для стартапов
и инвесторов
Изобретение относится к области имитации поражения при обучении стрельбе и тренировке в условиях двустороннего воздействия. Имитацию стрельбы осуществляют лазерным имитатором стрельбы - ЛИС, установленным на оружии участника обучения при дополнительной инициации выстрела холостым патроном. На участнике размещены инфракрасные датчики попадания и блок электроники, обеспечивающий обмен информации между элементами ЛИС и центром управления обучением - ЦУО. При попадании луча лазера на инфракрасные датчики противника происходит преобразование сигнала в цифровой вид и передача его в блок электроники противника с добавлением номеров датчиков, которые зафиксировали это попадание. Программный блок электроники на основании информации об уникальном номере стреляющего, типе оружия, дальности стрельбы, точке попадания и степени защищенности точки попадания (прикрыта эта точка попадания каской или бронежилетом или нет) производит расчет степени поражения по представленному алгоритму и таблице возможных состояний. Обеспечивается повышение достоверности определения степени поражения от средств имитации стрельбы при обучении в условиях двустороннего взаимодействия с учетом наличия у обучаемых индивидуальных средств защиты от стрелкового оружия. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
1. Способ определения степени поражения при имитации стрельбы с помощью лазерного имитатора стрельбы, включающий определение степени поражения с помощью алгоритма определения степени поражения и таблицы возможных состояний, учитывающий информацию о точке попадания, дистанции, типе оружия, степени защиты точки попадания, отличающийся тем, что точка попадания лазерного имитатора стрельбы приходится на зоны поражения, в том числе прикрытые средствами индивидуальной защиты от стрелкового оружия. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что индивидуальные средства защиты от стрелкового оружия представляют собой бронежилет и/или каску различной степени защищенности.
Область техники, к которой относится изобретение. Изобретение относится к области имитации поражения при обучении стрельбе и тренировке в условиях двустороннего воздействия. Уровень техники. Из уровня техники известен аналог «Система лазерного имитатора стрельбы» (патент RU 2347171, 27.05.2008), где в качестве способа определения степени поражения описана мишень, которая содержит несколько приемников сигнала лазерного излучения, расположенных на экипировке в соответствии с зонами поражения, выполненными в виде фотодиодов. Степень поражения рассчитывается в блоке отработки сигналов по определенному алгоритму. В зависимости от количества попаданий и зон поражения, степень поражения может индицироваться с помощью блока световой индикации через зажигание светодиодов определенного цвета, соответствующих степени поражения, например: - желтый цвет - легкое ранение; - зеленый цвет - ранение средней тяжести; - голубой цвет - тяжелое ранение; - красный цвет - смертельное ранение. Недостатком известного изобретения является низкая достоверность определения степени поражения мишени, из-за отсутствия информации о степени защиты точки попадания, а именно наличия или отсутствия в экипировке индивидуальных средств защиты от стрелкового оружия в виде касок и бронежилетов. Наиболее близким аналогом можно считать полезную модель «Устройство для проведения игр, имитирующих стрелковый бой» (патент RU 9400 U1, кл. A63B 71/02, 16.03.1999) включающий определение степени поражения с помощью алгоритма степени поражения, заключающийся в том, что степень поражения определяется с учетом информации о точке попадания, дистанции, типе оружия, степени зашиты точки попадания. Степень защиты точки попадания задается в начале игры каждому игроку путем допустимого количества поражений (жизнестойкостью) и возможностью автоматической корректировки указанного параметра в различных ситуациях игры. Однако указанные параметры жизнестойкости устанавливаются вручную с контролем по цифроиндикатору динамического блока индикации, после чего ручной ввод пломбируется, и корректируются автоматически в различных ситуациях игры с возможностью периодического контроля игроком этой информации и не зависят от наличия в экипировке игрока-мишени индивидуальных средств защиты, снижая тем самым достоверность определения степени поражения. Также у аналога в передаваемом лазерном луче от имитатора оружия к игроку-мишени отсутствует информация об уникальном номере стреляющего, типе оружия из которого был произведен выстрел, дальности стрельбы. Кроме того, замена аппаратных логических блоков «И, ИЛИ, НЕ», присутствующих в аналоге, на программные позволяет обеспечить возможность настройки программного обеспечения под экипировку участника учений без его замены. (Участники учений могут быть без индивидуальных средств защиты, только в каске и/или бронежилете). Раскрытие изобретения. Технический результат заключается в повышении достоверности определения степени поражения при имитации стрельбы с помощью лазерного имитатора с точностью до двух диаметров калибра оружия, при условии наличия у участников обучения индивидуальных средств защиты в виде бронежилетов и касок различной степени защищенности. Высокая точность попадания до двух диаметров калибра оружия обусловлена необходимостью определения зоны поражения прикрытой или не прикрытой индивидуальными средствами защиты. Указанная точность и исходные параметры для расчета степени поражения (информация о точке попадания луча лазерного имитатора стрельбы, дистанции, типе оружия, степени защиты точки попадания) позволят достичь необходимой достоверности при расчете степени поражения. Технический результат достигается определением степени поражения исходя из нанесенного ущерба на основании информации о точке попадания, дистанции, типе оружия и степени защиты точки попадания, с помощью алгоритма определения степени поражения и таблицы возможных состояний, в том числе информации о том прикрыта ли указанная точка индивидуальными средствами защиты. При этом индивидуальные средства защиты от стрелкового оружия могут представлять собой бронежилет и/или каску различной степени защищенности. Признаки, используемые для характеристики способов. Способ определения степени поражения при имитации стрельбы с помощью лазерного имитатора стрельбы основан на применении информации о точке попадания луча лазерного имитатора стрельбы, дистанции, типе оружия, степени защиты точки попадания для определения нанесенного ущерба и дальнейшего расчета с помощью программного обеспечения, которое на основании набора исходной информации определяет степень поражения путем выбора согласно алгоритму определения степени поражения (Фиг. 1) и в соответствии с таблицей возможных состояний (Фиг. 2). Все состояния участника обучения отображаются на специальном дисплее в виде пиктограмм. При тяжелом ранении и смерти происходит отключение лазерного имитатора стрельбы участника обучения и подача звукового сигнала. Способ определения степени поражения при имитации стрельбы и поражения с помощью лазерного имитатора стрельбы достигается следующей последовательностью действий: - получение информации о точке попадания, дистанции и типе оружия; определение степени защищенности точки попадания от воздействующих факторов; - определение нанесенного ущерба; - определение степени поражения исходя из нанесенного ущерба; - визуальную и звуковую индикацию степени поражения в виде набора состояний: - боеспособен; - легко ранен; - тяжело ранен; - убит. Краткое описание чертежей. Фиг. 1 - алгоритм определения степени поражения. 1, 2, 3, 4, 5, 6 - векторы перехода между состояниями; 7 - боеспособен; 8 - легко ранен; 9 - тяжело ранен; 10 - убит. Фиг. 2 - таблица возможных состояний. Осуществление изобретения. Способ может быть осуществлен следующим образом. Лазерный имитатор стрельбы (ЛИС) (на чертежах не показан) устанавливается на оружии участника обучения. Участник обучения выбирает тип оружия исходя из своей должности (стрелок, пулеметчик и т.п.). Кроме того, на участнике размещены инфракрасные датчики попадания с диаметром приемного окна не более 20 миллиметров (на чертежах не показаны), которые расположены на каске (от 3 до 5 штук), груди (от 1 до 3 штук), спине (от 1 до 3 штук), руках (по 1 штуке) и ногах (по 1 штуке) и блок электроники (на чертежах не показан) обеспечивающий обмен информации между элементами ЛИС и центром управления обучением (ЦУО) (на чертежах не показан). ЛИС имитирует выстрел лучом лазера, работающим на частоте 0,9 мкм и являющимся безопасным для зрения участников учений. Луч лазера при имитации выстрела инициируется при выстреле из оружия холостым патроном. В момент выстрела происходит замер дальности с помощью ЛИС, запрос статуса (жив, убит) в блок электроники и формирование сигнала отправляемого по модулированному лучу лазера в сторону противника (другого участника учений). В сигнале передается информация об уникальном номере стреляющего, типе оружия из которого был произведен выстрел, дальности стрельбы. При попадании луча лазера на инфракрасные датчики противника происходит преобразование сигнала в цифровой вид и передача его в блок электроники противника с добавлением номеров датчиков, которые зафиксировали это попадание. Блок электроники на основании информации о типе оружия, дальности стрельбы, точки попадания и степени защищенности точки попадания (прикрыта эта точка попадания каской или бронежилетом или нет) производит расчет степени поражения по представленному алгоритму (фиг. 1 и фиг. 2). После расчета степени поражения в зависимости от изменения статуса участника обучения (жив, легко ранен, тяжело ранен, убит) возможны несколько вариантов событий: 1. если тяжело ранен или убит, то выдается звуковая сигнализация и происходит отключение лазерного имитатора стрельбы на оружии участника, на информационном дисплее отображается статус участника (тяжело ранен, убит); 2. если легко ранен, то выдается звуковая сигнализация и на информационном дисплее отображается статус участника (легко ранен). Приведем пример расчета степени поражения с использованием алгоритма (фиг. 1 и фиг. 2). Участник, вооруженный ЛИС установленным на автомате Калашникова, например АК-74, производит выстрел по условному противнику с определенной дистанции, например 400 метров. В момент имитации выстрела лазерный луч с модулированным сигналом, содержащим информацию об уникальном номере стреляющего, типе оружия (АК-74) и дальности стрельбы (400 метров) попадает, к примеру, на инфракрасный датчик противника расположенный на левой части груди. Определяется, что эта часть прикрыта бронежилетом. В дальнейшем по таблице (фиг. 2) определяется вектор расчета степени поражения. В нашем случае программа расчета степени поражения выбирает из таблицы состояние соответствующее данному набору входящей информации (тип оружия - АК-74, дистанция - 400 метров, точка попадания с учетом степени защиты - попадание в пластину бронежилета). Данному набору входящей информации соответствует вектор 1, который согласно фиг. 1 определяет степень поражения как «легко ранен». Электронный блок издает сигнал о получении поражения участником и на дисплей участника выводится информация о степени поражения. Описанный способ определения степени поражения может быть применен в системах имитации боевой реальности при обучении стрельбе в условиях двустороннего взаимодействия с учетом наличия у обучаемых индивидуальных средств защиты от стрелкового оружия. Кроме того данный способ может быть реализован для определения степени поражения бронированной техники и обучаемых, расположенных в ней. Это позволяет проводить занятия по боевой подготовке сухопутных войск в условиях, максимально приближенных к боевым.