29.09.2023

Хотят ли ученые стать предпринимателями?

Аналитический центр Агентства инноваций Москвы опубликовал результаты исследования о готовности ученых открыть технологический бизнес.
Наукоемкие DeepTech-компании способны создавать новые рынки и привлекать кратно больше инвестиций, чем обычные технологические компании. Справедливо предположить, что компетенции создавать бизнесы на основе «глубоких технологий» есть у ученых и исследователей, но хотят ли они менять академическую карьеру на предпринимательскую?

Команда Аналитического центра Агентства инноваций Москвы оценила готовность московских ученых к открытию собственного технологического бизнеса:*

  1. Абсолютное большинство опрошенных ученых (71%) считает технологическое предпринимательство хорошим карьерным выбором, но только у 39% позитивное отношение конвертируется в намерение открыть свое дело в ближайшие три года.
  2. Среди мотивированных к предпринимательству преобладают молодые руководители 30–39 лет, в основном мужчины. Однако есть и женщины, которых на 8 п.п., чем среди ученых в целом.  
  3. Ученые, мотивированные к предпринимательству, выбрали прикладную исследовательскую карьеру: работают в R&D-подразделении коммерческой компании или научном институте. У них уже есть предпринимательский опыт и собственные разработки.
  4. Основной стимул ученых, планирующих открыть бизнес, – желание зарабатывать больше. Мотивированные также проявляют лидерские амбиции: стремятся создать продукт №1 на рынке и окружить себя сильными и талантливыми людьми. Кроме того, 20% утратили интерес к научной работе, что побудило их искать новые возможности в предпринимательстве.
  5. Планирование новой деятельности вызывает тревогу: 62% мотивированных к предпринимательству ученых боятся сделать ненужный продукт, разочароваться в идее или разориться.
Полный отчет со всеми результатами исследования находится по ссылке

* Ключевые методы исследования: контент-анализ и анализ опросных данных (опрошено 200 ученых, выборка репрезентирует российских ученых по полу и возрасту).