патент
№ RU 2436108
МПК G01R31/02

КОМПЛЕКС КОНТРОЛЯ БОРТОВЫХ КАБЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Авторы:
Медарь Андрей Васильевич
Номер заявки
2009123125/28
Дата подачи заявки
18.06.2009
Опубликовано
10.12.2011
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Реферат

[114]

Изобретение относится к области технологического оборудования для контроля бортовых кабельных сетей (БКС) и кабельно-жгутовой продукции (КЖП) изделий ракетно-космической техники (РКТ) и может быть использовано для контроля параметров кабельных сетей линейной топологии и произвольной длины. Сущность: комплекс контроля бортовых кабельных сетей содержит модуль управления, стыковочный модуль, модуль ввода заданных программ контроля, блок питания. Модуль управления содержит вычислительный блок, связанный с модулем ввода, а также цифровой измеритель, тестер и приборный коммутатор-распределитель, связанные с вычислительным блоком, причем приборный коммутатор-распределитель имеет возможность связи с тестером и/или с цифровым измерителем, стыковочный модуль оснащен адресными коммутаторами, имеющими возможность соединения через кабельные адаптеры с контролируемыми кабелями и через реле посредством шин - с приборным коммутатором-распределителем. Технический результат: оперативная и достоверная проверка качества БКС. 1 ил.

Формула изобретения

Комплекс контроля бортовых кабельных сетей, содержащий модуль управления, стыковочный модуль, модуль ввода заданных программ контроля, блок питания, отличающийся тем, что модуль управления содержит вычислительный блок, связанный с модулем ввода, а также цифровой измеритель, тестер и приборный коммутатор-распределитель, связанные с вычислительным блоком, причем приборный коммутатор-распределитель имеет возможность связи с тестером и/или с цифровым измерителем, стыковочный модуль оснащен адресными коммутаторами, имеющими возможность соединения через кабельные адаптеры с контролируемыми кабелями и через реле посредством шин - с приборным коммутатором-распределителем.

Описание

[1]

Изобретение относится к области технологического оборудования для контроля бортовых кабельных сетей (БКС) и кабельно-жгутовой продукции (КЖП) изделий ракетно-космической техники (РКТ) и может быть использовано для контроля параметров кабельных сетей линейной топологии и произвольной длины.

[2]

В настоящее время к контрольно-измерительному оборудованию для сборочных производств кабельно-жгутовой продукции предъявляются следующие основные требования:

[3]

- универсальность, которая заключается в возможности определения на одном стенде всех основных диагностируемых параметров кабельных сетей объекта;

[4]

- повышенная точность измерения диагностируемых параметров;

[5]

- повышенная производительность, то есть возможность оперативного диагностирования одновременно множества кабельных сетей;

[6]

- автоматическое задание параметров диагностики и обработка результатов диагностики.

[7]

Из патентной литературы известен довольно широкий спектр оборудования для контроля КЖП, а именно: для контроля сопротивления изоляции (RU №2170440 от 07.04.2007, G01R 31/08; RU №2200329 от 10.03.2003, G01R 27/16); контроля целостности электрических цепей (RU №2263324 от 09.06.2003, G01R 31/02; RU №2279101 от 30.01.2004, G01R 31/02); контроля разобщенности цепей (RU №2071607 от 19.04.1993. G01R 31/00); контроля сопротивления цепей (RU №2110075 от 13.03.1995, G01R 31/08; RU №2263925 от 08.11.2001, G01R 31/02).

[8]

В результате анализа данных технических решений необходимо отметить, что они направлены на выполнение частных задач контроля КЖП и не в состоянии осуществлять комплексную проверку кабельных цепей.

[9]

Известны стенды типа АСК МКИ (АО «Ижевский мотозавод «Аксион-Холдинг»), предназначенные в основном для определения электропараметров печатных плат и релейно-коммутационных изделий. Данные стенды имеют значительные габаритно-весовые характеристики и низкую точность измерения.

[10]

Известны установки контроля электрического монтажа серии «ЛИАНА» (ОАО «НПО «Радиан»). Данные установки являются многофункциональными, однако для контроля БКС требуют дополнительной адаптации - программной и аппаратной.

[11]

Кроме указанных выше, известному стендовому оборудованию присущ общий существенный недостаток, а именно невозможность прецизионного и производительного измерения параметров контролируемых цепей с работой в пределах параметров:

[12]

- сопротивление цепи 0,001-100 Ом;

[13]

- допустимый ток пробоя - 0,1 А.

[14]

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к заявленному решению является стенд для проверки БКС СПК-07, эксплуатируемый в кабельном производстве с 1987 г. (черт. 922.65.170.00.00.000 ТО) - наиболее близкий аналог.

[15]

Стенд может функционировать в ручном, полуавтоматическом и автоматическом режимах и обеспечивает контроль правильности электрического монтажа цепей, электрическую прочность изоляции, соответствие значения электрического сопротивления изоляции метрологической норме. Кроме того, стенд обеспечивает обнаружение: обрыва цепи; замыкания между цепями; замыкания цепей на корпус; нарушений электрической прочности изоляции и понижение ее сопротивления; неправильного подключения сетей при их монтаже. Проверка и контроль цепей осуществляется по заданной программе.

[16]

Стенд содержит модуль управления, блок ввода заданной программы испытаний, связанный с модулем управления и блоком оперативной памяти, коммутаторы, связанные с модулем управления и блоком оперативной памяти и имеющие возможность соединения с контролируемыми БКС, а также модуль вывода информации, включающий блок индикации и цифровое печатающее устройство и связанный с модулем управления и коммутаторами.

[17]

Однако данный стенд бракует цепи, сопротивление которых превышает 10 Ом, и не может быть доработан до величины отбраковки, задаваемой новыми техническими требованиями, указанными выше. К недостаткам наиболее близкого аналога относятся также низкие функциональные возможности, качество результатов контроля БКС, высокая трудоемкость и длительность цикла контроля.

[18]

Задачей настоящего изобретения является разработка комплекса контроля БКС, обеспечивающего оперативную и достоверную проверку качества БКС.

[19]

Поставленная задача обеспечивается тем, что в комплексе контроля бортовых кабельных сетей, содержащем модуль управления, стыковочный модуль, модуль ввода заданных программ контроля, блок питания, новым является то, что модуль управления содержит вычислительный блок, связанный с модулем ввода, а также цифровой измеритель, тестер и приборный коммутатор-распределитель, связанные с вычислительным блоком, причем приборный коммутатор-распределитель имеет возможность связи с тестером и/или с цифровым измерителем, стыковочный модуль оснащен адресными коммутаторами, имеющими возможность соединения через кабельные адаптеры с контролируемыми кабелями и через реле посредством шин - с приборным коммутатором-распределителем по всем требуемым параметрам.

[20]

Сущность заявленного изобретения поясняется графическими материалами, на которых представлена функциональная схема комплекса.

[21]

Комплекс контроля БКС включает модуль управления 1, содержащий цифровой мультисистемный вычислительный блок 2, связанный управляющей шиной (например, шиной EEEI-488 (GPIB) с цифровым управляемым источником питания адресного и приборного коммутаторов 3, высоковольтным тестером 4, приборным коммутатором-распределителем 5 и с цифровым измерителем 6.

[22]

Приборный коммутатор-распределитель 5 связан со стыковочным модулем 7, который содержит n-блоков 8 адресного коммутатора (каждый на 100 адресов). Входы 9 данных блоков образуют адресное поле стыковочного модуля (до 2000 входов подключения). Соединение каждого такого входа 9 с испытуемым кабелем осуществляется через кабельные адаптеры 10 блока кабельных адаптеров. Испытуемые кабели показаны позицией 11.

[23]

Комплекс функционирует в автоматическом режиме. Управление работой комплекса осуществляется оператором с модуля ввода 12, связанного с вычислительным блоком 2.

[24]

Каждый адресный коммутатор 8 связан со своими контактными реле К1, К2, К3.

[25]

Приборный коммутатор 5 содержит контактные реле P1, P2, P3, P4, P5.

[26]

Контакты реле К1 и К2 в замкнутом состоянии обеспечивают подключение модулей 8 к общей измерительной шине (на графических материалах показана как «Общая»).

