Изобретение относится к электротехнике
и может быть использовано в устройствах ударного действия. Цель изобретения - повышение КПД. Устройство выполнено в виде
цилиндрического магнитопровода с торцовыми
и средним полюсом, катушками прямого 1 и обратного 2 хода. Якорь 3 с продольным отверстием расположен в полости
магнитопровода. На заднем конце якоря выполнена конусная проточка, в которой
размещен конусный захват 8, движение которгого ограничено упором 10. В отверстии
якоря размещены трубчатая втулка 6 с упором 7 и боек 11 с упором 12. В переднем торце устройства размещена пружина-фиксатор
бойка, в заднем амортизатор. Повышение КПД достигается за счет обеспечения свободного хода бойка 11 до удара по хвостовику
держателя, инструмента .13 при освобождении конусного захвата 8 после разгона бойка 11 якорем 3 до рабочей скорости
. 2 ил.
Фиг. 2
Изобретение относится к электромашиностроению
, строительному и горному машиностроению , в частности к линейным
двигателям и устройствам ударного действия (молоткам, бурильным машинам). . Известен электромагнитный двигатель возвратно-поступательного движения, содержащий
электромагнит с поршнем-якорем , поршневая часть которого размещена
в цилиндре. При рабочем ходе поршня происходит сжатие воздуха в передней камере
цилиндра, и обратный ход совершается за счет .давления сжатого воздуха в этой камере
. Поэтому при работе возникают потери энергии, связанные с сжатием газа в передней
камере цилиндра, Это снижает КПД двигателя. Известен также электромагнитный двигатель возвратно-поступательного движения
, содержащий цилиндрический мэгнитопровод с полюсами, катушки прямого
и обратного хода, подвижную направляющую трубу и ферромагнитную подвижную
направляющую с торцовыми фланцами-ограничителями , в полости которой расположен якорь. Якорь выполняет одновременно функцию элемента магнитопровода и бойка, поэтому
он изготовлен из магнитотвердого материала. При работе двигателя происходят
потери энергии, что приводит к снижению КПД. Известен наиболее близкий к предлагаемому
электродвигатель возвратно-поступательного движения, содержащий статор. VI ь I ыполненный в виде цилиндрического магниол ровода с полюсами,в котором размещена
атушка прямого хода, якорь, расположеный в полости магнитол ровода, боек и втулу
с ограничителями хода, амортизатор и востовик держателя рабочего инструмена . . При работе обратный ход бойка и якоря овершается за счет упругой силы амортизаора
. При прямом ходе часть энергии затраивается на сжатие пружины амортизатора,
то приводит к снижению КПД устройства. Целью изобретения является повышение КПД электродвигателя. Указанная цель достигается тем, что известный электродвигатель возвратно-поступательного
движения, содержащий статор, выполненный в виде цилиндрического маг
нитопровода с полюсами, в котором размещена катушка прямого хода, якорь,
расположенный в полости магнитопровода, боек с ограничителем хода, выполненным в
виде кольцевого выступа, втулку с ограничителем хода, расположенную между якорем
и бойком, амортизатор и хвостовик инструмента , снабжен катушкой обратного хода,
захватом, упором для захвата, плоской пружиной-фиксатором бойка. Причем магнито-
провод выполнен с дополнительным полюсом, размещенным в его средней части
. Катушка прямого хода размещена между передним и средним, а катушка обратного
хода между задним и средним полюсами, в якоре выполнено продольное отверстие с
конусной расточкой на заднем конце, втулка расположена в продольном отверстии
якоря и выполнена в виде кольцевой трубки, немагнитной, с кольцевым упором в передней
части. Боек расположен в отверстии втулки, пружина-фиксатор закреплена на
переднем, а амортизатор на заднем торце статора. Захват выполнен из немагнитного
материала в виде конуса с осевым отверстием , равным по диаметру внешнему диаметру
бойка, углом конусности, равным углу расточки заднего конца якоря, снабжен пружинящими
надсечками и установлен на бойке между якорем и упором для захвата,
закрепленным на заднем конце якоря. Длина втулки от заднего конца до упора втулки
меньше длины якоря не менее чем на величину осевой длины захвата, а длина бойка
от заднего конца до упора бойка превышает расстояние от амортизатора до переднего торца упора втулки.
На фиг. 1 изображен предлагаемый электродвигатель, продольный разрез; на
фиг. 2 - то же. поперечный разрез А-А. Электродвигатель возвратно-поступательного
движения содержит соленоидные электромагниты прямого 1 и обратного 2
хода с катушками, цилиндрическими магни- топроводами и полюсами, а также якорь 3,
в котором выполнено продольное отверстие 4 с конусной расточкой 5 на заднем торце.
Втулка 6 в виде кольцевой трубки (немагнитной ) с упором 7 в передней части свободно
расположена в продольном отверстии 4 якоря . В конусной расточке 5 якоря 3 размещен 0 захват 8 в виде конуса с осевым отверстием. Захват 8, выполненный из немагнитного материала
, снабжен пружинящими надсечками 9. С заднего торца якоря 3 закреплены
упоры 10, ограничивающие возможное про5 дольное Перемещение захвата 8. В полости
втулки 6 размещен с возможностью движения боек 11, на котором в передней части
его выполнен упор 12. В передней части двигателя установлен инструмент 13, а в 0 задней части - амортизатор, включающий корпус 14 и подпружиненный поршень 15.
В держателе инструмента 13 расположена плоская пружина-фиксатор 16. Двигатель работает следующим обра5 зом. Питание обмоток катушек электромагнитов
осуществляется короткими импульсами тока. Пусть якорь 3, боек 11, втулка 6 и
захват 8 находятся в крайних положениях, 0 показанных на фиг, 1. При подаче импульса
тока на обмотку катушки электромагнита 1 под действием возникающей электромагнитной
силы якорь 3 начинает перемещаться вправо (по фиг. 1) и перемещает вправо 5 посредством упора 12 боек 11, который посредством этого же упора отжимает плоскую
пружину-фиксатор 16, обеспечивающую фиксацию бойка 11 в крайнем заднем положении
. При этом движении якоря 3 захват 8 0 за счет возникающей силы инерции прижимается
к упорам 10; и поэтому не происходит зажима захватом 8 бойка 11. Якорь 3,
двигаясь ускоренно вправо, сообщает достаточный запас кинетической энергии бой5
ку 11. Выбрав короткий рабочий воздушный зазор относительно хода бойка 11, якорь 3
занимает положение магнитного равновесия . При этом упор 7 втулки 6 опирается о
держатель инструмента 13, а задний торец 0 этой втулки - о торец захвата 8, поэтому
захват 8 не заклинивается в конусной расточке 5 якоря 3. а значит, не зажимает (не
заклинивает) боек 11, который, ускоренно перемещаясь вправо за счет сообщенного 5 запаса кинетической энергии, совершает рабочий ход. Рабочий ход бойка 11 заканчивается
ударом по инструменту 13. В момент удара бойка 11 о инструмент
13 подается импульс тока на обмотку катушки электромагнита 2 обратного хода. Под действием электромагнитной силы якорь 3 начинает перемещаться влево (по фиг. 1).
При этом, поскольку захват 8 и втулка 6 выполнены из немагнитного материала,
втулка 6 и захват 8 в начальный момент движения якоря 3 остаются в покое. При
дальнейшем движении влево якоря 3 задний конец втулки 6 не касается торца захвата
8, и поэтому за счет возникающей силы инерции захват 8 заклинивается в ко-
нусной расточке 5 якоря 3. Так как на суживающейся части захвата 8 выполнены
пружинящие надсечки 9, то при заклинивании захвата 8 он одновременно заклинивает
боек 11. Теперь якорь 3, двигаясь влево, также перемещает влево, боек 11. Совместное
движение влево бойка 11 и якоря 3 продолжается до момента, пока последний не
займет положение магнитного равновесия в электромагните 2. Боек 11 к этому моменту
имеет определенный запас кинетической энергии, поэтому он расклинивает захват 8
и продолжает перемещаться влево. При этом боек 11 упором 12 касается упора .7
втулки 6 и. двигаясь влево, перемещает втулку 6 влево. Продольное перемещение
влево захвата 8 ограничено упорами 10. В конце холостого хода боек 11 затормаживается
подпружиненным поршнем амортизатора . При этом захват 8 кинематически
связан с втулкой 6, а втулка 6 и боек 11 кинематически связаны посредством упоров
7 и 12, также боек 11 посредством упора 12 зафиксирован (кинематически связан)
плоской пружиной-фиксатором 16. В конце обратного хода бойка 11 подается
импульс тока на обмотку электромагнита 1 прямого хода. Якорь 3 под действием
электромагнитной силы начинает перемещаться вправо (фиг. 1) и перемещает вправо
втулку 6 и боек 11, а захват 8 упирается при этом движении якоря 3 в упоры 10. Так начинается
новый цикл работы двигателя. Таким образом, в предлагаемом двигателе
благодаря снабжению захватом, упо- рами, выполнению отверстия и конусной
расточки в якоре размещению электромагнита обратного хода соосно с электромагнитом
прямого хода, захвата в конусной расточке, втулки и бойка в отверстии якоря;
выполнению упоров на бойке и втулке и пружинящих надсечек; кинематической связи
бойка с плоской пружиной-фиксатором 16 повышается эффективность передачи ударной энергии бойка путем резкого снижения сопротивления движения бойка и
снижаются потери энергии, что повышает его КПД. Использование изобретения на практике
позволяет сэкономить электроэнергию в 1-1,5 раза за счет меньшего хода якоря относительно
хода бойка; повысить производительность в 1-1,3 раза за счетувеличения ударной энергии бойка. Фор мула изобретения Электродвигатель возвратно-поступательного
движения, содержащий статор, выполненный в виде цилиндрического
магнитопровода с полюсами, в котором размещена катушка прямого хода, якорь, расположенный
в полости магнитопровода, боек с ограничителем хода, выполненным в
виде кольцевого выступа, втулку с ограничителем хода, расположенную между якорем
и бойком, амортизатор и хвостовик держателя рабочего инструмента, отличающийся
тем, что, с целью повышения КПД, он снабжен катушкой обратного хода, захватом
, упором для захвата, плоской пружиной- фиксатором бойка, причем магнитопровод
выполнен с дополнительным полюсом, размещенным в его средней части, катушка прямого
хода размещена между передним и средним, а катушка обратного хода между
задним и средним полюсами, в якоре выполнено продольное отверстие с конусной
расточкой на заднем конце, втулка расположена в продольном отверстии якоря и выполнена
в виде кольцевой трубки, немагнитной, с кольцевым упором в передней
части, боек расположён в отверстии втулки, пружина-фиксатор закреплена на
переднем, а амортизатор на заднем торце статора, захват выполнен из немагнитного
материала в виде конуса с осевым отверстием , равным по диаметру внешнему диаметру
бойка, углом конусности равным углу расточки заднего конца якоря.снабжен пружинящими
надсечками и установлен на бойке между якорем и упором для захвата,
закрепленным на заднем конце якоря, причем длина втулки от заднего конца до упора
втулки меньше длины якоря не менее чем на величину осевой длины захвата, а длина
бойка от заднего конца до упора бойка превышает расстояние от амортизатора до переднего
торца упора втулки. I/ /J т 4-К ssssSss Фиг.}