Полезная модель относится к электроприводам переездным для устройств заградительных переездных (ЭП-УЗП), в частности к узлу трения антифрикционного элемента и шибера электропривода. Задачей является повышение надежности работы ЭП-УЗП и исключение попадания загрязняющих агрессивных сред, пыли, грязи, воды в зону контакта шибера и элемента антифрикционного в широком температурном диапазоне эксплуатации. Технический результат достигается узлом скольжения шибера электропривода для устройства заградительного переездного, включающим антифрикционный элемент, пропитанный маслом, изготовленный из спеченного порошкового фрикционного металлокерамического материала на основе железа, выполненный в виде втулки, причем антифрикционный элемент расположен одной торцовой поверхностью в ступенчатом отверстии плиты, закрепленной через прокладку к корпусу электропривода, другая торцовая поверхность антифрикционного элемента закрыта сальником и накладкой, закрепленной на плите, при этом подвижное соединение наружной поверхности антифрикционного элемента с внутренней поверхностью ступенчатого отверстия плиты выполнено по посадке H6/f6-H8/f8, а подвижное соединение шибера и элемента антифрикционного в прямоугольном отверстии выполнено по посадке H8/h8-H10/h10 для каждой стороны отверстия. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.
1. Узел скольжения шибера электропривода для устройства заградительного переездного, включающий антифрикционный элемент, пропитанный маслом, изготовленный из спеченного порошкового фрикционного металлокерамического материала на основе железа, выполненный в виде втулки, отличающийся тем, что антифрикционный элемент расположен одной торцовой поверхностью в ступенчатом отверстии плиты, закрепленной через прокладку к корпусу электропривода, другая торцовая поверхность антифрикционного элемента закрыта сальником и накладкой, закрепленной на плите, при этом подвижное соединение наружной поверхности антифрикционного элемента с внутренней поверхностью ступенчатого отверстия плиты выполнено по посадке H6/f6-H8/f8, а подвижное соединение шибера и элемента антифрикционного в прямоугольном отверстии выполнено по посадке H8/h8-H10/h10 для каждой стороны отверстия. 2. Узел скольжения по п. 1, отличающийся тем, что порошковый материал на основе железа содержит следующие компоненты смеси: медь, никель, дисульфид молибдена, графита, при следующем соотношение компонентов смеси, мас.%: никель 0,9-3,9; медь 2,3-5,0; дисульфид молибдена 0,8-1,8; графит 0,5-1,50; железо – остальное. 3. Узел скольжения по п. 1, отличающийся тем, что порошковый материал имеет твердость по Бринеллю не менее 90 НВ, предел прочности на сжатие не менее 470 МПа, объемную пористость 15-25%. 4. Узел скольжения по п. 1, отличающийся тем, что порошковый материал пропитан гидравлическим маслом с температурой эксплуатации от -55°С до +50°С в качестве пропитки используется масло марки АМГ-10 или масло марки ВМГЗ-60. 5. Узел скольжения по п. 4, отличающийся тем, что количество масла после пропитки составляет не менее 1% от массы сменного элемента.
Полезная модель относится к электроприводам переездным для устройств заградительных переездных (ЭП УЗП), предназначенным для подъема и опускания крышки устройства заграждения переезда, в частности к узлу трения антифрикционного элемента и шибера электропривода. Известно, что в узлах трения широко применяются изделия из антифрикционных спеченных материалов, пропитанных машинным маслом (Ермаков С.С., Вязников Н.Ф. Порошковые стали и изделия. - Л.: Машиностроение, 1990, стр. 201-207). Спеченные порошковые материалы обладают высокими износостойкими свойствами и эффектом самосмазывания в процессе работы. Материалы, предназначенные для антифрикционных изделий, изготавливают большей частью из порошков на основе железа с добавлением легирующих добавок, таких как медь, графит, никель, молибден, хром и др. Для получения необходимых структуры и механических свойств, спеченные изделия дополнительно подвергаются термической и механической обработке. Сменный элемент антифрикционный, по которому перемещается шибер ЭП-УЗП должен обладать высокими прочностными характеристиками, при этом иметь достаточную пористость, что бы длительное время удержать в порах впитанное машинное масло в широком температурном диапазоне, от плюс 50°С до минус 50°С. При этом узел скольжения, образованный сменным элементом антифрикционным и шибером должен обладать высокой защитной функцией от пыли, грязи и струй воды. Это обусловлено тем, что узел скольжения ЭП-УЗП эксплуатируется в различных климатических зонах, условиях с перепадом температур более 100°С (Справочник инженера путейца. Транспорт. 1972 г, стр.655-666). Известна направляющая шибера стрелочного электропривода, характеризующаяся тем, что имеет форму втулки высотой 15-30 мм, внешним диаметром 50-80 мм и внутренним прямоугольным отверстием под шибер со сторонами 30-45×35-50 мм, выполненные с величиной допуска смещения отверстия относительного оси наружной поверхности не более 0,1 мм, изготовлена из порошкового металлокерамического материала на основе железа, содержащего, мас.%: графит 0,6-1,5, никель 1,0-3,0, медь 2,5-5,0, дисульфид молибдена 0,8-1,0, имеет твердость по Бринеллю не менее 90 НВ, объемную пористость не более 25%, пропитанного смазкой с температурой замерзания не ниже минус 60°C, смазка дополнительно содержит порошок дисульфида молибдена и порошок меди в количестве 1,5-5,0 мас.% каждого из указанных порошков, при этом зернистость порошков находится в пределах 0,1-10 мкм, а количество смазки после пропитки составляет не менее 1% от массы вкладыша, в качестве смазки используется масло марки АМГ-10. Патент на полезную модель №136778 по заявке №2013112517 от 21.03.2013г. Недостаток данного технического решения заключается в отсутствии оптимальных конструктивных решений, для получения узла скольжения сменного элемента антифрикционного с шибером электропривода переездного, для устройства заградительного переездного, с высокой защитой от попадания агрессивных сред, пыли, грязи, воды в зону контакта шибера и элемента антифрикционного. Задачей заявляемого технического решения является повышение надежности работы ЭП-УЗП и исключения попадания загрязняющих агрессивных сред, пыли, грязи, воды в зону контакта шибера и элемента антифрикционного в широком температурном диапазоне эксплуатации. В процессе решения поставленной задачи достигается технический результат, заключающийся в оптимизации конструктивных параметров узла уплотнения подвижного шибера и неподвижного корпуса электропривода переездного для устройства заградительного переездного, исключении высоких внутренних напряжений в направляющей во вставке направляющей шибера и преждевременного разрушения в процессе эксплуатации, в сокращении затрат на эксплуатацию стрелочного электропривода. Технический результат достигается узлом скольжения шибера электропривода для устройства заградительного переездного, включающий антифрикционный элемент пропитанный маслом, изготовленный из спеченного порошкового фрикционного металлокерамического материала на основе железа, выполненный в виде втулки, отличающийся тем, что антифрикционный элемент расположен одной торцовой поверхностью в ступенчатом отверстии плиты, закрепленной через прокладку к корпусу электропривода, другая торцовая поверхность антифрикционного элемента закрыта сальником и накладкой закрепленной на плите, при этом подвижное соединение наружной поверхности антифрикционного элемента с внутренней поверхностью ступенчатого отверстия плиты выполнено по посадке H6/f6-H8/f8, а подвижное соединение шибера и антифрикционного элемента в прямоугольном отверстии, выполнено по посадке H8/h8-H10/h10, для каждой стороны отверстия. Порошковый материал на основе железа, содержит следующие компоненты смеси: медь, никель, дисульфид молибдена, графита, при следующем соотношение компонентов смеси, мас.%: никель 0,9-3,9; медь 2,3-5,0; дисульфид молибдена 0,8-1,8; графит 0,5-1,50; железо – остальное, имеет твердость по Бринеллю не менее 90 НВ, предел прочности на сжатие не менее 470 МПа, объемную пористость 15-25%. Порошковый материал на основе железа пропитан гидравлическим маслом с температурой эксплуатации от -55°С до +50°С в качестве пропитки используется масло марки АМГ-10 или масло марки ВМГЗ-60, количество масла после пропитки составляет не менее 1% от массы сменного элемента. Полезная модель поясняется чертежом. На фиг.1 показан антифрикционный элемент в узле скольжения с шибером электропривода переездного, для устройства переездного. На фиг. 1 обозначены: 1 - прокладка, 2 - пластина, 3 - плита с установочным отверстием, 4 - элемент фрикционный, 5 - накладка сальника 6 - сальник, 7 - стенка корпуса, 8 - шибер. Повышение надежности работы ЭП-УЗП и исключения попадания загрязняющих агрессивных сред, пыли, грязи, воды в зону контакта шибера и элемента антифрикционного в широком температурном диапазоне эксплуатации достигается комплексом конструктивных решений. Прежде всего, это выполнение необходимых подвижных соединений, позволяющих работать электроприводу в широком температурном диапазоне. В процессе эксплуатации при повышении температуры элемента фрикционного и шибера, что может быть вызвано частыми периодами скольжения и давлением на поверхностях трения, повышением окружающей температурой, уменьшаются зазоры в подвижном соединении, смазочное масло выходит из пор и смазывает рабочие поверхности, защищая их от быстрого изнашивания, эрозии и задиров, а также служит барьером от проникновения агрессивных сред внутрь корпуса. При охлаждении элемента фрикционного и шибера (при снятии нагрузки, уменьшении скорости скольжения, низких температурах воздуха), лишнее смазочное масло начинает всасываться в капилляры ролика, уменьшаются зазоры в подвижном соединении. Но тонкий слой смазки остается, это позволяет работать при низких температурах, а также, вместе с сальником выполнять защитные функции от проникновения агрессивных сред внутрь корпуса. Эксплуатационные испытания заявляемого сменного элемент антифрикционного в узле скольжения с шибером электропривода переездного, для устройства переездного показали, что следов коррозии и наличия признаков попадания агрессивных сред внутрь корпуса и на поверхность шибера не обнаружено. Благодаря наличию на контактных поверхностях пленки масла вставка не требует обслуживания (смазки) даже в зимний период эксплуатации. Применение предлагаемого технического решения позволяет сократить затраты на содержание и текущее обслуживание электропривода, а также повысить степень защиты с IP43 до IP54.