20 4 25, Ю 67 Гх-К ч ЧЛ V Ч-Х А 15 в. 28 А 15 Фиг. г в. ±-А. ////////////////////////////////////////////////////// 12 7J 26 /// ) ////// // /// Ж Фиг. 21 17 19 фиг А 16
фп.5 to. 28 . 20 20 га
Редактор Е.Папп Составитель Л.Березкина
Техред О.Неце Заказ 482/43 Тираж 470Подписное ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 Корректор Л.Пилипенко
f Изобретение относится к подземному строительству и может быть использовано для возведения сводовой
части обделкиJ например, станционного тоннеля,, собираемой с помощью укладчика из отдельных блоков
и опирающейся своими основаниями на предварительно сооруженные боковые стенки тоннеля. Цель изобретения - повьппение производительности и улучшение условий труда. На фиг,1 представлено устройство общ11й вид, положение при загрузке дугообразных поддерживающих элементов
блоками обделки; на Лиг,2 - то же, положение при окончании возведения свода; на фиг,3 - разрез
А-А на фиг,2| на фиг.4 - разрез Б-Б на фиг.1 (схема перемещения); на фиг.5-7 - схемы этапов работ по
возведению сводовой части сборной обделки тоннеля. Устройство для возведения сводовой
части сборной обделки тоннеля содержит раздвижную платформу 1, имеющую неподвижную часть 2 и полые
вьщвижные части 3. Выдвижные части 3 связаны с неподвижной частью 2 платформы посредством гидро-
цнлиндров 4, которые расположены внутри выдвижных частей 3 и прикреплены соответственно к последним и
к неподвижной части 2, На неподвижной части 2 закреплены аутригеры 5 имеющие лапы 6 и
гидроцилиндры 7j а на вьщвижных частях 3 смонтированы дугообразные поддерживающие элементы 8 и 9, Каждый из дугообразных элементов установлен на вьщвижной части 3
своим основанием шарнирно посредством оси 10 и может поворачиваться в
поперечной плоскости устройстЕ а при помощи гидроцилиндров 11, корпус
и шток которых соединены соответственно с вьздвижной частью 3 и с дугообразным поддерживающим элементом
8 и 9, Раздвижная платформа 1 установлена на тележке 12, имеющей поворотное
устройство 13 и связана с последним посредством гидроцилиндра 14, благодаря чему платформа 1
может поворачиваться относительно вертикальной оси тележки 12, Гидроцилиндр 14 закреплен соответственно
своим корпусом и штоком на непод098862 вижной части 2 п на поворотном устройстве
13. Тележка 12 своими колесами размещена на направляющих (не показа-
5 ны) опоры 15 и может перемещаться по ним с помощью гидроцилиндров 16,
каждый из которых прикреплен к боковой стенке опоры 15 и связан с тележкой 12 посредством каната 17,
10 соединяющего закрепленные на штоках гидроцилиндров 16 блоки 18 с тележкой
12 через установленное на опоре 15 натяжное устройство 19. Таким образом, тележка 12 и опора 15 ус-
15 тановлены с возможностью относительного перемещения вдоль оси выработки . Подачу блоков 20 обделки и замкового блока 21 в тоннель осуществ-
20 ляют с помощью подвесного грузоподъемного устройства, например
электротали 22, которое передвигается по монорельсу 23. Б замковый блок 21 вмонтирован 25 домкрат Фрейсине, Фиксируют блоки обделки 20 на
дугообразных поддерживающих элементах 8 и 9 при помощи выдвижных винтов 24, расположенных .в корпусах
30 элементов 8 и 9 и установленных в отверстия 25, выполненные в блоках 20. Механизм 26 установки замкового блока 21 обделки расположен в клиренсе тележки 12 на опоре 15 и имеет
собственный привод. Этот механизм может быть выполнен, например, в виде
шарнирного складывающегося параллелограмма Тоннель 27 имеет сводовую часть 28
40 и боковые опорные стенки 29. Устройство работает следующим образом. При загрузке блоков дугообразные поддерживающие элементы 8 и 9 рас-
45 положены вдоль линии транспортирования блоков под монорельсом 23 за
счет поворота раздвижной платформы 1 с помощью гидроцилиндра 14 и i
опущены с помощью гидроцилиндра 11 gQ Вьщв-ижные части 3 выдвинуты. Платформа при этом опирается на лапы 6 аутригеров 5 и приподнята над опорой 15. Загрузку элементов 8
и 9 блоками 20 осуществляют грузо- gj подъемным устройством 22, при этом
блоки 20 фиксируют вьщвижными винтами 24р которые устанавливают в отверстие 25 блока. Загрузка элементов 8 и 9 блоками 20 осуществляется в глубине тоннеля
под защитой постоянной обделки После полной загрузки блоками 20 элементов 8 и 9 последние приподнимают
гидроцилиндрами 11, причем элемент 8 поднимают на большую высоту , чем элемент 9, Это необходимо
для того, чтобы при последующем втягивании выдвижных частей 3 элементы 8 и 9 не мешали один другому. Затем гидроцилиндрами 4 втягивают вьщвижные части 3 в неподвижную
часть 2 раздвижной платформы 1, для осуществления перемещения устройства
к забою. Гидроцилиндрами 7 поднимают лапы 6 аутригеров 5 и платформа 1 опускается на опору 15, Далее
выдвижением штока гидроцилиндра 14 платформу 1 вместе с установленными на ней загруженными элементами
8 и 9 поворачивают относительно тележки 12 и перемещают устройство к забою. Перемещение устройства к забою осуществляется его поочередной установкой на лапы 6 аутригеров 5 и
на опору 15, т,е, посредством попеременного взаимодействия этих элементов с почвой тоннеля. При опускании платформы 1 на опору 15 тележка 12 устанавливается
на ее направляющие. Перемещение штока гидроцилиндров 16 вместе с закрепленным на нем блоком 18 меняет
длины свободных ветвей каната 1 связывающих опору 15 с тележкой 12 и обеспечивает перемещение последней
вместе с установленной на ней раздвижной платформой 1, несущей загруженные блоками 20 элементы 8 и 9,
После .окончания перемещения по опоре 15 платформу 1 устанавливают н
аутригеры 5, приподнимая тем самым опору 15 над почвой тоннеля. Обратным
движением штока гидроцилиндров 1 опора 15 своими направляющими перекатывается на колесах тележки 12
в исходное положение. Таким образом продолжают перемещение тележки 12
совместно с платформой 1 и загруженными элементами 8 и 9 до установки
устройства у забоя, где гидроцилиндрами 4 выдвигают части 3 вместе с
элементами 8 и 9, загруженными блоками 20, Затем поворачивают элемент 8 относительно оси 10, регулируют
его положение в вертикальной и горизонтальной плоскостях с помощью
аутригеров 5 и вьщвижных частей 3 и устанавливают первый полусвод блоков 20 обделки в проектное
положение. Те же операции повторяют и с элементом 9, Осуществив установку всех основных
блоков 20 в проектное положение, в верхнюю сводовую часть обделки
заводят замковьй блок 21 с вмонтированными в него домкратами Фрейси- не с помощью, например, механизма
26, который расположен при пере- мещении устройства к забою в сложеи-
ном положении в клиренсе тележки 12 на опоре 15, не препятствуя ее перемещению
, и которьш легко приводится в рабочее положение. 20 После окончательной вьтерки вновь образованньй свод обделки разжимают
с помощью домкрата Фрейсине и не требуется дополнительной поддержки
с помощью каких-либо дополнительных средств, Закончив монтаж и предварительное
обжатие обделки элементы 8 и 9 опускают, а вьщвижные части 3 втягивают в платформу 1, Перемещение устройства от забоя к месту стоянки при выполнении очередного цикла технологического
процесса сооружения тоннеля проиэ- водится способом, аналогичным описанному вьше. Благодаря возможности перемещения и поворота платформы 1 относительно опоры устройство может быть
установлено в свободном месте тоннеля 27, при этом забой и подход к нему освобождаются для доступа
породоразрабатывающего и прочего оборудования,По окончании разработки
забоя на величину установленной за- ходки и вывода из зоны забоя машин
и оборудования цикл работ устройства для возведения сводовой части
сборной обделки тоннеля повторяется. Предлагаемое изобретение позволяет
осуществлять погрузку и сборку блоков обделки тоннеля одновременно
на обоих дугообразных поддерживамцих элементах сразу с подвесного устройства
без использования дополнительных машин, а также легко освобождать пространство тоннеля для доступа породоразрабатывающего оборудования к забою, что позволяет
повысить производительность процесса возведения сводовой части сборной
обделки тоннеля при улучшении условий безопасности труда.