выполнять
шириной 1-3 мм. При выполнении паза шириной больше 3 мм снимается лишний слой поверхности, который необходимо заварить, что приводит к неоправданному расходу сварочного материала и к изменению
геометрических параметров ремонтируемой жаровой трубы из-за усадки материала. При выполнении паза шириной, меньшей 1 мм, не возможно полностью удалить дефект (трещину), так как трещины имеют, как
правило, криволинейную форму (синусоидальная, параболическая и т.д.), что приводит к образованию новых микротрещин и, как следствие, к снижению эксплуатационной надежности жаровой трубы.
Длина паза должна превышать длину дефекта (трещины) на 2-3 мм. В связи с тем, что определить точно концы дефекта (трещины) удается не всегда, поэтому разделку основного материала в зоне расположения
трещины осуществляют с запасом. Указанное соотношение гарантирует полное устранение дефекта. Выполнять паз длиной, превышающей указанный диапазон, нецелесообразно, так как это приводит к
неоправданному расходу сварочного материала, к созданию дополнительных напряжений, возникающих при сварке, и, как следствие, к возникновению новых трещин. Выполнять паз длиной меньше указанного
диапазона нельзя, поскольку появляется вероятность, что дефект устранен не полностью, что приводит к развитию новых микротрещин и, в конечном итоге, к снижению эксплуатационной надежности жаровой
трубы и камеры сгорания в целом. Глубина h паза составляет (0,3-0,5) толщины участка с дефектом. Выполнение паза большей глубины приводит к нежелательным проплавам, к созданию
дополнительных напряжений при сварке, к короблению основного материала и не дает повышения качества заделанного дефекта. Выполнение паза меньшей глубины не позволяет полностью устранить дефект, что
отрицательно сказывается на надежности отремонтированного изделия. На участок с трещиной со стороны, противоположной заварке, можно устанавливать медную или латунную пластину, что
позволяет осуществить отвод тепла от поверхностей, не подлежащих заварке, обеспечив тем самым их охлаждение и предотвратив их коробление. На фиг.1 схематично изображен сегмент жаровой
трубы с дефектами (продольный разрез); на фиг.2 - вид А фиг.1; на фиг.3 - вид Б фиг.1. Жаровая труба 1 имеет следующие дефекты: дефект 2 - несквозная
трещина, дефект 3 - сквозная трещина. Со стороны, противоположной заварке, расположена пластина 4 латунная или медная. Участок с дефектом механически удален (обработан) с образованием паза 5 (выемки).
S - ширина паза, L - длина паза, l - длина трещины, h - глубина паза, δ - толщина участка с дефектом (трещиной). Способ ремонта осуществляется следующим образом. Способ
рассмотрен на примере ремонта дефекта в виде сквозной трещины. Визуально определяют наличие трещины, измеряют (определяют) ее длину l. В конкретном примере l=10 мм. Измеряют
(определяют) толщину δ участка, на котором выявлена трещина. В конкретном примере δ=1,2 мм. При помощи бормашины и абразивного круга удаляют участок с трещиной, т.е.
удаляют трещину 3 с поверхности жаровой трубы. На месте удаленной трещины 3 образуется паз шириной S=3 мм, длиной L=13 мм и глубиной h=0,60 мм. Образовавшийся на месте трещины 3 паз 5 очищают чистой
салфеткой, смоченной в нефрасе. В зазор (проточный канал) между стенками жаровой трубы устанавливают, например, медную пластину толщиной на 0,2-0,3 мм меньше ширины зазора (проточного канала) и
производят аргонодуговую заварку трещины со стороны, противоположной поверхности, на которой расположена пластина. В результате заварки происходит расплавление присадочного материала, который
заполняет (заплавляет) оставшуюся, механически не удаленную (не разделанную) часть трещины. После заварки трещины убирают пластину 4 и осуществляют механическими средствами, например абразивным кругом,
удаление наплывов от заварки и осуществляют контроль сварного шва, например, лупой или методом цветной дефектоскопии. В каждом конкретном случае рассматривается целесообразность
применения пластины 4.