Полезная модель относится к области железнодорожного транспорта, а именно к конструкции грузового вагона. Технический результат, достигаемый полезной моделью, - уменьшение массы и увеличение грузоподъемности грузового вагона за счет уменьшения металлоемкости шкворневой балки. Технический результат достигается за счет того, что грузовой вагон содержит кузов, ходовую часть, автосцепные устройства, тормозное оборудование и раму, которая включает хребтовую балку, концевые балки, промежуточные балки и шкворневые балки, при этом шкворневые балки соединяются с боковой стеной кузова через нижнюю обвязку, согласно полезной модели, шкворневая балка и нижняя обвязка дополнительно соединены с косынкой, при этом продольный участок соединен с нижней обвязкой, а поперечный участок - со шкворневой балкой, в то же время соотношение длины L2 поперечного участка к длине L1 продольного участка составляет значение в диапазоне L2/L1=0,1÷0,7. 8 з.п. ф-лы, 3 ил.
1. Грузовой вагон, содержащий кузов, ходовую часть, автосцепные устройства, тормозное оборудование и раму, которая включает хребтовую балку, концевые балки, промежуточные балки и шкворневые балки, при этом шкворневые балки соединяются с боковой стеной кузова через нижнюю обвязку, отличающийся тем, что шкворневая балка и нижняя обвязка дополнительно соединены с косынкой, при этом продольный участок соединен с нижней обвязкой, а поперечный участок - со шкворневой балкой, в то же время соотношение длины L2 поперечного участка к длине L1 продольного участка составляет значение в диапазоне L2/L1=0,1÷0,7. 2. Грузовой вагон по п. 1, отличающийся тем, что толщина d косынки составляет значение в диапазоне 4-20 мм. 3. Грузовой вагон по п. 1, отличающийся тем, что шкворневая балка и нижняя обвязка дополнительно соединены удлиненной косынкой. 4. Грузовой вагон по п. 3, отличающийся тем, что толщина удлиненной косынки входит в диапазон значений толщины d=4-20 мм косынки. 5. Грузовой вагон по п. 3, отличающийся тем, что соотношение длин удлиненной косынки входит в диапазон значений соотношения длин L2/L1=0,1÷0,7 косынки. 6. Грузовой вагон по п. 1, отличающийся тем, что шкворневая балка и нижняя обвязка дополнительно соединены накладкой. 7. Грузовой вагон по п. 1, отличающийся тем, что концевая балка и нижняя обвязка соединены длинной косынкой. 8. Грузовой вагон по п. 1, отличающийся тем, что концевая балка и нижняя обвязка соединены ребром. 9. Грузовой вагон по п. 1, отличающийся тем, что косынка жестко соединена с элементами рамы и нижней накладкой при помощи сварки.
Полезная модель относится к области железнодорожного транспорта, а именно к конструкции грузового вагона. Известен кузов вагона с зачистным люком, содержащий раму, стены, пол, зачистной люк, включающий люковый проем с балочным каркасом по периметру, крышку зачистного люка, шарнирно связанную с балочным каркасом и открывающуюся внутрь кузова, отличающийся тем, что крышка люка выполнена в виде листа, балочный каркас люкового проема образован из балок, содержащих горизонтальные полки и вертикальные стенки, при этом горизонтальными полками балки каркаса люкового проема жестко соединены с нижней наружной поверхностью пола, балки каркаса люкового проема расположены выступающими в люковый проем, крышка зачистного люка опирается сверху на горизонтальные полки балок каркаса люкового проема, при этом толщина листа крышки соответствует толщине пола с тем, чтобы при закрытом положении крышка не выступала выше поверхности пола, шарнирное соединение крышки зачистного люка с балочным каркасом обеспечено посредством петель, которые с одной стороны жестко связаны с нижней наружной поверхностью листа крышки, а с другой стороны шарнирно связаны с балкой балочного каркаса люкового проема. (Патент № RU 230589 «Кузов вагона с зачистным люком», опубликован 11.12.2024). Недостатком известного решения является недостаточная надежность вагона, так как нижняя обвязка соединена только с элементами рамы, за счет чего перепады толщин нижней обвязки и элементов рамы ничем не компенсируются, а это может привести к возникновению трещин или перелому элементов вагона. Известен полувагон с разгрузочными люками, который содержит ходовые тележки, автосцепные устройства, тормозное оборудование, кузов и раму, которая содержит хребтовую, промежуточные, две шкворневые и две концевые балки, соединенные с основанием боковых и торцевых стен через нижнюю обвязку. Нижняя обвязка и концевая балка дополнительно соединены косынкой, при этом все стороны косынок выполнены одной длины. Источник раскрыт в сети Интернет по адресу: https://best.ascon.ru/gallery/22043/ (Полувагон с разгрузочными люками) (дата обращения на сайт - 18.04.2025 г.). Данное решение принято за прототип. Недостатком является то, что в прототипе косынки соединяют нижнюю обвязку и концевую балку, что снижает напряжение только на углах, а напряжение между нижней обвязкой и шкворневой балкой остается, что отрицательно влияет на надежность при эксплуатации грузового вагона. Еще к недостаткам можно отнести небольшие размеры косынки, которые не могут обеспечить достаточной жесткости соединения. Техническая проблема, не решаемая при использовании известного технического решения, заключается в недостаточной надежности грузового вагона, связанной с недостаточной жесткостью и большим напряжением между нижней обвязкой и элементами рамы. Техническим результатом предложенной полезной модели является повышение надежности грузового вагона за счет применения косынки между нижней обвязкой и шкворневой балкой. Технический результат достигается за счет того, что грузовой вагон содержит кузов, ходовую часть, автосцепные устройства, тормозное оборудование и раму, которая включает хребтовую балку, концевые балки, промежуточные балки и шкворневые балки, при этом шкворневые балки соединяются с боковой стеной кузова через нижнюю обвязку, согласно полезной модели, шкворневая балка и нижняя обвязка дополнительно соединены с косынкой, при этом продольный участок соединен с нижней обвязкой, а поперечный участок - со шкворневой балкой, в то же время соотношение длины L2 поперечного участка к длине L1 продольного участка составляет значение в диапазоне L2/L1=0,1÷0,7. Толщина d косынки может составлять значение в диапазоне 4-20 мм. Шкворневая балка и нижняя обвязка могут быть дополнительно соединены удлиненной косынкой. Толщина удлиненной косынки может входить в диапазон значений толщины d=4-20 мм косынки. Соотношение длин удлиненной косынки может входить в диапазон значений соотношения длин L2/L1=0,1÷0,7 косынки. Шкворневая балка и нижняя обвязка могут быть дополнительно соединены накладкой. Концевая балка и нижняя обвязка могут быть соединены длинной косынкой. Концевая балка и нижняя обвязка могут быть соединены ребром. Косынка может быть жестко соединена с элементами рамы и нижней накладкой при помощи сварки. Полезная модель поясняется фигурами: на фиг. 1 представлен общий вид грузового вагона; на фиг. 2 изображен участок вагона с косынкой; на фиг. 3 изображена косынка. Позиции на фигурах: 1 - кузов; 2 - рама; 3 - ходовая часть; 4 - автосцепное устройство; 5 - тормозная система; 6 - концевая балка; 7 - шкворневая балка; 8 - боковая стена; 9 - нижняя обвязка; 10 - косынка; 10.1 - продольный участок; 10.2 - скошенный участок; 10.3 - поперечный участок; 11 - удлиненная косынка; 12 - накладка; 13 - ребро; d - толщина косынки; L1 - длина продольного участка; L2 - длина поперечного участка. Грузовой вагон содержит кузов 1, раму 2, автосцепные устройства 4, тормозную систему 5 и ходовую часть 3. Рама 2 содержит хребтовую балку, промежуточные балки (позициями не указаны), шкворневые балки 7 и концевые балки 6. Кузов 1 вагона соединяется с элементами рамы 2 при помощи нижней обвязки 9, так боковые стены 8 соединяются с концевыми 6 и шкворневыми 7 балками через нижнюю обвязку 9. Нижняя обвязка 9 и концевая балка 6 дополнительно соединены удлиненной косынкой 11, а также могут быть соединены между собой ребром 13. Шкворневая балка 7 и нижняя обвязка 9 соединены с косынкой 10, а также могут быть соединены с удлиненной косынкой 11 и накладкой 12. Косынка 10 представляет собой продольный 10.1 и поперечный 10.3 участки, которые плавно соединены скошенным участком 10.2. Толщина d косынки 10 составляет значение в диапазоне 4-20 мм, а соотношение длины L2 поперечного участка 10.3 к длине L1 продольного участка 10.1 составляет значение в диапазоне L2/L1=0,1÷0,7. Удлиненные косынки 11 входит в такой же диапазон значений толщины d и диапазон значений соотношений длин L2/L1 участков, как косынка 10. Косынка 10 может быть жестко соединена с элементами рамы 2 и нижней обвязкой 9 при помощи сварки. Толщина листов нижней обвязки 9 намного меньше толщины листов шкворневой балки 7, из-за чего концентрация напряжения на их стыке очень большая, что может привести к образованию трещин в несущей конструкции вагона, которые могут привести к его разрушению во время движения. Для снижения напряжения между нижней обвязкой 9 и шкворневой балкой 7 устанавливается косынка 10, при этом толщина d косынки 10 имеет среднее значение между элементами рамы 2. Косынка 10 позволяет снизить концентрацию напряжения, сгладить переход толщин между нижней обвязкой 9 и шкворневой балкой 7 и за счет этого увеличить прочность нижней обвязки 9. В совокупности перечисленные выше признаки позволяют значительно увеличить надежность грузового вагона и избежать его повреждения при эксплуатации. Продольный 10.1 и поперечный 10.3 участки косынки 10 плавно соединены скошенным 10.2 участком, при этом плавное соединение способствует снижению напряжения на самой косынке 10 и позволяет избежать ее деформации. Продольный 10.1 участок косынки 10 крепится к нижней обвязке 9 и дает возможность увеличить прочность и длину соединения с нижней обвязкой 9, что не позволяет повредиться или оторваться косынке 10 при выгрузке перевозимой продукции. Выполнение скошенного участка 10.2 с плавным переходом позволяет снизить металлоемкость косынки 10, но при этом сохранить ее надежность. Экспериментально доказано, что применение соотношения длины L2 поперечного участка 10.3 к длине L1 продольного участка 10.1 составляет значение в диапазоне 0,1÷0,7, что позволяет увеличить жесткость и длину соединения между косынкой 10 и нижней обвязкой 9, в результате чего увеличивается надежность грузового вагона. Если применить соотношение длин меньше диапазона значений, например, L2/L1=0,01÷0,09, то получится, что длина продольного участка 10.1 уменьшится, следовательно, надежность соединения нижней обвязки 9 и косынки 10 тоже уменьшится. Применение соотношения длин большего диапазона значений, например, L2/L1=0,71÷0,9, приведет к повышению массы косынки 10, а следовательно, к увеличению металлоемкости вагона. Был изготовлен грузовой вагон, содержащий кузов 1, автосцепные устройства 4, тормозную систему 5, ходовую часть 3 и раму 2, которая представляла собой хребтовую балку, шкворневые балки 7, промежуточные балки и концевые балки 6. Боковая стена 8 кузова 1 соединялась с концевой 6 и шкворневой балкой 7 через нижнюю обвязку 9. Нижняя обвязка 9 соединялась с концевой балкой 6 и дополнительно соединялась с удлиненной косынкой 11 и ребром 13. Нижняя обвязка 9 жестко соединялась со шкворневой балкой 7 и косынкой 10, а также дополнительно соединялась удлиненной косынкой 11 и накладкой 12. Косынка 10 содержала три участка, это продольный участок 10.1 и поперечный участок 10.3, которые плавно соединялись между собой скошенным участком 10.2. Толщина d косынки 10 составляла значение равное 10 мм, а соотношение длины L2 поперечного участка 10.3 к длине L1 продольного 10.1 участка составляло значение равное L2/L1=0,5. Испытания показали, что применение косынки позволяет уменьшить концентрацию напряжения между нижней обвязкой и шкворневой балкой, а также за счет продольного участка косынки закрепленного к нижней обвязке увеличить жесткость конструкции, что в совокупности увеличивает надежность грузового вагона. Следовательно, полезная модель позволяет обеспечить технический результат, заключающийся в повышении надежности грузового вагона за счет применения косынки между нижней обвязкой и шкворневой балкой.