заявка
№ SU 1787306
МПК H02K15/04
Номер заявки
4818890
Дата подачи заявки
07.02.1990
Опубликовано
07.01.1993
Страна
SU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
1
Реферат

[81]

Использование: для изготовления стержней обмотки ctaropa высоковольтных трубо- и гидрогенераторов. Сущность изобретения: на стержень 1 наносят слой изоляции 2 и слой противокоронного покрытия толщиной, большей номинала, на величину усадки изоляции,. укладывают на стержень прессующие планки , вакуумируют, спрессовывают и термооб- рабатывают стержень до отверждения связующего и склеивания противокоронного покрытия с изоляцией. После этого на участках стержня с размерами, превышающими номинальные, излишки толщины противокоронного покрытия удаляют механической обработкой . Кроме того, слой противокоронного покрытия образуют путем изготовления прессующих планок из материала противокоронного покрытия. 4 ил. А

Формула изобретения

Описание

[1]

Изобретение относится к области крупного электромашиностроения, может быть использовано при изготовлении стержней обмотки статора высоковольтных турбо- и гидрогенераторов.

[2]

Изолированный стержень обмотки статора содержит внутри слой собственно изоляции , обеспечивающий электрическую прочность обмотки, и снаружи слой полу- провбд ящ ёго покрытия, предназначенный для защиты от ионизационного разрушения и сохранения исходной электрической прочности ее в течение всего срока эксплуатации машины.

[3]

Известен способ изготовления стержней обмотки статора, согласно которому на стержень наносят термореактивную изоляцию , помещают в пресс-планки и термооб- рабатывают. При этом получают заготовку стержня с толщиной изоляции, несколько превышающей требуемую для номинального напряжения. Затем заготовку стержня калибруют, т.е. путем дополнительной механической обработки устраняют погрешности и отклонения, оставшиеся после опрессовки: удаляют о&лой и за счет излишков изоляции уточняют прямоугольность формы поперечного сечения и придают ему заданные размеры. После этого на стержень наносят полупроводящее покрытие и передают на укладку в паз статора.

[4]

В изготовленных таким образом стержнях изоляция имеет переменную толщину по периметру и длине стержня, зависящую от фактической усадки изоляции при опрес- совке и снимаемой толщины изоляции при мехобработке в процессе калибровки, а толщина полупроводящего покрытия одинакова при всех номинальных напряжениях.

[5]

Преимущественно указанного способа состоит в том, что он обеспечивает повы- шенную точность размеров поперечного сечения по длине стержня и, как следствие, . наименьший зазор между поверхностью изоляции и стенками сердечника статора, чем способствует повышению эффективности охлаждения обмотки, а также наибольшее заполнение паза медью.

[6]

К недостаткам способа относится низкая механическая прочность применяемого в данном способе мягкого полупроводящего покрытия, которое приклеивается к от- калиброванной поверхности изоляции нахолодно и без обжатия, а также снижение электрической прочности изоляции, подвергаемой механической обработке, особенно при несимметричном (одностороннем) снятии излишков изоляции.

[7]

Известен также способ (прототип) изготовления стержней обмотки статора, который предусматривает н анесение полупроводящего покрытия на сырую неотвержденную изоляцию. Изоляция и по луп поводящее покрытие проходят совместную горячую опрессовку и запечку в пресс-планках. Из пресс-планок стержень выходит сразу с окончательными размерами и без калибровки передается на укладку в паз статора. Полупроводящее покрытие на термореактив0 ном связующем, нанесенное, спрессованное и термообработанное совместно с основной изоляцией, образует механически прочную оболочку, склеенную с корпусной изоляцией. Глянцевая поверхность оболочки обеспечива5 ет свободное вхождение стержня в паз и облегчает его перемещение в пазу без нарушения покрытия.

[8]

Недостатком этого способа является низкая точность размеров поперечного се0 чения изготовленного стержня и связанное с ней вынужденное увеличение зазоров между стержнем и стенками паза, снижающее теплоотдачу обмотки, особенно с косвенным воздушным охлаждением, и

[9]

5 требующее дополнительное уплотнение стержня в пазу, например, с помощью полупроводящих прокладок или с помощью нанесенного поверх жесткого полупроводящего покрытия дополнительного пластично-эла0 стачного полупроводящего слоя, заполняющего по месту зазоры при укладке стержней. Общий недостаток известных способов связан с применением в качестве прессующего и формующего элемента плоских или

[10]

5 Г-образных планок. Они выполняются металлическими и используются многократно при изготовлении стержней. В каждом цикле опрессовки планки устанавливают на спрессованную изоляцию, снимают со

[11]

0 стержня после опрессовки и запечки изоляции , затем их чистят, замывают и готовят к последующей опрессовке. Все операции, связанные с подготовкой и установкой планок , выполняются вручную и относятся к

[12]

5 категории тяжелого и вредного физического труда, что в немалой степени предопределяет субъективный фактор неточного и некачественного изготовления стержней.

[13]

Недостатком способа-прототипа явля0 ется то, что полупроводящее покрытие, как и основная изоляция, выполняется в виде лент, наматываемых по спирали вдоль стержня . После запечки они образуют монолит- . ную анизотропную слоистую спирально

[14]

5 ориентированную структуру. Калибровка спирально намотанной запеченной заготовки без повреждения полупроводящей ленты и нарушения сплошности запеченного полупроводящего слоя не удается. Поэтому в угоду сохранения высокой механической

[15]

прочности и адгезии запеченного полупроводящего покрытия вынуждено отказываются от калибровки и идут на понижение класса точности изготовления стержней,

[16]

Целью изобретения является упрощение изготовления стержня и улучшение качестве стержней путем повышения точности геомет- . рических размеров стержня.

[17]

Существо предлагаемого способа состоит в том, что на стержень наносят слой изоляции и слой противокоронного покрытия толщиной, большей номинальной на величину усадки изоляции, укладывают на стержень прессующие планки, вакуумиру- ют, спрессовывают и термообрабатывают стержень до отверждения связующего и склеивания противокороного покрытия с изоляцией, после чего на участках стержня с размерами, превышающими номинальные , излишки толщины противокоронного покрытия удаляют механической обработкой .

[18]

Новизна предложения состоит в увеличении против номинальной толщины полупроводящего покрытия и в дополнительной механической обработке (калибровке)готового стержня по полупроводящему покрытию .

[19]

Преимущество предлагаемого способа заключается в том, что он на высоком изо- бретательском уровне позволяет разрешить сдерживающее дальнейшее развитие технологии основное техническое противоречие между повышением электрической прочности изоляции и в, конечном счете, снижением рабочих температур изоляции,

[20]

Еще одно преимущество изобретения состоит в том, что достигается экономия материала , Для этого слой противокоронного покрытия образуют путем изготовления прессующих планок из материала противокоронного покрытия и укладки их с четырех сторон на каждую грань стержня. По завершении процессов вакуумной сушки, опрес- совки и термообработки планки прочно соединяются с изоляцией. Затем стержень подвергают калибровке в пределах толщины полупроводящих планок.

[21]

Возможность реализации предлагаемого изобретения иллюстрируется тремя примерами и поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен стержень обмотки статора с полупроводящим покрытием до и после механической обработки последнего, на фиг.2, 3 и 4 показаны различные варианты исполнения термореактивного полупроводящего слоя и его механической обработки.

[22]

Пример 1. Слой противокоронного покрытия наносят из полупроводящего изотропного материала, например, полупроводящего препрега и стержень калибруют до заданных размеров путем механической обработки полупроводящего слоя при плавном изменении подачи режущего инструмента.

[23]

Способ поясняется фиг.1-4.

[24]

На фиг.1 представлен стержень 1 с то- коведущей жилой, изоляцией 2, полупроводящим слоем из изотропного полупроводящего препрега перед механической обработкой 3 и тем же слоем с переменной по поперечному сечению и по длине толщиной после мехобра- ботки (калибровки) 4, поперечными размерами стерх ня после опрессовкй до калибровки 5 и 51 и после калибровки 6 и б1, припуском полупроводящего слоя 7.

[25]

Благодаря изотропности препрега механическую обработку полупроводящего слоя удается проводить при плавном изменении глубины резания и тем самым получать любую наперед заданную точность изготовления детали.

[26]

В качестве изотропного материала для противокоронного покрытия стержня используется полупроводящий прёпрег, который выпускается, как правило, в виде рулонов. Это позволяет вырезать из него полотна требуемых размеров и наносить их на стержень, по длине в виде намотанных вокруг стержня одной или нескольких простынок , Поверх препрега наносят антиадге- зионный слой, например, из фторопластовой пленки. При опрессовке препрег растекается по стержню и стыки простынок соединяются и спаиваются между собой, в результате чего после запечки образуется сплошной полупроводящий слой с изотропной структурой, склеенный с изоляцией. Режим обработки (глубина резания , скорость резания и др.) зависит от однородности и прочностных характеристик запеченного слоя полупро водящего покрытия , его ад гёз й й с иЗШ яцйеЙ1 чйстотъГЪбра- ботки поверхности и др. и определяется отдельно в каждом конкретном случае.

[27]

Пример 2. Слой противокоронного покрытия наносят в пазовой и лобовых частях вдоль стержня на каждой грани в виде пластин из готового полу проводящего материала с заданнымудельным сопротивлением, отличающегося плоскостной анизотропией, например, полупроводящего однонаправленного слоистого пластика, например стеклопластика , и стержень калибруют до заданных размеров путем механичёс кой обработки полупроводящего слоя при дискретном изменении глубины резания, кратной толщине составляющих слоев пластика. ; На фиг.2 и 3 изображены поперечные сечения стержня с анизотропным полупро- водящйм слоем из полупроводящего стеклопластика 8, припуска, пластика 9, снимаемым при мехобработке, наружным контуром 10 заготовки стержня в виде неправильного четырехугольника с размерами .5 и 51 после опрессовки до калибровки и размерами 6 и б1 прямоугольного сечения стержня после калибровки.

[28]

На фиг.З показано поперечное сечение стержня при асимметричной калибровке покрытия с необрабатываемым с одной стороны стержня слоем полупроводящего пластика 11.

[29]

Структура материала противокорон- ного покрытия в этом случае позволяет производить тонкую обработку стержня с относительно малой и контролируемой подачей режущего инструмента. При слоистой структуре этих материалов удается сравнительно легко расщеплять их послойно и изменять их толщину, не нарушая механического состояния смежных слоев.

[30]

Самое простое по исполнению полупро- водяще е покрытие с такими структурными особенностями получается, если поверх изоляции к каждой грани стержня припрес- совать пластины из полупроводящего стек- лотекстолита с заданным удельным сопротивлением для пазовой и лобовых частей . Для этого пластины устанавливают на каждую из четырех граней стержня поверх нанесенных сырых изоляционных лент со связующими и закрепляют с помощью анти- адгезионной ленты,например, из фторопла- стовой пленки, спирально нам.отанной поверх пластин вдоль стержня. При опрес- совке связующее изоляционных лент запол- н яет зазор между полупроводящим.й пластинами « изоляцией. В процессе запечки связующее отверждается, и прокладки, припрёссованные к изоляции, склеиваются с ней и образуют на гранях стержня полу- провод ящий слой из стеклотекстолита. Этот вариант способа предпочтителен при изготовлении стержней с ручной калибровкой. Полупроводящий стеклотекстолит, как известно , представляет собой слоистый прессованный материал, состоящий из нескольких слоев стеклоткани, пропитанной термореактивной полупроводящей смолой. Толщина полупроводящего стеклотекстолита обычно составляет 0,35-2,00 мм, толщина используе- мой в нем стеклоткани равна 0,08-0,10 мм. Калибровка вручную выполняется острым ножом , напильником, шабером и др. слесарным инструментом. При этом полу про водящую стеклотекстолитовую пластину сначала снаружи частично по толщине расщепляют, затем подрывают и снимают (отдирают) один или несколько слоев ткани в местах с повышенными против заданных размерами поперечного сечения по длине стержня.

[31]

[32]

При использовании в полупроводящем стеклотекстолите стеклоткани толщиной 0,08 мм допуски могут составлять 0,08:0,16; 0,24 мм и т.д. при снятии одного, двух, трех

[33]

5 и т.д. слоев ткани, т.е. дис кретны с шагом 0,08 мм. Минимальная толщина покрытия, остающегося на стержне при калибровке . вручную, будет равна толщине одного слоя стеклоткани и составлять в этом примере

[34]

0 0,08мм..

[35]

Для удобства и упрощения процесса калибровки мехобработку стержня целесообразно проводить с одной установки. Это достигается асимметричным выполнением

[36]

5 полупроводящего покрытия: на той из двух противоположных граней, которая не подлежит мехобработке, полупроводящая пластина 11 имеет минимальную толщину только для нужд противокоронной защиты,

[37]

0 а на второй грани полупроводящая пластина 11 имеет минимальную толщину только для нужд противокоронной защиты, а на второй грани полупроводящая пластина выбрана толще с припуском на механическую 5 обработку.. .

[38]

Выбор обрабатываемой грани определяется в зависимости от направления отгиба лобовых частей, их длины, положения центра тяжести стержня и т.п. с учетом на0 дежного закрепления стержня и удобного подвода резца к обрабатываемой поверхности .

[39]

Стержни со стеклотекстолитовым полупроводящим покрытием при ручной и меха5 нической обработке имеют такую же высокую точность геометрических размеров поперечного сечения, как и стержни с пре- преговым полупроводящим слоем, обработанные на станке.

[40]

0Размер 14, представляющий разность размеров поперечного сечения стержня после опрессовки для мехобработки 5 и после калибровки 6, равен величине, на которую сокращается допуск на размеры стержней с

[41]

5 термореактивным полупроводящим покры- . тием при изготовлении их предложенным способом с калибровкой по сравнению с изготовлением известными способами без калибровки,

[42]

0

[43]

Пример 3. Слой противокоронного покрытия, играющий одновременно роль прессующих планок, наносят вдоль стержня на каждую грань непосредственно поверх

[44]

55 стеклослюдинитовых лент в виде плоских или Г-образных планок из полупроводящего стеклопластика толщиной, по меньшей мере равной величине усадки изоляции при последуюа(ей опрессовке и, не снимая планки после запечки, стержень калибруют

[45]

до заданных размеров путем механической обработки последних.

[46]

На фиг.4 изображено поперечное сечение стержня с прикрепленными в процессе опрессовки и запечки стержня полупроводящими стеклопластиковыми Г-образными планками 12 с их контуром 13 до механической обработки и размерами поперечного прямоугольного сечения стержня б и б1 после обработки планок.

[47]

При изготовлении стержней обмотки статора, характеризующихся постоянством прямоугольной конфигурации в пределах прямолинейной пазовой части, применение пресс-лланок одноразового использования с последующим сохранением их после опрессовки в конструкции стержня становится возможным, если пресс-планки изготовить из полупроводящего стеклопластика или уг- леволокнистого пластика. Для этого полупроводящие пресс-планки плоские вырезаются из готового полупроводящего стеклотекстолита, либо, как и Г-образные .планки, предварительно прессуются из тех же материалов, из которых изготавливается полупроводящий стеклотекстолит. Толщина пресс-планок должна быть не меньше величины усадки находящейся под ними изоляции в процессе последующей опрессовки и заиечки. .. .

[48]

Для повышения устойчивости пресс- планок на внешней стороне их может быть предусмотрена решетка из взаимно перпендикулярных ребер жесткости, выпрессо- ванная заодно с телом планок.

[49]

Пресс-планки устанавливают непосредственно поверх стеклослюдинитовых лент. ,По завершению процессов вакуумной сушки , опрессовки и термообработки планки прочно соединяются (вклеиваются) с изоляцией . В результате этого получается заготовка изолированного стержня с необработанным полупроводящим слое.м. В дальнейшем стержень подвергают мехобработке вручную или на станке в пределах толщины полупроводящего стеклотекстолита до получения требуемых размеров с заданной степенью точности,. .

[50]

Применение описанного в примере 3 варианта способа изготовления стержней по безотходной технологии позволяет избавиться от вредных и трудоемких операций по подготовке и установке пресс-планок для опрессовки изоляции и исключить субъективные факторы, влияющие на.неточное изт готовление стержней.

[51]

Отказ от традиционных материалов - ленточных подложек - и традиционных способов их нанесения - спиральной намотки, а также подбор и использование в полупроводящем покрытии ле гко обрабатываемых материалов позволили приводить механическую обработку на станке (фрезерование, шлифование и др.) без нарушения адгезии и 5 повреждения слоя с сохранением его сплошности и электрических параметров.

[52]

При изготовлении стержней по предложенному способу из двух составляющих элементов стержня -изоляции и полупрово- 0 дящего покрытия - неизменной остается расчетная в зависимости от номинального напряжения толщина изоляции, а переменной получается толщина полупроводящего покрытия, изменяющаяся в зависимости от

[53]

5 фактического распределения усадки изоляции по длине стержня, В этом случае обработка ведется в пределах толщи ны полупроводящего слоя, слой изоляции не затрагивается и не травмируется, и, как

[54]

0 следствие, откалиброванные стержни сохраняют , исходную предельно возможную электрическую прочность, заложенную в них особенностями того или иного способа изготовления собственно изоляции.

[55]

5 Полупроводящему покрытию, кроме основного , предписывается новое функциональное назначение - технологическое: как легко обрабатываемый элемент стержня оно должно обеспечить упрощение механи0 ческой обработки и при переходе от ручной к машинной калибровке повысить класс точности изготовления стержня. При калибровке по полупроводящему слою, в отличие от калибровки по изоляционному

[56]

5 слою, появилась возможность контроля процесса обработки стержня по предотвращению повреждения изоляции с четко выраженной обратной связью: визуально по цвету (цвет покрытия определяется цветом

[57]

0 полупроводящего пигмента (порошка) - черный , серый, зеленый и др. - резко отличается от цвета собственно изоляции) или объективно следящей системой с индикатором , реагирующим на изменение электро5 проводности обрабатываемой поверхности при прохождении режущего инструмента - резца, фрезы, шлифовального камня и др. - от полупроводящего покрытия до непроводящей изоляции..

[58]

0 Использование полупроводящего покрытия в качестве регулировочного слоя при калибровке стержня и объективного контроля размеров поперечного сечения и параметров покрытия в процессе мехобработки

[59]

5 допускает асимметричную обработку противоположных граней. Работоспособность покрытия при мехобработке не нарушается при изменении толщины покрытия по длине стержня, если поверхностное сопротивление покрытия находится в пределах обычно

[60]

принятых норм: 10-10 Ом в пазовой части и 108-1010 Ом в лобовых частях (1,2).

[61]

Благодаря Упрощению процессов мехо- работки и контроля, калибровку стержней по полупроводящему покрытию можно автоматизировать и перевести на конвейер при более низкой квалификации работающих , чем при ручной калибровке по изоляции .

[62]

Предельно возможная точность изготовления стержней с помощью мехобработ- ки на металлорежуа их станках может быть достигнута, если для обрабатываемого слоя применен изотропный материал. В этом случае, как и при обработке металла - классического представителя изотропных материалов , - возможно плавное изменение глубины резания, и точность изготовления изолированного стержня приближается к точности изготовления металлического стержня тех же размеров и обработанного на одном и том же оборудовании. Поле допусков здесь становится менее случайной и более управляемой величиной, а экономически обоснованная точность обработки стержня будет зависеть от точности изго- товления ответной сопрягаемой со стержнем детали - паза сердечника статора.

[63]

При наиболее часто встречающейся симметричной сиътеме-допусков для промежуточной посадки сопрягаемых деталей стержень-паз положительный допуск на так называемый размер в свету шихтованного сердечника статора задает величину отрицательного допуска на размер стержня. Так, например, при точности изготовления по 12-му квалитету, принятой при обработке основных деталей турбо-и гидрогенерато- р ов, при размере паза в свету, не Допускающего после шихтовки дополнительную механическую обработку из-за опасности замыкания листов электротехнической стали сердечника статора и составляющего 25- . 30 мм, допуск не превышает 0,25 мм, т.е. поле допуска уже в 5-6 раз, чем у стержней без калибровки, и до 2-х раз по сравнению со стержнями с калибровкой по изоляции. Следует отметить, что при необходимости облегчить укладку обмотки в статор стержни могут быть изготовлены еще с меньшим допуском по ближайшему более точному квалитету по Отн ошёнию к квалитету паза.

[64]

П рй ШгШШШнйи прёдл а га ё М Ьго с ггб- соба изготовления стержней достигается любая нагшрей заданная точность изготовления стёр жней; скоорДййировайная по точности изготовления паза сердечника статора , при механически прочном терморёа к- тивном ж ёс Шм Шлупровбдящем покр ыт йй и минимальном за зо ре между стержнем и

[65]

стенками паза. Это позволяет повысить использование активной зоны современных машин предельных мощностей и дальше поднять уровень их технико-экономических

[66]

показателей.

[67]

. Возможность реализации предлагаемого изобретения рассмотрена выше при рассмотрении вариантов исполнения жесткого противокоронного покрытия при изготовлении стержней с повышенной точностью геометрических размеров.

[68]

Благодаря применению предлагаемого способа изготовления стержней обмотки статора электрической машины с использованиём жесткого термореактивного полупроводящего покрытия в качестве механически обрабатываемого регулируемого слоя при калибровке , появилась возможность объективного контроля обработки стержня: слежение

[69]

за изменением размеров поперечного сечения при строгом соблюдении электрических параметров полупроводящего покрытия в процессе обработки.

[70]

В результате этого прежде всего стал

[71]

возможным пересмотр на обратную общей концепции о допустимости механической обработки изолированного стержня и, как следствие, открылись широкие возможности по повышению точности изготовления

[72]

стержней с использованием методов мехоб- работки, принятых при изготовлении металлических деталей. Стержни обмоток статора из разряда неточных деталей электрических машин при применении предложенного

[73]

способа переходят в разряд деталей повышенной точности изготовления. Их применениепозволит повысить технико-экономические показатели современных высокоиспользованных злектрических машин.

[74]

Заявляемый способ изготовления стержней обмотки статора электрической машины предлагается применить при изготовлении крупных электрических машин с

[75]

косвенным воздушным охлаждением обмоток с утоньшенной изоляцией предельной мощности - турбогенераторов 200-220 МВт и капсульных гидрогенераторов 40-500 МВт.

[76]

50

[77]

Формула изобретения

[78]

1. Способ изготовления стержня обмот- Кй Статора, согласно которому на стержень наносят слой изоляции и слой прОтивоко- 55 ровного покрытия, укладывают на стержень прессующие планки, вакуумируют, спрессовывают и термообрабатывают стержень до отверждения связующего и склеивания про- тмвокоронного покрытия с изоляцией, о т- л м ч а ю щ и и с я тем, что, с целью упрощения изготовления стержней и улучшения качества стержней путем повышения точности геометрических размеров поперечного сечения стержня, слой противокоронного покрытия наносят с толщиной, большей номинальной на величину усадки слоя изоляции , а на участках стержня с размерами, превышающими номинальные, излишки

[79]

толщины противокоронного покрытия удаляют механической обработкой.

[80]

2. Способ по п. 1,отличающийся тем. что, с целью экономии материала, слой противокоронного покрытия образуют путем укладки на каждую грань стержня прессующих планок из материала противокоронного покрытия.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты