патент
№ RU 2568191
МПК G01C21/20

СПОСОБ ОТБОРА ДОСТОВЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИДЕНТИФИКАЦИИ ОТКАЗОВ АКСЕЛЕРОМЕТРОВ И ДАТЧИКОВ УГЛОВОЙ СКОРОСТИ ПРИ ПЯТИ ИЗМЕРИТЕЛЯХ В КАЖДОМ ТРАКТЕ В БЕСПЛАТФОРМЕННОЙ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Авторы:
Трунов Юрий Вадимович Маслов Андрей Александрович Полисадов Владимир Валерьевич
Все (6)
Номер заявки
2014130570/28
Дата подачи заявки
22.07.2014
Опубликовано
10.11.2015
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Реферат

Изобретение относится к области создания систем управления летательных аппаратов, преимущественно к способам получения достоверной информации и диагностики работоспособности акселерометров и датчиков угловой скорости летательного аппарата с избыточным числом измерителей и идентификацией их отказов. В способе отбора достоверной информации и идентификации отказов измерителей, при пяти измерителях в каждом тракте в бесплатформенной инерциальной навигационной системе (БИНС), основанном на показаниях, полученных в результате циклического синхронного опроса измерителей, оси чувствительности любых трех из которых некомпланарны, и вычислении в каждом цикле векторов кажущегося ускорения и угловой скорости с использованием значений направляющих косинусов осей чувствительности измерителей, согласно изобретению, указанные векторы вычисляют при всех возможных комбинациях троек измерителей. Полученные векторы в каждом из трактов распределяют по группам, которые включают четыре вектора, вычисленные по показаниям четырех измерителей. По векторам групп рассчитывают средние векторы и показатели разброса относительно среднего вектора, находят группу с минимальным показателем разброса в текущем цикле и средний вектор этой группы принимают за достоверный вектор текущего цикла. Отказы измерителей тракта идентифицируют, исходя из исправности измерителей, по показаниям которых вычислен достоверный вектор, и результата сравнения с допуском модуля разности фактического показания измерителя, которое не использовано в расчете достоверного вектора и его расчетного показания. При этом расчетное показание опре

Формула изобретения

Способ отбора достоверной информации и идентификации отказов акселерометров и датчиков угловой скорости, при пяти измерителях в каждом тракте в бесплатформенной инерциальной навигационной системе летательного аппарата, основанный на показаниях, полученных в результате циклического синхронного опроса измерителей, оси чувствительности любых трех из которых должны быть некомпланарными, и вычислении в каждом цикле векторов кажущегося ускорения и угловой скорости с использованием значений направляющих косинусов осей чувствительности измерителей, отличающийся тем, что векторы кажущегося ускорения и угловой скорости вычисляют при всех возможных комбинациях троек измерителей, полученные векторы в каждом из трактов распределяют по группам, которые включают четыре вектора, вычисленные по показаниям четырех измерителей, по векторам в каждой группе рассчитывают средний вектор и показатели разброса относительно среднего вектора, находят минимальный из показателей разброса всех групп тракта в текущем цикле и средний вектор группы с минимальным показателем разброса принимают за достоверный вектор, ближайший к измеряемому в текущем цикле, отказы измерителей тракта идентифицируют, исходя из исправности измерителей, по показаниям которых вычислен достоверный вектор, и результата сравнения с допуском модуля разности фактического показания измерителя, которое не использовано в расчете достоверного вектора и его расчетного показания, при этом расчетное показание определяют как проекцию достоверного вектора на ось чувствительности проверяемого измерителя, если модуль разности фактического и расчетного показаний не превышает допуск, определяемый погрешностью измерений, проверяемый измеритель считают исправным, в противном случае его маркируют, как неисправный в текущем цикле с указанием номера.

Описание

[1]

Изобретение относится к области создания систем управления (СУ) летательных аппаратов (ЛА) с избыточным числом измерителей с идентификацией их отказов.

[2]

Известен способ получения и обработки навигационной информации в комплексах, навигационным ядром которых является бесплатформенная инерциальная навигационная система (БИНС), корректируемая от спутниковой инерциальной навигационной системы [1]. В данной работе предложен способ идентификации номера отказавшего измерителя из пяти используемых. Факт отказа и номер неисправного измерителя определяют сравнением с допуском функций, аргументами которых являются показания и точностные характеристики измерителей.

[3]

Недостатками известного метода являются:

[4]

1. Допусковый контроль не обеспечивает отбор выходной информации, ближайшей к измеряемому параметру;

[5]

2. Сложность вычислительных процедур, требующих для реализации значительного быстродействия бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ).

[6]

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является способ получения достоверной информации, реализованный в работе [2]. Его недостатком по сравнению с предлагаемым способом является снижение точности выходной информации как результат формирования достоверного вектора пo показаниям трех измерителей. Резерв повышения точности за счет избыточной информации исправных датчиков не используется.

[7]

Задачей изобретения является отбор достоверной информации и идентификация отказов акселерометров (АКС) и датчиков угловой скорости (ДУС) при пяти измерителях в каждом тракте в БИНС ЛА, что позволяет обеспечивать безотказную работу БИНС, идентифицировать отказы с определением номера неисправного измерителя, формировать достоверные векторы кажущегося ускорения и угловой скорости, ближайшие к векторам, измеряемым исправными датчиками.

[8]

Технический результат достигается тем, что в способе отбора достоверной информации и идентификации отказов АКС и ДУС, при пяти измерителях в каждом тракте в БИНС ЛА, основанном на показаниях, полученных в результате циклического синхронного опроса измерителей, оси чувствительности любых трех из которых некомпланарны, и вычислении в каждом цикле векторов кажущегося ускорения и угловой скорости с использованием значений направляющих косинусов осей чувствительности измерителей, согласно изобретению, указанные векторы вычисляют при всех возможных комбинациях троек измерителей. Полученные векторы в каждом из трактов распределяют по группам, которые включают четыре вектора, вычисленные по показаниям четырех измерителей. По векторам в каждой группе рассчитывают средний вектор и показатели разброса относительно среднего вектора, находят минимальный из показателей разброса всех групп тракта в текущем цикле и средний вектор группы с минимальным показателем разброса принимают за достоверный вектор, ближайший к измеряемому в текущем цикле. Отказы измерителей тракта идентифицируют, исходя из исправности измерителей, по показаниям которых вычислен достоверный вектор, и результата сравнения с допуском модуля разности фактического показания измерителя, которое не использовано в расчете достоверного вектора и его расчетного показания. При этом расчетное показание определяют как проекцию достоверного вектора на ось чувствительности проверяемого измерителя.

[9]

Описание предлагаемого способа приведено применительно к одному из рассматриваемых трактов под названием «измерительный тракт».

[10]

В качестве исходных данных используются показания измерителей и значения направляющих косинусов измерителей тракта. Оси чувствительности любых трех измерителей должны быть некомпланарными.

[11]

Способ осуществляется следующим образом.

[12]

Осуществляется циклический синхронный опрос измерителей, обеспечивающий идентичность векторов, вычисляемых по показаниям исправных измерителей.

[13]

Определяют векторы кажущегося ускорения и угловой скорости в цикле опроса показаний акселерометров и датчиков угловой скорости, жестко связанных с корпусом летательного аппарата при пяти измерителях в каждом тракте с использованием значений направляющих косинусов измерителей.

[14]

По показаниям измерителей в текущем цикле опроса вычисляют компоненты измеряемого вектора. Для всех возможных комбинаций измерителей решаются системы линейных уравнений, составленных как скалярные произведения матрицы направляющих косинусов измерителей на искомый измеряемый вектор:

[15]

[16]

где:

[17]

[aixaiyaizajxajyajzakxakyakz] - матрица направляющих косинусов осей чувствительности измерителей i, j, k;

[18]

bi, bj, bk - показания измерителей i, j, k;

[19]

W¯ijk=[WijkXWijkYWijkZ] - искомый вектор, определяемый по показаниям измерителей i, j, k.

[20]

Минимальное количество измерителей в каждом тракте, обеспечивающее безотказную работу тракта из пяти измерителей до одного отказа, равно пяти.

[21]

Число возможных векторов, рассчитанных по тройкам измерителей, равно числу сочетаний из пяти по три, т.е. C53=10.

[22]

Полученные 10 векторов распределяют по группам, каждая группа состоит из четырех векторов, рассчитанных по показаниям четырех измерителей. Так, первая группа включает векторы, вычисленные по показаниям измерителей с номерами 2, 3, 4, 5, обозначенные как 234, 235, 245, 345. Показания измерителя с номером 1 в расчете векторов первой группы не используются.

[23]

Число групп по четыре вектора равно числу сочетаний из пяти по четыре, т.е. C54=5 групп. Состав групп с указанием номеров неиспользуемых измерителей представлен в приложении в таблице.

[24]

В каждой группе определяют средний вектор группы и показатель разброса векторов группы относительно среднего.

[25]

Так, средний вектор первой группы определяется как:

[26]

[27]

Соответствующий показатель разброса записывается следующим образом:

[28]

[29]

При пяти измерителях тракта и работе до одного отказа достоверный вектор тракта, ближайший к измеряемому, определяется как средний вектор группы с минимальным показателем разброса из всех (пяти) групп тракта. В работе до одного отказа достоверный вектор определяется по показаниям четырех исправных измерителей с учетом избыточной информации. Если все измерители тракта исправны, отбор достоверного вектора выполняется по десяти векторам, размещенным в пяти группах, в случае отказа - по четырем векторам одной группы. Исправность или отказ единственного измерителя, показания которого не использованы в расчете достоверного вектора, определяют сравнением с допуском модуля разности фактического показания проверяемого измерителя с его расчетным показанием. Допуск определяется погрешностью измерений. Расчетное показание вычисляется как проекция достоверного вектора текущего цикла на ось чувствительности проверяемого измерителя. Если модуль разности меньше допуска, проверяемый измеритель считается исправным, в противном случае его маркируют как неисправный в текущем цикле с указанием номера.

[30]

Предлагаемый способ дополнен решением, направленным на повышение живучести БИНС за счет возможного продолжения функционирования при возникновении нештатных ситуаций с одновременным отказом двух измерителей трактов из пяти. Данная задача решается выделением из десяти векторов тракта единственного вектора, полученного обработкой показаний трех исправных измерителей.

[31]

С этой целью выполняются следующие действия.

[32]

Вычисленный достоверный вектор текущего цикла сравнивают с достоверным вектором предыдущего цикла. Достоверный вектор предыдущего цикла представляет собой достоверный вектор, вычисленный по показаниям измерителей в текущем цикле и записанный в память вычислителя, предназначенную для размещения информации, необходимой для расчета достоверного вектора по показаниям в следующем цикле.

[33]

В качестве начальных условий достоверного вектора предыдущего цикла используют значения компонент вектора гравитационного ускорения и скорости вращения Земли в точке старта или в точке проведения испытаний аппаратуры.

[34]

Если модуль разности достоверных векторов текущего и предыдущего циклов превышает допуск, определяемый скоростью изменения модуля данного вектора на траектории полета, то число отказов измерителей данного тракта больше одного. Если в этом случае из векторов тракта (десяти) может быть выявлен вектор, модуль разности которого с достоверным вектором предыдущего цикла меньше допуска, то выявленный вектор является единственным вектором из векторов тракта, соответствующим измеряемому вектору.

[35]

Выявленный вектор тракта при двух отказах принимают за достоверный в текущем цикле, заменяя им средний вектор группы с минимальным показателем разброса, модуль разности которого с достоверным вектором предыдущего цикла оказался больше допуска.

[36]

Неисправными являются измерители, показания которых не использованы в расчете вектора тракта, принятого за достоверный.

[37]

Технический результат предлагаемого изобретения состоит в следующем:

[38]

1. Обеспечение безотказной работы БИНС при минимальном количестве измерителей кажущегося ускорения и угловой скорости до одного отказа в каждом тракте.

[39]

2. Идентификация отказов с определением номера неисправного измерителя.

[40]

3. Формирование в результате отбора достоверных векторов кажущегося ускорения и угловой скорости, ближайших к векторам, измеряемым исправными датчиками. Этому способствует оптимальный бездопусковый отбор показаний всех исправных датчиков с повышением точности за счет избыточной информации возможных комбинаций троек измерителей.

[41]

4. Осуществление отбора достоверной информации только на основании показаний АКС и ДУС и значений направляющих косинусов измерителей, без применения внешних данных и результатов точностных расчетов, что способствует упрощению вычислительных процедур при реализации предлагаемого способа.

[42]

5. Пригодность данного способа отбора для дефектации неисправных измерителей при проведении предполетных испытаний аппаратуры БИНС.

[43]

6. Предотвращение аварии ЛА при отказе двух измерителей тракта из пяти.

[44]

Работоспособность предлагаемого решения подтверждена результатами моделирования с использованием реальной телеметрической информации, записанной в полете ЛА с акселерометров, установленных на корпусе. Моделирование проведено при штатной работе и с имитацией отказов аппаратуры.

[45]

Таким образом, заявлен способ отбора достоверной информации и идентификации отказов акселерометров и датчиков угловой скорости, при пяти измерителях в каждом тракте в бесплатформенной инерциальной навигационной системе летательного аппарата, основанный на показаниях, полученных в результате циклического синхронного опроса измерителей, оси чувствительности любых трех из которых должны быть некомпланарными, и вычислении в каждом цикле векторов кажущегося ускорения и угловой скорости с использованием значений направляющих косинусов осей чувствительности измерителей. Отличительной особенностью способа является то, что векторы кажущегося ускорения и угловой скорости вычисляют при всех возможных комбинациях троек измерителей. Полученные векторы в каждом из трактов распределяют по группам, которые включают четыре вектора, вычисленные по показаниям четырех измерителей. По векторам в каждой группе рассчитывают средний вектор и показатели разброса относительно среднего вектора, находят минимальный из показателей разброса всех групп тракта в текущем цикле. Средний вектор группы с минимальным показателем разброса принимают за достоверный вектор, ближайший к измеряемому в текущем цикле. Отказы измерителей тракта идентифицируют, исходя из исправности измерителей, по показаниям которых вычислен достоверный вектор, и результата сравнения с допуском модуля разности фактического показания измерителя, которое не использовано в расчете достоверного вектора и его расчетного показания. При этом расчетное показание определяют как проекцию достоверного вектора на ось чувствительности проверяемого измерителя. Если модуль разности фактического и расчетного показаний не превышает допуск, определяемый погрешностью измерений, проверяемый измеритель считают исправным. В противном случае его маркируют, как неисправный в текущем цикле с указанием номера.

[46]

Литература

[47]

1. «Ориентация и навигация подвижных объектов: современные информационные технологии» / под ред. Б.С. Алешина, К.К. Веремеенко, А.И. Черноморского и др., М., Физматгиз, 2006, стр. 219-226.

[48]

2. «Устройство резервирования акселерометров в системе управления (СУ) », патент RU 2142645 G1 авторов Иванушкина С.В., Кончагина А.А., Нижегородова Л.А.

[49]

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты