Изобретение относится к двигателестроению, а именно к роторным двигателям внутреннего сгорания. Роторный детонационный двигатель внутреннего сгорания содержит статор (1) с объемом цилиндрической формы, ограниченным с торцов боковыми крышками (2), установленный в объеме корпуса ротор (5). Цилиндрический ротор (5) с валом (4) имеет прямоугольный поперечный паз (6) с пружиной (8) и кулачок (7) с профилированным торцом. Цилиндрический полый статор (1) выполнен с прямоугольным радиальным отверстием (9), в котором установлен шибер (11) с профилированным торцом и торцевая пружина (12) в корпусе, прикрепленном с наружной стороны статора (1). Радиальные отверстия (13, 14, 15, 16, 17, 18) в статоре (1) являются пятью (13, 14, 15, 16, 17) впускными и шестым (18) выпускным отверстиями. Раскрыто расположение указанных отверстий (13, 14, 15, 16, 17, 18). К впускным отверстиям (13, 14, 15, 16, 17) соосно закреплены цилиндрические корпуса (21) детонационных камер (24). Раскрыто выполнение указанных детонационных камер (24) и их соединение с распределителем (33) воздуха и ресивером. Рабочая полость (44) образована внутренней поверхностью статора (1), его торцевых крышек (2), ротора (5) и поверхностями шибера (11) и кулачка (7). Технический результат заключается в повышении мощности двигателя. 5 ил.
Роторный детонационный двигатель внутреннего сгорания, содержащий статор с объемом цилиндрической формы, ограниченным с торцов боковыми крышками, установленный в объеме корпуса ротор, отличающийся тем, что цилиндрический ротор с валом имеет прямоугольный поперечный паз с пружиной и кулачок с профилированным торцом, цилиндрический полый статор с прямоугольным радиальным отверстием, в котором установлен шибер с профилированным торцом и торцевая пружина в корпусе, прикрепленном с наружной стороны статора, и с последовательно расположенными радиальными отверстиями, размещенными от точки контакта центров профилированных торцов шибера и кулачка, принятой за 00 отсчета вращения ротора по часовой стрелке, пятью впускными и шестым выпускным отверстиями, при этом первое - на расстоянии 150, а последующие отверстия расположены с интервалом 600от первого и между собой, шестое выпускное отверстие соединено коллектором с турбокомпрессором, к пяти радиальным впускным отверстиям статора соосно закреплены пять цилиндрических корпусов детонационных камер с закрытыми торцевыми крышками с осевыми отверстиями для вала, при этом в корпусах детонационных камер установлены цилиндрические золотники, имеющие радиальное впуско-выпускное отверстие, а детонационные камеры образованы указанными цилиндрическими золотниками и их торцевыми крышками, корпуса детонационных камер имеют последовательно расположенные радиальные детонационное выпускное, дополнительное выпускное, впускное отверстие, соединенное воздушной трубкой с распределителем воздуха и ресивером, отверстие с форсункой, соединенной с распределителем топлива с топливным ресивером, и отверстие со свечой зажигания, при этом рабочая полость образована внутренней поверхностью статора, его торцевых крышек, ротора и поверхностями шибера статора и кулачка ротора.
Предлагаемое изобретение относится к машиностроению, конкретно к роторным двигателям внутреннего сгорания с камерами сгорания за пределами полости статора, а именно к роторным двигателям с детонационным воспламенением топливовоздушной смеси. Известно что, сжатая рабочая топливовоздушная смесь может сгорать в двух режимах отличающихся интенсивностью горения и скоростью этого процесса: А) нормальное горение - со скоростью горения 20-30 м/сек.; Б) взрывное (детонационное) сгорание - со скоростью около 2000 м/сек.; При этом температура газов горения резко повышается - до 3500 - 4000 градусов Цельсия, против 2500 при обычной медленной форме горения. Экспериментами установлено, что при степени сжатия в 8,5, когда давление сжатой Рабочей Смеси достигает 18-20 атмосфер, при использовании 92 бензина, детонационно сгорает от 3 до 5% паров топлива - предельно приемлемый показатель, а при достижении давления сжатия в 34 атмосфер (степень сжатия 22-23), то Рабочая Смесь с парами 92 бензина будет на 100% сгорать в режиме детонации - объемного взрыва. Соколик А.С., Сгорание в транспортных поршневых двигателях. Изд. АН СССР, 1951, стр. 37. Известны детонационные поршневые двигатели имеющие дополнительными от 2 до 4 детонационных форкамер с полостями сообщающимися с основной камерой сгорания, в которых при перемещении поршня к ВМТ двигателя образуется, одновременно с основной камерой сгорания, топливовоздушная смесь под давлением обеспечивающим объем детонационное сгорания не менее 5% бензинового топлива с октановым числом от 76 до 92. Есть механизм одновременно перекрывающий и герметизирующий полости форкамер от камеры сгорания и поочередно открывающий сообщение полостей форкамер с камерой сгорания после первого сгорания топливовоздушной смеси в камере сгорания. Детонационное сгорание в форкамерах происходит при воздействии давления газов с камеры сгорания не менее 4,0 МПа с температурой не менее 500 град. Ц.. Патенты РФ 2023 г. №№: 2800200; 2802248; 2806929; 2806930; 2807366; 2807841 и Патенты РФ 2024 г. №: 2821675. Недостатком известных детонационных двигателей является то, что в следствии ограничения рабочего хода поршня не свыше 180 градусов Цельсия оборота коленчатого вала и ограничения максимального давления в камере сгорания не свыше давления ограничиваемого запасом прочности приводящее к снижению мощности и кпд. Наиболее близким техническим решением является роторный двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус с объемом цилиндрической формы, ограниченной с торцов боковыми крышками, установленный в объеме корпуса полый ротор, выполненный с радиальной лопастью, ориентированной вдоль его оси вращения, совпадающей с продольной осью корпуса, и кольцевыми ребордами, которые делят внутренний объем корпуса на секцию горючей смеси, разделенную радиальной лопастью ротора и разделительной пластиной на объем всасывания и сжатия, и рабочую секцию, разделенную радиальной лопастью и разделительной пластиной на объем расширения и объем выпуска, камеру сжатой горючей смеси и камеру сгорания, расположенные вне объема. Патент РФ №2527808, кл. F02B 53/08, F02B 53/06, F01C 1/356, 2012 г.. Недостаком известного устройства является то, что камера сгорания находится вне объема корпуса, и сообщается с последним посредством перепускного устройства, при этом объем камеры сгорания небольшой, поэтому при сгорания топливно-воздушной смеси не обеспечивается достаточное давления на роторы, что влечет за собой невысокую мощность двигателя и невысокий КПД. Цель предлагаемого изобретения увеличении мощности двигателя. Поставленная цель достигается тем, что цилиндрический ротор с валом имеет прямоугольный поперечный паз с пружиной и кулачок с профилированным торцом, цилиндрический полый статор с прямоугольным радиальным отверстием, в котором установлен шибер с профилированным торцом и торцевая пружина в корпусе, прикрепленном с наружной стороны статора, и с последовательно расположенными радиальными отверстиями, размещенными от точки контакта центров профилированных торцов шибера и кулачка принятого за 00 отсчета вращения ротора по часовой стрелке пятью впускными и шестым выпускным отверстиями, при этом первое - на расстоянии 15 градусов, а последующие отверстия расположены с интервалом 60 градусов от первого и между собой, шестое выпускное отверстие соединено коллектором с турбокомпрессором, к пяти радиальным впускным отверстиям статора соосно закреплены пять цилиндрических корпусов детонационных камер с закрытыми торцевыми крышками с осевыми отверстиями для вала, при этом в корпусах детонационных камер установлены цилиндрические золотники, имеющие радиальное впуско-выпускное отверстие, а детонационные камеры образованы указанными цилиндрическими золотниками и их торцевыми крышками, корпуса детонационных камер имеют последовательно расположенные радиальные детонационное выпускное, дополнительное выпускное, впускное отверстие, соединенное воздушной трубкой с распределителем воздуха и ресивером, отверстие с форсункой, соединенной с распределителем топлива с топливным ресивером и отверстие со свечой зажигания, при этом рабочая полость образована внутренней поверхностью статора, его торцевых крышек, ротора и поверхностями шибера статора и кулачка ротора. Предлагаемое изобретение состоит: из полого цилиндрического статора 1 с торцевыми крышками 2 с осевыми отверстиями 3 с установленным в них валом 4 ротора 5 с поперечным пазом 6 с профилированным кулачком 7 с пружиной 8 . Статор 1 имеет: поперечный прямоугольное отверстие 9 и прикрепленный корпус 10 с шибером 11 с пружиной 12 профилированным торцом контактирующий с ротором 2; радиальные впускные 13, 14, 15, 16 и 17 отверстия размещенные последовательно от плоскости шибера отверстие 13 на расстоянии пятнадцать (15) градусов по часовой стрелке и последующие 14-17 с интервалом в шестьдесят (60) градусов от отверстия 13, через шестьдесят (60) градусов от оси 17 отверстия статор 1 имеет радиальное выпускное отверстие 18 через коллектор 19 соединенный с приемной секцией турбокомпрессора 20. К пяти радиальным впускным отверстиям 13-17 статора 1 закреплены корпуса 21 с торцевыми крышками 22 с осевыми отверстиями 23 с детонационной камерой 24 сгорания образованной в установленном в корпус детонационной камеры 21 цилиндрическом золотнике 25 с радиальным впускно - выпускным отверстием 26 и с торцевыми крышками 27 с осевым приводным валом 28 установленных в отверстиях 23 торцевых крышек 22 корпуса 21 детонационной камеры 24. Корпус 21 имеет радиальные последовательно расположенные отверстия: выпускное детонационное 29; выпускное дополнительное 30 - для отвода остатка газов сгорания из полости детонационной камеры 24 через коллектор 19 в приемную секцию турбокомпрессора 20; впускное воздушное 31 отверстие соединенный воздушной трубкой 32 с распределителем воздуха 33 и далее через воздушный ресивер с краном 34 с нагнетательной секцией турбокомпрессора 20; отверстие 35 с топливной форсункой 36 топливопроводом 37 соединенный с распределителем 38 топливного насоса 39 и отверстие 40 со свечой зажигания 41 электропроводкой 42 связанной с распределителем зажигания 43. Рабочая полость 44 образована внутренней поверхностью статора 1, его торцевых крышек 2 ротора 5 и поверхностями шибера 11 статора 1 и кулачка 7 ротора 5. Приводные валы: 42 распределителя топлива 38 и топливного насоса 39; распределителя зажигания 43 и приводной вал 28 золотников 33 кинематически 45 связаны с валом 4 ротора 5. Иллюстративная часть представлена на: Фиг. 1 Принципиальная схема; Фиг. 2 Сечение А-А; Фиг. 3 Детонационная камера сгорания в сборе; Фиг. 4 Сечение В-В; Фиг. 5 Индикаторная диаграмма и круговая диаграмм Фаз. Предлагаемое изобретение работает следующим образом. Вращение ротора 5 по часовой стрелке. Отсчет градусов оборота ротора 5 начинается с точки контакта центров профилированных торцов шибера 11 и кулачка 7 по часовой стрелке. Запуск осуществляется открытием крана распределителя воздуха 33 ресивера 34 воздух по воздушной трубке 32 подводится ко всем впускным 30 отверстиям корпусов 21 с детонационными камерами сгорания 24 и при любом положении ротора 5 в момент запуска вращение вала 4 ротора 5 передается через кинематические связи 45 к приводному валу 28 цилиндрического золотника 25 с детонационной камерой 24 и при совпадении впускного 35 отверстия корпуса 21 с впускным отверстием 26 цилиндрического золотника 25 воздух проходит в камеры детонационного сгорания 24. Впрыск топлива в камеры детонационного сгорания 24 осуществляются топливными форсунками 40 через топливопровод 41 от распределителя топлива 43 с топливным ресивером 44 топлива при совмещением с отверстием 39 и впускно - выпускным отверстием 26 золотника 25. Вращение на вал распределителя топлива 38 передается от вала 4 ротора 5 через кинематическую связь 45. Передаточное отношение кинематической связи Вращение вала 4 ротора 5 через кинематическую связь 5 передается на вал распределителя зажигания Принудительное воспламенение топливовоздушной смеси в детонационной камерах 24 производится не менее чем за 5 градусов до момента совпадения впускно-выпускного отверстия 26 золотника 25 с выпускным отверстием 29 корпуса 21 с радиальными отверстиями 13, 14, 15, 16 и 17 статора 1 и соответственно с рабочей полостью 44 предлагаемого изобретения любого из шести корпусов 21 детонационных камер 24. Газы с давлением до 80 МПа из детонационной камеры 24 проходят в рабочую полость 44 ограниченную шибером 11 профилированным торцом прижатым к поверхности ротора 5 пружиной 10 установленным в его корпусе 9 и движущимся с ротором 5 с кулачком 7 с пружиной 8 установленных на поперечном пазе 6 ротора 5. При дальнейшем вращении ротора 5 на шестьдесят градусов совпадают отверстия впускно-выпускного отверстия 26 золотника 25 с выпускным детонационным отверстием 29 корпуса 21 с детонационной камерой 24 совпадающим с последующим радиальными отверстием 13 статора 1 и газы с давлением не менее 5,0 МПа и с температурой не менее 1000 градусов из рабочей камеры 50 попадают через отверстие 14 статора 1, выпускное отверстие 29 корпуса 21 и впускно-выпускное отверстие 26 золотника 25 попадают в детонационную камеру в 24 золотника 25, в следствии которого происходит 100% детонационное сгорание топливовоздушной смеси с повышением давления в детонационной камере 24 и в рабочей полости 45 не менее 8,0 МПа. После детонационного сгорания топливовоздушной смеси в последней шестой камере детонационного сгорания 24 соответствующей совпадении впускного 17 отверстия статора 1 при дальнейшем вращении ротора 5 на шестьдесят градусов при прохождении плоскости контакта его профилированного кулачка 7 выпускного отверстия 18 статора 1 газы с давлением не менее 1,0 МПа из рабочей камеры выходят через коллектор 19 к приемной секции турбокомпрессора 20. Нагнетательная секция турбокомпрессора 20 через воздушную трубку 32 сообщается с воздушным ресивером 34 и обеспечивает накопление воздуха под давлением не менее 1,4 МПа и подачу воздуха через открытый кран ресивера 34 и воздушную трубку 32 к впускным отверстиям 31 корпуса 21 детонационной камеры сгорания 24 и при совпадении впускно-выпускного 26 отверстия золотника 25 проходит в полость детонационной камеры 24. Профилированные кулачки 7 с пружиной 8 в поперечном пазе 6 ротора 5 и шибера 11 с пружиной 12 в корпусе 10 прикрепленном на статоре 1 взаимно перемещаются не прерывая контакта. Общая величина рабочего хода 315 градусов, выпуска 45 градусов и холостого хода 15 градусов от оборота ротора 5. Расход топлива соответствует бедной топливовоздушной смеси со стехиометрическим коэффициентом не менее 25. Объем полости детонационной камеры 24 золотника 25 соответствует объему сжатого воздуха с давлением обеспечивающим детонационное сгорание не менее 5% бензинового топлива марки А66. Объем Vд.к детонационной камеры 24 определяется из соотношения Vд.к = Vp.x / n д.к. х СС где: Vp.x - объем рабочего ротора 5; n д.к. - количество детонационных камер 24 и СС - степень сжатия соответствующая давлению в камере сжатого воздуха не менее 1,5 мПа. Передаточное число кинематических связей 51 с приводными валами 42 Таким образом, предлагаемое изобретение по сравнению с прототипом по Патенту РФ № 2775618, 2022 г. обеспечивает повышение мощности не менее чем в 3 раза за счет увеличения рабочего хода до 315 градусов оборота ротора 5 с средним индикаторным давлением не ниже 2,0 МПа и экономичности не менее чем в 2 раза за счет детонационного сгорании бедной топливовоздушной смеси.