патент
№ RU 95310
МПК B64C13/36

ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТА

Авторы:
Макушин Сергей Алексеевич Меджибовский Александр Самойлович Мещерин Евгений Михайлович
Все (4)
Номер заявки
2009148705/22
Дата подачи заявки
29.12.2009
Опубликовано
27.06.2010
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
1
Реферат

Гидравлическая система самолета, содержащая гидробак, насос переменной производительности, гидроаккумулятор, распределительное и исполнительное устройства, клапаны нагнетания и всасывания для подключения наземной гидроустановки, клапан заправки гидросистемы, фильтры напорной и сливной магистрали, предохранительный и обратные клапаны, рабочее тело в виде смеси нафтенового и полиальфаолефинового масла с трикрезилфосфатом в количественном массовом соотношении, вес. Ч. 3-4,3:1 соответственно и присадками Viscoplex и Неозон А в количественном соотношении, вес. Ч. 43:1 соответственно.

Формула изобретения

Гидравлическая система самолета, содержащая гидробак, насос переменной производительности, гидроаккумулятор, распределительное и исполнительное устройства, клапаны нагнетания и всасывания для подключения наземной гидроустановки, клапан заправки гидросистемы, фильтры напорной и сливной магистрали, предохранительный и обратные клапаны, рабочее тело в виде смеси нафтенового и полиальфаолефинового масла с трикрезилфосфатом в количественном массовом соотношении, вес. Ч. 3-4,3:1 соответственно и присадками Viscoplex и Неозон А в количественном соотношении, вес. Ч. 43:1 соответственно.

Описание

[1]

Полезная модель относится к авиационной технике, в частности к гидросистемам воздушных судов.

[2]

Известна гидравлическая система самолета, применяемая для питания силовых приводов потребителей, в которой применяется насос переменной производительности, подключенный линией всасывания к гидробаку, и линия нагнетания, имеющая предохранительный клапан, подключенный к потребителям (см. Черненко Ж.С. Лагосюк Г.С. Никулинский Г.Н. Швец Б.Я. Гидравлические системы транспортных самолетов М. Транспорт, 1975, с.46, рис.20).

[3]

Обобщенная схема такой гидравлической системы воздушного судна представлена на рис.1.

[4]

На схеме показаны: 1, 2, - клапаны нагнетания и всасывания для подключения наземной гидроустановки; 3 - гидробак, 4 - обратные клапаны; 5 - насос переменной производительности; 6, 12 - фильтры напорной и сливной магистрали соответственно; 7 - предохранительный клапан; 8 - гидроаккумулятор; 9 - клапан заправки гидросистемы; 10 - распределительное устройство; 11 - исполнительное устройство.

[5]

Практика показывает, что значительное число летных происшествий связано с отказом гидравлической системы самолета.

[6]

К полному или частичному отказу любого из агрегатов гидравлической системы, показанных на схеме, как правило, приводит изменение характеристик любого из них, в том числе характеристик и свойств жидкой среды рабочего тела. Например, при выходе из строя фильтра в напорной магистрали (прорыв фильтроэлемента) увеличивается уровень загрязнения жидкой среды рабочего тела на входе в распределитель. Из-за ее загрязнения распределительное устройство 10 может заклинить и произойдет полный отказ гидросистемы. То же самое может произойти при выходе из строя насоса 5.

[7]

Рабочее тело в виде жидкой среды, является необходимым конструкционным элементом любой гидравлической системы. Выбор его для соответствующих условий эксплуатации самолета позволяет совершенствовать конструкции агрегатов гидравлической системы, например гидропривода.

[8]

Так, повышение рабочих давлений и связанное с этим расширение верхних температурных пределов эксплуатации жидкой среды рабочего тела позволяет уменьшить рабочую массу привода или увеличить отношения передаваемой мощности к массе, что обуславливает более интенсивную эксплуатацию рабочего тела; уменьшение рабочих зазоров между деталями рабочего органа (выходной и приемной полостей гидросистемы).

[9]

Это ужесточает требования к характеристикам жидкой среды рабочего тела, в частности ее фильтруемости при наличии фильтров в гидросистемах.

[10]

На протяжении последних десятилетий гидравлическое оборудование значительно совершенствовалось - сегодня оно способно обеспечивать все большую и большую производительность, точность позиционирования и скорость реакции, работая в условиях повышенных или изменяющихся температур и больших нагрузок и давлений. А это означает, что и жидкая среда рабочего тела таких систем сегодня должна соответствовать этим условиям.

[11]

В настоящее время широко применяется для гидравлического оборудования воздушных судов в качестве жидкой среды рабочего тела гидравлическое масло АМГ-10, изготовляемое на основе глубокодеароматизированной низкозастывающей фракции, получаемой из продуктов гидрокрекинга смеси парафинистых нефтей и состоящей из нафтеновых и изопарафиновых углеводородов и содержащее загущающую и антиокислительную присадки, а также специальный отличительный органический краситель (ГОСТ 6794-75).

[12]

Вопрос выбора жидкой среды рабочего тела до сих пор решается в пользу недорогих гидравлических жидкостей. Предприятие производит закупку недорогой гидравлической жидкости, после чего доводит жидкую среду рабочего тела до требуемого класса чистоты путем использования фильтрационного и сепарирующего оборудования. По истечении некоторого времени с начала эксплуатации системы наблюдается интенсивное загрязнение ее фильтров. Забивание фильтров связано с несколькими факторами, в том числе с нестабильностью присадок в данных маслах, что, со временем приводит к потере необходимых эксплуатационных свойств жидкой среды.

[13]

Техническим результатом предлагаемой полезной модели является повышение надежности работы гидросистемы самолетов использованием в качестве рабочего тела - жидкости с доступной качественной сырьевой базой, не требующей доведения ее до требуемого класса.

[14]

Для достижения заявляемого технического результата предлагается гидравлическая система самолета, содержащая гидробак, насос переменной производительности, гидроаккумулятор, распределительное и исполнительное устройства, клапаны нагнетания и всасывания для подключения наземной гидроустановки, клапан заправки гидросистемы, фильтры напорной и сливной магистрали, предохранительный и обратные клапаны, рабочее тело в виде смеси нафтенового и полиальфаолефинового масла с трикрезилфосфатом в количественном массовом соотношении, вес.ч 3-4,3:1 соответственно и присадками Viscoplex и Неозон А в количественном соотношении, вес.ч 43:1 соответственно.

[15]

Для осуществления работы заявляемой гидравлической системы самолета в нее насосом закачивают жидкость рабочего тела, которую получают смешиванием масла марки Nynas Base Stock-NS3 фирмы Швеции Nynas и масла NEXBASE 202 BULK фирмы Бельгии NESTE OIL N.V в количестве 75-80 и 25-20 мас.% соответственно, с добавлением к этой базовой основе трех присадок - трикрезилфосфата и двух присадок Viscoplex 7-610 фирмы Германии RohMax Additives GMbH и присадки Неозон А, взятых в количестве 43:1 соответственно.

[16]

Предложенная полезная модель за счет применение в качестве рабочего тела - смеси из качественных сырьевых материалов, доступных на рынке, обеспечивает гарантированные стабильные характеристики гидравлической системе самолета и повышает тем самым эксплуатационную надежность и ресурс ее работы, что подтверждается данными приведенных ниже таблиц.

[17]

В табл.1 представлены примеры состава рабочего тела, заявляемой гидравлической системы самолета.

[18]

В табл.2 показатели, подтверждающие достижение заявляемого технического результата использования полезной модели.

[19]

Как следует из данных табл.2 и присутствие в полезной модели рабочего тела в виде смеси заявленного состава повышает надежность работы гидравлической системы самолетов за счет свойств рабочего тела, обладающего низким кислотным числом, что позволяет защитить от изнашивания детали системы, увеличивая срок их службы.

[20]

Соответствующая требованиям эксплуатации самолетов кинематическая вязкость рабочего тела оказывает решающее влияние на выходные характеристики гидропривода и минимизирует внутреннюю его утечку из системы.

[21]

Отсутствие механических примесей предотвращает забивание фильтров гидравлической системы. Кроме того, вследствие весьма малых зазоров рабочих пар гидросистем в самолетах (особенно, оснащенных аксиально-поршневыми механизмами) наличие загрязнений может привести не только к износу элементов гидрооборудования, но и к заклиниванию деталей.

[22]

Присутствие воды в рабочем теле способствует образованию шлама неорганического и органического происхождения, который забивает фильтр и зазоры оборудования, тем самым нарушая работу гидросистемы. Поэтому ее отсутствие в рабочем теле заявляемой полезной модели повышает надежность работы гидравлической системы самолета.

[23]

Таблица 1
Состав рабочего тела
П\ПНазвание компонентов рабочего телаПримеры состава рабочего тела, вес.ч.
123
1Нафтеновое масло344,3
2Полиальфаолефиновое масло с трикрезилфосфатом111
3Загущающая присадка Viscoplex 7-160434343
4Антиокислительная присадка Неозон А111
Таблица 2
Показатели технического результата
Наименование показателейНормы по ТУ 38.301-29-21-92Примеры
123
Плотность при 20°С г/см3не более 0,8500,8420,8460,840
Кислотное число, мг КОН/г маслане более 0,030,010,010,01
Вязкость кинематическая, мм2
при 50°Сне менее 2,22,612,542,59
- при минус 50°С, не более 300268,5265268267,5
Содержание механических примесей, % масс.отсутствиеотсутствиеотсутствиеотсутствие
Содержание воды, об %отсутствиеотсутствиеотсутствиеотсутствие

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты