патент
№ RU 2691131
МПК F41G7/26

СПОСОБ ПРИЦЕЛИВАНИЯ КРЫЛАТЫХ РАКЕТ В ВЕРТИКАЛЬНЫХ ПУСКОВЫХ УСТАНОВКАХ

Авторы:
Разина Надежда Алексеевна
Номер заявки
2018128343
Дата подачи заявки
03.08.2018
Опубликовано
11.06.2019
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
1
Реферат

Изобретение относится к военной технике и может найти применение при изготовлении крылатых ракет. Способ основан на использовании результатов измерений угловых рассогласований между инерциальным блоком и внешним узлом транспортно-пускового стакана, стыкуемого с пусковой установкой. Суть предлагаемого способа заключается в измерении углового рассогласования по крену между инерциальным блоком крылатой ракеты и внешним узлом транспортно-пускового стакана и последующим использовании результатов измерений для автоматического расчета поправки к азимутальному углу, измеренному навигационным комплексом носителя, во время предстартовой подготовки. Угловая поправка, измеряемая на заводе-изготовителе крылатой ракеты, записывается в постоянное запоминающее устройство бортовой цифровой вычислительной машины ракеты и используется во время предстартовой подготовки для расчета начального азимута инерциального блока крылатой ракеты. Расчет начального азимутального угла крылатой ракеты проводится во время предстартовой подготовки в автоматическом режиме без участия оператора и не требует дополнительных измерительных операций. Техническим результатом изобретения является повышение точности определения начального азимута инерциального блока крылатой ракеты. 2 ил.

Формула изобретения

Способ прицеливания крылатых ракет в вертикальных пусковых установках, включающий определение азимутального угла инерциальной навигационной системы крылатой ракеты по известному азимутальному углу навигационного комплекса носителя, отличающийся тем, что в горизонтальном положении крылатой ракеты проводят измерение углового рассогласования по крену между инерциальным блоком крылатой ракеты и внешним узлом транспортно-пускового стакана, стыкуемого с пусковой установкой, с последующим использованием результатов измерений для автоматического расчета поправки к азимутальному углу, измеренному навигационным комплексом носителя, во время предстартовой подготовки.

Описание

[1]

Изобретение относится к военной технике и может найти применение для прицеливания крылатых ракет (далее - КР), размещаемых на носителях с вертикальными пусковыми установками.

[2]

Необходимым условием выведения изделия в заданный район (расчетную точку) для последующего самонаведения КР на цель является прицеливание КР, т.е. определение начального азимутального положения осей инерциального блока (далее - ИБ) изделия относительно направления истинного меридиана, до начала проведения режима предстартовой подготовки КР.

[3]

Погрешность прицеливания КР складывается из целого ряда погрешностей, с которыми изготовлены КР, пусковая установка (далее - ПУ) и др. Например, при установке КР на морских носителях погрешность прицеливания зависит от погрешности положения ИБ относительно внешних узлов КР, стыкуемых с ПУ, погрешности установки ПУ на носителе и погрешности установки навигационного комплекса носителя.

[4]

Фактические величины угловых рассогласований измеряются и проводится расчет азимутального положения ИБ КР относительно навигационного комплекса носителя.

[5]

В настоящее время широко применяется установка КР в транспортно-пусковом стакане (далее - ТПС). ТПС, с установленной КР, загружается в ПУ, при этом азимутальное положение ТПС относительно ПУ фиксируется стыковочным узлом - например, пазом или шпонкой.

[6]

В настоящее время известны способы последовательного измерения угловых рассогласований между элементами конструкции КР, ПУ и навигационным комплексом носителя в процессе их изготовления, сборки и монтажа.

[7]

Наиболее близким способом прицеливания, взятым за ближайший аналог, является способ прицеливания крылатых ракет, базирующихся на самоходной пусковой установке (патент на изобретение №2549215, заявка №2014103975 от 06.02.2014).

