Полезная модель относится к области создания беговых лыж для конькового хода. Беговые лыжи для конькового хода, содержащие грузовую площадку, горизонтальную скользящую поверхность и центральный желобок на всей длине лыжи, при этом внутренняя боковая грань лыж скошена под углом 35° по отношению к горизонтальной плоскости и имеет в середине протяженность, равную 0,5 длины лыжи. 3 ил.
Беговая лыжа для конькового хода, содержащая грузовую площадку, горизонтальную скользящую поверхность и центральный желобок на всей длине лыжи, отличающаяся тем, что внутренняя боковая грань лыжи скошена под углом 35° по отношению к горизонтальной плоскости и имеет в середине протяженность, равную 0,5 длины лыжи.
Полезная модель относится к области создания беговых лыж для конькового хода. Известны беговые лыжи для конькового хода (ИЗ 256992), содержащие грузовую площадку, скользящую поверхность и направляющие, расположенные на скользящей поверхности, примыкающей к внутреннему канту беговых лыж, вдоль оси лыжи от носка до пятки, имеют высоту на уровне скользящей поверхности, и глубина направляющих увеличивается от внутреннего канта беговых лыж к ее оси. Недостатком этих лыж является наличие на скользящей поверхности направляющих, которые могут быть выполнены треугольными, прямоугольными, трапециевидными, синусоидальными, различной глубины, не превышающей толщину скользящей поверхности и которые значительно увеличивают сопротивление движению лыжника Известны лыжи для конькового хода (ПМ 205925), на скользящей поверхности которых выполнен желобок, проходящий вдоль по направлению движения под углом 1,5° к оси скользящей поверхности Усовершенствованием этой конструкции лыж является патент тех же авторов (ПМ №211658), в котором желобки скользящей поверхности лыжи, расположенные параллельно относительно друг друга, проходят вдоль по направлению движения под углом 2° к оси скользящей поверхности в сторону внешнего торца лыжи. Недостатком данной конструкции лыж является то, что площадь желобков на скользящей поверхности лыж не превышает 5% от общей площади скользящей поверхности лыж, и поэтому принуждение к коньковому ходу (как утверждают авторы) лишено оснований. Коньковый ход выполняет лыжник, а не лыжи. Известны лыжи (патент 2104075), содержащие грузовую площадку, скользящую поверхность и направляющие на поверхности скольжения, имеющие на поверхности скольжения, причем направляющие имеют горизонтальную плоскость скольжения, и нисходящие на нет от центра тяжести лыжи к передней и задней частям скользящей поверхности на расстояние 0,2-0,25 ее длины. Эти лыжи выбраны в качестве прототипа Приведенная конструкция беговых лыж имеет ряд недостатков. Основными недостатками являются: сложная форма скользящей поверхности, обусловливающая технические трудности при изготовлении лыж: увеличение силы трения скользящей поверхности со снегом из-за увеличения площади скольжения. Техническим результатом полезной модели является снижение силы трения и повышение эффективности передвижения коньковым ходом. Технический результат достигается за счет того, что беговые лыжи для конькового хода, содержащие грузовую площадку, горизонтальную скользящую поверхность и центральный желобок по всей длине лыжи, при этом внутренняя боковая грань лыж скошена под утлом 35° по отношению к горизонтальной плоскости и имеет в середине протяженность, равную 0,5 длины лыжи. Сущность полезной модели представлена чертежами. На фиг.1 - общий вид лыжи; на фиг. 2 - момент отталкивания толчковой ноги лыжника; на фиг. 3 - разрез А-А лыжи. Беговые лыжи для конькового хода, содержат грузовую площадку 1, горизонтальную скользящую поверхность 2 и центральный желобок 3 по всей длине лыжи, при этом внутренняя боковая грань лыж скошена под углом 35° по отношению к горизонтальной плоскости и имеет в середине протяженность, равную 0,5 длины лыжи. Внутренняя боковая грань лыж скошена под углом 35° по причине того, что угол отталкивания лыжника при коньковом ходе равен 35°, поэтому чтобы уменьшить износ боковой грани лыжи, она скошена под этим углом. При таком угле требуется меньшее усилие для контакта лыжи со снежным покровом. По аналогии с аэродинамическим сопротивлением сплошного плоского тела ADC по сравнению с сопротивлением гранью того же тела ABC, но уже со скошенной сопротивление последнего уменьшается. На основании ряда опытов А. А. Крживицкий (См. книгу А. А, Крживицкого «Автотранспорт для снежного пути». Машгиз., 1936 г.) делает вывод о том, что величина сопротивления движению по снегу в значительной мере зависит от удельного давления, и при уменьшении удельного давления наблюдается уменьшение сопротивления движению. При скошенной поверхности лыжи ABC площадь контакта лыжи со снегом увеличивается (против поверхности ADC у прототипа) и, как следствие, этого уменьшается удельное давление лыжи толчковой ноги лыжника на снег, в соответствии с теорией Крживицкого уменьшается сопротивление движению, С учетом того, что опорная нога лыжника опирается на поверхность скольжения лыжи ABC, которая меньше, чем у прототипа (поверхность ADC), и следовательно сопротивление движению меньше, при этом увеличивается скорость движения лыжника. Таким образом, на основе приведенных факторов наблюдается снижение силы трения и повышение эффективности передвижения коньковым ходом.