С у ществу ющие трёхим-пу льсные
пегуляторы питания паровых котлов с передачей регулировочных импулЕхСОБ на исполнительный механизм
посредством мембран и диаф|загм очень сложны и обладают значительной и1Н1ерцией, вследствие
чего 1не могут удержать уровень в барабане котла в заданном диапазане .
Предлагаемый регулятор питадая устраняет указанный недостаток и liMeeT ту отли читель ную особен}гость
, что для подачи рабочей жидкости в сервомотор питательного клапана П1риме н1ён дроссельный
вспомогательный клапа1Н, управляе ),1ЫЙ рычагом, одновременно находящимся под воздействием всех трёх
регулировочных импульсов: давления , .расхода пара и уровня воды в барабане котла.
На чертеже схематически изображён регулятор и схема его включения .
В качестве рабочей жидкости для сервомотора используется п:итательная вода из того же трубопровода
, яа котором стоит колонка гщтания котла (регулятор и клапан ).
Расход воды замеряется с помощью шайбы 1, установленной на
питательном трубопроводе за регули )рующим клапаном, причём передача импульса производится
трубкой 2, включённой перед шайбой , и трубкой 3 КЗ барабана котла. Погрешность от того, что трубка 3
приключена не за шайбой, а к водяной части барабана, невелика; она равна некоторой постояниоГ)
величине, не превышаюш,ей нескольких сотых миллиметров водяного столба при 1,5-2 атмосферном перепаде
. Расход naipa замеряется по перепаду у измерительной шайбы 4,
установленной на обводе 5, соединяющем сухопарник с коллектором перегретого пара. Расход пара в
этом обводе очень мал. поэтому опасность охлаждения перегретого пара и осаждения в значительном
количестве солей отпадает. Передача импульса осуществляется трубкой 6. при ключённой за шайбой 4.
и трубкой 3 из водяной части барабана котла. Погрешность при этом
способе взятия импульса незначительна , так как давления в барабане и сухопарнике почти одинаковы и колеблются, в пределах 100- 200 мм вод. ст., что относительно
1.5-2 атм.перепада составляет 1 %. вообще же можио обойтись без шайбы 4 обвода, 5 и замерять пере
1ад давлений между барабаном и коллектор-ом перегретого пара. Неудобство в этом случае то,что приходится
работать на полном перепале , в то время как .на обводе, имея 15ентиль, можно перепад регулировать
, Им1пу:1ьс по берётся папавой 18 и водяной 3 трубками.
Таким образом имеется одна общая трубка 3 для расходомеров, пара ; воды и регулятора уровня. Это в
:5иачителы-юй степени у прощает конктрукцию регулятора, позволяя 1;меть полость 8 общей для всех из
,;ерительных органов и осуществить суммирование перемещений трёх импульсных органов и воздействие на
клапан 11 без са:1ьни ковых уилотне ИЙ , которые создают больщие треиня и уменьщают чувствительность
регулятора. Разность давлений в полости 7 над мембраной и в полости 8 характеризует
уровень в барабаие котла, заставляя мембра ку перемещаться в ;у или иную сторону в зависимости
от измен-ения уровня к оказывать 1Х)здействие на дроссельный вспомогательный клапащ- И.
Разность давления в полости 8 и в пространствах 9 и 10 характери .чует соответствепио расход воды и
пара. За счёт изменений этой раз1 ости -происходит перемещение niToков мембран 15 и 16 и воздействие
на клапан П. Штоки всех мембран соединены (ша рнИ1рно или на призмах) общим
)ычагом 17, с которым связа:н также и клапан 11 регулятора. В зависимости от изменения уровня и
расхода пара и воды измеряется положение рычага 17 и, следовательно , клапана 11, являющегося
дроссельным и уравповешепным, чтобы не вызывать дополнительных усилий. Перепад давлений у клапана
должен быть ограничен 5-10 атм., так как больший перепад вызовет быстрый износ клапана.
В соответствии с 1юложерл-1ем щтока клапана 11 в кам-ере 12 создаётся
давление, зависящее от степепи открытия верхнего конуса и закрытия нижнего конуса клапаща
11. Это давление передаётся на поршень 13 сервомотора, действует в одну сторону с усилпе,
Нружины 14 и уравновещивается давлением питательной во.ды, подводимой к другой стороне юршпя.
При некотором 11аименьп1ем импульсном давлении тюрапеиь 13 сервомотора
, преодолев сопротив.те;гие пружины , находится в крайнем верхнем положении. При уве..тичеппнимпульсного
давления поршег.ь 13 сервомотора будет опускаться и при наибольщем давлении будет находиться
в крайнем нижнем полож-еагки. Изменение давления 1п- тательпой воды, воздействующей на нижнюю
поверхность порщня, не имеет супхественного значения, так как поршень , хотя и переместится, изменяя
при этом открытие клапана, но изменившийся расход воды нарушит
равновесие регулятора, который заставит поршень стать в соответствующее ноложение.
При уве.тиченИИ р-асхода пара увеличится перепад шайбы 4, мембрана 16 разожмётся и шток ее опустится
, точка а переместится вверх и рычаг 17 повернётся вокруг тс)чки Д, которая в этот момепт останется
неподвижной. Клапан 11 пойдёт вниз и импульсное давление уменьщится, так как верхний
конус уменьшит поступление волы. а нижний увеличит сброс.
Уменьшемие импульсного давления вызовет перемещение порщня сервомотора вверх, приоткрывая
кланаи, и увеличит подачу воды в котёл. По мере перемещения поршня вверх будет сжиматься пружина
14, и наступит момеит, когда усилие пружины и новое импульсное давление уравновесят давление с
другой стороны поршня. С изменением расхода воды изменится
перепад у шайбы 1. Мембрана 15 сожмётся, шток .начнёт перемещаться вниз, поворачивая одновременно
рычаг 17 вокруг точки Л по часовой стрелке. В некоторый момент
, когда восстановится соотношение пар-вода в пределах некоторой неравномерности, это перемещение
прекратится. Клапан И займёт некоторое новое положение, соответственно которому
установится импульсное давление за клапаном, положение сервомотора и открытие клапана.
Если воды поступает в котёл больше , чем надо, и уровень в барабане начнёт подниматься, то мембрана
уровнемера поднимается Бверх п переместит клапан 11 в том же направлении . Импульсное давление
возрастёт и поршень сервомотора пе еместится соответственно вниз, прИкрывая клапап.
Необходимо отметить, что схематичное изображение регулятора епхё не предопределяет конструкции его. В схеме сдела-ны некоторые опущения , которых при коаструктивпой
разработке не будет. Показан, например, силовой принцип сочленения расходомеров пара и воды, в
то время как кинематический будет более выгоден.. Отсутствует устрой ство, при помощп которого можно
вручную воздействовать на клапан 11 регулятора и корректора у расходомеров пара, воды и уровнемера
. Не показано устройство, при помощи которого можно ограничить перепад давлений у клапана и т. д. В случае выхода регулятора из раооты можно, закрыв кран, перейти
на ручное регулирование другим клaиaнo., так как отсутствие воды вызовет падение импульсного давления
до нуля и перемещени.е сервомотора в верхнее положение. Клапан при этом полностью открыт.
Освободив полость 8 от воды, можно производить ремонт регулятора. Установк; регулятора па котле
повысит надёжность его эксплоатацни и значительно облегчит автоматизацию котельных установок,
laK как в этом с.чучае из схем регулировани г выпадет тако11 сложный узел, как питание. Это даст
возможность более щпроким фронтом внедрять авторегулирование горения котлов.
Предмет изобретен и я Tpёxи ИIyльcный регулятор питания наровых котлов с передаче
регу.щроЕючных н пlyльcoв на исполнителы ый механизм посредством лнругих мембрап и диафрагм, о тл
и ч а ю щ и и с я тем, что для подачи pa6o4eii жидкости в сервомотор питательного клапана применён
дроссельный вспомогательный клапан , управляемый рычагом, одно временно находящимся под воздействием
всех трёх регулировочных импульсов: давленпя. расхода пара п уровня воды в барабане котла.