заявка
№ SU 1745004
МПК F16C17/04

УПОРНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ СКОЛЬЖЕНИЯ

Авторы:
Чехович В.С. Тихонов Н.Е. Паутов Ю.М.
Все (9)
Номер заявки
4693734/27
Дата подачи заявки
19.05.1989
Опубликовано
28.02.1994
Страна
SU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
5
Реферат

[14]

Использование: упорные подшипниковые узлы в насосах, компрессорах и турбинах. Сущность изобретения: в корпусе размещен вал с фланцем, на опорной поверхности которого установлен диск с двумя кольцевыми выступами. Между корпусом и диском размещены самоустанавливающиеся колодки с контактом с диском по их рабочим поверхностям. На опорной поверхности диска установлены антифрикционные сегменты, боковые поверхности которых размещены под углом α к радиусу диска, проходящему через пересечение боковой поверхности антифрикционных сегментов с внутренней обращенной к валу кромкой. Антифрикционные сегменты закреплены на диске с зазором друг относительно друга и угол наклона a его боковых поверхностей определяется из соотношения tgα>δ+C/l, где δ - расстояние между антифрикционными накладками на самоустанавливающихся колодках; C - расстояние между антифрикционными сегментами; I - ширина антифрикционных сегментов в радиальном направлении. Кольцевые выступы могут делить опорную поверхность диска на три равные в радиальном направлении части. 1 з. п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения

1. УПОРНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ СКОЛЬЖЕНИЯ, содержащий корпус и вал с фланцем, на опорной поверхности которого установлен диск с кольцевыми выступами, а между корпусом и диском - самоустанавливающиеся колодки с контактом с диском по их рабочим поверхностям, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, самоустанавливающиеся колодки снабжены антифрикционными накладками, при этом на опорной поверхности диска выполнены два кольцевых выступа, а на его рабочей поверхности установлены антифрикционные сегменты, боковые поверхности которых размещены под углом α к радиусу диска, проходящему через пересечение боковой поверхности антифрикционных сегментов с внутренней, обращенной к валу кромкой, причем антифрикционные сегменты закреплены на диске с зазором друг относительно друга и угол наклона α его боковых поверхностей определяется из соотношения:
tgα >
где δ - расстояние между антифрикционными накладками на самоустанавливающихся колодках;
C - расстояние между антифрикционными сегментами;
l - ширина антифрикционных сегментов в радиальном направлении.

2. Узел по п. 1, отличающийся тем, что кольцевые выступы делят опорную поверхность диска на три равные в радиальном направлении части.

Описание

[1]

Изобретение относится к машиностроению, а именно к упорным подшипниковым узлам скольжения, и может быть использовано в насосах, компрессорах и турбинах.

[2]

Известен упорный подшипниковый узел скольжения, содержащий корпус, диск, смонтированный на валу и опирающийся на самоустанавливающиеся колодки.

[3]

Наиболее близким по технической сущности и эффекту к изобретению является упорный подшипник, содержащий корпус, фланец на валу, антифрикционный диск и самоустанавливающиеся колодки, причем диск опирается на фланец через кольцевой опорный выступ.

[4]

Недостатком предложенных устройств является низкая механическая надежность при работе с высоким удельным давлением в паре трения.

[5]

Целью изобретения является повышение механической надежности при работе в условиях высоких нагрузок на подшипниковый узел.

[6]

Это достигается тем, что самоустанавливающиеся колодки снабжены антифрикционными накладками, при этом на опорной поверхности диска выполнены два кольцевых выступа, а на его рабочей поверхности установлены антифрикционные сегменты, боковые поверхности которых размещены под углом α к радиусу диска, проходящему через пересечение боковой поверхности антифрикционных сегментов с внутренней, обращенной к валу кромкой, причем антифрикционные сегменты закреплены на диске с зазором друг относительно друга и угол наклона α его боковых поверхностей определяют из соотношения
tgα>(δ+C)/l , где δ - расстояние между антифрикционными накладками на самоустанавливающихся кольцах;
С - расстояние между антифрикционными сегментами;
l - ширина антифрикционных сегментов в радиальном направлении.

[7]

При этом кольцевые выступы делят опорную поверхность диска на три равные в радиальном направлении части.

[8]

Благодаря такой совокупности признаков повышается надежность подшипникового узла за счет более равномерного распределения давления на поверхности трущейся пары, кроме того предлагаемый подшипниковый узел позволяет использовать в паре трения силицированный графит, который отличается высокой нагрузочной способностью, но хрупок.

[9]

На фиг. 1 и 2 изображен предлагаемый подшипниковый узел; на фиг. 3-5 - диаграммы неплоскостности подшипникового узла традиционной формы.

[10]

Подшипниковый узел вала 1 состоит из корпуса 2, самоустанавливающихся колодок 3 с антифрикционными накладками 4, антифрикционных сегментов 5, опирающихся через диск 6, снабженный кольцевыми выступами 8, на фланец 7. Сегменты 5 установлены друг относительно друга с зазором 9, равным С. Расстояние между колодками по наружному диаметру трения в окружном направлении равно δ; ширина антифрикционных сегментов 5 в радиальном направлении l, а боковые поверхности сегментов 5 размещены под углом α к радиусу диска 6, проходящему через пересечение боковой поверхности антифрикционных сегментов с внутренней, обращенной к валу кромкой.

[11]

Подшипниковый узел работает следующим образом. После заполнения корпуса 2 рабочей средой вал приводится во вращение. Осевая нагрузка на вал, через фланец 7, диск 6 и сегменты 5 передается на самоустанавливающиеся колодки 3 через накладки 4. При высоких осевых нагрузках фланец 7, диск 6 и сегменты 5 деформируются, но это не может привести к разрушению подшипника, так как поверхность трения образована сегментами и представляет собой наборный диск, что исключает возникновение кольцевых напряжений, а диск 6, опирающийся кольцевыми выступами 8, минимально деформируется в процессе работы и на него не влияет изгиб фланца 7.

[12]

Установка сегментов 5 на диск 6 с углом α обеспечивает заход каждого из последующих сегментов на последующую колодку до схода с предыдущей впереди стоящего сегмента. В этом случае с учетом деформаций, обусловленных нагружением, все сегменты будут находиться строго в плоскости поверхности трения колодок подшипникового узла. Наличие зазора между сегментами обеспечивает также надежный отвод тепла жидкостью от трущихся поверхностей.

[13]

Технико-экономическим преимуществом является отсутствие кольцевых напряжений в антифрикционном диске, составленном из сегментов. Благодаря этому надежность подшипника увеличивается на столько, что можно использовать в качестве смазки жидкости со значительно меньшей вязкостью (вплоть до воды). (56) Авторское свидетельство СССР N 562680, кл. F 16 C 17/04, 1972.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты