Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
3
Реферат

[24]

Полезная модель относится к учебно-тренировочным средствам и предназначена для обучения военнослужащих правильной эксплуатации системы воздушно-жидкостной очистки (далее по тексту - ВЖО) прицелов и приборов наблюдения боевой машины пехоты БМП-2 (далее по тексту - БМП). Учебно-действующий стенд обеспечивает компактное размещение на переносном металлическом несущем каркасе всего перечня деталей и узлов системы ВЖО БМП-2, включая устройства управления системой, которые на штатной БМП расположены в различных отделениях и часто недосягаемых для обзора местах, что дает возможность одновременного участия большой группы обучаемых при изучении системы ВЖО в отличие от стесненных условий применения на занятиях штатной БМП. Задачей настоящей полезной модели является повышение качества обучения личного состава при изучении правил эксплуатации системы воздушно-жидкостной очистки приборов БМП за счет обеспечения наглядности и доступности к оборудованию учебно-действующего стенда. Технический результат заключается в обеспечении возможности одновременного обучения и практической тренировке в запуске системы ВЖО БМП-2 максимальным числом обучаемых без использования штатной техники и дополнительных затрат моторесурсов.

Формула изобретения

Учебно-действующий стенд системы воздушно-жидкостной очистки прицелов и приборов наблюдения боевой машины пехоты БМП-2, предназначенный для изучения состава, устройства, правильной эксплуатации системы воздушно-жидкостной очистки и включающий переносной металлический несущий каркас с размещенными на нем элементами, деталями и узлами системы, которые штатно расположены в труднодосягаемых для обзора местах БМП-2, что позволяет организовать занятия и тренировки с максимально возможным участием обучаемых без использования штатной техники и экономии дополнительных материальных ресурсов.

Описание

[1]

Полезная модель относится к учебно-тренировочным средствам и предназначена для обучения военнослужащих правильной эксплуатации системы воздушно-жидкостной очистки (далее по тексту - ВЖО) прицелов и приборов наблюдения боевой машины пехоты БМП-2 (далее по тексту - БМП).

[2]

Система воздушно-жидкостной очистки предусмотрена конструкцией БМП для очистки защитных стекол прицела наводчика-оператора «БПК-2-42», прицела командира машины «1ПЗ-3» и прибора наблюдения командира машины «ТКН-3Б». Система в своем составе имеет бак для жидкости, основной и два запасных баллона со сжатым воздухом, два эжектора, три распылителя, пять кранов-переключателей, редуктор давления, гибкие шланги, манометр и трубопроводы подачи воздуха и воды.

[3]

Подобные системы ВЖО предусмотрены конструкциями многих образцов вооружения и военной техники (далее по тексту - ВВТ), имеющейся на вооружении Министерства Обороны Российской Федерации. Они имеют сходный принцип работы и незначительные принципиальные конструктивные особенности, но эффективная и безопасная эксплуатация таких систем возможна только подготовленными специалистами, знающими состав, размещение, устройство, порядок подготовки к работе и правила использования оборудования, что предполагает необходимость наличия соответствующих учебно-тренировочных средств.

[4]

Существенной причиной создания новых учебно-тренировочных средств для профессиональной подготовки военнослужащих является проблема в групповом обучении на действующих образцах техники. Это связано с конструктивными особенностями - теснота внутренних объемов, труднодоступность мест расположения необходимых для показа приборов и деталей, что в свою очередь вызывает дополнительные расходы моторесурсов боевых машин для обеспечения работы систем и время для обучения индивидуально каждого обучаемого.

[5]

Наиболее близким к заявленному техническому решению может быть указана известная система гидропневмоочистки прибора наблюдения механика-водителя (патент на изобретение RU 2750856, опубликовано 05.07.2021). Изобретение относится к наземным образцам вооружения и военной техники (ВВТ), оснащенных системами гидропневмоочистки (далее по тексту - ГПО) приборов наблюдения и прицеливания и может быть использовано на образцах ВВТ, имеющих систему ГПО приборов наблюдения механика-водителя. Система гидропневмоочистки прибора наблюдения механика-водителя содержит баллоны со сжатым воздухом, дозатор жидкости, бак для жидкости, трубопроводы, заливную горловину, клапан с краном, рычаг включения системы, распылитель дополнительно снабжается датчиком температуры воздуха, установленным у входного окна прибора наблюдения механика-водителя, датчик положения рукоятки крана переключения режима очистки с приводом рукоятки, приводом рычага включения системы гидропневмоочистки, механический очиститель защитного стекла прибора наблюдения механика-водителя с приводом и блоком управления. Указанная система аналогична всем штатным системам ВЖО объектов ВВТ и смонтирована непосредственно на объектах, что не обеспечивает технический результат, ожидаемый от создания полезной модели, который заключается в обеспечении возможности одновременного обучения и практической тренировке в запуске системы ВЖО БМП максимальным числом обучаемых без использования штатной техники и дополнительных затрат моторесурсов.

[6]

Создание учебно-действующего стенда, имеющего в составе конструкции все детали и узлы изучаемой системы, позволит проводить занятия групповым методом. Это обеспечит одновременную максимальную доступность обучаемых к изучаемым приборам, наглядность восприятия, возможность тренировки и в целом повысит качество обучения личного состава без использования штатной техники. Техническим решением является разработка и создание переносного металлического несущего каркаса в виде открытой объемно-пространственной рамной структуры, на базе которого размещены все необходимые изделия и элементы воздушно-жидкостной очистки.

[7]

Аналогом подобного решения может быть указан известный тренажер для обучения монтажу линий водоснабжения, отвода воды и санитарно-технического оборудования (патент на полезную модель RU 97 200, опубликовано 27.08.2010).

[8]

Полезная модель относится к лабораторным стендам-тренажерам, предназначенным для проведения учащимися лабораторно-практических работ. Такие тренажеры представляют собой стенды с набором модельных частей того оборудования, которое будут монтировать будущие специалисты, работая по специальности.

[9]

Как следует из представленного анализа, в предшествующем уровне техники отсутствуют какие-либо технические решения, непосредственно относящиеся к учебно-действующим стендам систем ВЖО БМП, которые должны иметь в своем составе не только действующие элементы и узлы этих систем, но и позволять проводить практические тренировки обучаемых на оборудовании, размещенном на едином каркасе.

[10]

В настоящее время учебно-действующие стенды системы воздушно-жидкостной очистки приборов отсутствуют и централизованно не поставляются.

[11]

Технический результат, ожидаемый от создания полезной модели, заключается в обеспечении возможности одновременного обучения специалистов групповым методом без использования штатной техники и дополнительных затрат моторесурсов.

[12]

В основу предлагаемого технического решения положена задача в изготовлении переносного металлического несущего каркаса и установке на него всех элементов системы ВЖО БМП.

[13]

Состав учебно-действующего стенда системы воздушно-жидкостной очистки прицелов и приборов наблюдения боевой машины пехоты БМП-2:

[14]

1. Переносной металлический несущий каркас для крепления элементов стенда в виде открытой объемно-пространственной рамной конструкции в форме прямоугольного параллелепипеда, поперечные элементы которого, образуют несколько ярусов для размещения приборов наблюдения, узлов и деталей системы воздушно-жидкостной очистки БМП. Для удобства перемещения конструкция оборудована опорными транспортными колесиками.

[15]

2. Приборы наблюдения (прицел БПК-2-42; прицел 1ПЗ-3; прибор наблюдения ТКН-3Б), размещенные на верхнем ярусе.

[16]

3. Детали и элементы системы ВЖО (бак для жидкости; основной баллон со сжатым воздухом и два запасных баллона, два эжектора, три распылителя, пять кранов-переключателей, редуктор давления, гибкие шланги, манометр и трубопроводы подачи воздуха и воды), размещенные на нижнем ярусе и внутреннем объеме конструкции.

[17]

Таким образом, заявляемое устройство при его использовании в ходе процесса обучения позволит значительно повысить эффективность обучения военнослужащих.

[18]

Предлагаемое техническое решение поясняется фотографиями и чертежами, где:

[19]

на фиг. 1 изображена принципиальная схема подключения системы;

[20]

на фиг. 2 и на фиг. 3 изображен общий вид установки, где: 1 - прицел БПК-2-42; 2 - прибор наблюдения ТКН-3Б; 3 - прицел 1ПЗ-3; 4 - основной баллон со сжатым воздухом; 5 - запасной баллон со сжатым воздухом; 6 - бак для жидкости; 7 - кран; 8 - манометр; 9 - редуктор давления ИЛ611-150-65; 10 - трубка очистки; 11 - распылитель и трубопроводы; 12 - переносной металлический несущий каркас; 13 - колесо транспортное; 14 - ящик для хранения запасных частей и принадлежностей.

[21]

Для запуска учебно-действующего стенда необходимо открыть вентиль воздушного баллона, заправленного сжатым воздухом. Воздух через трубопровод и гибкий шланг от воздушного баллона поступает к редуктору давления. При повороте рукоятки крана воздух через редуктор давления поступает в эжектор и увлекает жидкость из бака. Смесь жидкости с воздухом с большой скоростью, проходя кран-переключатель, через распылитель или трубку очистки попадает на защитное стекло прибора ТКН-3Б или прицела 1ПЗ-3 и очищает их.

[22]

Аналогичным способом происходит очистка защитного стекла прицела БПК-2-42. При повороте рукояток кранов воздух поступает в эжектор, вместе с жидкостью проходит через распылитель и очищает защитное стекло прицела БПК-2-42.

[23]

Предлагаемое техническое решение позволяет достичь значительного улучшения качества обучения личного состава при изучении правил эксплуатации системы воздушно-жидкостной очистки прицелов и приборов наблюдения боевой машины пехоты БМП-2.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты