патент
№ RU 2669885
МПК F16K5/04

Регулятор расхода газа

Авторы:
Лобанов Олег Александрович Домнин Кирилл Геннадьевич Федотенко Вячеслав Михайлович
Все (5)
Номер заявки
2017130977
Дата подачи заявки
01.09.2017
Опубликовано
16.10.2018
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
4
Реферат

Регулятор расхода газа содержит корпус с входным и выходными основным и дополнительным патрубками, в выходные патрубки которого, соответственно, установлены седла с расходными отверстиями, контактирующие с соответствующими заслонками по взаимообращенным цилиндрическим поверхностям. Основная заслонка кинематически соединена с валом, связанным с приводом. Взаимообращенные цилиндрические поверхности основных заслонки и седла соосны с валом. Дополнительная заслонка кинематически связана с основной заслонкой со стороны, противоположной стороне связи основной заслонки с валом. Взаимообращенные цилиндрические поверхности дополнительных заслонки и седла соосны с валом. На дополнительной заслонке со стороны основной заслонки выполнен прилив, диаметр которого меньше диаметра цилиндрического отверстия основного седла и больше диаметра цилиндрического отверстия дополнительного седла. Изобретение обеспечивает: перераспределение расхода газа, уменьшение непроизводительного расхода газа через закрытые участки расходных отверстий седел, повышение надежности работы регулятора, линейность расходной характеристики. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

Формула изобретения

1. Регулятор расхода газа, содержащий корпус с входным и выходными основным и дополнительным патрубками, в выходные патрубки которого соответственно установлены седла с расходными отверстиями, контактирующие с соответствующими заслонками по взаимообращенным цилиндрическим поверхностям, основная заслонка кинематически соединена с валом, связанным с приводом, взаимообращенные цилиндрические поверхности основных заслонки и седла соосны с валом, отличающийся тем, что дополнительная заслонка кинематически связана с основной заслонкой со стороны, противоположной стороне связи основной заслонки с валом, и взаимообращенные цилиндрические поверхности дополнительных заслонки и седла соосны с валом, причем на дополнительной заслонке со стороны основной заслонки выполнен прилив, диаметр которого меньше диаметра цилиндрического отверстия основного седла и больше диаметра цилиндрического отверстия дополнительного седла.

2. Регулятор расхода газа по п. 1, отличающийся тем, что расходные отверстия заслонок и седел выполнены в форме прямоугольника, одна пара сторон которого перпендикулярна оси вала, отверстия заслонок и седел в плоскости, перпендикулярной оси вала, имеют одинаковую длину, а взаимосвязь расходных отверстий заслонок и седел в радиальном сечении определяется соотношениями:

β=nα; ρ≥2α; ω≥α,

причем диаметр дополнительной заслонки меньше диаметра основной заслонки, при этом обеспечиваются следующие соотношения:

α1<α, β1<β, ω1<ω, ρ1<ρ,

где:

α - угол между торцами расходного отверстия дополнительной заслонки или дополнительного седла;

β - угол между торцом расходного отверстия дополнительного седла, ближайшего к входному патрубку, и кромкой расходного отверстия дополнительной заслонки, наиболее удаленной от входного патрубка;

ω - угол между торцом расходного отверстия дополнительной заслонки и ее кромкой, ближайшей к входному патрубку;

ρ - угол между торцом расходного отверстия дополнительной заслонки и ее кромкой, наиболее удаленными от входного патрубка;

n - номинальная степень открытия расходного отверстия седла, где n=0…0,5;

α1 - угол между торцами расходного отверстия основной заслонки или основного седла;

β1 - угол между торцом расходного отверстия основного седла, ближайшего к входному патрубку, и кромкой расходного отверстия основной заслонки, наиболее удаленной от входного патрубка;

ω1 - угол между торцом расходного отверстия основной заслонки и ее кромкой, ближайшей к входному патрубку;

ρ1 - угол между торцом расходного отверстия основной заслонки и ее кромкой, наиболее удаленными от входного патрубка.

Описание

[1]

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к регуляторам расхода газа для регулирования расхода рабочей среды, имеющей высокую температуру и давление, и предназначенным для перераспределения расхода газа.

[2]

Известна конструкция клапана для регулирования расхода горячего газа, содержащая теплоизолированный корпус с входным и выходным патрубками, седло с расходным отверстием, контактирующее с регулирующим элементом (заслонкой) по взаимообращенным цилиндрическим поверхностям, регулирующий элемент через карданную муфту соединен с валом, который установлен в подшипники и приводится в движение от привода, а герметизация вала обеспечивается уплотнительными кольцами (патент РФ №2079023, МПК 6 F16K 5/04, 5/12, 1997 г.).

[3]

Недостаток этой конструкции состоит в том, что для обеспечения перераспределения расхода газа требуется два клапана регулирования расхода, что приводит к увеличению массы изделия и снижению его надежности.

[4]

Известна конструкция газораспределительного клапана, содержащая корпус с входным и двумя выходными патрубками, седлами и заслонками. Заслонки соединены с валами (патент РФ №2355931, МПК F16K 5/12, 5/04, 2007 г.).

[5]

Недостаток такой конструкции заключается в том, что требуется наличие двух валов, которые приводятся автономно каждый своим приводом, а это в свою очередь приводит к увеличению массы изделия и количеству приводов.

[6]

Задачей изобретения является обеспечение перераспределения расхода газа путем снабжения регулятора расхода дополнительными заслонкой, приводимой в движение общим валом с основной заслонкой, и выходным патрубком, с установленным в нем седлом с расходным отверстием.

[7]

Указанная задача решается тем, что в регуляторе расхода газа, содержащем корпус с входным и выходными, основным и дополнительным, патрубками, в выходные патрубки которого, соответственно, установлены седла с расходными отверстиями, контактирующие с соответствующими заслонками по взаимообращенным цилиндрическим поверхностям, основная заслонка кинематически соединена с валом связанным с приводом, взаимообращенные цилиндрические поверхности основных заслонки и седла соосны с валом, при этом дополнительная заслонка кинематически связана с основной заслонкой со стороны противоположной стороне связи основной заслонки с валом и взаимообращенные цилиндрические поверхности дополнительных заслонки и седла соосны с валом, причем на дополнительной заслонке со стороны основной заслонки выполнен прилив, диаметр которого меньше диаметра цилиндрического отверстия основного седла и больше диаметра цилиндрического отверстия дополнительного седла, кроме того расходные отверстия заслонок и седел выполнены в форме прямоугольника, одна пара сторон которого перпендикулярна оси вала, отверстия заслонок и седел в плоскости, перпендикулярной оси вала, имеют одинаковую длину, а взаимосвязь расходных отверстий заслонок и седел в радиальном сечении определяется соотношениями:

[8]

β=nα; ρ≥2α; ω≥α,

[9]

причем диаметр дополнительной заслонки меньше диаметра основной заслонки, при этом обеспечиваются следующие соотношения:

[10]

α1<α, β1<β, ω1<ω, ρ1<ρ, где:

[11]

α - угол между торцами расходного отверстия дополнительной заслонки или дополнительного седла;

[12]

β - угол между торцом расходного отверстия дополнительного седла, ближайшего к входному патрубку, и кромкой расходного отверстия дополнительной заслонки, наиболее удаленной от входного патрубка;

[13]

ω - угол между торцом расходного отверстия дополнительной заслонки и ее кромкой, ближайшей к входному патрубку;

[14]

ρ - угол между торцом расходного отверстия дополнительной заслонки и ее кромкой, наиболее удаленными от входного патрубка;

[15]

n - номинальная степень открытия расходного отверстия седла, где n=0…0,5.

[16]

α1 - угол между торцами расходного отверстия основной заслонки или основного седла;

[17]

β1 - угол между торцом расходного отверстия основного седла, ближайшего к входному патрубку, и кромкой расходного отверстия основной заслонки, наиболее удаленной от входного патрубка;

[18]

ω1 - угол между торцом расходного отверстия основной заслонки и ее кромкой, ближайшей к входному патрубку;

[19]

ρ1 - угол между торцом расходного отверстия основной заслонки и ее кромкой, наиболее удаленными от входного патрубка.

[20]

На фиг. 1 изображен общий вид регулятора расхода газа.

[21]

На фиг. 2 изображено сечение регулятора по основному патрубку.

[22]

На фиг. 3 изображено сечение регулятора по дополнительному патрубку.

[23]

На фиг. 4 изображено расходное отверстие заслонки и седла прямоугольной формы.

[24]

На фиг. 5 изображены угловые расположения взаимосвязанных между собой деталей и узлов регулятора расхода газа.

[25]

На фиг. 6 изображена расходная характеристика регулятора расхода газа.

[26]

Регулятор расхода газа (фиг. 1, 2 и 3) состоит из теплоизолированного корпуса 1 с входным 2, основным выходным 3 и дополнительным выходным 4 патрубками. В выходные патрубки 3 и 4 установлены седла: основное 5 и дополнительное 6 с расходными отверстиями 7 и 8 соответственно. С седлами контактируют заслонки: основная 9 и дополнительная 10, которые кинематически связаны с валом 13, например, через карданные муфты: основную 11 и дополнительную 12. Заслонки и седла контактируют по взаимообращенным цилиндрическим поверхностям. Для этого на седлах выполнены опорные узлы 14 и 15. Опорные узлы 14 и 15 выполнены в виде двух пластин, расположенных с обеих сторон от расходных отверстий седел в которых имеются цилиндрические отверстия. В заслонках также выполнены расходные отверстия 16 и 17. Цилиндрические взаимообращенные поверхности заслонок и седел соосны с валом. Для соединения заслонок с валом через карданные муфты на заслонках и валу выполнены прорези 18, 19, 20 и 21, в которые заходят штифты 22 и 23 карданных муфт 11 и 12. На основной заслонке прорези 18 и 21 выполнены с обеих сторон. Расходные отверстия седел и заслонок выполнены в форме прямоугольника, у которого одна пара сторон 24 (фиг. 4) перпендикулярна оси вала 13. На основной и дополнительной заслонках в районе расходных отверстий выполнены прямоугольные выемки. Заслонки со стороны, ближайшей к валу, снабжены приливами 25 и 26, диаметр которых превышает диаметр цилиндрической поверхности седел 5 и 6 соответственно. Размер диаметра прилива 26 дополнительной заслонки 10 выполнен меньше цилиндрической поверхности основного седла 5 и больше диаметра цилиндрического отверстия дополнительного седла, а максимальная длина штифта 23 дополнительной карданной муфты 12 меньше диаметра цилиндрического отверстия основного седла. Вал через подшипники 27 установлен в крышку 28 и загерметизирован уплотнением 29.

[27]

Чтобы обеспечить необходимую расходную характеристику и ее линейность в плоскости, перпендикулярной оси вала, длина отверстий заслонок и седел в плоскости, перпендикулярной оси вала, должна быть одинакова, а взаимосвязь их расходных отверстий в радиальной плоскости определяется соотношениями:

[28]

β=nα; ρ≥2α; ω≥α,

[29]

причем диаметр дополнительной заслонки меньше диаметра основной заслонки, при этом обеспечиваются следующие соотношения:

[30]

α1<α, β1<β, ω1<ω, ρ1<ρ, где:

[31]

α - угол между торцами расходного отверстия дополнительной заслонки или дополнительного седла;

[32]

β - угол между торцом расходного отверстия дополнительного седла, ближайшего к входному патрубку, и кромкой расходного отверстия дополнительной заслонки, наиболее удаленной от входного патрубка;

[33]

ω - угол между торцом расходного отверстия дополнительной заслонки и ее кромкой, ближайшей к входному патрубку;

[34]

ρ - угол между торцом расходного отверстия дополнительной заслонки и ее кромкой, наиболее удаленной от входного патрубка;

[35]

n - номинальная степень открытия расходного отверстия седла, где n=0…0,5.

[36]

α1 - угол между торцами расходного отверстия основной заслонки или основного седла;

[37]

β1 - угол между торцом расходного отверстия основного седла, ближайшего к входному патрубку, и кромкой расходного отверстия основной заслонки, наиболее удаленной от входного патрубка;

[38]

ω1 - угол между торцом расходного отверстия основной заслонки и ее кромкой, ближайшей к входному патрубку;

[39]

ρ1 - угол между торцом расходного отверстия основной заслонки и ее кромкой, наиболее удаленными от входного патрубка.

[40]

Выполнение расходных отверстий заслонок и седел прямоугольной формы, ориентированной вполне определенным образом, и вышеприведенные соотношения обеспечивают линейное изменение расходной площади через регулятор. Расходная характеристика регулятора приведена на фиг. 6. Там же указана зона регулирования.

[41]

При работе газы поступают через входной патрубок 2 во внутреннюю полость регулятора и далее подходят к расходным отверстиям 16 и 17 заслонок 9 и 10. При вращении вала 13 одна из заслонок 9 или 10 может закрывать расходные отверстия седел 5 или 6. Через отверстие, образованное заслонкой и седлом, газы истекают из регулятора. Наличие дополнительных заслонки, кардана и седла обеспечивает перераспределение расхода газа. Расположение дополнительного расходного патрубка зависит от компоновки изделия. Наличие приливов 25 и 26 исключает осевое перемещение заслонок в одну сторону. Карданные муфты компенсируют возможное тепловое перемещение седел вдоль оси, перпендикулярной оси вала, что исключает возможное заклинивание подвижных элементов регулятора.

[42]

Благодаря тому, что диаметр прилива дополнительной заслонки 10 выполнен меньше диаметра отверстия основного седла 5 и больше диаметра отверстия дополнительного седла, а максимальная длина штифта дополнительной карданной муфты меньше диаметра отверстия основного седла, обеспечивается установка (собираемось) дополнительных заслонки и карданной муфты.

[43]

Контакт заслонок и седел по цилиндрическим взаимообращенным поверхностям уменьшает непроизводительный расхода газа через закрытые участки расходных отверстий седел.

[44]

Благодаря соотношению углов и выполнению расходных отверстий заслонок и седел прямоугольной формы обеспечивается линейность расходной характеристики (фиг. 6).

[45]

Т.к. обе заслонки приводятся в движение от общего вала, то требуется один общий привод, что обеспечивает повышение надежности и снижение массы изделия.

[46]

Таким образом, конструкция регулятора расхода газа обеспечивает:

[47]

- перераспределение расхода газа;

[48]

- уменьшение непроизводительного расхода газа через закрытые участки расходных отверстий седел;

[49]

- повышение надежности работы регулятора;

[50]

- линейность расходной характеристики.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты