Изобретение относится к области краностроения. Согласно изобретению при осуществлении способа монтажа секционной стрелы сначала отдельно располагают на
монтажной площадке собранную из секций первую часть стрелы с уложенной на ней в предмонтажном положении первой частью расчала, укладывают монтажную тягу, при этом монтажную тягу соединяют одним концом
с концом первой части стрелы, а вторым концом - со звеньями этой части расчала, поднимают первую часть стрелы для соединения ее и первой части расчала с оголовком. Затем первую секцию стрелы опускают
в положение до натяжения монтажной тяги. После этого собирают на монтажной площадке вторую часть стрелы и укладывают на ней вторую часть расчала, после чего поднимают вторую часть стрелы с уложенной
на ней второй частью расчала. Вторую часть стрелы поднимают в наклоненном в сторону оголовка положении. После чего шарнирно соединяют вторую часть стрелы с первой частью стрелы путем соединения
верхних смежных элементов этих частей стрелы, соединяют между собой свободные концы первой и второй частей расчала и после этого опускают вторую часть стрелы до замыкания стыкуемых поверхностей первой
и второй частей стрелы. В устройстве для осуществления указанного способа, использующего согласно изобретению монтажную тягу, один конец монтажной тяги связан с концом первой части стрелы, шарнирная
связь звеньев первой части расчала выполнена в виде сектора с тремя отверстиями в нем, два из которых соединены со звеньями первой части расчала, а третье отверстие связано со вторым концом монтажной
тяги, конец которой, соединенный с сектором, выполнен с продольным пазом под соединительный элемент. Расчал, выполненный из двух частей, соединен со второй частью стрелы. Изобретение позволяет снизить
трудоемкость монтажа секционной стрелы. 2 н.п. ф-лы, 11 ил.
1. Способ монтажа секционной стрелы башенного крана, включающий операцию установки
стрелы на монтажной площадке с уложенным на ней расчалом, выполненным в виде отдельных частей, причем первая часть расчала выполнена из отдельных звеньев, подъем стрелы, шарнирное соединение одного ее
конца с нижней частью оголовка и посредством расчала - с верхней частью оголовка, отличающийся тем, что сначала отдельно располагают на монтажной площадке собранную из секций первую часть стрелы с
уложенной на ней в предмонтажном положении первой частью расчала, укладывают монтажную тягу, при этом монтажную тягу соединяют одним концом с концом первой части стрелы, а вторым концом - со звеньями
этой части расчала, поднимают первую часть стрелы для соединения ее и первой части расчала с оголовком, затем первую секцию стрелы опускают в положение до натяжения монтажной тяги, после этого
собирают на монтажной площадке вторую часть стрелы и укладывают на ней вторую часть расчала, после чего поднимают вторую часть стрелы с уложенной на ней второй частью расчала, при этом вторую часть
стрелы поднимают в наклоненном в сторону оголовка положении, далее шарнирно соединяют вторую часть стрелы с первой частью стрелы путем соединения верхних смежных элементов этих частей стрелы,
соединяют между собой свободные концы первой и второй частей расчала и после этого опускают вторую часть стрелы до замыкания стыкуемых поверхностей первой и второй частей стрелы. 2. Устройство для монтажа секционной стрелы башенного крана, включающей в себя выполненную из секций первую часть стрелы, шарнирно соединенную с оголовком башни, и
выполненную из секций вторую часть стрелы, шарнирно соединенную с первой частью стрелы, причем шарнир, связывающий первую часть стрелы со второй ее частью, расположен между верхними смежными
элементами первой и второй частей стрелы и связан с ними, и расчал стрелы, соединенный с оголовком и выполненный из соединенных между собой частей, причем его первая часть выполнена из по крайней мере
двух шарнирно связанных между собой звеньев, отличающееся тем, что оно выполнено с монтажной тягой, один конец которой связан с концом первой части стрелы, шарнирная связь звеньев первой части расчала
выполнена в виде сектора с тремя отверстиями в нем, два из которых предназначены для соединения сектора со звеньями первой части расчала, а третье отверстие - со вторым концом монтажной тяги, конец
которой, соединенный с сектором, выполнен с продольным пазом под соединительный элемент, причем расчал, выполненный из двух частей, соединен также со второй частью стрелы.
Данное изобретение относится к строительным башенным
кранам, в частности к способам монтажа стрел башенных кранов, установленных на монтажных строительных площадках, а также к устройствам, облегчающих монтаж стрел. Известны способ монтажа
стрелы башенного крана и связанной с ней контрстрелы, а также устройство для осуществления способа [1]. В известном способе элементы стрелы выкладываются, соединяются между собой на
земле и соединяются с их растяжкой, а контстрела, в случае необходимости, соединяется со своей растяжкой при помощи вспомогательного монтажного механизма, при этом с помощью монтажного механизма
поднимают на необходимую высоту собранную стрелу или контрстрелу вместе со своей растяжкой до некоторого положения и подают эту стрелу или контрстрелу к месту ее присоединения к оголовку башни крана
так, чтобы свободные концы растяжек подходили к вершине оголовка башни, позволяя соединить эти элементы. Предложенный способ повышает безопасность монтажных работ и позволяет сократить время работы
вспомогательного монтажного крана. Известен также башенный кран, включающий башню с оголовком, связанную с башней секционную стрелу, имеющую корневую секцию и соединенную с ней по
крайней мере одну секцию стрелы, верхний и нижний расчалы, концы которых соединены с секциями стрел и с оголовком, при этом верхний расчал выполнен из двух внутренней и наружной ветвей, соединенных
между собой посредством стойки в верхней ее части, нижний конец которой связан с секциями стрелы в месте соединения секций, а каждый расчал выполнен из шарнирно соединенных между собой жестких звеньев,
причем расположенные со стороны оголовка звено нижнего расчала, звено внутренней ветви верхнего расчала, звено наружной ветви верхнего расчала и стойка выполнены с возможностью их фиксации во время
монтажа крана в наклонном в сторону оголовка положении посредством монтажного съемного приспособления, с которым связаны звено нижнего расчала, звено внутренней ветви верхнего расчала, звено наружной
ветви верхнего расчала и стойка [2]. Известен способ монтажа секционной стрелы башенного крана, включающий закрепление на оголовке башни первой части стрелы посредством одного расчала,
соединение с первой частью стрелы второй части стрелы в положении, когда конец первой части стрелы находится на земле, подъем первой части стрелы из наклонного положения в горизонтальное, соединение
второй части стрелы с оголовком посредством второго расчала и подъем второй части стрелы в горизонтальное положение [3]. Существенным недостатком известных технических решений является
то, что они имеют сложную конструкцию монтажных устройств, в которые входят как специальные монтажные средства, так и компоненты самого крана - оголовок башни, стрела, расчалы и другие узлы. Сложность
конструкции требует выполнения большого числа монтажных операций. Наиболее близким техническим решением к представленному в данном описании техническому решению поставленной задачи по
сущности и достигаемому эффекту является способ монтажа секционной стрелы башенного крана, включающий операцию установки стрелы на монтажной площадке с уложенным на ней расчалом, подъем стрелы,
шарнирное соединение одного ее конца с нижней частью оголовка, дополнительный подъем стрелы и соединение ее с верхней частью оголовка посредством расчала, опускание стрелы до натяжения расчала [1]. Решаемой и достигаемой технической задачей настоящего изобретения является снижение трудоемкости монтажа секционной стрелы башенного крана и упрощение устройства для реализации способа. Поставленная задача решается тем, что в способе монтажа секционной стрелы башенного крана, включающем операцию установки стрелы на монтажной площадке с уложенным на ней расчалом,
выполненным в виде отдельных частей, причем первая часть расчала выполнена из отдельных звеньев, подъем стрелы, шарнирное соединение одного ее конца с нижней частью оголовка и посредством расчала с
верхней частью оголовка, сначала отдельно располагают на монтажной площадке собранную из секций первую часть стрелы с уложенной на ней в предмонтажном положении первой частью расчала, укладывают
монтажную тягу, при этом монтажную тягу соединяют одним концом с концом первой части стрелы, а вторым концом - со звеньями этой части расчала, поднимают первую часть стрелы для соединения ее и первой
части расчала с оголовком, затем первую секцию стрелы опускают в положение до натяжения монтажной тяги, после этого собирают на монтажной площадке вторую часть стрелы и укладывают на ней вторую часть
расчала, после чего поднимают вторую часть стрелы с уложенной на ней второй частью расчала, при этом вторую часть стрелы поднимают в наклоненном в сторону оголовка положении, далее шарнирно соединяют
вторую часть стрелы с первой частью стрелы путем соединения верхних смежных элементов этих частей стрелы, соединяют между собой свободные концы первой и второй частей расчала и после этого опускают
вторую часть стрелы до замыкания стыкуемых поверхностей первой и второй частей стрелы. Способ реализуется устройством для монтажа секционной стрелы башенного крана, включающей в себя
выполненную из секций первую часть стрелы, шарнирно соединенную с оголовком башни, и выполненную из секций вторую часть стрелы, шарнирно соединенную с первой частью стрелы, причем шарнир, связывающий
первую часть стрелы со второй ее частью, расположен между верхними смежными элементами первой и второй частей стрелы и связан с ними, и расчал стрелы, соединенный с оголовком и выполненный из
соединенных между собой частей, причем его первая часть выполнена из по крайней мере двух шарнирно связанных между собой звеньев, причем оно выполнено с монтажной тягой, один конец которой связан с
концом первой части стрелы, шарнирная связь звеньев первой части расчала выполнена в виде сектора с тремя отверстиями в нем, два из которых соединены со звеньями первой части расчала, а третье
отверстие связано со вторым концом монтажной тяги, конец которой, соединенный с сектором, выполнен с продольным пазом под соединительный элемент, причем расчал, выполненный из двух частей, соединен
также со второй частью стрелы. На фиг.1 показана первая и вторая части стрелы, расположенные на строительной площадке, с уложенными на этих частях стрелы в предмонтажном положении
первой и второй частями расчала стрелы, на фиг.2 - башня крана и соединенная с ней первая часть стрелы в процессе ее монтажа, на фиг.3 - башня крана и соединенная с ее
оголовком первая часть расчала в процессе монтажа первой части стрелы в ее наклоненном в сторону оголовка положении, на фиг.4 - соединенные с оголовком первые части расчала и стрелы в
наклоненном вперед положении первой части стрелы в процессе монтажа последней, на фиг.5 - шарнирно соединенная с первой частью стрелы вторая ее часть в процессе монтажа стрелы в
наклоненном в сторону оголовка положении второй частью стрелы, на фиг.6 - башенный кран со смонтированными частями стрел в их горизонтальном рабочем положении, на фиг.7
- первая и вторая части стрелы, соединеннные с первой и второй частями расчала в их предмонтажном положении (поясняющий чертеж), на фиг.8 - расчал стрелы с монтажной тягой и звеньями
оголовка, на фиг.9 - сектор расчала, на фиг.10 - выполнение монтажной тяги с продольным на конце пазом, на фиг.11 - вид А на фиг.1. Способ
монтажа поясняется работой устройства для реализации способа. Устройство включает выполняющие (кроме основных функций) монтажные функции первую часть 1 стрелы, шарниром 2 соединенную с оголовком 3
башни 4 (фиг.2), вторую часть 5 стрелы (фиг.1), шарниром 6 (фиг.6) соединенную с первой частью 1 стрелы, при этом первая и вторая части стрелы выполнены из соединенных между собой секций. Расчал 7
стрелы (фиг.6-8), соединенный с оголовком 3 и второй частью 5 стрелы, выполнен из двух связанных между собой первой и второй частей 8 и 9. Устройство выполнено с монтажной тягой 10, один конец 11
которой связан с концом 12 первой части 1 стрелы. Первая часть 8 расчала выполнена из по крайней мере двух шарнирно связанных между собой звеньев 13 и 14. Шарнирная связь звеньев 13 и 14 выполнена
посредством сектора 15 (фиг.9) с тремя в нем отверстиями 16, 17 и 18, два из которых - отверстия 16 и 17 - соединены со звеньями 13 и 14 первой части 8 расчала, а третье отверстие 18 сектора 15
связано со вторым концом 19 монтажной тяги 10 (фиг.4). Конец 19 монтажной тяги 10, соединенный с сектором 15, выполнен с продольным пазом 20 (фиг.10) под соединительный элемент 21 (фиг.7). Шарнир 6,
связывающий первую часть 1 стрелы со второй ее частью 5, расположен между верхними смежными элементами 22 и 23 первой и второй частей 1 и 5 стрелы и связан с ними. Устройство для
монтажа кроме перечисленных элементов и связей между ними включает также стойки 24 и 25 (фиг.1), которые жестко закреплены на первой части 1 стрелы, ложементы 26 и 27 стоек 24 и 25, предназначенные
для поддержания и фиксации в предмонтажном положении звеньев 13 и 14 первой части 8 расчала стрелы. Оголовок 3 в его верхней части имеет шарнирно связанные с ним и между собой монтажные
звенья 28 и 29. Конец звена 29 шарнирно связан со звеном 13 первой части 8 расчала после ее соединения с оголовком. Вторая часть 5 стрелы выполнена с жестко закрепленной на ней стойкой
30 (фиг.1) с ложементом 31 на конце для поддержания и фиксации в предмонтажном положении второй части 9 расчала стрелы. Вторая часть 9 расчала выполнена из одного звена 32. Следует отметить, что
вторая часть 9 расчала может быть выполнена из нескольких последовательно соединенных звеньев. В рабочем положении стрелы первая и вторая части 8 и 9 расчала шарнирно связаны между
собой шарнирной связью 33 (фиг.6, 8); вторая часть 9 расчала шарнирной связью 34 связана со второй частью 5 стрелы. Каждый из упомянутых ложементов на виде сбоку имеет U-образную форму
(фиг.11), в проеме которого располагается соответствующее ему звено расчала. Такая форма ложемента исключает перемещение звена расчала в поперечном направлении стрелы во время монтажа ее частей и
соединения между собой. Первая и вторая части 1 и 5 стрелы имеют нижние смежные элементы 35 и 36 (фиг.5), которые в процессе монтажа стрелы соединяются между собой соединительными
элементами 37 (фиг.6) после того, как элемент 35 первой части 1 стрелы будет соединен с элементом 36 второй части 5 стрелы. Монтажная тяга 10 соединена с первой частью 1 стрелы шарниром 38 (фиг.4, 5,
7). Монтажный кран (посредством которого первая и вторая части 1 и 5 стрелы поднимаются до уровня оголовка башни, удерживаются этим краном в монтажном положении, а затем опускаются в
рабочее положение) показан на чертежах условно грузовым крюком 39 этого крана. Крюк 39 посредством расчалки 40 связан в процессе монтажа стрелы с ее частями 1 и 5. Под монтажными звеньями 28 и 29
расположена закрепленная на оголовке 3 башни монтажная площадка 41. Работает устройство следующим образом. Сначала устанавливают на строительной монтажной площадке в вертикальное
положение башню 4 с оголовком 3 (фиг.1). Затем на монтажной площадке собирают из секций первую часть 1 стрелы и укладывают на ней в предмонтажное положение первую часть 8 расчала, для чего звено 13
первой части 8 расчала укладывают в ложемент 26 стойки 24, звено 14 укладывают в ложемент 27 стойки 25, а монтажную тягу 10 и сектор 15 укладывают на соответствующие им опоры, закрепленные на первой
части 1 стрелы. В этом положении с сектором 15 связаны звенья 13 и 14 первой части 8 расчала и монтажная тяга 10, которая шарниром 38 связана с концом 12 первой части 1 стрелы. Грузовым
крюком 39 (фиг.2) монтажного стрелового крана и расчалкой 40 поднимают первую часть 1 стрелы, соединяют эту часть стрелы сначала шарниром 2 с оголовком 3 башни, а затем поворачивают первую часть 1
стрелы вокруг шарнира 2 против часовой стрелки (угол α, фиг.3). При этом конец звена 13 приближается к монтажному звену 29 и монтажник, находящийся на монтажной площадке 43, совмещает отверстие
на конце звена 13 с отверстием монтажного звена 29, для чего звено 29 монтажник поворачивает в вертикальной плоскости против часовой стрелки. После совмещения отверстий упомянутых звеньев в них
вставляют соединительный элемент и соединяют звено 13 первой части расчала со звеном 29 оголовка. Далее опускают первую часть 1 стрелы до натяжения монтажной тяги 10 (фиг.4) и отцепляют крюк 39
монтажного крана от первой части 1 стрелы. При этом первая часть 1 стрелы занимает наклонное вниз положение (угол α1, фиг.4, 5). После этого на строительной монтажной
площадке собирают вторую часть 5 стрелы (фиг.1) и укладывают на ней вторую часть 9 расчала 7, для чего звено 32 второй части 9 расчала укладывают в ложемент 31 стойки 30, а затем поднимают грузовым
крюком 39 монтажного крана вторую часть 5 стрелы (фиг.5). Затем совмещают смежные элементы 22 и 23 первой и второй частей 1 и 5 стрелы и соединяют их шарниром 6. После этих операций совмещают конец
второй части 9 расчала с отверстием на конце звена 14 и соединяют звенья 14 и 32 между собой. Далее опускают вторую часть 5 стрелы до натяжения первой и второй частей 8 и 9 расчала и соединяют
элементы 35 и 36 первой и второй частей стрелы элементами 37, а затем отцепляют крюк 39 монтажного крана от второй части 5 стрелы. После всех проведенных операций первая и вторая части
1 и 5 стрелы и расчал 7 занимают положение, показанное на фиг.6, которое соответствует рабочему положению башенного крана. В этом положении монтажная тяга 10 находится в разгруженном состоянии
вследствие того, что при натяжении звеньев частей расчала 7 стрелы конец 19 монтажной тяги 10 незначительно перемещается влево относительно закрепленного в секторе 15 (фиг.8) соединительного элемента
21, свободно расположенного в продольном пазу 20 конца монтажной тяги 10 (фиг.10). Источники информации 1. RU 94021633 А1, 1996. 2. RU 98106429/28,
1998. 3. FR 1389480, 1965.