заявка
№ SU 614503
МПК H02K19/16

Электрическая машина с криогенным охлаждением

Авторы:
РОЗЕНФЕЛЬД ЛЕВ МАРКОВИЧ
Номер заявки
1972944
Дата подачи заявки
28.11.1973
Опубликовано
05.07.1978
Страна
SU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
2
Реферат

[24]

Формула изобретения

Описание

[1]

1

[2]

Изобретение относи гея к эпекгромашиностроению и может быть использовано в. мощных эпектродвигатепях и генераторах с крИ огенным охпажаениём.

[3]

Известен мощный генератор, в котором дпя уменьшения тепповых. потерь обмотка возбуждения, расположенная на вращающемся роторе, охлаждается жидким гелием, а обмотки статора жидкимазотом ij . Вращение ротора генератора осуществляется внешним приводным устройством за счет не« посредственной механической связи-валов генератора и приводного устройства. Поэтому вал генератора.является основным источником притока внешнего тепЛ1а к сверхпроводящей обмотке ротора. Для уменьщени теплопритока по валу в рассматриваемой конструкции генератора между выступающим концом вала и сверхпроводящей обмоткой размешен дополнительный охлаждающий

[4]

теплообменник с жидким азотом, концентрич но охватывающий снаружи участок вала.Однако эффективность такого технического ре щения невысока, поскольку теплообменник отделен от вращающегося вала неизбежным

[5]

технологическим зазором, заполненным раэ реженной газовой средой, что сильно ухудшает тепловой контакт между валом и теплообменником .

[6]

Лучшим образом решается задача умень- шения теплопритока по валу в другой известной конструкции электрической машины с криогенным охлаждением 2j . Здесь охлажг дение вала осуществляется хладагентом, циркулирующим по спиральной трубе внутри вала, что обеспечивает лучший тепловой контакт между валом и хладагентом. Однако и в ётом случае , задача охлаждения вала электрической машины решается недостаточно эффективно. Хладагент - циркулирует, не непосредственно в теле вала, а в специальной трубе, отделенной от вала значительным тепловым сопротивлением. В результате теплоприток к ротору по валу, хотя и уменьшается по сравнению с электрической машиной р. , но все же остпется значитепьныкь.

[7]

Целью изобретения является повышение интенсивности охлаждения электрической машины за счет снижения теплопритока по валу.

[8]

Указанная цепь достигается тем, что в эпектрической машине ю криогенным охлаждением хладагент для охлаждения обмотки ротора поступает по центральному каналу вала, а сам вал выполнен в виде нескольких ( нап|5имер, двух) механически связан ных коаксиальных частей, сопряженных между собой многозаходной резьбой. В зоне резьбового соединения частей вапа образуются каналы, по которым в противоток оо новному тепловому потоку циркулирует хладагент, который в данном случае имеет непосредственный тепловой контакт с телом вапа на значительной поверхности теплообмена , образованной сопрягающимися поверхностями многозаходной резьбы. Такое техническое решение способствует более интенсивному охлаждению вала и, следовательно , всей электрической машины еа счет сншкения притока теппа по валу.

[9]

На фиг.1 иаобра:нсена электрическая машна с криогенным охлаждением, общий вип,; на фиг, 2 участок вала с каналами циркуляции хладагента.

[10]

Эпекгрическая-машйна содержит ротор 1 со свер проводящей обмоткой, статор 2, т&рцовьче крышки 3 с аакреппенными в них вакуумными ;уппотнениямй4. Оба конца вапа ротфа вьшопнень в вице двух коаксиальных труб 5 и б. Между которыми образованы каналы 7 для циркуляции хпадагента . Концы вапа опираются на опорные подшипники 8 и имеют сборные узлы 9 дпя сбора отработанного хладагента. Хладагент к ротору подводится по трубопроводу Ю, который проходит, внутри полого вапа и закрепляется относительно него посредством теплоизолирующих опор 11.

[11]

При работе зпектрической машины хпадагент подается по трубопроводу Ю со

[12]

стороны свободного конца вапа. Поспе охлаждения обмотки ротора отработанный хладагент попадает в герметичную полость между ротором 1 и торцовой крышкой 3, откуда по каналам 7, образованным резьбовым соединением двух частей вала 5 и 6 попадает в сборный узел 9 и выводится во внешние устройства замкнутой системы охлаждения.

[13]

Благодаря Размещению- каналов выхода отработанного хладагента непосредственно в теле вала улучшается его охлаждение, снижаются внешние теплопритоки к эпектри. ческой машине, что приводит к уменьшений расхода дорогостоящего хладагента жидкого гелия.

[14]

Формула изобретен.и я

[15]

Электричев я машина- с криогенным охлаждением, содержащая статор, ротор и вал с циркулирующим в нем хладагентом, отличающаяся.; тем, что, с повышения-интенсивности охлаждения за счет снижения теплопритока по валу, вал выполнен из нескольких механически свя занных коаксиальных частей, сопряженных между собой многозаходно резьбой, образующей полости дпя циркуляции хладагента .

[16]

Источники, информации, принятые во внимание при экспертизе :

[17]

l.PrOCce 3ih i9 ofitie Jhtennatio ,nqe ciii ogehlc ehgrineering,i970,5,p. 433-437.

[18]

2. Патент США, hfe 7372У64О, кл.31О-5|2 1973.

[19]

[20]

V

[21]

[22]

Вакуум

[23]

(Риг.2

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты