20 Ю Фиг. 3 29
rl,,. 5 В-В
22 30 25
13 fuz Б
Изобретение относится к конструкции дисковых тор.мозов колесных транспортных
средств, в частности к исполнительным механизмам дисковых тормозов.
Известны исполнительные механизмы дисковых тормозов с плавающей скобой, охватывающей
часть диска и перемещающейся параллельно оси последнего в направляюишх
неподвижной опоры, содержащие: гидравлический цилиндр с поршнем прямого
действия, прижимающим к диску первичную фрикционную колодку, и полым реактивным
порщнем, через плавающую скобу прижимающим к диску вторичную фрикционную
колодку, а также механический привод, содержан ий вращающуюся щайбу и невращающуюся
опорную деталь, в спиральных канавках которых размещены разжимные
щарики, разжимной кулак, сидящий на общей оси с рычагом механического привода и
взаимодействующий с вращающейся щайбой, и распорный стержень, взаимодействующий
с вращающейся (найбой и первичным nopniнем . Иедостатком известных исполнительных
механизмов такого типа являются значительные осевые размеры, затрудняющие установку
тормоза в колесе транспортного средства .
Целью изобретения является создание дискового тормоза с плавающей скобой, содержащего
исполнительный механизм с гидравлическим и механическим приводом, имеющий
уменьщенные осевые габариты. Это достигается в предлагаемом исполнительном
механ{1зме тем, что вращающаяся шайба раз.мещепа в полости реактивного
порщня, а ось разжимного кулака, введенного извне цилиндра в полость этого порщня,
установлена параллельно осп цилиндра, на некотором расстоянии от нее.
Реактивный порщень быть выполнен в виде чащеобразной детали, наружная
поверхность днища которой обращена к плавающей скобе, и размещенной в чащеобразиой
детали перегородки, отделяющей гидравлическую полость цилиндра от полости реактивного
порщня и уплотненной относительно его внутренней поверхности и проходящего
сквозь перегородку распорного стержня. Разжимные щарики в этом случае целесообразно
разместить между вращающейся шайбой и внутренней поверхностью днища реактивного
поршня, образующего при этом неврап аюо1уюся опорную деталь, а разжимной
кулак ввести в полость поршия через отверстие в его днище. Реактивный поршень может быть также
ружиая поверхность днища которой обран1епа к ги;1|)авличсской полости цплппдра и.
уплотпеиа отиосптелыю проходяп1,его сквозь дншцо раснорпого стержня, и размепенпой Б
пей и учипотпенной относ 1телы10 нее крыни и. F3 iTOM случае разжпм1п 1е uiapnKH располагаются
между врап1,а1()П1,ейся Н1а11бой и крьпнкой , образу1оп1ей при этом ieiipainaioniyiocfl
опорную деталь, а разжимной кулак вводится в полость поршня через отверстие Б KpblUJKC.
Для нредотврап1е1П1я Бпбран,1П1 вращаюи; ,е11ся Lnaii6;M п 1нарпко1з целееообразна установка
ноджпмпой пружпн)Г в полости реактивпого норшня, а для уме1Пмпен11и тренпя в
контакте вранк-ионлсйся Н1айбы п раснорного стержня взаимоде1 етву10П,1й с ней конец последнего
желательно вынолнить со сфернчеeKoii поверхностью. Для осевой фнксац1П1 разжнмного кулака
евязаппый с пнм рычаг механического привода может быть В1,1иолпеи с выступом, вхоДЯ1ЦНМ
в П110резь нлавак)Н1ей скобьл п 1кчоекости , Г1ерпендикулярно1 | оен ци.аппдра.
Предпочтн1ельно, чтобы рычаг разжимного кулака бькт связан с тросом мехаиичеекого
привода, имеюии1М оболочку, взаилюдейетвуклцую е нлaвaloн eй скобой.
На фиг. показан разрез но оен цилиндра дискового тормоза Б горизонтальпой илоекости;
па фиг. 2 - разрез по Л-Л па фиг. 1; на фиг. 3 - разрез по Б-Б па фиг. 2; на
фиг. 4 - вариапт копструкцпп тормоза, вид в плане; на фиг. 5 - то же, вид сбоку; на
фиг. 6 - разрез ио В-В на фиг. 4. Дисковый тормоз (см. фиг. 1-3) содержит
иеподвижную опору-корпус /, устаповленный ца пеподвижной части колеспой оси автомобиля
. Плавающая скоба 2 может иеремеП1 ,аться относительно корпуса по направляющим
3 и несет тормозную колодку 4, размещенную против колодки 5, устаповлениой в
корпусе. Плаетннчатые нружнны 6 нрижпмают скобу к направляющим.
Тормоз спабжеп гндроцилиндром 7 и мехаипческим ирпводом 8. Гидроцилиндр 7 исполиительиого
механизма тормоза содержит порщень 9 прямого действия, прижимающий
к диску (па чертежах не показап) колод1 у 5, н чащеобразпый реактивный норн1еиь JO,
прижимаюи;ий к диску колодку 4 через скобу 2. Оба порншя неремен1,аются is расточке
7 У цилиндра и уилотнепы в пей манжетами . Ме.хапический нрцвод содержит размещенпые
в цолом порщпе 10 врап1.аюп1уюся шайбу 12 и разжимные шарики 13, расположепиые
в спиральных канавках обрап,епных друг к другу поверхностей 1иайбы и иеврап,ающейся
оцорноГ дета;1И, роль кото)ой в1 1нолняет внутренняя поверхность днгпца пор1ННЯ
10. OopHiCHb 10 удержнваетея от иращеиия краем скобы 2, входян1,нм в наз 1-1 на
наружной иовер.хиости eiO дщ-ица. При иовороте шайбы 12 по часовой CTpejiке
(см. фиг. 2) шарики, выкатываясь по паклонны .м поверхностям канавок шайбы и
порнл1и, отжнмают пх друг от друга. Пере . Н1айбы через раенорный стержень 15
и навииченную иа него гайку 16 устаиовлепiioro в норщие 9 автоматического регулятора
зазоров известиого тииа нередается иа иоршень 9 и ирижимает к диеку колодку 5.
Перемепгение поршня 10 в иротивоположном от шайбы направлепин иередается скобе
2 и прижимает к днеку колодку 4. Аиалогичн1: .й эффехт достигаетея подачей жидкости
под давлением в гидравлическую полоеть между пори1ием 9 п перегородкой 17,
устаиовленпой в порнще 10 и уплотненной относ 1телыю его впутреипей поверхности и
стержня 15 манжетами. Ме/кду перегородкой п вращающейся шай6oi i
установлепа пружинршя щайба 18, иредотБрап1аюп1 ,ая вибрации шайбы 12 и щариков .
Поворот шайбы 12 осуществляется разжимиы .м кулаком 19 (см. фиг. 3), ось 20 которого
введена в порншпь 10 через отверетие в его Д1П1ще параллельно оси цилиндра, ио иа
некотором расстоянии от нее. Кулак 19 входит в углубление 21 (см. фиг. 2) шайбы 12.
Па наружном конце оеи 20 посажен рычаг 22 Л1еханического нривода. При повороте рычага
тросом иривода (иа чертежах пе показан) в иаправленпп етрелки происходит поворот
шайбы 12 п срабатывание исполнительного механизма. Благодаря размещепию шайбЕ г и шариков
разжимного механизма в полости норшия, а так/ке тому, что ось разжимного кулака отстонт
от оси цилиндра и поднята над скобой, досгигаются М1пп-1малы ые осевые габариты .
1 Снол1П1тельного механизма. Конструкция исполнительного механизма
по фмг. 4-6 апалогична описанной выше и отличается в основном пзмененной конструкн
.ией реактивного норшня. Чашеобразный реактивный поршень 23 (с.м. фиг. 6) днищем,
сквозь которое гфоходит расиорный стержеьь 24, обран еп к гидравлической нолости
цилиндра. В норшне установлена и уплотнена относительно него крышка 25, в нрорезь
26 которой входит край скобы 2 и которая образует невращаюп1,уюся опорную детал1
разжимного .меха П13ма. Разжимные шарики 13 расположены в обращенных друг к
другу спиральных канавках вращающейся 12 и крышки 25. Пружина 27 прижимает
шайбу и шарики к крьиике. Ось 20 разжимиого кулака 19 введена в полость поршня
через отверстие в крьипке с уплотнением 28. Для осевой фиксации разжимного кулака
связашп.) с ним рычаг 29 механического привода имеет выступ, входяпд,ий в нрорезь 30
плаваюи1;ей скобы в плоскости, пернендикуДля уменьшения трения в контакте вращающейся
Hiaiiob 2 стержня 24 конен носледнего , входящий в rHCijo щайбы, выполнен со сфернческой поверхностью.
Как вндно из фиг. 5, трос 31 механического привода, связанный с рычагом 29, имеет оболочку
32, взаимодействующую с нлавающей скобой 2. Возвратная пружина 33 (см. фиг. 4)
действует на рычаг в панравлении часовой стрелки, тогда как нриводное усилие действует
на него против часовой стрелки. Работа устройства, показанного на фнг. 4-
6, аналогична работе нервого варианта устройства . Предмет изобретения
1.Исиолнительный механизм дискового тормоза с нлавающей екобоГ, охватывающей
часть диска п иеремещаюи1е11ся параллельно оси диска в направляющих ненодвижной оноры
, содер 1 ащий гндравлический цилппдр с норщне.м прямого действпя, прижнмающпм
к диску первичную фрикционную колодку, и полым реактивным порщнем, через плавающую
скобу прилчимаюпхим к диску вторичную фрикционную колодку, а также механический
нривод, содержащнй вращающуюся щайбу и невращающуюся опорную деталь,
в спиральных канавках KOTOpi ix размен1,ен1,1 разжимные щарпки, разжимной кулак, сидящий
на обп1,ей оси с рычагом механического привода и взаимодействующий с вращающейся
щайбой, и расиориый стержень, взаимодействующий с вращающейся щайбой и
нервичным норщне.м, отличаюи,ийся тем, что, с целью сокрап1ення осевых габарптов механизма
, вращающаяся щайба размеидена в полости реактпвного порщня, а ось разжимного
кулака, введенного пзвне цилиндра в полость реактивного норшня, установлена параллельно
оси цилиндра на некоторо.м расстоянии от последней.
2.Исполнительный механизм по п. 1, отличающийся тем, что реактивный норщень
вынолнен в виде чашеобразной детали, наружная поверхность днища которой обращена
к плавающей скобе, и размещенной в ча необразно детали нерегородкм, отделяющей
гидравлическую полость от полости pcai. iii.ioro норгння и уплотнеипол OTiioсительпо
его внутренней поверхности н относител1-л10 проходящего сквозь норегородку
распорного сгержпя, причем разжимные шарикн размсн1ены м;жду врапи1 {Ч 1сйся гнайбой
п в утрс- не поверхностью ялпща реактивного HOpniHiT, образ 1ощего иепрагаающуюся
Спорпхю деталь, а разжплиюй кулак введен в поюсть порщня через отверстие в его Д11И1це. 3.11с11ол;ипелыпзи мехаииз: 1 но п. 1, отличающийся те, что peaKTHiii :: U выполнсн
в ;пде чаплеобразно детали, наружная поверхность днища которой обран1ена к
гидраБЛ1 ческ::-й полости пилиндра и уплотнена относиrc.ibio нроходяп,его сквозь днинде
раскор О о стержня, п размещещю в ней п уплотненной относительно нее . прпчем
.мп)1е niapiiKH расположен;, между вран1алопим1С)1 uiai 6o i i крьпнко, образующей
11евран1аю1цуюс;1 опорную деталь, а разжимной кчлак введен в 1юлость порщня через отнеретпе в .
4.11снол1п;тел1.-Г1Ьп .;ехаппзм по пп. 1-3, oTAU4atou{uiicfj тем. что, с целью предотвраП1е ия
Б1 брапий врап1ак1н;о ея гнайбы п шариков , D полости реактивного поригчя устанопле а
по.1жпми.ая пружина. 5.Исполннте,пл11,и л exaннз по пп. 1, 3,
огличаюип.йс.. тем, что, е целью уменьшення трепия в контакте вран1а1оп1ейся шайбы п
раснорпого етер:-; ня, взаимодействмощпй с Heii конец последнего выполнен со сфернчеCKOii
поверхностью. 6.Иснолч;псл. механизм но пп. 1, 3,
(тличаю1;(11/ся тем. то, е целью oeeBoii (}1нкс;;н1П1 1аз/ пмного хулака, связан 1ый е
пнм рычаг мехащческого прпвода вынолнен с , входяниш в нрорезь плавающей
С1чоб 1 в плоскости, иерпепликулярной оси цпл нлра .
7.Псполните,11тНь1Й .механизм но ни. 1-3, сличающийся тем, что рычаг разжнмного
к лака связан с тросом А еханнческого нривода , н иJЮн нм оболочку, взаимодействующ ю
с плаваюплей скобой. (