патент
№ RU 27413
МПК F04D7/06

ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС

Авторы:
Пронин И.К. Игнатьев Е.А. Морозов В.А.
Все (6)
Номер заявки
2002125217/20
Дата подачи заявки
26.09.2002
Опубликовано
27.01.2003
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
1
Реферат

1. Центробежный насос, содержащий корпус, вал с уплотнением, расположенным в осевом отверстии крышки корпуса, и концевой подшипниковой опорой, включающей радиальный и радиально-упорный подшипник, рабочее колесо, установленное в корпусе и консольно закрепленное на валу, камеру уплотнения вала, отличающийся тем, что в камере уплотнения вала размещен дополнительно введенный радиальный подшипник скольжения, а радиальный и радиально-упорный подшипники концевой подшипниковой опоры выполнены в виде подшипников скольжения, за которыми установлено уплотнение вала, выполненное в виде торцового уплотнения.2. Центробежный насос по п.1, отличающийся тем, что подшипники скольжения выполнены самоустанавливающимися.3. Центробежный насос по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что подшипники скольжения и торцовое уплотнение выполнены в виде моноблока.

Формула изобретения

1. Центробежный насос, содержащий корпус, вал с уплотнением, расположенным в осевом отверстии крышки корпуса, и концевой подшипниковой опорой, включающей радиальный и радиально-упорный подшипник, рабочее колесо, установленное в корпусе и консольно закрепленное на валу, камеру уплотнения вала, отличающийся тем, что в камере уплотнения вала размещен дополнительно введенный радиальный подшипник скольжения, а радиальный и радиально-упорный подшипники концевой подшипниковой опоры выполнены в виде подшипников скольжения, за которыми установлено уплотнение вала, выполненное в виде торцового уплотнения.

2. Центробежный насос по п.1, отличающийся тем, что подшипники скольжения выполнены самоустанавливающимися.

3. Центробежный насос по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что подшипники скольжения и торцовое уплотнение выполнены в виде моноблока.

Описание

[1]

Центробежный насос

[2]

Полезная модель относится к гидромашиностроению и может быть использована при конструировании и эксплуатации консольных и других насосов.

[3]

Известен центробежный насос для перекачки жидкостей, содержащий корпус, вал с уплотнением, установленное в корпусе рабочее колесо со ступицей, закрепленное на валу посредством шпонки, щек с винтами и защитного колпачка с резьбой, противоположной направлению вращения колеса, уплотнение выполнено в виде сальника, затягиваемого нажимной втулкой, для повьппения ресурса работы насоса путем повьппения надежности крепления рабочего колеса на валу предотвращения проникновения агрессивной жидкости к частям насоса, защитный колпак снабжен лопастями, а вал - концевым сальником с дополнительной нажимной втулкой и подвижной уплотняющей втулкой (авторское свидетельство СССР № 1190086, кл. F04D 7/ 06, 29/10, 07.11.1985).

[4]

Недостатком этого насоса является сложность конструкции и как следствие низкая надежность.

[5]

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому насосу является вертикальный консольный насос марки Ксв 125 - 140 по ТУ 2506-1567-89 код ОКП 363151-363155 (см. приложение прототип). Насос включает корпус, разделенный -на приводную и насосную части

[6]

MnK:F04D7/06,29/10

[7]

посредством перегородки, имеющей осевую расточку и сальниковую

[8]

камеру, в которой размещена втулка с сальниковым уплотнением, поджатым втулкой и нажимными гайками. Втулка закреплена на проходящем через расточку валу с концевой подшипниковой опорой, включающей радиальные роликовые и упорные щариковые подщипники, На валу консольно установлено рабочее колесо насосной части.

[9]

Недостатком такого насоса является низкая жесткость вала, быстрое изнащивание подщипниковой опоры, что приводит к деформации вала, смещению рабочего колеса и, соответственно, к снижению надежности. Кроме того, в таких конструкциях насосов предусмотрена раздельная смазка и охлаждение подщипниковых опор, что усложняет конструкцию и приводит к загрязнению окружающей среды.

[10]

Технической задачей, решаемой предлагаемым устройством, является повыщение жесткости конструкции, износоустойчивости опорных подщипниковых узлов вала, ремонтопригодности, экологичности, что значительно повьппает эффективность эксплуатации насоса и его надежность.

[11]

Сущность рещения технической задачи заключается в том, что в центробежном насосе, содержащем корпус, вал с уплотнением, расположенным в осевом отверстии крышки корпуса, и концевой подщипниковой опорой, включающей радиальный и радиально-упорный подщипник, рабочее колесо, установленное в корпусе и консольно

[12]

2(})dfoU dllзакрепленное на валу, камеру уплотнения вала. В камере уплотнення вала размещен дополнительно введенный радиальный подшипник скольжения, установленный на валу, а радиальный и радиально-упорный подшипники концевой подшипниковой опоры вьшолнены в виде подшипников скольжения, за которыми установлено уплотнение вала, выполненное в виде торцового уплотнения.

[13]

Это позволяет повысить жесткость вала за счет уменьшения ее консольной длины и увеличения его базовой длины и предотвратить проникновение жидкости за пределы насоса, а смазку и охлаждение подшипниковых опор производить перекачиваемой жидкостью.

[14]

Подшипники скольжения вьшолнены самоустанавливаюшимися, как более надежные и износоустойчивые.

[15]

Подшипниковые опоры и торцовое уплотнение выполнены в виде моноблока, который в случае необходимости его демонтажа и ремонта вынимается из корпуса и ремонтируется или заменяется.

[16]

На фиг. представлен продольный разрез центробежного насоса. Центробежный насос содержит корпус 1, вал 2 с уплотнением 3 и концевой подшипниковой опорой, включаюшей радиальный 4 и упорный 5 подшипники скольжения, рабочее колесо 6, установленное-в корпусе 1 и консольно закрепленное на валу 2, камеру 7 уплотнения вала 2, расположенную в осевом отверстии 8 крышки 9 корпуса 1. В камере 7 уплотнения вала 2 размешен радиальный подшипник скольжения 10,

[17]

3oLcV foi d/

[18]

установленный на валу 2, а уплотнение 3 вала 2 выполнено в виде торцового уплотнения и установлено за подшипниками 4 и 5.

[19]

Подшипниковые опоры (подшипники скольжения 4, 5, 10) и торцовое уплотнение 3 выполнены в виде моноблока (корпус моноблока 11).

[20]

К корпусу 1 присоединены подводяший 12 и нагнетательные трубопроводы 13, соедине1шые всасывающими полостями 14. Насос работает следуюшим образом.

[21]

При врашении вала 2 от привода (не показан) врашающий момент передается на рабочее колесо 6, которое начинает вращаться, создавая разрежение в полости всасывания 15 и насос начинает перекачивать жидкость.

[22]

Возникающее от работы насоса и движения перекачиваемой жидкости осевое усилие воздействует на подшипники 4, 5, и на вал 2, вызывая его деформацию и паразитные колебания. При установке подщипника 10 в камере 7 увеличивается расстояние между опорными подшипниковыми узлами 4, 5 и 10 (база) насоса, что повышает жесткость вала (так как база увеличивается, а консоль уменьшается), снижаются деформации вала 2, разгружаются подшипники 4, 5 и 10, а замена их на подшипники скольжения и повышает износоустойчивость подшипниковых опор. Введение торцового уплотнения 3 исключает проникновение перекачиваемой жидкости за пределы насоса, обеспечивая экологическую чистоту изделия.

[23]

4A/lOoifoi l

[24]

При демонтаже и ремонтах моноблочная часть 11 насоса вынимается из корпуса 1 вместе с торцовым уплотнением 3, и подшипниками 4,5,10, что позволяет производить раздельный ремонт проточной моноблочной частей насоса. Кроме того, в такой конструкции насоса смазка и охлаждение подшипников скольжения производится той же жидкостью, что и перекачивается насосом, а торцовым уплотнением обеспечивается надежная изоляция полости насоса, что удобно и экологично.

[25]

Все это повышает эффективность эксплуатации насоса, его ремонтопригодность и надежность, а экономический эффект от использования предлагаемой конструкции обусловлен увеличением ресурса работы насоса. Кроме того, предлагаемое техническое решение может быть использовано для модернизации вертикальных конденсатных насосов типа Ксв 125-140-1.

[26]

Перечисленные признаки отличают предлагаемое техническое решение от прототипа и обуславливают соответствие этого решения требованиям полезной модели.

[27]

5Дш а5о1/

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты