Т1эобретение относится к области подъемно-транспортного машиностро ения,
а именно, к козловым кранам, имеющим приспособление для гашения колебаний, возникающих при работе крана.
Известны козловые краны, содержащи пролетное строение, установленное на
жесткой и гибкой опорах, привод механизма передвижения крана в приспособле
ние для гашения колебаний, вьшолненное в виде шарнирно подвешенного; на пролет
ном строении противовеса, c eдiffleннoгo с демпфирующим элементом l. Конструктивное вьтолнение этих кра
нов обеспечивает гашение колебаний в узкой полосе частот, происходящих только в вертикальной плоскости.
Этот недостаток в известной мере устранен в конструкции козлового крана,
содержащей пролетное ст юение, укреплен roe на жесткой и гибкой опорах, привод
механизма передвижения крана, подкос, и1арнирно присоединенный к гибкой опоре
и пролетному строензапо, рычаг, шарнирной связанный с подкосом, и демпфирующее
приспособление, состояли её из гидравлического гйшйМдра 2 . Недостатком известного крана является
то, что от ;перёк6сных деформаций, значительней по величине и возникающих
при движении 1срана, конструкция не защищена . Наличие перекосных деформаций относительно
за(5егов опор приводит к толчкам и ударам при передвижении крана
и может вШвать шлШку ёго « ёталЛйческой конструкшш. Это существенно снижает
надежность крана и приводит к необходимости чрезмерногчэ увеличения размеров
эл лёнтЬв несущих конструкций, а вместе с тем и повышение веса крана.
ЦельюйЙ1сТо® б1Эобретения является повышегаё надежности работы крана/- , - :-- -,.,-,,. .,..,;.,,;.,.
Эта цель достигается тем, что кран снабжен дополдатагйШм рычагок и дополнительш п ШЙШГГбШаг кпадбк
шар- нирно присоединенным к гибкой опоре, 6
и а лругим к допол1П1тельному рычагу, датчиком рассогласования, при этом
рычага размещены в верхней части указанных подкосов и связаны с датчиком
рассогласования, воздействующим на при вод механизма передвижения. Изобретением предусмотрено и то, чт
кран снабжен соосно размещенными вала ми, на одном конце каждого из которых
смонт1гр ван один из рычагов, а другие концы валов подсоединены к датчику рас
согласования. Кроме того, на каждом ва лу смонтирован кривошип, соединенный
со щтоком гидравлического цилиндра,. На фиг. 1 изображен ойций вид козлового крана; на фиг. 2 - узел I на
фиг. 1; на фиг, 3 - пространственная схема крана, иллюстрирующая смещение
крана от действия вертикальных продоль ных деформаций; на фиг. 4 - схема кран
в плане, иллюстрирующая смещение кран при перекосных деформациях; на фиг, 5
и б - схемы действия демпфирующих при способлений при продольных и перекосных перемещениях.
Козловой кран содержит пролетное строение 1, опйршощёеся на стойки 2 и 3, жесткой опоры и стойки 4 и 5
гибкой опоры. Опоры снабжены Mexaimaмом передвижения б. Вдоль пролетного
строений 1 перемещается рузовййтелён ка 7, Кран имеет основную и дополнительную
рычажно-подкосные шарнирные системы, каждая из которых содержит подкосы 8 и 9, шарнирно подсоединенны
нижними юнцами соответственнок стойкам 4 и 5 гибкой опоры. Верхние койцы
подкосов шарнирно прикреплены к рычагам 10 и 11,смонтированным на валах
12 и 13, укрепленных в подшипниковых . узлах 14, р4.зме ценных на плите 15,
связанной с верхним поясом пролетного строения 1, - .- - Валы 12 и 13 несут соответственно
кривошипы 16 и 17, соединенные с дем фирующими приспособлевдями 18 и 19,
которые могут быть вьшолнены в виде гидрогсилиндров.. Валы 12 и 13 сйэими свободными
концами подсоединены к датчику 2О рас согласова1шя, выполненному, например,
с применением микропереключателей. Датчик 20 включен в цепь управления механизма передвижения.
Работает кран следующим образом,. При работе механизма подъема груза или передвижения грузовой тележки 7
3 4 вследствие деформации пролетного строения
1 и опор пролетного строения полу- чаются продольные смещения, а стойки 5 гибкой опоры деформируются
(штрих-пунктирная линия на фиг. 3). В результате этого подкосы 8 и 9
смещаются относительно пролетного строения 1 и через рычаги 10 к Ц поворачивают
валы 12 и 13. Кривошипы 16 и 17 последних воздействуют на демпфирующие приспособления 18 и 19, в которых
и гасится определенная часть кинетической энергии колебаний. Это обуславливает
быстрое затухание вертикальных колебаний остбёа крана. Так как при продольных
и вертикальных колебаниях остова крана стойки 4 и 5 деформируются относительно
пролетного строения 1 одинаковым образом, подкосы 8 и 9 также смещаются в одном направлении (стрелки
на фиг, 5) и взаимного рассогласования валов 12 и 13 не происходит. Следовательно
датчик 2О в действие не вступает. Передвижение :крана сопровождается
его перекосом, т.е. относительным забегом жестких и гибких опор вследствие упругих деформаций остова.
При перекосе стойки 4 и 5 деформируются в противоположные стороны, соответствующие
их положений показаны штрих-пунктирными линиями на схеме фиГе 4. Равным образом подкосы 8 и 9
будут смещёться в противоположных направлениях (стрелки на фиг. 6).
Это вызовет рассрг;1;асование валов 12 и 13, что пЕрйведет в действие датчик
20. Послейний через соответствующие аппараты цепи управления воздействуют
на двигатели механизмов передвижения 6 опор .крана, В зависимГоСтй принятой системы
управления приводом это пр1юедет либо к остановке крана, либо к переключению
двигателей механизмов 6, в направлении уменьшения перекоса. Наличие демпфщзующих приспособлений
18 и 19 и в этом случае будет способствовать уменьшению перекосных колебаний
как по длительности их действия, так и по амплитуде и повысит точность действия датчика 2О,
Это повысит. ус1Х)йчивость движения крана и снизит уровень горизонтальных
вибраций, что благоприятно отразится на точность выполнения перегрузочных работ
и улучшит условия работы крановщика . 5G
Кроме того, в предложе1«гом кране обеспечена его защита от чрезмерных по
величине перекосных деформаций, что так же повышает надежность работы крана
и создает благоприятные условия для работы обслуживающего персонала. Формула изобретения
1. Козловой кран, содержащий пролетное строение, установленное на жесткой
и гибкой опорах, привод механизма передвижения крана, подкос, шарнирно присоединенный
к гибкой опоре и пролетному строению, рычаг, шарнирно связанный с подкосом, и демпфирующее приспособление
, состоящее из гидравлического цилиндра , отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы
крана, он снабжен дополнительным рычагом и дополнительным подкосом, одним
концом шарнирно присоединенным к 36
Гибкой опоре, а другим к дополнительному рычагу, и датчиком рассогласования, при
этом оба рычага размещены в верхней части указаш1ых подкосов и связаны с
датчиком рассогласования, воздействующим на привод механика передвижения. 2.Кран по п. 1, отличающийся
тем, что, он снабжен соосно размещенными валами, на одном конце каждого
из которых смонтирован один из рычагов, а другие концы валов подсоединены к датчику рассогласования,
3.Кран по ппГГ и 2, о т л и ч aiю щ и и с я тем, что на каждом валу смонтирован кривошип, соединенный со
штоком гидравлического цилиндра. Источники информашш, принятые во внимание цри экспертизе
1, Авторское сввдетеяьство СССР № 2468О2, кл. В 66 С 19/ОО; 1968. 2. Авторское свидетельство СССР
Mb 470472, кл. В 66 С 15/00, 1973. в W W 2.J
(54) КОЗЛОВОЙ КРАН