патент
№ RU 2302479
МПК C23F11/10

ИНГИБИТОР КОРРОЗИИ ДЛЯ НИЗКОЗАМЕРЗАЮЩИХ ОХЛАЖДАЮЩИХ ЖИДКОСТЕЙ

Авторы:
Есенин Владимир Николаевич
Номер заявки
2006107639/04
Дата подачи заявки
14.03.2006
Опубликовано
10.07.2007
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Реферат

[32]

Использование: в химической технологии, в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания и в качестве теплоносителя в теплообменных аппаратах. Сущность: ингибитор коррозии содержит, мас.%: 3-4 себациновой кислоты, 8-9 адипиновой кислоты, 6,5-7,5 гидроокиси натрия, 3,5-4,0 бензойной кислоты, 30-40 воды, 0,25-0,50 бензотриазола, 1-2 бикарбоната натрия, остальное - этиленгликоль. Технический результат: повышение коррозионной стойкости всех конструкционных материалов системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, предотвращение опасности минеральных отложений на ее поверхности и снижение токсичности охлаждающих жидкостей. 2 табл.

Формула изобретения

Ингибитор коррозии для низкозамерзающих охлаждающих жидкостей на основе этиленгликоля, содержащий адипиновую кислоту, гидроокись натрия, бензойную кислоту и воду, отличающийся тем, что он дополнительно содержит себациновую кислоту, бензотриазол и бикарбонат натрия при следующем соотношении компонентов, мас.%:

себациновая кислота3,0-4, 0
адипиновая кислота8,0-9,0
бензойная кислота3,5-4,0
гидроокись натрия6,5-7,5
бензотриазол0,25-0,50
вода35,0-40,0
бикарбонат натрия1,0-2,0
этиленгликольостальное

Описание

[1]

Изобретение относится к области химической технологии, в частности к ингибиторам коррозии, являющимися кислород- и азотсодержащими соединениями. Изобретение наиболее эффективно может быть использовано для изготовления низкозамерзающих жидкостей и средства для восстановления антикоррозионных свойств данных жидкостей, применяемых в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания и в качестве теплоносителей в теплообменных аппаратах.

[2]

Известна композиция ингибитора коррозии черных металлов на основе фосфатов алканоламинов и солей 2-меркаптобензтиазола (CS патент 226394, МПК7 C23F 11/10, 1985), однако она не предотвращает коррозию латуни, а антифриз, изготавливаемый на основе ингибитора, состоящего из силикатов, фосфатов, арилкарбоксилатов щелочных металлов и ароматического триазола (CS патент 213153, МПК7 C23F 11/10, 1984), агрессивен по отношению к чугуну. Ингибитор коррозии на основе солей алифатических моно- и дикарбоновых кислот С5-C16 (US патент 4647392, МПК7 С09К 5/00, 1987) имеет недостаточные защитные свойства в отношении алюминия.

[3]

Наиболее близким по составу, свойствам и достигаемой цели является ингибитор коррозии для антифризов на основе этиленгликоля (RU патент 2241784, МПК7 C23F 11/08, 2004), выбранный в качестве прототипа, следующего состава, мас.%:

[4]

Адипиновая кислота6,5-7,5
Бензойная кислота2,0-3,0
Гидроокись натрия4,5-5,0
Тетраборат натрия десятиводный4,0-4,5
Соль щелочного металла 2-меркаптобензтиазола0,10-0,15
Вода10,0-12,0
Продукт взаимодействия о-фенилендиамина
с нитритом натрия и бензойной кислотой
в этиленгликоле2,5-5,0
Этиленгликольостальное

[5]

Недостатком ингибитора, несмотря на достаточно высокие антикоррозионные свойства, является наличие в его составе тетрабората натрия, оказывающего неблагоприятное воздействие на организм человека.

[6]

Задачей настоящего изобретения является создание не содержащего борсодержащих компонентов ингибитора коррозии с низкой коррозионной активностью по отношению ко всем конструкционным материалам системы охлаждения двигателя при повышении его экологической безопасности.

[7]

Техническим результатом изобретения является повышение коррозионной стойкости всех конструкционных материалов системы охлаждения двигателя, предотвращение минеральных отложений на поверхностях ее элементов и снижение токсичности охлаждающих жидкостей.

[8]

Поставленная задача достигается тем, что ингибитор коррозии для низкозамерзающих охлаждающих жидкостей на основе этиленгликоля, содержащий адипиновую кислоту, гидроокись натрия, бензойную кислоту и воду, дополнительно содержит себациновую кислоту, бензотриазол и бикарбонат натрия при следующем соотношении компонентов, мас.%:

[9]

Себациновая кислота3,0-4,0
Адипиновая кислота8,0-9,0
Бензойная кислота3,5-4,0
Гидроокись натрия6,5-7,5
Бензотриазол0,25-0, 50
Вода35,0-40,0
Бикарбонат натрия1,0-2,0
Этиленгликольостальное

[10]

Себациновую кислоту используют согласно ГОСТ 15582-84, адипиновую кислоту согласно ГОСТ 10558-80, бензойную кислоту согласно ГОСТ 6413-77.

[11]

Гидроокись натрия соответствует ГОСТу 2263-79, бензотриазол - ТУ 6-09-805-63, бикарбонат натрия - ГОСТу 2156-76, этиленгликоль - ГОСТу - 19710-83.

[12]

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что данный состав ингибитора коррозии отличается от известного введением новых компонентов и, таким образом, данное техническое решение соответствует критерию новизна.

[13]

Применение в данном составе новых компонентов в сочетании с известными при указанном их соотношении обеспечивает свойства, которые проявляются только в данном техническом решении: высокая коррозионная стабильность состава относительно конструкционных материалов (медь, латунь, припой, сталь, чугун, алюминий), предотвращение минеральных отложений на поверхности системы охлаждения двигателя при снижении его токсичности. При изучении других технических решений в данной области технологии признаки, отличающие заявленное изобретение от прототипа, не были выявлены, что обеспечивает соответствие данного технического решения критерию существенные отличия.

[14]

Приготовление ингибитора коррозии данного состава осуществляют последовательным смешением компонентов при 80-85°С.

[15]

Пример 1. В емкость помещают 35,0 г воды, 42,55 г этиленгликоля, 3,00 г себациновой кислоты, 8,00 г адипиновой кислоты, 3,50 г бензойной кислоты, 6,70 г едкого натра, 0,25 г бензотриазола и 1, 00 г бикарбоната натрия. Смесь перемешивают в течение 1 ч до полного растворения компонентов.

[16]

Аналогично готовят и другие составы.

[17]

Из состава ингибитора коррозии, приведенного в таблице 1 (примеры 1-15), готовят образцы охлаждающих жидкостей для испытания на коррозионную активность путем его разбавления водным раствором этиленгликоля (54-56 об.%) в соотношении 1:9. Ингибитор коррозии также может быть использован в качестве средства для восстановления антикоррозионных свойств отработавших свой гарантированный срок охлаждающих жидкостей непосредственным введением в них в количестве 8-10 об.%.

[18]

Коррозионные испытания охлаждающих жидкостей проводят по методике ASTM D-1384 "Snandart Test Method for Corrosion Test for Engine Coolants in Glassware" в течение 336 ч при 88±1°С.

[19]

Сравнительные результаты коррозионных испытаний образцов согласно изобретению и нормам по ГОСТ 28084 приведены в таблице 2.

[20]

Как видно из таблиц 1 и 2, составы 1-5 обладают высокими антикоррозионными свойствами.

[21]

Уменьшение содержания себациновой кислоты ниже 3,0 мас.% вызывает повышенное коррозионное воздействие жидкости на медь, латунь и припой (пример 6), а увеличение ее концентрации выше 4,0 мас.% отрицательно сказывается на коррозионных потерях черных металлов и алюминия (пример 7).

[22]

При снижении содержания адипиновой кислоты ниже 8,0 мас.% отмечается повышенная коррозия меди и латуни (пример 8), а повышение ее содержания выше 9,0 мас.% отрицательно сказывается на коррозионных потерях алюминия (пример 9).

[23]

Снижение содержания гидроокиси натрия ниже нижнего предела приводит к значительной коррозии черных металлов (пример 10), а его увеличение выше 7,5 мас.% вызывает коррозию алюминия (пример 11).

[24]

Уменьшение концентрации бензойной кислоты ниже 3,5 мас.% приводит к существенным коррозионным потерям черных металлов (пример 12), а повышение ее концентрации выше 4,0 мас.% не усиливает положительный эффект (пример 13).

[25]

Уменьшение содержания бензотриазола ниже 0,25 мас.% отрицательно сказывается на коррозионном поведении меди (пример 14), а при его концентрациях, превышающих верхний предел, положительный эффект не усиливается (пример 15).

[26]

Снижение содержания бикарбоната натрия ниже нижнего предела приводит к значительной коррозии черных металлов (пример 16), а его увеличение выше 2,0 мас.% вызывает коррозию алюминия и припоя (пример 17).

[27]

При концентрации воды ниже и выше заявленных пределов (35,0-40,0 мас.%) в образцах наблюдается выпадение осадка.

[28]

Таким образом, низкозамерзающая охлаждающая жидкость, полученная на основе данного ингибитора коррозии, отличается высокими защитными свойствами по отношению к конструкционным материалам двигателей внутреннего сгорания, предотвращает опасность минеральных отложений на поверхности системы охлаждения двигателя и обладает пониженной токсичностью.

[29]

Таблица 1.
Составы ингибитора коррозии для приготовления испытуемых охлаждающих жидкостей.
Наименование компонента12345678910111213 14151617
Себациновая кислота3,003,403,803, 504,002,904,103,003,403,003,203,003,203,503,303,103,00
Адипиновая кислота8,008, 808,509,008,909,008,507,909,108,408,208,908,108,008,308,108,60
Бензойная кислота3,503,703,603, 804,003,803,603,703,603,503,503,404,103,753,903,63,5
Гидроокись натрия6,707, 057,507,206,507,306,706,707,506,407,607,207,307,457,256,907,00
Бензотриазол0,250,350,500,300,400,250,350,250,250,500,350,250,250,200,600,250,50
Бикарбонат натрия1,001, 502,001,501,001,502,001,002,002,002,001,501,501,001,500,902,10
Вода35,035,040,037,035,040,040,040,037,040,040,040,035,038,040,037,035,0
Этиленгликольостальное

[30]

Таблица 2.
Результаты коррозионных испытаний заявленного состава к требованиям ГОСТ 28084 по потере в массе.
МатериалСоставТребования ГОСТ 28084
1234567891011121314 151617
Медь1, 00,70,40,90,32,80,32,91,10,80,80,91,03, 00,30,91,03,75
Латунь1,21,00,61,20,63,50,53,22,01,61,41, 21,62,91,01,21,43,75
Припой1,31,11,01,40,54,60,61,90,81, 01,41,81,91,21,01,14,27,50
Сталь1,10,90,81,51,20,92,51, 90,73,91,33,50,51,11,43,80,83,75
Чугун0,90,80,40,80,60, 83,91,50,43,40,73,40,80,60,53,50,43,75
Алюминий1,91,81,01,11,21,63,71, 24,91,36,21,91,31,21,11,34,43,75

[31]

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты