патент
№ RU 2453955
МПК H01Q21/00

САМОЛЕТНАЯ АНТЕННАЯ РЕШЕТКА

Авторы:
Седов Вячеслав Викторович Наркевич Андрей Леонидович Мосейчук Георгий Феодосьевич
Все (8)
Номер заявки
2010127956/07
Дата подачи заявки
06.07.2010
Опубликовано
20.06.2012
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
1
Реферат

[18]

Предлагаемое изобретение относится к антенной технике, в частности к фазированным антенным решеткам, устанавливаемым на борту летательных аппаратов. Самолетная антенная решетка содержит n излучателей, закрепленных на передней стенке носка крыла самолета, закрытых съемным обтекателем, и n активных СВЧ устройств, входы-выходы которых соединены с соответствующими излучателями, а выходы-входы со входами-выходами схемы суммирования. Технический результат заключается в уменьшении влияния размещаемых СВЧ устройств на прочностные характеристики самолета, снижении температурных нагрузок на активные СВЧ устройства, улучшении экранирования отсеков отклоняемого носка крыла. Для этого излучатели вертикальной поляризации установлены в плоскости, перпендикулярной поперечной оси передней кромки крыла, а активные СВЧ устройства и схема суммирования закреплены в отсеках либо подвижного, либо неподвижного носка крыла между силовыми поперечными диафрагмами. Отсеки носка крыла, в которых установлены активные СВЧ устройства, и схема суммирования могут быть закрыты изнутри радиопоглощающим материалом. Активные СВЧ устройства и схема суммирования закреплены в носке крыла переходными кронштейнами, установленными на силовых поперечных диафрагмах носка крыла. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения

1. Самолетная антенная решетка, содержащая n излучателей, закрепленных на передней стенке носка крыла самолета, закрытых съемным обтекателем, и n активных СВЧ устройств, входы-выходы которых соединены с соответствующими излучателями, а выходы-входы со входами-выходами схемы суммирования, отличающаяся тем, что излучатели вертикальной поляризации установлены в плоскости, перпендикулярной поперечной оси передней кромки крыла, а активные СВЧ устройства и схема суммирования закреплены в отсеках либо подвижного, либо неподвижного носка крыла между силовыми поперечными диафрагмами.

2. Самолетная антенная решетка по п.1, отличающаяся тем, что отсеки носка крыла, в которых установлены активные СВЧ устройства и схема суммирования, закрыты изнутри радиопоглощающим материалом.

3. Самолетная антенная решетка по п.1 или 2, отличающаяся тем, что активные СВЧ устройства и схема суммирования закреплены в носке крыла переходными кронштейнами, установленными на силовых поперечных диафрагмах носка крыла.

Описание

[1]

Предлагаемое изобретение относится к антенной технике, в частности к фазированным антенным решеткам, устанавливаемым на борту летательных аппаратов.

[2]

Известна «Бортовая сканирующая антенная система с межэлементными изоляторами» (US 4186400 опубл. 29.01.1980), устанавливаемая под обтекателем крыла самолета, включающая в себя антенные решетки на основе излучателей Уда-Яги, расположенных вдоль носка крыла. Излучатели размещаются в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Недостатками такой антенной системы являются громоздкость конструкции излучателей и сложность их размещения, необходимость введения дополнительных средств крепления элементов излучателей на обтекателе и в пространстве под обтекателем.

[3]

Также известна «Бортовая сканирующая антенная система на основе линейной решетки излучателей типа Яги» (US 4336543 опубл. 22.06.1982), устанавливаемая под обтекателем крыла самолета, и содержащая линейную антенную решетку, состоящую из излучателей типа Уда-Яги, расположенных в горизонтальной плоскости. Недостатками такой антенной системы являются большие габаритные размеры, необходимость введения в конструкцию обтекателя множества поперечных перегородок для крепления излучателей, наличие которых ухудшает характеристики излучения антенной решетки.

[4]

Кроме того, известна «Линейная антенная решетка с подавителем заднего излучения в Е-плоскости» (US 5151707 опубл. 29.09.1992), устанавливаемая под обтекателем крыла самолета и состоящая из печатных излучателей, размещенных на плоском диэлектрике, которые располагаются вдоль носка крыла и устанавливаются на металлический экран, при этом задняя часть экрана для подавления заднего излучения изогнута и прикреплена к передней стенке носка крыла самолета. Недостатками такой антенной системы являются большие габаритные размеры, сложность крепления излучателей на экране внутри обтекателя.

[5]

Наиболее близкой по технической сущности является «Модульная антенная решетка» (US 4749997 опубл. 07.06.1988), конформно устанавливаемая на самолете и включающая в себя n подрешеток. Каждая подрешетка состоит из n (4) излучателей горизонтальной поляризации, размещенных под обтекателем и установленных параллельно оси передней кромки крыла перед секцией проводящего экрана, n (4) активных СВЧ устройств, к входам/выходам которых через трансформаторы волнового сопротивления подключены излучатели, а также схему суммирования. Активные устройства установлены с задней стороны проводящего экрана, причем в экране прорезаны щели, через которые излучатели соединяются с активными устройствами, размещенными на задней стороне проводящего экрана (передней стенки носка крыла). Также на задней стороне передней стенки установлена схема суммирования, к которой посредством СВЧ кабелей подключены активные устройства.

[6]

Для обеспечения необходимой направленности антенной решетки под обтекателем также установлена диэлектрическая трубка, расположенная по всей длине антенной решетки вдоль обтекателя и закрепленная на перегородках, отделяющих одну подрешетку от другой, причем определенные части трубки покрыты проводящим слоем. Обтекатель каждой подрешетки откидывается на шарнирах для обеспечения доступа к задней части передней стенки носка крыла.

[7]

Недостатками такой антенной решетки являются низкие прочностные характеристики вследствие отсутствия целостности обтекателя и наличия множества сквозных отверстий в передней стенке носка крыла. При размещении активных СВЧ устройств на задней поверхности передней стенки носка крыла к ним предъявляются повышенные требования по климатическим воздействиям. Поперечные перегородки, разделяющие модули антенной решетки, ухудшают характеристики излучения антенной решетки.

[8]

Технический результат предлагаемой антенной решетки заключается в уменьшении влияния размещаемых СВЧ устройств на прочностные характеристики самолета, снижении температурных нагрузок на активные СВЧ устройства, улучшении экранирования отсеков отклоняемого носка крыла.

[9]

Сущность полезной модели состоит в том, что самолетная антенная решетка содержит n излучателей, закрепленных на передней стенке носка крыла самолета, закрытых съемным обтекателем, и n активных СВЧ устройств, входы-выходы которых соединены с соответствующими излучателями, а выходы-входы со входами-выходами схемы суммирования.

[10]

Новыми признаками заявленного технического решения являются такие, как: излучатели вертикальной поляризации установлены в плоскости, перпендикулярной поперечной оси передней кромки крыла, а активные СВЧ устройства и схема суммирования закреплены в отсеках либо подвижного, либо неподвижного носка крыла между силовыми поперечными диафрагмами. Отсеки носка крыла, в которых установлены активные СВЧ устройства и схема суммирования, могут быть закрыты изнутри радиопоглощающим материалом, а активные СВЧ устройства и схема суммирования закреплены в носке крыла переходными кронштейнами, установленными на силовых поперечных диафрагмах носка крыла.

[11]

На фиг.1 представлен вариант размещения аппаратуры предлагаемой самолетной антенной решетки в подвижной части носка крыла.

[12]

На фиг.2 представлен вид на блоки снизу.

[13]

Самолетная антенная решетка состоит из излучающей системы 1, выполненной из отдельных излучателей 2, установленных на панелях 3. Излучающая система 1 крепится на передней стенке 4 носка крыла и закрывается съемным радиопрозрачным обтекателем 5, являющимся составной частью носка крыла.

[14]

Активные СВЧ устройства (например, приемопередающие модули) 6, суммирующее устройство 7, устройства распределения и фазирования 8 располагаются за передней стенкой 4 носка крыла, в отсеках между силовыми поперечными диафрагмами 9 носка крыла. Демонтаж и монтаж аппаратуры подвижной части носка крыла обеспечивается съемом радиопрозрачного обтекателя 4, а также доступом через нижние люки 10 носка крыла.

[15]

Размещение активных СВЧ устройств 6 и схемы суммирования 7 в отсеках отклоняемого носка крыла позволяет снизить температурную нагрузку на блоки самолетной антенной решетки, что в свою очередь позволяет увеличить ее надежность без использования принудительного охлаждения. Применение цельного обтекателя позволяет улучшить прочностные характеристики носка крыла самолета и характеристики излучения антенной решетки, так как прочность обеспечивается конструкцией обтекателя, без установки продольных диафрагм внутри обтекателя.

[16]

Закрытие отсеков отклоняемого носка крыла радиопоглощающими материалами позволяет экранировать эти отсеки и блоки от СВЧ излучения, что обеспечивает стабильную работу низкочастотных управляющих устройств. Размещение излучателей перпендикулярно поперечной оси носка крыла и закрепление их на металлических панелях позволяют получить вертикально поляризованное излучение самолетной антенной решетки и устанавливать ее в тонких и малогабаритных носках крыла.

[17]

Таким образом, предлагаемая самолетная антенная решетка отличается упрощенной схемой размещения в отклоняемом носке крыла, вследствие чего достигается большая компактность, простота и надежность конструкции.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты