Изобретение относится к области
экологии,
конкретно к снижению содержания вредных веществ в продуктах сгорания
дизельных топлив. Топливная композиция на базе дизельного топлива содержит 5•10-6 - 2•10-4%
тетраэтоксисилана и 0,005 - 0,02% ацетилацетоната железа (III).
Использование ее в качестве горючего приводит к снижению содержания вредных веществ в отработавших газах дизеля: оксида
углерода до
80%, несгоревших углеводородов до 70%, оксидов азота до 55%,
дымности до 85%, бенз(а)пирена на 15 - 50%. 3 табл.
Топливная композиция на основе дизельного топлива, содержащая растворимое соединение железа,
отличающаяся тем,
что она дополнительно содержит тетраэтоксилан с примесью продуктов его
гидролиза - димера, тримера и тетрамера, а в качестве растворимого соединения железа применяется ацетилацетонат
железа (III)
при следующем соотношении компонентов, %:
Ацетилацетонат железа
(III) - 5 • 10-6 - 2 • 10-4
Тетраэтоксисилан с примесью продуктов его
гидролиза
- димера, тримера и тетрамера - 0,005 - 0,02
Дизельное топливо
- Остальное
Изобретение относится к нефтехимии и эксплуатации дизельных двигателей. Преимущественно
изобретение может быть использовано для снижения содержания вредных веществ в отработавших газах двигателей внутреннего сгорания и экономии топлива. Известна топливная композиция
[Патент России 2107713] на основе дизельных фракций, содержащая 1 • 10-5 - 1 • 10-3% ионола или дипроксамина. Недостатком композиции является
незначительное снижение содержания вредных веществ в отработавших газах. Известна топливная композиция на основе дизельного топлива [Патент США 5595576] , содержащая с целью снижения
содержания вредных веществ в отработавших газах металлический селен в концентрации не более 2 • 10-4. Недостатком композиции является повышение токсичности
дизельного
топлива из-за введения в него токсичного селена и большие технические сложности с диспергированием металлического селена в топливе. Известна топливная композиция для
дизельных
двигателей [Заявка России 94003151] , которая включает 0,1-0,7% присадки, представляющей собой смесь продуктов взаимодействия алкилфенола с гидроксидом бария и диоксидом углерода и
высокомолекулярного
основания Манниха, модифицированного бором, полученного путем взаимодействия продукта алкилирования фенола полибутеленом с молекулярной массой 2000-2500, формальдегида и
полиалкениламина с
молекулярной массой 150-200, с последующей обработкой продукта взаимодействия борной кислотой, и ферроценилдиметилкарбинола при следующем соотношении компонентов, %: Известны выпускаемые Ачинским НПЗ дизельные топлива по ТУ
38.401.58.155-96,
содержащие не более
0,3% присадки Ангарад-2401 по ТУ Эта топливная композиция принята нами за прототип. Недостатками прототипа являются: - незначительное снижение содержания
оксида углерода в
отработавших газах;
Задачей, решаемой изобретением, является увеличение эффективности топливной композиции на базе железосодержащей присадки по снижению
токсичности отработавших газов
дизельных
двигателей и экономии топлива. Задача решается за счет того, что в топливную композицию на базе дизельного топлива вводится в качестве
железосодержащей присадки
ацетилацетонат железа
(III) и тетраэтоксисилан в смеси с продуктами его гидролиза - димером, тримером и тетрамером при следующем соотношении компонентов, %: По прямому
назначению тетраэтоксисилан с
примесью продуктов его гидролиза - димера, тримера и тетрамера используется для увеличения температуры плавления ванадиевых отложений в камере
сгорания судовых дизелей,
работающих на тяжелом топливе,
с 300 до 780oC, нейтрализации соединений ванадия, содержащихся в тяжелых топливах, и выноса соединений ванадия с выхлопных
клапанов [Временная инструкция по
применению тетраэтоксисилана на
судах ПО "Эстрыбпром", Таллин, 1986 г.]. Возможность использования предложенной топливной композиции для снижения
содержания вредных веществ в
отработавших газах дизельного двигателя и
экономии топлива не вытекает с очевидностью из известных свойств этих веществ. В известных нам источниках
научно-технической информации
использование предложенной топливной композиции
для снижения содержания вредных веществ в отработавших газах дизельных двигателей внутреннего сгорания и экономии
топлива не описано. Следовательно,
предложенное техническое решение соответствует
критерию "новизна". Использование предложенной топливной композиции, содержащей ацетилацетонат
железа и тетраэтоксисилан, приводит к
положительному эффекту - снижению токсичности
отработавших газов дизельных двигателей и экономии топлива. По сравнению с прототипом дизельным топливом Ачинского
НПЗ по ТУ 38.401.58.155-96, содержащим
ферроценовую присадку АНГАРАД -2041 в
количестве 0,25%, предложенная топливная композиция, содержащая ацетилацетонат железа (III) и тетраэтоксисилан в смеси с
продуктами его гидролиза - димером,
тримером и тетрамером суммарной
концентрации 0,01% при сравнительных испытаниях на автомобиле МАЗ-500А на повышенных оборотах на холостом ходу, дает снижение
содержания оксидов азота на 19%, дымности
до 31% и экономию топлива на 2,
5%. Известно, что каталитическую активность в металлорганических соединениях проявляет ион металла, а
органический радикал нужен только для растворения
металлорганического соединения в
топливе [М.О.Лернер.- Химические регуляторы горения моторных топлив. М., Химия, 1979 г.-с.221; Стабилизаторы и
модификаторы нефтяных дистиллятных топлив., М. Химия.
1990. -с. 192]. Известны синергисты
ферроценовых присадок - ароматические амины, карбоновые кислоты, эфиры, оксимы, кетоны и другие азот- и
кислородсодержащие соединения [А.М. Данилов.- Присадки и
добавки. Улучшение экологических
характеристик нефтяных топлив. - М., Химия. 1996 г. - 232 с.; З.А.Саблина, А.А.Гуреев.- Присадки к моторным
топливам. , М., Химия. 1977.-с. 256]. В известной нам
научно-технической литературе
синергисты ацетилацетоната железа не описаны. Так же нам не известны кремнийорганические соединения как синергисты
ферроценов или других железоорганических
соединений. В предложенной
нами топливной композиции совместное использование ацетилацетоната железа и тетраэтоксисилана приводит к
неожиданному синергетическому эффекту, который
нельзя предсказать из известных свойств этих
соединений и литературных данных. Это явление значительно повышает эффективность предложенной композиции
при снижении содержания вредных веществ в
отработавших газах дизелей и экономии топлива. Все вышеизложенное позволяет считать, что предложенное техническое решение соответствует
критерию "изобретательский уровень". Сравнительные испытания предлагаемой топливной
композиции, прототипа и товарного дизельного топлива ГОСТ 305-82 проводили на стенде с двигателем
КамАЗ-740 в три этапа:
Результаты испытаний представлены в табл. 1. Приведенные в таблице данные
подтверждают эффективность предложенной топливной композиции для снижения расхода топлива и содержания
вредных веществ в отработавших газах дизеля. На стенде с двигателем 8410,5/10 и
генератором переменного тока в качестве нагрузочного устройства было определено влияние компонентов
топливной композиции на ее эффективности при снижении
дымности отработавших газов.
Во время испытаний двигатель работал на дизельном топливе Л-0,2-40 ГОСТ 305-82 и моторном масле
М16В2 по ТУ 38101235-74. Во
время всех опытов нагрузка на двигатель
составляла 32,5 кВт, а число оборотов коленчатого вала 1500 мин-1. Дымность
отработавших газов замерялась оптическим
микропроцессорным дымомером ОМД-21.
Результаты испытаний представлены в табл.2. Данные, представленные в табл. 2,
свидетельствуют о том, что применение в топливной
композиции только ацетилацетоната железа (III) или
тетраэтоксисилана с примесью продуктов его гидролиза менее эффективно, чем использование их
смеси. Т. е. полученные результаты подтверждают
сделанное ранее предположение о неожиданном синергетическом
эффекте предлагаемой топливной композиции. Из приведенных в табл. 2 данных
видно, что применение топливной композиции с
более низким содержанием ацетилацетоната железа и
тетраэтоксисилана малоэффективно, а увеличение их концентрации дает незначительный прирост эффекта
снижения содержания вредных веществ в отработавших
газах дизеля, однако существенно увеличивает
стоимость топливной композиции. Влияние предложенной топливной композиции на снижение
эмиссии вредных веществ и экономию топлива проверяли
на безнагрузочном обкаточном стенде АТП-1 на
двигателе РАБА-МАН. Испытания проводили в два этапа:
При испытаниях использовалась топливная композиция состава,
%: В результате испытаний установлено, что применение
предложенной топливной композиции
позволяет снизить по сравнению со товарным дизтопливом: В этом же автопарке расходомером ARGO определяли часовой расход топлива одного и
того же технически исправного автобуса
Икарус-250 при его эксплуатации на одних и тех же городском и
междугородном маршрутах при работе на товарном дизельном топливе по ГОСТ 305-82 и на предложенной
топливной композиции, которая
приготовлялась непосредственно в топливном баке автобуса. По данным измерений средний расход топлива при применении предложенной топливной композиции по
сравнению со штатным дизельным
топливом снизился на 5,25% при эксплуатации на городском
маршруте и на 2,85% на междугородном маршруте. Проверку влияния предложенной топливной
композиции на износ дизельного двигателя
проводили на моторном стенде с двигателем 2Ч 8,5/11,
производства завода "Дагдизель". Индикаторные показатели двигателя определялись в конце
этапов работы индикаторно-вычислительным
комплексом ЭВК - 1 на базе ЭВМ IBM - 486 по сигналам
давления в цилиндре двигателя и синхроимпульса положения коленчатого вала.
Физико-химические и спектральные показатели смазочного
масла определялись для проб масла, отобранных через
10 часов эксперимента, с помощью Лаборатории Анализа масел и фотоэлектрического спектрометра
МФС -7. Скорость изнашивания втулок
цилиндров определялась методом ИРАБ (искусственных
радиоактивных баз). С этой целью две втулки были активированы вставками с кобальтом 60 в точке
перекладки верхних компрессионных колец. Снижение
активности втулок за единовременную наработку с
учетом взаимовлияния самораспада рассчитывались на ПЭВМ при помощи специально созданной программы. Кроме того, изнашивание
цилиндропоршневой группы контролировалось за этап
(приработка, работа на штатном топливе, работа на предложенной топливной композиции) методами: Эмиссия отработавших газов контролировалась в конце этапа работы на штатном
топливе и конце этапа работы на предложенной топливной
композиции газоанализатором ГАТУ. Шатунные вкладыши контролировались в конце первого и второго этапов внешним осмотром и
взвешиванием на аналитических весах. Расход
масла на угар определялся по
маслоуказателю через 10 ч работы. Эксперимент включал приработку колец и втулок цилиндров до
установившейся скорости изнашивания втулок цилиндров (30 ч на
50% нагрузке): первый этап
- работа двигателя на штатном дизельном топливе Л-0,2-65 по ГОСТ 305-82 (50 ч на нагрузке 100%), второй этап
- работа двигателя на предложенной топливной композиции (50 ч на
нагрузке 100%). В результате испытаний установлено, что при работе дизеля на предложенной топливной композиции
происходит снижение:
Эксплуатационные испытания предложенной топливной композиции проводили в АТП N 1 "ПАССАЖИРАВТОТРАНСА" г.
Санкт-Петербурга на автобусах Икарус-250 с двигателем РАБА-МАН. Автобусы
эксплуатировались на
дизельном топливе Л-0,2-40 ГОСТ 305-82 и моторном масле М10Г2кГОСТ 8581-78.
Все автобусы АТП-1 (более 500 машин) в течение двух с половиной месяцев
эксплуатировались на
предложенной топливной композиции. Топливная композиция готовилась непосредственно в емкостях
автозаправочной станции АТП при закачке в них дизельного топлива из автоцистерн.
Топливо поставлялось
компанией "Балттрейд". На 17 автобусах перед выходом на линию ежедневно (за день
до начала испытаний, во время испытаний и в течение десяти дней после их
завершения) сотрудниками ОТК
парка замерялось содержание оксида углерода инфракрасным газоанализатором "Инфралит-1100",
газоанализатором ГЛ1112 содержание несгоревших углеводородов и дымомером КИД-2 N
5103 дымность отработавших
газов. Результаты замеров представлены в табл. 3 После
перехода автобусов на работу на штатном дизтопливе в течение 2 - 3 дней
концентрация вредных веществ и дымность в отработавших газах остается постоянной, что
объясняется наличием в топливных баках
остатков предложенной топливной композиции. В дальнейшем топливная
композиция полностью расходуется и двигатель начинает работать на штатном топливе, что
приводит к росту концентрации вредных
веществ и дымности в отработавших газах и их концентрация постепенно
выходит на уровень, который был в отработавших газах автобусов до начала испытаний. По данным топливной группы
АТП-1 за время испытаний автобусов на предложенной топливной композиции
экономия топлива составила в среднем 15%. Из этих же автобусов были
отобраны пробы картерного масла до начала
испытаний и после их окончания. Во время испытаний выхода из строя
двигателей по причине использования предложенной топливной композиции не зарегистрировано.
По результатам анализа картерного масла
после пробега автобусами 5 - 7 тысяч км наблюдалось некоторое
снижение содержания продуктов износа в нем, что при неизменном расходе масла на долив и угар и
отсутствии замены масла указывает на
снижение износа двигателей, эксплуатируемых на предложенной
топливной композиции. Во время эксплуатационных испытаний были проведены анализы
отработавших газов на содержание в них
бенз(а)пирена, масляного тумана, аэрозоля и суммарного
содержания альдегидов. Для определения концентрации бенз(а)пирена применялась "Методика
измерения массовой концентрации
бенз(а)пирена в воздухе рабочей зоны с использованием
анализатора "Флюорат-02". Нижний предел обнаружения -0,00001 мг/м куб. [Физико-химические методы исследования
объектов окружающей среды.
"Судостроение". Л.,1979 г.] и газохроматографическим методом
[МУ N 4171-86. Выпуск. 9]. Определение концентрации суммы альдегидов проводили фотометрическим
методом [МУ N 2719-83.
Выпуск. 18]. Нижний предел обнаружения акролеина 0,1 мг/м куб.
Определение избирательно в присутствии кетонов, формальдегида, окислов азота, бензальдегида, ацетальдегида. Определение
масляного аэрозоля основывалось на образовании эмульсии при
разбавлении раствора масла в изопропаноле дистиллированной водой. Предел обнаружения 2,0 мг/м куб. [ТУ на методы
определения вредных
веществ в воздухе. Выпуск. XI, 1976 г., М. "Рекламинформбюро", ММФ,
МУ N 1292-75]. Анализ показал, что при применении предложенной топливной композиции содержание
бенз(а)пирена
снижается на 33%, масляного тумана и аэрозоля на 89% и суммы альдегидов
на 13%. Проведенные длительные эксплуатационные испытания предложенной композиции подтвердили ее
эффективность
при снижении содержания вредных веществ в отработавших газах дизелей.
Эти эксплуатационные испытания позволяют считать, что предложенное техническое решение соответствует критерию
"промышленное
применение".
Продукт взаимодействия
алкилфенола с гидроксидом бария и диоксидом углерода - 50-90
Основание Манниха, модифицированное бором - 10-50
Ферроценилдиметилкарбинол - 0,1-5 (на сумму
первых двух компонентов)
Недостатками этой топливной композиции являются:
- достаточно высокое содержание железа, что может привести к повышенному износу поршневых колец
[М.О.Лернер.
Химические регуляторы
горения моторных топлив. М., Химия, 1979 г.- 221 с.; З.А. Саблина, А.А.Гуреев. Присадки к моторным топливам. М. Химия. 1977. с.256.];
- наличие в составе
присадки
токсичных бария и
азотсодержащих соединений;
- сложность синтеза отдельных составляющих присадки.
38.401.58,158-96, изготовляемой на основе растворимого в топливе железосодержащего соединения - ферроцена [Российский
химический журнал,
1998, 42.1-2, с.
176-186].
- некоторое повышение содержания несгоревших углеводородов в отработавших газах;
- высокая концентрация железа, что может привести к
повышенному износу поршневых
колец
[М.О.Лернер.- Химические регуляторы горения моторных топлив. М. Химия, 1979 г.- 221 с.; З.А. Саблина, А.А.Гуреев.- Присадки к моторным топливам. М. Химия. 1977.
С.256.];
- отсутствие
экономии
топлива.
Ацетилацетонат железа (III)
- 5•10-6
- 2•10-4
Тетраэтоксисилан с примесью продуктов его гидролиза - димера, тримера и тетрамера - - 0,005 - 0,02
Дизельное топливо
- Остальное
По прямому
назначению ацетилацетонат железа используется в качестве реагента в аналитической химии [Химическая энциклопедия. T.1, 1988 г., С. 426].
- на первом
этапе двигатель работал на товарном дизельном топливе
- на втором этапе двигатель работал на прототипе - дизельном топливе Ачинского НПЗ по ТУ
38.401.58.155-96 с 0,3% присадки АНГАРАД-2401
- на третьем этапе двигатель работал на
предлагаемой топливной композиции состава:
Ацетилацетонат железа (III) - 8,5 • 10-6
Тетраэтоксисилан с примесью
продуктов его гидролиза - димера, тримера и
тетрамера - 99,15 • 10-4
Дизельное топливо ГОСТ 305-82 - Остальное
Во
время испытаний измеряли расход топлива весовым
методом, прибором "ОПТОГАЗ -21" содержание
оксидов азота и оптическим микропроцессорным дымомером ОМД-1 дымность отработавших газов.
- на первом этапе
двигатель работал на штатном дизельном топливе
- на втором этапе двигатель работал на
предложенной топливной композиции, приготовленной на дизельном топливе той же партии.
Ацетилацетонат железа (III)
- 9,5 • 10-6
Тетраэтоксисилан с примесью продуктов его гидролиза
- димера, тримера и тетрамера - 99,05 • 10-4
Дизельное топливо ГОСТ 305-82
- Остальное
Двигатель работал на холостом ходу. При этом измеряли:
- расходомером ARGO часовой расход топлива;
- анализатором TESTO-33
температуру отработавших газов и
содержание в них оксида и диоксида азота;
- дымомером КИД-2 дымность
отработавших газов.
- часовой
расход топлива на 10%;
- дымность на 55%;
- содержание оксида азота на
12%;
- содержание диоксида
азота на 6%;
- температуру отработавших газов на 1,5%.
- нарезания лунок на втулках прибором УПОИ (8
лунок на поясе метки ИРАБ)
- нарезание
лунок на кольцах прибором УПОИ (7 лунок на наружной поверхности)
- микрометрированием колец
прибором ИЗВ - 1 по высоте и ширине кольца
- взвешиванием колец на аналитических весах
ВЛР.
- содержания в отработавших газах оксида
углерода на 30%
оксидов азота на 25%
несгоревших углеводородов на 100%;
- удельного эффективного
расхода топлива на 5-7%;
- износа рабочих втулок цилиндров на
70%
поршневых
колец в 1,5-3 раза;
- максимального давления и "жесткости" работы двигателя, что свидетельствует
о снижении механического и теплового напряжения работы двигателя.
Характер изменения концентрации
вредных веществ и дымности в отработавших газах свидетельствует о его монотонном
падении в первые 3 - 7 дней
испытаний. Далее на всем протяжении эксплуатации техники на предложенной топливной
композиции концентрация вредных веществ в отработавших газах остается практически
неизменной.