
25 октября в кластере «Ломоносов» состоялось главное технологическое событие осени — «ЛЦТ.Фест». Фестиваль стал масштабной многоформатной площадкой, объединившей профессионалов и любителей индустрии цифровизации. Программа дня была насыщенной и включала множество треков и активностей.
В ходе деловой части мероприятия прошла серия дискуссий и лекций, посвящённых главным технологическим трендам года. Участники обсуждали различия в подходах разных поколений в ИТ-сфере, перспективы развития стартапов в России и вклад российских компаний в глобальную технологическую эволюцию. В качестве спикеров выступили ведущие эксперты отрасли, топ-менеджеры крупнейших технологических компаний, основатели успешных стартапов и исследователи в области искусственного интеллекта.
В рамках панельной дискуссии «Зачем корпорациям инноваторы, а инноваторам корпорации? Реальный опыт Газпромбанка» эксперты финтех-индустрии обсудили значимость инноваций для корпораций в 2025 году, успешные практики сотрудничества крупных компаний и стартапов, трудности внедрения новшеств и перспективы профессионального роста молодых специалистов в быстро меняющейся ИТ-среде.
Адель Валиуллин, первый вице-президент Газпромбанка (Акционерное общество), отметил: «Главный актив современной корпорации — не производственные линии и не бренд, а способность к постоянному обновлению. И ключевой элемент этой способности — талантливые специалисты».
Тему профессиональной трансформации и новых требований к специалистам в эпоху ИИ продолжил Вячеслав Борилин, менеджер по развитию технического сообщества АО «Лаборатория Касперского». Он провёл мастер-лекцию «Программист — это раб лампы или повелитель роботов? Убьёт ли ИИ профессию программиста и к чему готовиться?»
О том, как заработать в России миллиард, рассказал в ходе мастер-лекции основатель TenChat и глава ГК «ВБЦ» Семён Теняев.
Практической стороне цифровой трансформации было посвящено выступление эксперта — архитектора направления Data Services VK Tech Павла Кутакова. Он провёл лекцию «От ПК до DLH: как не потеряться в данных и построить систему, которая масштабируется», рассказал об эволюции подходов к хранению информации, а также объяснил, как находить слабые места в архитектуре баз данных и строить масштабируемые системы. Эксперт подчеркнул, что в мире, где данные стали новой валютой, бизнесу критически важно научиться быстро обрабатывать и дёшево хранить растущие объёмы информации.
«Для VK Tech такие хакатоны, как „Лидеры цифровой трансформации“ — это, в первую очередь, инвестиция в будущее ИТ-отрасли. Мы видим, как участники предлагают нестандартные подходы к оптимизации данных, и вполне вероятно, что следующие поколения технологий будут созданы здесь и такими же талантливыми командами. Преимущество формата хакатона — в его концентрации: за короткий срок рождаются прототипы, на которые в обычном режиме могли бы уйти месяцы», — отметил Павел Кутаков.
Важной частью мероприятия стала экспозиция партнёров. Гости смогли посетить пространство Правительства Москвы, стенды Газпромбанка.Тех, VK Tech, X5, ОЭЗ «Алабуга», «Авито», фотозону «Союзмультфильма», интерактивную зону Федерального центра беспилотных авиационных систем с дрон-баскетболом и обучающей площадкой «Квадросим», а также уникальную зону «Лаборатории Касперского», где были организованы демонстрационные заезды прототипов городской робототехники. Также для участников прошли сессии модерируемого нетворкинга под руководством Анны Митягиной, международного эксперта по нетворкингу.
Кульминацией дня стала церемония награждения победителей и призёров седьмого ежегодного конкурса Мэра Москвы «Лидеры цифровой трансформации» — самого масштабного хакатона для лучших ИТ-специалистов мира. В торжественной атмосфере представители структур Правительства Москвы и компаний-партнёров объявили и наградили победителей и призёров этого года.
Так, команда Finance победила в разработке сервиса анализа количества и длительности полётов гражданских беспилотников в регионах Российской Федерации для определения полётной активности на основе данных Росавиации, выполнив задачу, предложенную Департаментом предпринимательства и инновационного развития города Москвы совместно с Федеральным центром беспилотных авиационных систем. На втором месте — команда «Академики в отпуске», на третьем — команда Aerostat. Всего для участия в решении задачи были поданы заявки от 129 команд.
Команда «Карта водоканала» одержала победу в разработке рекомендательного сервиса прогнозирования возникновения технологических ситуаций в системах ресурсоснабжения, выполнив задачу Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы и столичного Департамента информационных технологий. На втором месте — команда DS Crafters, на третьем — команда GigaWin. Всего для участия в решении задачи были поданы заявки от 61 команды. Лучшие проекты продемонстрировали не только высокий уровень технической реализации, но и глубокое погружение в тему автоматизации.
Команда Tools одержала победу в разработке интерактивного электронного журнала общего строительного контроля, выполнив задачу Главного контрольного управления города Москвы. На втором месте — команда Kydas, на третьем — команда Supernova. Всего для участия в решении задачи были поданы заявки от 107 команд.
Команда «Системы автоматизации» одержала победу в разработке сервиса по созданию цифровой учётной политики для бухгалтеров города Москвы, выполнив задачу Департамента финансов города Москвы. На втором месте — команда SmartAccounters, на третьем — команда «Учет.Next». Всего для участия в решении задачи были поданы заявки от 35 команд.
Команда SPUTNIK.U одержала победу в разработке редактора лидарных карт для автоматического удаления динамических объектов, выполнив задачу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. На втором месте — команда ITL-Mapper, на третьем — команда Wallcreepers. Всего для участия в решении задачи были поданы заявки от 38 команд.
Команда IT Brew одержала победу в разработке интеллектуального цифрового инженера данных, выполнив задачу Департамента информационных технологий города Москвы. На втором месте — команда «Безумцы», на третьем — команда ITMO GPT. Всего для участия в решении задачи были поданы заявки от 53 команд.
Команда AXIOM одержала победу в разработке программного обеспечения для определения характеристик состояния зелёных насаждений города по фотографиям, выполнив задачу Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. На втором месте — команда MISIS x OptonGroup, на третьем — команда FEMME. Всего для участия в решении задачи были поданы заявки от 82 команд.
Команда AI Amigos одержала победу в разработке ИИ-сервиса для выявления компьютерных томографий органов грудной клетки с «нормой», выполнив задачу Департамента здравоохранения города Москвы. На втором месте — команда AIRI_FM, на третьем — команда «Диффузоры». Всего для участия в решении задачи были поданы заявки от 114 команд.
Команда MISIS_MSc одержала победу в разработке сервиса извлечения и индексирования информации из образов архивных документов (ретроконверсия), выполнив задачу Главного архивного управления города Москвы. На втором месте — команда «Бобы», на третьем — команда IronBee. Всего для участия в решении задачи были поданы заявки от 56 команд.
Команда SR Data одержала победу в разработке системы определения координат объектов по фотографиям, анализу фотоматериалов и метаданных, выполнив задачу Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы. На втором месте — команда Easy-Sat.ru team, на третьем — команда «Морошка». Всего для участия в решении задачи были поданы заявки от 56 команд.
Команда Cyber Quack Quack одержала победу в разработке модуля безопасности для автономного робота-уборщика, устойчивого к киберугрозам на основе методов конструктивной безопасности, выполнив задачу «Лаборатории Касперского». На втором месте — команда «Автоботы», на третьем — команда MiR. Всего для участия в решении задачи были поданы заявки от 31 команды.
Команда «38 попугаев» одержала победу в разработке системы рекомендаций по оптимизации производительности Data Lakehouse, выполнив задачу VK Tech. На втором месте — команда MatchaLatte, на третьем — команда Skripka. Всего для участия в решении задачи были поданы заявки от 36 команд.
Команда «МИСИС Два миллиона» одержала победу в разработке веб-сервиса предиктивной аналитики физиологических данных с интеграцией в медицинское оборудование, выполнив задачу группы компаний «Итэлма». На втором месте — команда MIREASHKI BIG BOB, на третьем — команда "team one" (прим.: авторская пунктуация сохранена). Всего для участия в решении задачи были поданы заявки от 73 команд.
Команда inNINO одержала победу в разработке сервиса для автоматизации приёма и выдачи инструментов авиаинженерам на базе машинного обучения и компьютерного зрения, выполнив задачу «АФЛТ-Системс» (входит в группу «Аэрофлот»). На втором месте — команда «Чемпионы», на третьем — команда «Отвёртка». Всего для участия в решении задачи были поданы заявки от 64 команд.
Команда «ГаZ» одержала победу в разработке геймификации в мобильном приложении банка для повышения финансовой грамотности, выполнив задачу «Газпромбанк.Тех». На втором месте — команда Wine Coding Team, на третьем — команда CodeParadise. Всего для участия в решении задачи были поданы заявки от 103 команд.
Команда CloseAI одержала победу в разработке сервиса для отслеживания динамики клиентских настроений и проблем по конкретным банковским продуктам в режиме реального времени по второй задаче от «Газпромбанк.Тех». На втором месте — команда Deviants, на третьем — команда «Искры интеллекта». Всего для участия в решении задачи были поданы заявки от 82 команд.
Команда «Киме» одержала победу в разработке AR-фотозоны для «Союзмультпарка», выполнив задачу «Союзмультфильма». На втором месте — команда IGRA, на третьем — команда Beta. Всего для участия в решении задачи были поданы заявки от 37 команд.
Команда «КЛАН Д» одержала победу в разработке сервиса с backend-driven-подходом к построению интерфейсов пользователя, выполнив задачу «Авито». На втором месте — команда «Воппер», на третьем — команда Bug-Driven UI. Всего для участия в решении задачи были поданы заявки от 48 команд.
Команда «МАИ» одержала победу в разработке мотивационного модуля геймификации для кадровой системы, выполнив задачу ОЭЗ «Алабуга». На втором месте — команда NoTryCatch, на третьем — команда Morty Python. Всего для участия в решении задачи были поданы заявки от 37 команд.
Команда «Всё понятно» одержала победу в разработке сервиса выделения сущностей из поискового запроса клиента в мобильном приложении торговой сети «Пятёрочка», выполнив задачу X5. На втором месте — команда Thriller, на третьем — команда MiLky way. Всего для участия в решении задачи были поданы заявки от 137 команд.
В этом году призовой фонд хакатона составил 40 миллионов рублей. Победители получили денежные премии в размере 1 миллиона рублей. Команды, занявшие вторые и третьи места, получили по 600 и 400 тысяч рублей. Кроме того, авторы лучших цифровых решений получили возможность внедрить свои разработки.
Технологическими партнёрами фестиваля «ЛЦТ.Фест» выступили: VK Tech, Yandex Cloud и SourceCraft. Образовательным партнёром выступило Российское общество «Знание».
Организатором хакатона «Лидеры цифровой трансформации» выступает столичный Департамент предпринимательства и инновационного развития, а оператором — АНО «Развитие человеческого капитала».