Полезная модель относится к области гидроэнергетики и может быть использована в конструкции рабочих колес поворотно-лопастных гидротурбин с маслонаполненными втулками рабочих колес. Механизм поворота лопастей рабочего колеса гидротурбины, содержащий вертикальный шток с закрепленным на нем поршнем сервомотора, соединенным с корпусом рабочего колеса, полость которого заполнена маслом, лопасти с фланцами, установленные на цапфах, размещенных в корпусе и соединенных с рычагами, при этом цапфа установлена в корпусе с возможностью перемещения посредством внешнего и внутреннего подшипников скольжения, и внешний подшипник скольжения выполнен с кольцевой канавкой для установки уплотнительной манжеты, на участке соединения цапфа-рычаг выполнены кольцевые канавки с установленными в них уплотнительными кольцами круглого сечения, и отверстия рычагов снабжены заглушками, между корпусом рабочего колеса и наружной втулкой внешнего подшипника скольжения установлено уплотнительное кольцо круглого сечения, в кольцевой канавке на участке соединения цапфа-рычаг размещена уплотнительная манжета шевронного типа, а заглушка рычага снабжена кольцевой проточкой для установки уплотнительного кольца. Технический результат - обеспечение высокоэффективной системы уплотнений механизма поворота лопастей рабочего колеса гидротурбины, препятствующей истечению масла через воротниковое уплотнение фланца лопастей, а при отрыве лопасти или разрушения крепления лопасти к цапфе предотвращение залпового выброса масла из корпуса втулки маслонаполненного рабочего колеса.
1. Механизм поворота лопастей рабочего колеса гидротурбины, содержащий вертикальный шток с закрепленным на нем поршнем сервомотора, соединенным с корпусом рабочего колеса, полость которого заполнена маслом, лопасти с фланцами, установленные на цапфах, размещенных в корпусе и соединенных с рычагами, при этом цапфа установлена в корпусе с возможностью перемещения посредством внешнего и внутреннего подшипников скольжения, и внешний подшипник скольжения выполнен с кольцевой канавкой для установки уплотнительной манжеты, на участке соединения цапфа-рычаг выполнены кольцевые канавки с установленными в них уплотнительными кольцами круглого сечения, и отверстия рычагов снабжены заглушками, отличающийся тем, что между корпусом рабочего колеса и наружной втулкой внешнего подшипника скольжения установлено уплотнительное кольцо круглого сечения, в кольцевой канавке на участке соединения цапфа-рычаг размещена уплотнительная манжета шевронного типа, а заглушка рычага снабжена кольцевой проточкой для установки уплотнительного кольца. 2. Механизм поворота лопастей рабочего колеса гидротурбины по п.1, отличающийся тем, что уплотнительная манжета шевронного типа выполнена из маслобензостойкой резины. 3. Механизм поворота лопастей рабочего колеса гидротурбины по п.1, отличающийся тем, что уплотнительные кольца выполнены из шнуровой маслобензостойкой резины.
Полезная модель относится к области гидроэнергетики и может быть использована в конструкции рабочих колес поворотно-лопастных гидротурбин с маслонаполненными втулками рабочих колес. Механизм поворота лопастей рабочего колеса обеспечивает передачу усилия от поршня сервомотора к лопастям рабочего колеса, воспринимающих крутящий момент от гидравлических усилий. Для предотвращения попадания масла в гидробассейн в конструкции механизма поворота лопастей предусмотрены уплотнения. Известен механизм поворота лопастей рабочего колеса гидротурбины (патент РФ №38029, опубл. 20.05.2004г.), содержащий корпус рабочего колеса с траверсой, полость которого заполнена маслом, сервомотор, поршень сервомотора, лопасти с фланцами, цапфами, рычагами, внешними и внутренними подшипниками трения скольжения, в каждой лопасти, в месте соединения внутренней поверхности внешнего подшипника с поверхностью цапфы лопасти, выполнена кольцевая канавка, в которой установлена уплотнительная манжета фигурного сечения, имеющая на своей поверхности покрытие из эластичного материала, в месте соединения поверхности цапфы с рычагом выполнены две кольцевые канавки, в каждой из которых установлены уплотнительные манжеты круглого сечения, причем отверстия рычагов снабжены фланцами-заглушками, а в торцевой нижней части траверсы смонтирован перепускной клапан. Известна гидравлическая машина (патент РФ №2177080, опубл. 20.12.2001), содержащая ротор с корпусом ступицы и лопатками, установленными в подшипниках, установленных с возможностью вращения в корпусе ступицы, имеющем, по меньшей мере, одну камеру, сообщающуюся с подшипниками, средства подачи масла в подшипники, при этом она содержит средства отвода масла из камеры с той же скоростью, с которой осуществляется подача масла, так что объем масла, содержащегося в камере, является по существу постоянным и меньшим, чем общий объем камеры, причем этот объем масла при вращении ротора прижат центробежной силой к периферийной стенке камеры. Недостатком известных решений является подача масла через дренажные трубки к воротниковым уплотнениям фланцев лопастей, что ведет к протечкам через воротниковое уплотнение. Согласно требований СТО 02.03.70-2022 масло в гидробассейн истекать из рабочего колеса поворотно-лопастной турбины не должно. Технической задачей заявляемой полезной модели является предотвращение попадания масла из рабочего колеса гидротурбины в экосистему речного бассейна. Технический результат полезной модели заключается в обеспечении высокоэффективной системы уплотнений механизма поворота лопастей рабочего колеса гидротурбины, препятствующей истечению масла через воротниковое уплотнение фланца лопастей, а при отрыве лопасти или разрушения крепления лопасти к цапфе предотвращение залпового выброса масла из корпуса втулки маслонаполненного рабочего колеса. Таким образом, повышается экологическая безопасность при эксплуатации поворотно-лопастных турбин. Технический результат достигается тем, что механизм поворота лопастей рабочего колеса гидротурбины, содержащий вертикальный шток с закрепленным на нем поршнем сервомотора, соединенным с корпусом рабочего колеса, полость которого заполнена маслом, лопасти с фланцами, установленные на цапфах, размещенных в корпусе и соединенных с рычагами, при этом цапфа установлена в корпусе с возможностью перемещения посредством внешнего и внутреннего подшипников скольжения, и внешний подшипник скольжения выполнен с кольцевой канавкой для установки уплотнительной манжеты, на участке соединения цапфа-рычаг выполнены кольцевые канавки с установленными в них уплотнительными кольцами круглого сечения, и отверстия рычагов снабжены заглушками, между корпусом рабочего колеса и наружной втулкой внешнего подшипника скольжения установлено уплотнительное кольцо круглого сечения, в кольцевой канавке на участке соединения цапфа-рычаг размещена уплотнительная манжета шевронного типа, а заглушка рычага снабжена кольцевой проточкой для установки уплотнительного кольца. Полезная модель иллюстрируется следующими чертежами: Фиг.1 - продольный разрез рабочего колеса поворотно-лопастной гидротурбины. Фиг.2 - увеличенный вид А, иллюстрирующий крепление рычага. Фиг.3 - увеличенный вид Б, иллюстрирующий уплотнение подшипника скольжения. Механизм поворота лопастей рабочего колеса гидротурбины содержит установленный в корпусе 1, снабженном траверсой, вертикальный шток (не показан на фиг.), закрепленный на нем поршень 2 сервомотора, лопасти с фланцами 3, установленные на цапфах 4, соединенных с рычагами 5. Цапфа 4 лопасти 3 установлена в корпусе 1 с возможностью перемещения посредством внешнего и внутреннего подшипников скольжения 6. При этом внешний подшипник скольжения выполнен с кольцевой канавкой с наружной стороны для установки уплотнительной манжеты 7 шевронного типа. Материал манжеты - маслобензостойкая резина. Такой тип манжеты обеспечивает высокую надежность уплотнения. Для исключения возможности протечек масла между корпусом 1 и наружной втулкой подшипника скольжения 6 установлено уплотнительное кольцо 8 круглого сечения. Фланец лопасти 3, цапфа 4 и рычаг 5 снабжены сквозными отверстиями, совмещаемыми друг с другом для соединения лопастными болтами 9. Дополнительно корпус рабочего колеса уплотняется в местах соединения цапфа-рычаг путем выполнения 2-х кольцевых канавок с установкой уплотнительных колец 10 круглого сечения. Материал уплотнительных колец - шнуровая маслобензостойкая резина. Лопасти 3 с цапфами 4 и рычагами 5 посредством серег соединены с крестовиной, перемещение которой разворачивает их в заданное положение. Полость корпуса 1 заполнена маслом и для предотвращения утечки его из корпуса через отверстие, выполненное в рычаге с внутренней стороны, данное отверстие закрыто заглушкой 11, выполненной в виде крышки из нержавеющей стали, в которой выполнена кольцевая проточка под установку шнуровой маслобензостойкой резины для герметизации, закрепляемой на внутренней поверхности рычага посредством винтов. Таким образом, обеспечивается надежное герметизирующее уплотнение по всем поверхностям контакта рычага, корпуса и цапфы и со стороны открытого отверстия рычага, что препятствует утечке масла и обеспечивает экологическую безопасность конструкции.