Изобретение относится к области проектирования моделирующих стендов, предназначенных
для исследования и испытания топливорегулирующей аппаратуры турбореактивных двигателей (ТРД). Известны электромоделирующие стенды для исследования и доводки многоконтурных систем
регулирования турбореактивных двигателей , содержащие электронную модель объекта
регулирования, преобразователи и два автономных электропривода, каждый из которых
соединен с электронной моделью объекта регулирования при помощи автономной системы управления. Известны также электромоделирующие стенды, в которых для повышения их универсальности
между электронной моделью объекта регулирования и преобразователями вкл Очен коммутатор. Предлагаемый стенд отличается тем, что в него дополнительно введен имитатор давлений
в основной и форсажной камерах сгорания с двумя входами, к первому из которых
подключен контур высокого давления исследуемой системы регулирования, а ко
второму - вычислительное устройство. На чертеже представлена функциональная
схема предложенного стенда, где: / - электронная модель объекта регулирования
(ТРД); 2 - вычислительное устройство; 3 - гидроцилиндр загрузки; 4 -
гидравлический имитатор гидроцилиндров сопла; 5 - коммутатор; 6-10 - датчики-преобразователи
для стыковки вычислительных устройств с реальными агрегатами; 11 - основной
регулятор (регулятор числа оборотов); 12 - регулятор форсажа; 13 - электропривод
с редуктором 14 и тахометрическим датчиком 15; 16 - электропривод с редуктором
/7 и тахометрическим датчиком 18; 19, 20, 21 - качающие узлы; 22, 23 - имитаторы
давления в основной и форсал ной камерах сгорания; 24 - регулятор сонла; 25 - регулятор
температуры с исполнительным механизмом 26. Коммутатор 5 обеспечивает возможность
испытания систем регулирования двигателей, регулируемых но различным законам: разгон
двигателя по давлению воздуха за компрессором или по давлению воздуха за компрсссором
и числу оборотов, регулирование температуры или степени расщирения газа с воздействием
регулятора на реактивное сопло, дозирование форсал ного топлива по давлению
воздуха за компрессором, или регулирование
ствием регулятора на подачу форсажного топлива и др.
Электронная модель / объекта регулирования выдает пять сигналов.
Первый электрический сигнал, соответствующий напряжению с датчика температуры
газа ТРД, поступает через переключатель с коммутатора 5 в температурный регулятор
25, который с помощью якёря электромагнитного исполнительного механизма 26 воздействует
на гидравлический фёгулятор 24 сопла. Второй электрический сигнал, соответствующий
давлению газа за турбиной ТРД, преобразуется датчиком-преобразователем 7 в
давление топлива, поступающего в гидро.цилиндр 3, создающий нагрузку на имитаторе 4
гидроцилиндров реактивного сопла ТРД; тот же сигнал в зависимости от положения переключателей
е, ж коммутатора 5 через блок электропневматических датчиков поступает в
виде давления воздуха в регулятор форсажа 12 и в регулятор 24 реактивного сопла.
Третий электрический сигнал, соответствующий давлению воздуха за компрессором
ТРД, в зависимости от положения переключателей б, в, г коммутатора 5 через блок электропневматических
датчиков поступает в виде давления воздуха в основной регулятор 11, в
регулятор форсажа 12 и регулятор 24 реактивного сопла.
Четвертый электрический сигнал, соответствующий числу оборотов одного из роторов
ТРД, при замкнутом переключателе д коммутатора 5 суммируется с сигналом с тахометрического
датчика 15 и поступает на электропривод 13. На редуктор 14 электропривода
13 устанавливается регулятор 11 числа оборотов.
Пятый электрический сигнал, соответствующий числу оборотов второго ротора ТРД,
суммируется с сигналом с тахометрического датчика 18 и поступает на электропривод 16.
На редуктор 17 электропривода 16 устанавливаются насос 21, качающий основное топливо
, форсажный насос 19, насос 20 высокого давления и в случае отсутствия связи (переключатель
д коммутатора 5) - регулятор // числа оборотов.
Регулятор // в соответствии с настройкой, числом оборотов выходного вала редуктора 14
и давлением воздуха, поступающего от преобразователей 6, дозирует топливо, поступающее
из качающего узла 21. Расход топлива (на схеме сигнал В) преобразуется датчиком-преобразователем
10 в электрический сигнал, поступающий в модель / объекта регулирования
. Топливо из регулятора // поступает через имитатор форсунок и имитатор 22 давления в
основной камере сгорания, управляемый вычислительным устройством 2, в сливной бак
или на вход качающего узла 21. Регулятор 12 в соответствии с настройкой,
числом оборотов соответствующего выходного вала редуктора 17 и давлениями воздуха, поступающего
от преобразователей 6, дозирует топливо, поступающее из качающего узла 19.
Расход топлива (на схеме сигнал Б) преобразуется датчиком-преобразователем 9 в электрический
сигнал, поступающий в модель / объекта регулирования. Топливо из регулятора
12 поступает через имитатор форсунок и имитатор 23 давления в форсажной камере
сгорания, управляемый вычислительным устройством 2, в сливной бак или на вход качающего узла 19. Регулятор 24 в соответствии с настройкой, числом оборотов соответствующего выходного
вала редуктора 17, давлениями воздуха, поступающего от преобразователей 6, или сигналом
, поступающим от регулятора температуры 25 через электромагнитный исполнительный
механизм 26, и сигналом обратной связи с имитатора 4 гидроцилиндров реактивного
сопла дозирует топливо, поступающее из качающего узла 20, и подает его в имитатор 4
гидроцилиндров. Имитатор 4 находится под нагрузкой со стороны гидроцилиндра 3 загрузки
и перемещается со скоростью, зависящей от расхода, поступающего через регулятор
24. Перемещение (на схеме сигнал А) имитатора 4 преобразуется датчиком-преобразователем
5 в электрический сигнал, поступающий в электронную модель 1 объекта регулирования . Реализация предлагаемого электромоделирующего устройства значительно расщиряет
возможности безмоторной доводки многоконтурных систем регулирования современных ТРД.
Предмет изобретения Электромоделирующий стенд для исследования
и доводки многоконтурных систем регулирования турбореактивных двигателей, содержащий
электронную модель объекта регулирования , коммутатор, преобразователи и
два автономных электропривода, каждый из которых соединен с электронной моделью объекта
регулирования при помощи автономной системы управления, отличающийся тем, что,
с целью получения на модели характеристик систем регулирования, близких к реальным во
всем диапазоне условий их эксплуатации, в него дополнительно введен имитатор давлений
в основной и форсажной камерах сгорания с двумя входами, к первому из которых подключен
контур высокого давления исследуемой системы регулирования, а ко второму -вычислительное
устройство.