ФигЗ
iZ 22
Известные стабилизаторы момента заводной пружины, передаваемого балансу часов, содержащие периодически заводимую пружипу, помещаемую
вблизи спускового регулятора, не имеют перспектив практического их применения ввиду того, что их конструкции не включены в
основную кинематическую цепь часов. Чтобы избежать указанного недостатка, а также обеспечить самоспуск
баланса и перемещение секундной стрелки скачкообразно с заданным интервалом и повысить виброустойчивость конструкции в данном
изобретении, стопорное устройство выполпено в виде триба с различным числом ступенчато расположенных спиц, взаимодействующих
со стопорной втулкой промежуточной пружины, установленной на ходовом колесеДля
укрупнения деталей стабилизатора и повышения надежности их работы стабилизирующий элемент установлен на секундной оси, а
стопорный триб снабжен индукционным демпфером, состоящим из алюминиевого диска и постоянного магнита- Алюминиевый диск закреплен
на оси триба, а постоянный магнит в плате часов. На фиг. 1 показана конструкция стабилизатора момента заводной
пружины, вид сверху; на фиг. 2 - то же, разрез по оси триба подзаводки яа фиг. 1; на фиг. 3 - вариант конструкции стабилизатора, вид сверху;
на фиг. 4 - то.же, разрез по А-А на фиг. 3Секундное колесо / передает момент двигателя на стопорный триб 2
и триб 3 подзавода, вращению последних препятствует втулка 4, в которую упираются спицы 5 стопорного триба 2. Втулка 4 с укрепленным
на ней ходовым колесом 6 имеет вырезы для прохода спиц 5 и можег свободно вращаться на трибе 3 подзавода, на котором укреплен рычаг 7
с колонкой 8. Для облегчения вращения втулки 4 на трибе 3 подзавода во втулке могут быть установлены камни- Концы промежуточной пружины
9 укреплены: наружный конец в колонке S, а внутренний в колодке 10, запрессованной во втулку 4. Уступ колонки 8 входит в пространство
между спицами ходового колеса 6, препятствуя роспуску предва№ 147143- 2 рительно
подзаведенной промежуточной пружины 9 после раскручивания пружины двигателяХодовое
колесо 6 под действием промежуточной пружины 9 передаетпостоянный момент балансу часов (на чертеже не показан). При вращении
ходового колеса 6 наступает момент, когда один из прорезей втулки 4 пропускает спицу 5, колесная система приходит в движение,
при этом вращается триб 3 подзавода с колонкой 8 и происходит подзавод промежуточной пружины 9 на угол 60°. Движение колесной системы
прекращается, когда :спица 5 упрется в поверхность втулки 4- При дальнейшем движении ходового колеса 6 цикл повторяется через определенный
интервал времени (например, через сутки), когда момент на оси триба 3 подзавода станет равным моменту промежуточной пружины
9, стабилизатор импульса перестает функционировать, и стопорный триб 2 начинает .вращаться без остановки.
При повороте стопорного триба 2 на 60° секундное колесо / поворачивается на 6°, что и соответствует повороту секундной стрелки на
1 сек. При вранл,ении ходового колеса 6 под действием момента промежуточной
пружины 9 преодолевается момент трения спицы 5 о поверхность втулки 4- При правильном подборе длины спицы и радиуса втулки
влияние этого момента трения практически не сказывается на моменте , передаваемом балансу.
Вариант предлагаемой конструкции предназначен для установки на секундной оси часового механизма, укрупнить детали стабилизатора и
упростить конструкцию соосного узла подзавода. Промежуточное колесо // передает момент двигателя на стопорный триб 12, и триб 13 подзавода
, последний установлен соосно с секундным колесом 14. Роль втулки 4 (на фиг. 1 и 2) здесь выполняет ось 15 секундного колеса 14.
В стопорном трибе 12 укреплены четыре стопорные спицы 16- Рычаг 17 служит ограничителем роспуска промежуточной пружины 48. Работа
второй конструкции аналогична работе первой конструкции. Конструкция вторая отличается от конструкции первой наличием двух
промежуточных мостиков/.9 и .2fl, в которых укреплены, камневые опоры оси 15 и триба 13 подзавода. Наличие этих мостиков создает для секундной
оси и триба подзавода независимые соосные опоры. Секундная стрелка движется, как в обычных часах, минутная скачками через
15 секПрименение обоих вариантов целесообразно не только в прецизионных
часах, но и в специальных часах технического назначения, в которых обычно имеются значительные перепады моментов, передаваемых
на спусковой регулятор. В этом случае возможны весьма сильные удары стопорных спиц о стопорную втулку или ось- Для смягчения этого
удара предусматривается несложный индукционный демпфер, состоящий из алю.миниевого диска 21, взаимодействующего с магнитом 22
укрепленным на торцовой поверхности винта 23. Втулка 24 служит магнитопроводом . Тормозящий момент, вызываемый вихревыми токами, индуктированными
в днске 21, пропорционален угловой скорости диска- Поэтому в момент удара стопорных спиц о стопорную ось тормозящий моыент
будет максимальным. Тормозящее действие диска 21 можно изменять регулировкой зазора между магнитом 22 и диском 21 путем поворота
винта 23Предмет изобретен и я
1- Стабилизатор момента заводной пружины, передавае.мого балансу часов, содержаи1,11Й периодически заводимую пружину, отличающ
и и с я тем, что, с целью включения стабилизатора в кинематическую
цепь часов, повышения виброустойчивости, обеспечения самопуска баланса и перемещения секундной стрелки скачкообразно с заданным интервалом
, стопорное устройство выполнено в виде триба с различным числом ступенчато расположенных спиц для взаимодействия со стопорной
втулкой промежуточной пружины, установленной на ходовом колесе. 2. Стабилизатор по п. 1, от ли ч а ю щи и ся тем, что, с целью укрупнения
деталей стабилизатора и цовышения надежности его работы, стабилизирующий элемент установлен на секундной оси, а стопорный
триб снабжен индукционным демпфером, выполненным в виде алюминиевого диска и постоянного магнита, соответственно закрепленных на
оси триба и в плате часов.