Изобретение относится к средства Гс1шения колебаний частей машин, в частности к амортизатором автомобил
ных подвесок. Известен гидравлический телескоп ческий с1мортизатор, содержащий резервуар
, цилиндр., расположенные в нем поршень со штоком , вставку с
тарельчатым впускным- клапаном, закрывающую цилиндр, и клапан сжатия Недостатками этого амортизатора
являются сравнительно большая длина узла клапанов впускного и сжатия,а
также малая стабильность характерис тики клапана сжатия при длительной работе.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаем му результату является гидравлический
телескопический амортизатор, содержащий резервуар, цилиндр, расп ложенные в нем поршень со штоком/
вставку с тарельчатым впускным кла паном, закрывающую цилиндр, клапан сжатия,расположенный во вставке и
включающий конический запорный элемент и взаимодействующий с ним упр гий элемент с опорой 2.
Указанный упругий элемент выпол:нен в виде витой цилиндрической пружины, а ее опора выполнена в виде плоского диска с отверстиями, сообщающими
с резервуаром канал клапана сжатия. Недостатком известного амортизатора
является повышенная длина узла клапанов впускного и сжатия, составляющая
72% диаметра поршня. При этом цилиндрическая пружина клапана сжатия имеет длину, равную 54% длины
узла клапанов. Вследствие этого известный амортизатор излишне длинен .
Цель изобретения - повышение компактности амортизатора.Указанная цель достигается тем,
что в гидравлическом телескопическб амортизаторе, содержащем резервуар,
цилиндр, расположенные в нем поршень со штоком, -вставку с тарельчатым
впускным клапаномf закрывающую цилиндр , клапан сжатия, расположенный
во вставке и включающий конический запорный элемент и взаимодействующий
с ним упругий элемент с опорой, упругий элемент выполнен в виде дисковой пружины, установленной с
зазором относительно внутренней поверхности вставки, сообщающим каналы
впускного клапана и клапана сжатия с полостью резервуара, опора упругого
элемента выполнена в виде тарелки , установленной во вставке и имеющей вогнутую коническую поверхность
, обращенную к дисковой пружине и контактирующую с ней по ее периферии , а тарелкой и дисковой
пружиной образована щель переменной в соты, уменьшающейся к периферии дисковой пружины.
Кроме того, тарелка выполнена с фланцем по ее периметру, имеющим форму основания вставки и расположенным
между последней и днищем резервуара, а в самой тарелке выполнены пазы, сообщающие
зазор между дисковой пружиной и внутренней поверхностью вставки с подостью резервуара.
Причем дисковая пружина набрана из параллельно .расположенных шайб раз™ личного диаметра. .
На фиг. 1 изображен гидравлический телескопический амортизатор, продольный
разрез; на фиг. 2 - клапан сжатия и тарельчатый выпускной клапан амортизатора
, продольный разрез этого y3ла амортизатора; на фиг. 3 - раздель- нов выполнение вставки цилиндра и кор
пуса клапана сжатия; на фиг. 4 клапан сжатия в котором запорный элемент
выполнен в виде простой конической головки с хвостовиком, центрирую щейся посредством дисковой пружины;
на фиг. 5 - клапан сжатия в котором дисковая пружина набрана из параллель
но расположенных шайб различного диаметра , а тарелка выполнена с фланцем по ее периметру.
Гидравлический телескопический амортизатор содержит резервуар 1, цилиндр 2, расположенные в нем поршен
3 со штоком 4. Снизу цилиндр 2 закрыт вставкой 5, в которой размещен
тарельчатый впускной клапан 6 (фиг.1 с каналами 7. Кроме того, во вставке
5 расположен клапан сжатия, вйлючающи подводящий канал 8 с коническим седлом
9, конический запорный элемент 10 и взаимодействующий с ним упругий элемент в виде пружины 11 с опорой в
виде тарелки 12. Запорный элемент 10 имеет направляющий стержень 13, расположенный
в подводящем канале 8, и хвостовик 14. Упругий элемент в вид пружины 11 клапана сжатия выполнен в
виде дисковой пружины, установленной с зазором 15 относительно внутренней
поверхности 16 вставки 5, сообщающим каналы 7 впускного клапана и канал 8 клапана сжатия с полостью 17
резервуара 1. Вдисковой пружине имеется центральное отверстие, в котором
расположен хвостовик 14 запорного элемента 10. Опора 12 упругого элемента 11 клапана сжатия выполнена
в виде тарелки, установленой во встав ке 5 и имеющей пазы 18 и вогнутую коническую
поверхность, обращенную к дисковой пружине 11,и контактирующую
с ней по ее периферии. Между дисковой пружиной 11 и тарелкой 12 имеется
щель 19 переменной высоты, уменьшающейся к периферии дисковой пружины 11 {фиг. 2).
Угол конуса седла 9 клапана сжатия меньше угла конуса его запорного элемента 10.
На вставке 5 выполнен дроссельный шлиц 20. На поршне 3 имеются перепускной
клапан 21 и клапан 22 отбоя. Полость цилиндра 2 разделена поршнем 3 на
две полости: надпоршневую 23и подпори1невую 24. Вариант выполнения амортизатора,
представленный на фиг. 3, характеризуе ся тем, что вставка 5 выполнена
разъемной, ..т.е. клапан сжатия имеет отдельную втулку 25, закрепленную во
вставке 5 с помощью резьбы. На втулке 25 имеется фланец 26 для упора пружины
27 впускного клапана б. При этом зарор 28, сообщающий каналы 7 впускного
клапана 6 и центральный канал 8 клапана сжатия с полостью 17 резервуара
1 , может быть образован пазами 29, выполненным премычками (не показаны) между yкaзaнны и пазами 29.
Вар laHT выполнения амортизатора, представленный на фиг. 4, характеризуется
тем, что запорный элемент 10 выполнен в виде простой конической
головки с хвостовиком 14, центрирующейся посредством дисковой цружршы 11.
Вариант выполнения амортизатор1а, представленный на фиг. 5-, характеризуется
тем, что упомянутая тарелка 12 снабжена фланцем 30, выполненным по форме основания вставки 5 цилиндра
2 и расположенным, между упомянутым основанием и днищем 31 резервуара 1.
в т-;релке 12 выполнены пазы 32, сообщающиезазор 28.с полостью 17
резервуара 1. При сборке клапана тарелка 12 соединяется со вставкой 5
при помощи неподвижной посадки с малым натягом. При этом клапан сжатия снабжен
дополнительными дисковыми пружинами 33,34 и 35 различного диаметра с центральными отверстиями для их
установки на хвостовике 14 запорного элемента 10. Амортизатор заполнен жидкостью.
Гидравлический телескопический амортизатор работает следующим образом .
При ходе отбоя (поршень 3 идет ввеух) жидкость выдавливается из
надпоршневой полости 23-в подпоршневую 24 через клапан 22 отбоя. Одновременно
в подпоршневую полость 24 поступает жидкость из резервуара i в объеме
выходящего из амортизатора штока 4. Жидкость при этом выходит из резервуара
1 через впускной клапан 6. При ходе сжатия на большой скорости
поршня 3 давление жидкости, преодолевая сопротивление упругого элемента 11, отжимает запорный элемент
10 от седла У, а жидкость проходит из подпоршневой полости 24 в полость 17 через канал Ь, открывшуюся щель
между седлом 9; и элементом 10 и далее :через пазы i« в тарелке 12. По мере
деформации дисковой пружины 11 диаметр окружности ее контакта с тарелко 12 уменьшается из-за вогнутости по
следней. В результате жесткость пружины 11 увеличивается, что обеспечивает прогрессивность характеристики
клапана сжатия. , При длительной работе амортизатора коническое седло 9 клапана сжатия
и запорный элемент 10 изнашиваются, запорный элемент 10 постепенно вдвигается в седло 9. Благодаря тому,
что угол конуса седла 9 меньше угла iKOHyca запорного элемента 10, диаметр
ок ружности их контакта по мере внедрени запорного элемента 10 в канал умень
шается. Одновременно уменьшается и площадь круга, а вместе с этим и сила
действующая на пружину, равная произведению давления на площадь. В ре .
зультате при износе деталей клапана регулируемое им давление жидкости не
уменьшается, не смотря на уменьшившийся натяг клапанной пружины (фиг. 2) .Амортизатор
с клапаном сжатия,выполненном :На фиг. 3-5, работает аналогично амортизатору с клапаном сжатия на фиг.2
Длина упругого элемента клапана сжатия составляет весьма малую часть
длины днища амортизатора, а сама вста ка с клапанами имеет длииу, равную 4
диаметра поршня. Этим и- обеспечивает повышенная компактность амортизатора целом,
Формула изобретения 1. Гидравлический телескопический амортизатор, содержащий резервуар.
цилиндр, расположенные в нем поршень, со штоком , вставку с тарельчатым впускным
клапаном, закрывающую цилиндр, .,.. клапан сжатия, расположенный во вставке
и включающий конический запорный элемент и взаимодействующий с ним упругий элемент с опорой, отличающийс
я тем, что с целью повышения компактности , упругий элемент выполнен
в виде дисковой пружины, установленной с зазором относительно внутренней поверхности
вставки,, сообщающим каналы впускного клапана и клапана сжатия с полостью
резервуара,опора упругого элемента выполнена в виде тарелки,установленной во вставке и имеющей вогнутую
коническую поверхность, .обращенную к дисковой пружине и контактирующую с
ней по ее периферии, а между тарелкой и дисковой пружиной образована щель
переменной высоты, уменьшающейся к периферии дисковой пружины. 2..Амортизатор по п. 1, о т л и ч аю
щ и и с я тем, что тарелка выполнена с фланцем по ее периметру, имеющим
1)0рму основания вставки и расположенныммежду последней и днищем резервуара
, в тарелке выполнены пазы, сообщающие зазор между дисковой пру
.жиной и внутренней поверхностью вставки с полостью резервуара.
3.Амортизатор по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что дисковая
пружина набрана из .параллельно расположенных шайб различного диаметра. Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе . а. Скиндер И.В., Лиепа Ю.А. Гидравлические
телескопические амортизаторы . Атлас конструкций. М., Машиностроение , 1968, с. Ь4.
2. Авт1эрское свидетельство СССР № 700354, кл. F 16 F S/UQ, 1974 (прототип ) . Л 18 JZ Ю и 13 П 8 Фиг2
(54) ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ТЕЛЕСКОПИЧЕСКОЙ АМОРТИЗАТОР