[8]

В существующем способе по результатам измерения взаимного положения промежуточных элементов рассчитывается величина углового рассогласования между ИБ КР и маршутно-навигационной системой топопривязки и ориентирования самоходной пусковой установки.

[9]

Технической задачей изобретения является повышение точности прицеливания КР в вертикальных пусковых установках путем уменьшения количества промежуточных измерений на заводе-изготовителе КР при проведении измерения углового рассогласования по крену вокруг продольной оси ОХ между ИБ КР и внешним узлом ТПС, стыкуемым с ПУ.

[10]

Техническая задача решается способом прицеливания КР в вертикальных пусковых установках, включающим определение азимутального угла инерциальной навигационной системы КР по известному азимутальному углу навигационного комплекса носителя. При этом, предварительно (на заводе-изготовителе КР) в горизонтальном положении КР проводят измерение углового рассогласования по крену между инерциальным блоком КР и внешним узлом транспортно-пускового стакана, стыкуемого с пусковой установкой, с последующим использованием результатов измерений для автоматического расчета поправки к азимутальному углу, измеренному навигационным комплексом носителя, во время предстартовой подготовки

[11]

После окончательной сборки ТПС с КР устанавливают на специальном стенде, позволяющем регулировать положение ТПС вокруг продольной оси (фиг. 1). На ТПС 5 с пазом фиксируют специальное приспособление 6 с шипом 4, имитирующее ответную часть на ПУ, стыкуемую с ТПС. С помощью квадранта 2, установленного на площадку 3, положение которой относительно шипа измерено с высокой степенью точности, выставляют КР в горизонт. После чего, в режиме электрических проверок определяют отклонение осей ИБ 7 от плоскости горизонта 1. Измеренное значение P1XP заносят в формуляр на КР и в постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ) КР.

[12]

Погрешность определения угла отклонения осей ИБ от плоскости горизонта определяется точностными характеристиками ИБ, а именно, смещением нуля, акселерометров, применяемых в данном приборе. На сегодняшний день смещение нуля акселерометров составляет порядка 1⋅10-4 g, что, в свою очередь, приводит к погрешности измерения отклонения от плоскости горизонта в ±20 угл. сек.

[13]

Погрешность привязки шипа к контрольной площадке составляет ±30 угл. сек..

[14]

Погрешность измерения отклонений от плоскости горизонта средствами квадранта КО-10 составляет ±10 угл. сек.

[15]

Таким образом, суммарная погрешность измерения параметра P1XP не превысит ±40 угл. сек.

[16]

После установки ТПС с КР 1 в вертикальную ПУ 2 угловое рассогласование по крену αXP, измеренное в горизонтальном положении, является угловым рассогласованием по азимуту Δψ (фиг. 2).

[17]

Перед началом предстартовой подготовки параметр P1 передается из ПЗУ БЦВМ в систему управления оружием (СУО) корабля, где используется для расчета истинного азимутального угла ИБ КР:

[18]

[19]

где АПУ - значение азимута фиксационного узла ПУ, стыкуемого с ТПС.

[20]

Значение АПУ является суммой текущего значения азимута навигационного комплекса носителя и угла рассогласования между фиксационным узлом ПУ и навигационным комплексом, измеренным после монтажа ПУ.

[21]

Рассчитанный по формуле (1) азимутальный угол АКР из СУО передается в БЦВМ КР. После этого выполняется предстартовая подготовка и пуск КР.

[22]

Таким образом, можно констатировать, что данное изобретение позволит:

[23]

- повысить точность за счет исключения промежуточных измерений.

[24]

- исключить проведение трудоемких операций поэтапного контроля систем и блоков изделия, сократить время сборки;

[25]

- используя ИБ в качестве измерительного средства, проводить

[26]

последовательный контроль блоков, отсеков, модулей для выявления погрешности изготовления отдельных узлов на всех этапах сборки.

[27]

Представляется, что данный способ найдет применение как во вновь разрабатываемых изделиях, так и при модернизации существующих изделий.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты