Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов, а именно к области
армирования асфальтобетонных покрытий, и может быть использовано для строительства автодорог, аэродромов и др. Технический результат: создание способа армирования асфальтобетонной смеси с достаточно
высокими свойствами с использованием доступного экологически чистого сырья, в достаточных количествах имеющегося в России. Предложен способ армирования асфальтобетонной смеси путем введения в ее
состав предварительно подготовленного целлюлозосодержащего материала, заключающийся в том, что в качестве целлюлозосодержащего материала берут льняную солому. Причем предварительную подготовку льняной
соломы ведут до получения полуцеллюлозы и смешивают с битумом при соотношении полуцеллюлоза:битум как (1-3):(1-2) соответственно, затем гранулируют и вводят в разогретую асфальтобетонную смесь в
процессе смешения ее компонентов. 1 з.п. ф-лы, 2 табл.
1. Способ армирования асфальтобетонной смеси путем введения в ее состав предварительно подготовленного
целлюлозосодержащего материала, отличающийся тем, что в качестве целлюлозосодержащего материала берут льняную солому, причем предварительную подготовку ее ведут до получения полуцеллюлозы и смешивают
с битумом при соотношении полуцеллюлоза:битум, как (1-3):(1-2) соответственно, затем гранулируют и вводят в разогретую асфальтобетонную смесь в процессе смешения ее компонентов. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в смесь полуцеллюлозы с битумом дополнительно вводят реагент Неозон Д при следующем соотношении компонентов, мас.%:Смесь
полуцеллюлозы с битумом 95-99 Неозон Д остальное
Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов, а именно к
области армирования асфальтобетонных покрытий, и может быть использовано для строительства автодорог, аэродромов и др. Известен способ армирования дорожного асфальтобетона с
использованием хризотил-асбеста (Патент РФ №2135426, 1999 г.). Недостатками такого метода является то, что увеличивается расход битума. Кроме того, асбест токсичен и загрязняет
окружающую среду. Известен способ армирования асфальтобетонной смеси путем введения в асфальтобетонную смесь во время ее перемешивания органических полимерных волокон в горячем виде
сразу после их формирования из расплава (Армирование асфальтобетонных покрытий при строительстве и реконструкции дорожных одежд. Автомобильные дороги, ОИ ЦБНТИ Минавтодора РСФСР, М., 1990, вып.5,
стр.24-26). Недостатками известного способа является то, что необходим нагрев органических полимерных волокон, что повышает энергозатраты и приводит также к испарению вредных веществ в
окружающую среду. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является способ армирования асфальтобетонных смесей путем введения в ее состав древесных волокон,
полученных из древесной крошки путем сушки ее в восходящем потоке воздуха с температурой 120°С и последующей распушки в мельнице с ситообразными лопастями, причем перед подачей в смеситель
древесные волокна просасывают через фильеры вентилятором, при этом в смеситель сначала подают для их перемешивания минеральный порошок, битум и поверхностно-активное вещество, а затем в процессе
перемешивания подают древесные волокна, щебень и песок (Патент РФ №2262491, МКЛ С04В 26/26, 2005 г.). Недостатком данного способа является неоднородное распределение древесных волокон в
смеси и высокая вероятность обгорания древесных волокон при свободном его попадании в смеситель на перегретый инертный материал, что отражается на физико-механических свойствах асфальтобетонной
смеси. Задачей настоящего изобретения является создание способа армирования асфальтобетонной смеси с достаточно высокими свойствами с использованием доступного экологически чистого сырья,
в достаточных количествах имеющегося в России. Поставленная задача решается так, что в способе армирования асфальтобетонной смеси путем введения в ее состав предварительно
подготовленного целлюлозосодержащего материала в качестве целлюлозосодержащего материала берут льняную солому, причем предварительную подготовку ее ведут до получения полуцеллюлозы и смешивают с
битумом при соотношении полуцеллюлоза:битум как (1-3):(1-2) соответственно, затем гранулируют и вводят в разогретую асфальтобетонную смесь в процессе смешения ее компонентов. В варианте
выполнения способа в смесь полуцеллюлоза-битум дополнительно вводят Неозон Д при соотношении, мас.%: Асфальтобетонную смесь получают смешением битума,
щебня, песка, минерального порошка и берут для армирования согласно ГОСТ 31015-2002. В качестве целлюлозосодержащего материала берут льняную солому: лен-межеумок, лен-долгунец,
лен-кудряш. Полуцеллюлозу (ПЦ) получают путем замачивания льняной соломы в бучильном чане с рубашкой и мешалкой в водном растворе щелочи NaOH 1,5-3,0% концентрации с добавлением
поверхностно-активного вещества (ПАВ) - 0,5-1%. Замочку ведут в течение 15-60 минут при Т=100°С, гидромодуль 1:20. Полученный продукт в виде водяной пульпы подают в термомеханохимический
активатор, где обрабатывают в течение 5-12 минут при температуре 100°С. Затем полученную полуцеллюлозу промывают, сушат до влажности 6% и распушают. В качестве ПАВ берут,
например, синтанол АЛМ-10 по ТУ 6-14-864-88. Битумы берут марок битумы нефтяные дорожные вязкие марок БНД 60/90, БНД 90/130, БН 90/130 по ГОСТ 22245-90, БДУ 70/100 по ТУ 38.1011356-91 и
полимерно-битумное вяжущее ПБВ 60. Полученную полуцеллюлозу смешивают с битумом в экструдере, совмещенном с гранулятором, при соотношении ПЦ:битум как (1-3):(1-2) соответственно
(Таблица 1). В варианте способа в смесь полуцеллюлозы и битума дополнительно вводят реагент Неозон Д при следующем соотношении компонентов, мас.%: Неозон Д - товарная форма химического реагента N-фенил-β-нафтиламина (О.Я.Нейланд. Органическая химия. М., «Высшая школа», 1990, стр.415). Технология получения армированной асфальтобетонной смеси включает в себя смешение разогретой
щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси или в процессе приготовления щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси с гранулами смеси полуцеллюлоза-битум (Согласно примеров таблицы 1) в количестве 0,
2-0,5% по массе (Таблица 2). Щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси в зависимости от крупности применяемого щебня подразделяются на виды: ЩМА-20, ЩМА-15, ЩМА-10.
Показатели физико-механических свойств асфальтобетонов по примерам 7-12 представлены в таблице 2. Как видно из таблицы 2, асфальтобетоны, полученные заявляемым способом армирования щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси, имеют
показатели остаточной пористости 1,5-2,2%; показатели водонасыщения - 1,3-1,7%; предел прочности при сжатии при температуре 20°С - 2,3-3,3 МПа, величины, которые соответствуют требованиям ГОСТ
31015-2002, имеют большой срок эксплуатации и получаются с использованием при армировании щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей доступного экологического сырья, имеющегося в достаточном
количестве в России.Смесь полуцеллюлоза-битум 95-99 Неозон Д остальное Смесь полуцеллюлозы с битумом 95-99 Неозон Д остальное Таблица 1 № Полуцеллюлоза, % Битум, % Неозон Д,% 1 60 БН 90/130 - 40
2 50 БДУ 70/100 -
50 3 34 ПБВ 60
- 66 4 75
БН 90/130 - 25 5 35 БНД 90/130 5 60 6 59 БНД 60/90 1 40 Таблица 2 № п/п Виды смесей ЩМА, % Гранулы смеси из табл.1, % Показатели физико-механических свойств Остаточная пористость, % Водонасыщение по объему, % Предел прочности при сжатии при т-ре 20°С,
МПа 7 ЩМА-10 №1 2,
2 1,3 3,3 99,8 0,
2 8 ЩМА-15 №2 1,
6 1,3 3,2 99,75 0,
25 9 ЩМА-20 №3 1,
7 1,1 3,0 99,7 0,
3 10 ЩМА-10 №4 1,
8 1,7 2,9 99,65 0,
35 11 ЩМА-15 №5 1,
7 1,6 2,6 99,55 0,
45 12 ЩМА-20 №6 1,
5 1,6 2,3 99,5 0,
5