патент
№ RU 2447183
МПК C22C38/48

ТЕПЛОСТОЙКАЯ ПОДШИПНИКОВАЯ СТАЛЬ

Авторы:
Громов Валерий Игоревич Каблов Евгений Николаевич Шалькевич Андрей Борисович
Все (8)
Номер заявки
2011112950/02
Дата подачи заявки
05.04.2011
Опубликовано
10.04.2012
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Реферат

Изобретение относится к области металлургии, а именно к созданию теплостойких сталей для подшипников, работающих при температуре до 500°С и используемых, например, для авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) и редукторов вертолетов. Сталь содержит углерод, марганец, кремний, хром, вольфрам, ванадий, молибден, никель, ниобий, тантал и железо при следующем соотношении компонентов, мас.%: углерод 0,8-1,1, марганец 0,1-0,4, кремний 0,3-0,5, хром 4,5-5,5, вольфрам 1-1,5, ванадий 0,5-1,0, молибден 3,0-3,5, никель 0,15-0,4, ниобий 0,1-0,3, тантал 0,05-0,15, железо остальное. Сталь обладает повышенными характеристиками усталостной прочности, статической прочности при изгибе, высокой однородностью структуры с мелким зерном и значительно более мелкими карбидами, обеспечивающими высокие значения ударной вязкости и технологичности в производстве. 2 табл., 3 пр.

Формула изобретения

Теплостойкая подшипниковая сталь, содержащая углерод, марганец, кремний, хром, вольфрам, ванадий и железо, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит молибден, никель, ниобий и тантал при следующем соотношении компонентов, мас.%:

углерод0,8-1,1
марганец0,1-0,4
кремний0,3-0,5
хром4,5-5,5
вольфрам1,0-1,5
ванадий0,5-1,0
молибден3,0-3,5
никель0,15-0,4
ниобий0,1-0,3
тантал0,05-0,15
железоостальное

Описание

[1]

Изобретение относится к области металлургии, а именно к созданию теплостойких сталей для подшипников, работающих при температуре до 500°C и используемых, например, для авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) и редукторов вертолетов.

[2]

Известна теплостойкая подшипниковая сталь марки 8Х4М4В2Ф1Ш следующего химического состава, мас.%:

[3]

углерод0,75-0,85
марганец≤0,40
кремний≤0,40
хром3,9-4,4
вольфрам1,5-2,0
ванадий0,9-1,2
молибден3,9-4,4
никельне более 0,35
железоостальное

[4]

А.Г.Спектор, Б.М.Зельбет, С.А.Киселева. Структура и свойства подшипниковых сталей. М.: Металлургия, 1980, с.16.

[5]

Недостатком известной стали является повышенное обезуглероживание при температурах горячей деформации, отжига и закалки и повышенная чувствительность к окислению, а также нестабильность значений по ударной вязкости.

[6]

Известна также теплостойкая подшипниковая сталь марки М50 следующего химического состава, мас.%:

[7]

углерод0,77-0,85
марганец≤0,35
кремний≤0,25
хром3,75-4,25
ванадий0,9-1,10
молибден4,0-4,50
железоостальное

[8]

А.Г.Спектор, Б.М.Зельбет, С.А.Киселева. Структура и свойства подшипниковых сталей. М.: Металлургия, 1980, с.16.

[9]

Недостатком стали является низкая теплостойкость при длительных нагревах до 500°C. Сталь склонна к росту зерна, обладает недостаточной ударной вязкостью и чувствительна к обезуглероживанию и окислению.

[10]

Известна низкоуглеродистая цементуемая сталь для крупногабаритных подшипников следующего химического состава, мас.%:

[11]

углерод0,1-0,3
марганец0,2-1,0
кремний0,2-0,6
хромне более 1,2
ванадий0,25-0,85
молибден4-6
никель2,5-3,5
железоостальное (Патент США №4004952)

[12]

Увеличение содержания молибдена в известной стали до 6% способствует формированию насыщенной карбидной зоны на поверхности, препятствующей диффузии углерода вглубь слоя и понижающей ее статическую прочность при изгибе и усталостную прочность.

[13]

Наиболее близким аналогом, взятым за прототип, является теплостойкая подшипниковая сталь следующего химического состава, мас.%:

[14]

углерод0,7-0,8
марганец0,05-0,4
кремний0,05-0,4
хром4,0-4,6
вольфрам8,5-9,5
ванадий1,40-1,70
церий0,005-0,10
кальций0,005-0,10
иттрий0,005-0,10
железоостальное (Патент РФ №2185458)

[15]

Микролегирование стали неоптимально вследствие присутствия повышенного количества вольфрама, способствующего увеличению количества карбида M6C, который при замедленном охлаждении сильно коагулирует, и в результате образуются крупные карбиды, имеющие угловатую или квадратную форму. Такие карбиды, в отличие от обычных более мелких и округлых, меньше задерживают рост зерна при нагреве под закалку, и закаленная сталь оказывается более крупнозернистой, что ведет к снижению статической прочности при изгибе, усталостной прочности, ударной вязкости и повышению уровня карбидной неоднородности по ГОСТ 19265. Карбидная неоднородность способствует выкрашиванию рабочей поверхности подшипников.

[16]

Технической задачей предлагаемого изобретения является создание теплостойкой подшипниковой стали, работающей до 500°C, обладающей повышенными характеристиками усталостной прочности, статической прочности при изгибе, высокой однородностью структуры с мелким зерном и значительно более мелкими карбидами, обеспечивающими высокие значения ударной вязкости.

[17]

Для решения поставленной задачи предлагается теплостойкая подшипниковая сталь, содержащая углерод, марганец, кремний, хром, вольфрам, ванадий, железо, которая дополнительно содержит молибден, никель, ниобий и тантал при следующем соотношении компонентов, мас.%:

[18]

углерод0,8-1,1
марганец0,1-0,4
кремний0,3-0,5
хром4,5-5,5
вольфрам1-1,5
ванадий0,5-1,0
молибден3-3,5
никель0,15-0,4
ниобий0,1-0,3
тантал0,05-0,15
железоостальное

[19]

Легирование стали молибденом при заявленном содержании вольфрама позволило получить значительно меньшую карбидную неоднородность и более высокие значения усталостной прочности, статической прочности при изгибе, ударной вязкости. Дополнительное легирование стали никелем позволило повысить вязкость α-матрицы, что также способствовало повышению ударной вязкости.

[20]

Введение ниобия и тантала позволило получить очень устойчивые карбиды (NbC, Tac), которые практически не растворимы в аустените, задерживающие рост зерна при нагреве под закалку. Измельчение зерна способствует повышению ударной вязкости и упрочнению.

[21]

Таким образом, снижение количества вольфрама, легирование молибденом, никелем, а также микролегирование ниобием и танталом при заявленном содержании и соотношении компонентов повышают механические свойства теплостойкой подшипниковой стали.

[22]

Примеры осуществления

[23]

В опытных лабораторных условиях проводили опробование предлагаемой стали (примеры 1-3), выплавленной в вакуумно-индукционной печи с применением электрошлакового переплава. Химический состав и механические свойства предлагаемой стали и стали-прототипа (пример 4) приведены в таблицах 1, 2.

[24]

Слитки предлагаемой стали подвергали горячей пластической деформации (ковке) с получением прутков различного сечения. После отжига из прутков изготавливали образцы для определения механических свойств. На образцах после закалки и отпусков дисперсионного твердения обеспечивалась твердость 60-65 HRC. Сталь-прототип после термической обработки обладала твердостью 59-63 HRC.

[25]

Как видно из таблицы 2, предлагаемая сталь превосходит сталь-прототип по статической прочности при изгибе ~ на 15%, ударной вязкости ~ в 2,5-3 раза, усталостной прочности ~ на 15%.

[26]

Карбидная неоднородность предлагаемой стали составляет 1 балл вместо 4 согласно прототипу, а размер карбидов 10 мкм вместо 20 мкм.

[27]

Предлагаемая сталь технологична в производстве. Возможность изготовления подшипников путем прокатки из трубной заготовки вместо ковки снижает трудоемкость на 25-30%.

[28]

Применение теплостойкой подшипниковой стали позволит повысить надежность и ресурс работы ГТД.

[29]

Таблица №1
№ сталиСодержание элементов, (мас.%)
CMnSiCrWVМоNiNbTaCeСаYFe
10,8од0,34,51,00,53,00,150,10,05---остальное
20,90,30,45,01,30,83,20,30,20,10----//-
31,10,40,55,51,51,03,50,40,30,15----//-
прототип0,70,20,24,39,01,5----0,10,10,1-//-

[30]

Таблица №2
№ п/пМеханические свойстваБалл карбидной неоднородностиРазмер карбидов, мкмВеличина зерна, балл
Статическая прочность при изгибе σвизг, МПаУдарная вязкость КС, Дж/см2Усталостная прочность σ-1 на базе 2×107 циклов, МПа
прототип210027004205
1240058001109
22500582011010
32600685011010

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты