J 12 ш ж Фиг. .2
Т -5 & 11
1 Изобретение относится к области
металлургии, в частности к оборудованию , применяемому при производстве алюминия электролизом. Известно устройство для затяжки 5 и освобождения эксцентриковых конактных
зажимов составных анодных штырей алюминиевых электролизеров с верхним
подводом тока.Оно включает в себя раму в виде трубы, соединенную с шах- 10
той тележки штыревого крана, к которой прикреплены два аналогичных механизма
(штанга штыревого крана перемещается внутри рамы-трубы). Механизмы состоят из полой трубы с ключом, 15
расположенным в трубе направляквдего вала, находящегося с ней в зацеплении,
приводов для вращения и вертикального перемещения трубы. При этом зацепление
трубы с направляющим валом выпол-20 нено в виде шпоночного шлицевого соединения
или в виде квадратного соединения l. Это устройство имеет относительно
большие габариты, что может мешать 25 свободному перемещению других транспортных
средств и технологических машин внутри корпуса электролиза. Относительно жесткая связь между полыми трубами с ключами и рамой уст-30 ройства (или, что то же самое, со штангой штыревого крана с захватом,
перемещаемой внутри рамы-трубы) не позволит выполнить операции контактирования
в случае значительного изменения расстояния между осями штанги
штыревого крана и хвостовика контактного зажима на электролизере по сравнению
с проектным. В практике оно колеблется значительно, что снижает надежность работы устройства. Перемещение штанги штыревого крана с захватом и штырем, извлеченным
из анода, внутри рамы-трубы данного устройства ограничивает ориентацию
крановщика при подъеме штыря. Кроме того, смолистые вещества, образующиеся
при сгорании анодной массы на токоподводящем штыре при его извлечении
из анода, ограниченные объемом рамытрубы , будут интенсивно покрывать ступень
изоляции штанга-шахта штыревого крана. Это приведет к быстрому выводу указанной ступени изоляции из
строя и повлечет за собой преждевременную остановку штыревого крана.
Аварийные остановки снижают надежность в работе всего штыревого крана
и в частности данного устройства . Целью изобретения является упроще ние конструкции, уменьшение габаритов и повншение надежности в работе.
Это достигается тем, что в устрой стве для затяжки и освобождения контактных
зажимов анодных штырей алюминиевых электролизеров, включающем в себя раму, механические ключи,
приводы их вращения и вертикального перемещения, привод вращения механических
ключей выполнен в виде редуктора с электродвигателем, с двумя пустотелыми ведомыми валами, к
которым присоединены телескопические шта ги из немагнитного материала с механическими
ключами, а рама выполнена из сортового и листового проката. Выполнение привода вращения механических
ключей в виде редуктора с электродвигателем, с двумя ведомыми пустотелыми валами, к которым присое
динены телескопические штанги с меха ническими ключами, позволяет упрос
тить конструкцию устройства, уменьшить его габаритные размеры. Наличие
зазоров в сопряжении звеньев телескопических штанг обеспечивает, в случае необходимости, значительное
изменение расстояния между, осями штанги штыревого крана и хвостовиком
контактного зажима на электролизере что повышает нещежность устройства в работе.
Изготовление рамы из сортового и листового проката позволяет выпол нить ее малогабаритной,открытого ти
па, без ограничения ориентации крановщика при подъеме штыря. Рама такой конструкции исключит направление
смолистых веществ на узел изоля ции штанга-шахта штыревого крана обеспечит больший период работы кра
на между операциями по восстановлению изоляции. Все это повысит надежность работы как штыревого крана
, так и данного устройства. На фиг. 1 схематически показано предложенное устройство/ на фиг.2 то
же, разрез А-А на фиг. 1/ на фиг. 3 - схема телескопической штан ги ..
Устройство для затяжки и освобож дения контактных зажимов анодных шт
рей алюминиевых электролизеров состоит из рамы 1, соединенной с шахтой тележки штыревого крана 2, реду
тора 3 с электродвигателем 4, телескопических штанг 5 с механическими
ключами б. Редуктор 3 имеет два пус телых вала 7. Перемещение механичес
ключей 6 в вертикальной плоскости осуществляется тросами 8. Они напра
лены с помощью системы блоков 9 вдо шахты тележки штыревого крана 2 и
наматываются на барабаны электричес ких тельферов 10, установленных на тележке штыревого крана.
Трос 8 крепится к траверсе 11 ни него звена телескопической штанги 5 (см.фиг.3). Для передачи крутящего момента от пустотелых валов 7 редуктора 3 к механическим ключам б
звенья телескопической штанги 5 имеют квадратное сечение. Нежду корпуjcoM
редуктора 3 и штангой штыревого крана с захватом 12 имеется значительный зазор (см.фиг.2).
Ограничение крутящего момента, передаваемого на телескопические штанги
с мexaничecки и ключами, может осуществляться или при помощи механического устройства, встроенного в
их привод вращения, или специальной электрической схемой подключения электродвигателя привода вращения
. Устройство для затяжки и освобождения контактных зажимов анодных
штырей алюминиевых электролизеров работает следующим образом. Один из механических ключей б
(в зависимости от ряда переставляемых штырей) опускается на хвостовик
контактного зажима электролизера и входит с ним в зацеапение. Штанга
штыревого крана с захватом 12 опускается на головку штыря, подлежащего
замене. Включается вращение телескопической штанги 5 и зажим раскрывается
. Производится раскручивание и извлечение штыря и одновременно
с этим незначительный подъем механического ключа б над хвостовиком контактного зажима электролизера .
Осуществляется замена штыря, при этом вначале механический ключ 6 опускается
на хвостовик контактного зажима электроли|зера, а затем штангой с
захватом штырь устанавливается на заданный , горизонт.. Включается вращение
телескопической штанги 5, -осуществляется затяжка контактного зажима, а
затем незначительный подъем механического ключа б над хвостовиком контактного зажима.
Формула изобретения Устройство для затяжки и освобождения контактных зажимов анодных штырей
алюминиевых электролизеров, включающее в себя раму, механические ключи
, приводы их вращения и вертикального перемещения, отличающееся тем, что, с целью упрощения
конструкции, уменьшения габаритов и повышения надежности в работе, привод
вращения механических,ключей выполнен в виде редуктора с двумя пустотелыми ведомыми валами,к которым
присоед.инены телескопические штанги из немагнитного материала с механическими
ключами, и электродвигателями, а рама выполнена из сортового и листового проката.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР
№ 262395, кл. С 25 С 3/16, 1969.