[27]

Контакты реле P1, P2, P3, P4, P5 в замкнутом состоянии обеспечивают соединение находящихся в работе коммутаторов 8 с тестером 4 и измерителем 5. Соединение осуществляется через шины «+Р», «+1», «-Р», «-1».

[28]

Адресный и приборный коммутаторы включены в систему через гальванически развязанный интерфейс цифрового ввода-вывода.

[29]

Контроль БКС с использованием данного комплекса может быть осуществлен по следующим параметрам:

[30]

- наличие (отсутствие) контролируемой цепи;

[31]

- отсутствие (наличие) замыкания контролируемой цепи на другие цепи;

[32]

- отсутствие (наличие) замыкания контролируемой цепи на корпус;

[33]

- сопротивление изоляции контролируемой цепи выше (ниже) нормы;

[34]

- отсутствие (наличие) пробоя в контролируемой цепи;

[35]

- правильность коммутации между цепями (правильность подключения при электромонтаже на соединителях).

[36]

Комплексом могут быть проведены следующие виды испытаний кабельных изделий:

[37]

- контроль обтекания цепей (контроль наличия цепей и измерение их характеристик);

[38]

- контроль разобщенности цепей (контроль наличия замыканий цепей на другие цепи и на корпус соединителей);

[39]

- измерение сопротивления изоляции по постоянному току;

[40]

- измерение диэлектрической прочности изоляции по переменному или постоянному току;

[41]

- калибровка технологических цепей адресного и приборного коммутаторов (технологический режим).

[42]

Испытания могут быть проведены как в отношении всех указанных выше параметров, так и в отдельности для каждого из них.

[43]

Работа комплекса при контроле кабеля осуществляется следующим образом.

[44]

1. С модуля 12 оператором в соответствии с инструкциями вводятся:

[45]

- электрическая схема кабеля с описанием номинальных значений параметров контролируемых цепей;

[46]

- схема стыковки разъемов кабеля к соединителям стыковочного модуля с указанием типов кабелей-адаптеров;

[47]

- виды и профили испытаний для настройки контрольно-измерительных приборов.

[48]

2. Подстыковываются контролируемые кабели 11 к соединителям стыковочного модуля через адаптеры 9 в соответствии с введенной оператором электрической схемой.

[49]

3. С модуля 12 выполняется запуск программы проведения испытаний.

[50]

Программа управления процессом испытаний кабелей реализует временную циклограмму выдачи команд в каждом из видов испытаний, что приводит контактные группы реле адресного (К) и приборного (P) коммутаторов в состояния, соответствующие назначенным видам и профилям испытаний.

[51]

Ниже описывается логика и последовательность работы агрегатов комплекса при проверке кабелей по каждому из видов испытаний.

[52]

1. Исходное состояние (приведено на графических материалах):

[53]

- Адресный коммутатор:

[54]

a. Контакты всех реле группы К1 замкнуты и обеспечивают подключение всех доступных модулей к общей измерительной шине.

[55]

b. Контакты всех реле группы К2 замкнуты и обеспечивают подключение всех адресов внутри доступных модулей к общей измерительной шине.

[56]

- Приборный коммутатор:

[57]

a. Контакты реле групп P1, P2 и P3 разомкнуты (измерительные приборы отключены, объединенная шина измерения «-» отключена от обшей шины.

[58]

b. Контакты реле группы P4 замкнуты (шины токового и потенциального минуса, а также токового и потенциального плюса объединены).

[59]

c. Контакты реле P5 соединяют калибровочный щуп с объединенной шиной «-».

[60]

2. Контроль обтекания цепей (контроль наличия цепей и измерение их характеристик).

[61]

- Адресный коммутатор:

[62]

a. Контакты всех реле группы К1 замкнуты и обеспечивают подключение адресов всех доступных блоков 8 к общей измерительной шине.

[63]

b. Контакты всех реле группы К2 замкнуты и обеспечивают подключение всех адресов внутри доступных блоков 8 к общей измерительной шине за исключением тех, которые отключаются от общей шины и подключаются с помощью контактов реле группы К3 к шинам «+» или «-», в соответствии со схемой кабеля и программой испытаний участка контрольной цепи.

[64]

c. При двухпроводном измерении (см. ниже) модули коммутаторов групп К1 и К2 работают независимо друг от друга. Количество независимых точек подключения контрольного кабеля - до 2000 тысяч. При четырехпроводном способе измерений модули коммутаторов группы К2 синхронизируются с модулями коммутаторов группы К1 (синхронно коммутируются одноименные адреса). Количество независимых точек подключения контрольного кабеля - до 1000 тысяч. Организация четырехпроводного способа измерений предполагает подключение контрольного кабеля к соединителям стыковочного модуля через четырехпроводные кабели-адаптеры.

[65]

- Приборный коммутатор:

[66]

a. Контакты реле групп P2 замкнуты (измеритель 6 подключен к измерительным шинам). Контакты реле групп P1 и P3 разомкнуты.

[67]

Возможны два способа измерения параметров цепей: двухпроводный и четырехпроводный.

[68]

b. Двухпроводный способ:

[69]

Контакты реле группы P4 замкнуты (шины токового и потенциального минуса, а также токового и потенциального плюса объединены).

[70]

c. Четырехпроводный способ:

[71]

Контакты реле группы P4 разомкнуты (шины токового и потенциального минуса, а также токового и потенциального плюса разъединены), что в сочетании с четырехпроводной схемой коммутации адресов адресного коммутатора и применением четырехпроводных кабелей-адаптеров позволяет измерять напряжение и протекающий ток непосредственно на участке контролируемой цепи, исключая все погрешности, вносимые технологическими коммутационными цепями.

[72]

d. Контакты реле Р5 соединяют калибровочный щуп с объединенной шиной «-».

[73]

3. Контроль разобщенности цепей (контроль наличия замыканий цепей на другие цепи и на корпус соединителей).

[74]

- Адресный коммутатор:

[75]

a. Контакты всех реле группы К1 замкнуты и обеспечивают подключение адресов всех доступных блоков 8 к общей измерительной шине,

[76]

b. Контакты всех реле группы К2 замкнуты и обеспечивают подключение всех адресов внутри доступных блоков к общей измерительной шине за исключением тех, которые отключаются от общей шины и подключаются с помощью контактов реле группы К3 к шине «+» в соответствии со схемой кабеля и программой испытаний всей контрольной цепи (все контакты контрольной цепи локализуются на объединенной шине «+»). Контроль разобщенности цепей проводится только при двухпроводном способе измерения (при объединенных токовых и потенциальных шинах измерительного прибора независимо от типов применяемых кабелей-адаптеров).

[77]

c. При наличии замыкания проводится поиск замкнутых цепей путем их последовательного отключения от общей шины контактами реле группы К2 и подключения их к объединенной измерительной шине «+» с помощью контактов реле группы К3.

[78]

d. Для ускорения процесса поиска замкнутых цепей методом декадного деления используются контакты реле группы К1, отключающие от общей шины 100 адресов модуля одновременно.

[79]

- Приборный коммутатор:

[80]

a. Контакты реле групп P2 замкнуты (измерительный прибор подключен к измерительным шинам).

[81]

b. Контакты реле групп P3 замкнуты (общая шина подключается к объединенной измерительной шине «-»).

[82]

c. Контакты реле групп P1 разомкнуты.

[83]

d. В этом режиме используется только двухпроводный способ измерения. Контакты реле группы P4 замкнуты (шины токового и потенциального минуса, а также токового и потенциального плюса объединены).

[84]

4. Контакты реле P5 соединяют калибровочный щуп с объединенной шиной (-).

[85]

а. После проведения коммутации проводится измерение наличия замыкания контрольной цепи, локализованной на объединенной шине «+» с общей шиной, на которой локализованы контакты всех остальных цепей контрольного кабеля.

[86]

5. Измерение сопротивления изоляции по постоянному току.

[87]

- Адресный коммутатор:

[88]

a. Контакты всех реле группы К1 замкнуты и обеспечивают подключение всех доступных блоков 8 к общей измерительной шине.

[89]

b. Контакты всех реле группы К2 замкнуты и обеспечивают подключение всех адресов внутри доступных блоков 8 к общей измерительной шине за исключением тех, которые отключаются от общей шины и подключаются с помощью контактов реле группы К3 к шине «+» в соответствии со схемой кабеля и программой испытаний всей контрольной цепи (все контакты контрольной цепи локализуются на объединенной шине «+»).

[90]

Контроль сопротивления изоляции проводится только при двухпроводной схеме коммутации (при объединенных токовых и потенциальных шинах независимо от типов применяемых кабелей-адаптеров).

[91]

- Приборный коммутатор:

[92]

a. Контакты реле групп Р2 разомкнуты (измеритель 6 отключен от измерительных шин).

[93]

b. Контакты реле групп Р3 разомкнуты (общая шина отключается от объединенной измерительной шины «-»).

[94]

c. Контакты реле групп P1 замкнуты (заземленный «-» высоковольтного тестера 4 подключается к общей шине, «+» высокого испытательного напряжения подключается к объединенной измерительной шине «+», на которой локализованы все контакты контрольной цепи.

[95]

d. В этом режиме используется только двухпроводная схема коммутации измерительных шин, т.е. контакты реле группы Р4 замкнуты (шины токового и потенциального минуса, а также токового и потенциального плюса объединены).

[96]

e. Контакты реле P5 соединяют калибровочный щуп с объединенной шиной (-).

[97]

f. После проведения коммутации проводится включение высокого напряжения постоянного тока по команде программы и контролируется сопротивление изоляции контрольной цепи, локализованной на объединенной измерительной шине «+» по отношению ко всем остальным цепям кабеля, локализованных на общей шине.

[98]

6. Измерение диэлектрической прочности изоляции по переменному или постоянному току.

[99]

- Коммутация контактов реле адресного и приборного коммутаторов аналогична режиму измерения сопротивления изоляции.

[100]

- После проведения коммутации проводится включение высокого напряжения переменного тока по программе и контролируется диэлектрическая прочность контрольной цепи, локализованной на объединенной измерительной шине «+» по отношению ко всем остальным цепям кабеля, локализованным на общей шине.

[101]

7. Калибровка технологических цепей адресного и приборного коммутаторов (технологический режим).

[102]

Проводится с целью измерения и паспортизации сопротивления технологических цепей каждого адреса для последующего ввода поправки в случае использования двухпроводного способа измерения.

[103]

- Адресный коммутатор:

[104]

Контакты реле группы К1 замкнуты, а с помощью контактов реле групп К2 и К3 осуществляется последовательное подключение каждого адреса к объединенным измерительным шинам «+» и «-».

[105]

- Приборный коммутатор:

[106]

a. Контакты реле групп P2 замкнуты (измеритель 6 подключен к измерительным шинам). Контакты реле групп P1 и P3 разомкнуты.

[107]

b. Измерение ведется двухпроводным способом:

[108]

Контакты реле группы P4 замкнуты (шины токового и потенциального минуса, а также токового и потенциального плюса объединены).

[109]

c. Контакты реле P5 коммутируются синхронно с контактами реле К3 адресного, но находясь в противофазе (когда контакт реле группы К3 подключает выбранный адрес к объединенной шине «+», контакт реле P5 подключает измерительный калибровочный щуп к объединенной шине «-» и наоборот, когда контакт реле группы К3 подключает выбранный адрес к объединенной шине «-», контакт реле P5 подключает измерительный калибровочный щуп к объединенной шине «+».

[110]

d. Разъем калибровочного щупа последовательно подключается ко всем разъемам адресного поля стыковочного модуля.

[111]

e. Приведенная выше схема калибровки позволяет для каждого адреса измерять сопротивление технологических коммутируемых цепей (оно равно измеренному прибором сопротивлению за вычетом эталонного паспортизуемого сопротивления калибровочного щупа), запоминать его в базе данных и вводить в качестве поправки при проведении измерений сопротивления цепей двухпроводным способом.

[112]

После завершения цикла испытаний выбранной по программе цепи комплекс переводится в исходное состояние, программой испытаний назначается новая контрольная цепь, и цикл испытаний повторяется до полного исчерпания предусмотренных программой испытания контрольных цепей.

[113]

Конструкция комплекса высокотехнологична в производственном, монтажном и эксплуатационном аспектах. Унификация и стандартизация стендового оборудования до 50%. Использование комплекса обеспечит повышение эффективности сборочных процессов за счет повышения точности измерений (10%), повышение ресурса эксплуатации оборудования (2 раза).

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты