Изобретение относится к гидротрубопроводному транспорту и
может быть использовано для перекачки гидросмеси, преимущественно водоугольных суспензий. Целью изобретения является повышение эффективности транспортирования гидросмеси по трубопроводу. Способ
транспортирования по трубопроводу гидросмеси включает ее перекачку и периодический запуск сферических очистителей для предотвращения закупорки трубопровода. Трубопровод разделяют по длине в
вертикальной плоскости на прямолинейные участки транспортирования, на каждом из которых определяют объемный расход гидросмеси и удельные потери давления на трение без осадка при скорости выше
критической и при наличии осадка, а запуск очередного очистителя производят по мере образования осадка в момент достижения на участке, определяемого по соотношению, указанному в описании, при этом
осуществляют подбор оптимальных размеров сферических очистителей в зависимости от высоты "живого сечения" трубопровода. Изобретение позволит сократить количество запускаемых в трубопровод очистителей
и оптимизировать их размеры.
Способ транспортирования по трубопроводу гидросмеси, включающий ее
перекачку и периодический запуск сферических очистителей для предотвращения закупорки трубопровода, отличающийся тем, что трубопровод разделяют по длине в вертикальной плоскости на прямолинейные
участки транспортирования, на каждом из которых определяют объемный расход гидросмеси и удельные потери давления на трение без осадка при скорости выше критической и при наличии осадка, а запуск
очередного очистителя производят по мере образования осадка в момент достижения на участке транспортирования условия, определяемого по соотношению:
где: Qo объемный расход гидросмеси на участке транспортирования без осадка;
ΔPo удельные потери давления
на трение на участке транспортирования без осадка при скорости выше критической;
Q объемный расход гидросмеси на участке транспортирования при наличии осадка;
ΔP удельные
потери давления на участке транспортирования при наличие осадка; m показатель, характеризующий режим течения гидросмеси,
при этом осуществляют подбор оптимальных размеров сферических
очистителей в зависимости от высоты "живого сeчения" трубопровода.
Изобретение относится к гидротрубопроводному транспорту с использованием приспособлений для очистки внутренних стенок трубопровода от отложений для
восстановления пропускной способности его "живого сечения" и предназначено для перекачки преимущественно водоугольных суспензий. Известно техническое решение, в котором осуществляют
способ транспортирования по трубопроводу гидросмеси путем ее перекачки с помощью насоса и одновременного запуска пустотелых эластичных шаров для предотвращения закупорки трубопровода. При этом шары
заполняют сжатым воздухом под давлением в 5-6 раз меньшим, чем давление, развиваемое насосом [1] Известно техническое решение (прототип), в котором способ транспортирования по трубопроводу гидросмеси
осуществляют путем ее перекачки и периодического запуска сферических очистителей для предотвращения закупорки трубопровода. Очистители запускают в трубопровод при повышении давления в нем. [2] Целью изобретения является повышение эффективности транспортирования гидросмеси за счет сокращения
количества запускаемых в трубопровод очистителей и оптимизации их размеров. Эта цель достигается тем, что в известном способе транспортирования по трубопроводу гидросмеси, включающем ее
перекачку и периодический запуск сферических очистителей для предотвращения закупорки трубопровода, последний разделяют по длине в вертикальной плоскости на прямолинейные участки транспортирования, на
каждом из которых определяют объемный расход гидросмеси и удельные потери давления на трение без осадка при скорости выше критической и при наличии осадка, а запуск очередного очистителя производят по
мере образования осадка в момент достижения на участке, транспортирования условия, определяемого по соотношению: При этом осуществляют подбор оптимальных размеров сферических
очистителей в зависимости от высоты "живого сечения" трубопровода. Совокупность существенных признаков данного способа позволит осуществить поставленную цель за счет сокращения
количества запускаемых в трубопровод очистителей, определяемого изменением "живого сечения" трубопровода из-за наличия осадка на его стенках, а также подбора оптимальных размеров очистителей, т.е.
запуска очистителя, обеспечивающего очистку участка трубопровода имеющего минимальное "живое сечение". Способ транспортирования по трубопроводу гидросмеси осуществляют следующим
образом. Трубопровод разделяют по длине в вертикальной плоскости на прямолинейные участки транспортирования. Гидросмесь насосом перекачивают из резервуара в трубопровод.
С помощью расходомера и дифманометра определяют на каждом участке транспортирования объемный расход гидросмеси Q0 и удельные потери давления на трение ΔPo без осадка
(перепад давления), определяемый как разница между полным удельным перепадом давления и геодезическим напором, т.е. удельный перепад давления приведенный к горизонтальному участку трубопровода. Затем
определяют объемный расход гидросмеси Q и удельные потери на трение ΔP при наличии осадка. Если режим перекачки поддерживают таким, что удельные потери давления на трение по
трассе постоянны по величине в течение времени и одинаковы для всех участков, то, следовательно, в трубопроводе не происходит образования осадка из перекачиваемой гидросмеси и удельные потери
принимаются равным ΔPo. В противном случае величина ΔPo принимается, по значению удельных потерь давления на первом от насоса участке
трубопровода. Если соотношение Для каждого участка транспортирования
определяют максимальное значение соотношения Определяют величину угла a
центрального угла (в градусах)), под которым виден осадок, из уравнения: По команде системы управления в трубопровод запускают сферический очиститель,
имеющий минимальный диаметр. Если в процессе прохождения сферического очистителя по трубопроводу не произошло полное восстановление "живого сечения" трубопровода, т.е. на отдельных участках,
по-прежнему На фиг. изображено сечение трубопровода с образовавшимся осадком, где: Если твердый материал транспортируют в несущей жидкости с большим удельным весом
(например, опилки в воде), то осадок твердых частиц будет образовываться в верхней части трубопровода. В этом случае для размыва осадка сферический очиститель должен иметь отрицательную плавучесть в
несущей жидкости для образования местного сужения в зазоре между очистителем и слоем осадка твердых частиц. В качестве примера рассмотрено движение гидросмеси, образованной частицами
угля в воде. При ламинарном режиме течения (m=1 ) и объемном расходе гидросмеси Qo=500 м3/ч, удельные потери давления на трение DPo составили 60 кПa/км. В процессе
транспортирования гидросмеси эти параметры изменились и максимальное значение соотношения После прохождения сферическим очистителем трубопровода, наибольшее значение указанного соотношения по формуле (1) соответствовало значениям Q
400 м3/ч, ΔP = 70 кПа/км. Расчет по формуле (3) дает: α = 100°; по формуле (4) получены Нжс=0,82D, а по формуле (5) do=0,9D. При турбулентном режиме течения (m=0) при тех же начальных параметрах потока Qo=300 м3/ч и ΔPo= 60 кПа/км в процессе транспортирования гидросмеси по
трубопроводу, максимальное значение соотношения по формуле (1) будет: Таким образом, регламент запуска и размер запускаемых сферических разделителей определяют не только повышением величины давления, но и учитывается текущее
значение объемного расхода перекачиваемой гидросмеси или суспензии. В наиболее простом случае, весь трубопровод может приниматься за один участок. На основании
изложенного, предложенный способ является новым, так как неизвестен из уровня техники, имеет изобретательский уровень, является промышленно применимым и его использование позволит повысить
эффективность транспортирования по трубопроводу гидросмеси. Источники информации: 2. СССР,
авторское свидетельство Кл.В 08139/04, N 375108, 1969 год.
Недостатком этого решения является то, что в процессе транспортирования гидросмесей не
проводят регулирования количества запускаемых в трубопровод эластичных шаров, то есть не устанавливают временной или какой-либо иной регламент их запуска что приводит к повышению гидрaвлического
сопрoтивления и как следствие, к повышению энергии, затрачиваемой на транспорт.
В этом способе по сравнению с вышеописанным, хотя и устанавливают регламент запуска очистителей, однако в нем, как в предыдущем, происходит нарушение тexнологичности процесса, что может привести
вообще к остановке перекачки. Возрастание объема перекачиваемой среды сопровождается подъемом давления в начале трубопровода, что при реализации способа, приведет к непрерывному запуску в трубопровод
сферических очистителей, то есть количество очистителей, запущенных в трубопровод, будет определяться не изменением "живого сечения" трубопровода из-за наличия отложений на его стенках, а возрастанием
объемного расхода перекачиваемой среды. При уменьшении объема перекачиваемой среды, наоборот, произойдет снижение напора, создаваемого насосной станцией, и в этом случае, даже если произойдет
уменьшение "живого сечения" трубопровода за счет образования слоя отложений, сферические очистители будут запускаться лишь тогда, когда давление в начальном сечении трубопровода превысит
первоначальное, на которое было настроено устройство для осуществления способа.
где: Q0 объемный расход гидросмеси на участке транспортирования без осадка;
ΔPo- удельные потери давления на трение на
участке транспортирования без осадка, при скорости выше критической;
Q объемный расход гидросмеси на участке транспортирования при наличии осадка;
ΔP удельные потери давления
на трение на участке транспортирования при наличии осадка;
m показатель, характеризующий режим течения гидросмеси.
становится больше единицы, то, следовательно,
течение гидросмеси сопровождается образованием малоподвижного осадка и в том случае необходим запуск в трубопровод сферического очистителя.
Затем, используя известную формулу Лейбензона
где: Δh удельные потери напора гидросмеси на трение;
β коэффицент,
зависящий от режима течения гидросмеси;
Q-объемный расход гидросмеси;
n эффективная кинематическая вязкость гидросмеси;
m показатель характеризующий режим течения
(m=1 при ламинарном режиме,
m=0,25 при турбулентном режиме в гидрoвлически гладких трубах,
m= 0 при турбулентном режиме с предельным проявлением шероховатости стенки трубопровода
)
Dэ эквивалентный гидравлический диаметр,равный четырехкратному отношению площади "живого сечения" потока к смоченному периметру.
После чего
определяют высоту "живого сечения" трубопровода (потока) по формуле:
где:Нжс высота
"живого сечения" трубопровода (потока)
D внутренний диаметр трубопровода
Далее в зависимости от высоты "живого сечения" трубопровода, используя уравнение do= (1,1-1,
3)Нжс (5), полученное экспериментальным путем, определяют диаметр очистителя do.
больше единицы, то в трубопровод запускают сферический очиститель большего
диаметра и процесс, как было указанно выше, повторяют.
1. трубопровод;
2 осадок;
α центральный угол, под которым виден осадок; Hжс высота "живого сечения" трубопровода;
D внутренний диаметр трубопровода;
Если твердый материал транспортируют в
несущей жидкой среде с меньшим удельным весом, (например, частицы угля или песка в воде), то осадок будет образовываться в нижней придонной части трубопровода. В этом случае для размыва осадка
сферический очиститель должен иметь положительную плавучесть в несущей жидкости, так как местное сужение потока образуется между сферическим очистителем и осажденном слоем твердых частиц. В этом
сечении скорость потока превышает скорость движения потока в трубопроводе и происходит размыв осадка. по формуле (1)
соответствовало значениям Q116 м2/ч, ΔP = 100 кПа/км.=100кПa/км. Расчет по формуле (3) дает: α = 180°; по формуле (4) полученa Нжс=0,5D, а по
формуле (5) do= (0,55-0,65)D.
что соответствовало
значению Q=223 м3/ч,ΔP = 100 кПа/км
Расчет по формуле (3) дает α = 135°, по формуле (4) получаем Нжс=0,69 D, и по формуле (5) do=(0,76-0,90)D.
1. СССР, авторское свидетельство Кл.В 65653/30, N 482373, 1972 год.