Рельсовое скрепление содержит рельс, установленный на подкладке и прижатый к ней клеммами и болтами. Подкладка размещена в нише железобетонной шпалы и
прикреплена к шпале
закладными болтами. Между шпалой и подкладкой размещена резиновая нашпальная прокладка. Между рельсом и подкладкой размещена подрельсовая прокладка. В рельсовом скреплении
предусмотрены зазоры между
нашпальной прокладкой и откосами ниши железобетонной шпалы. Нашпальная прокладка имеет козырьки, перекрывающие сверху зазоры между нашпальной прокладкой и откосами ниши
железобетонной шпалы.
Нашпальная прокладка выполнена с поперечными канавками имеющими уклон от оси к боковым граням подкладки. Изобретение позволяет исключить перекосы подрельсовых подкладок в нишах
железобетонных шпал. 2
з.п.ф-лы, 4 ил.
1. Рельсовое скрепление, содержащее рельс, установленный на подкладке и прижатый к ней клеммами и клеммными болтами,
а сама
подкладка размещена в нише железобетонной шпалы и прикреплена к шпале закладными болтами, причем между шпалой и подкладкой размещена резиновая нашпальная прокладка, а между рельсом и
подкладкой
- резиновая подрельсовая прокладка, отличающееся тем, что в рельсовом скреплении предусмотрены зазоры между нашпальной прокладкой и откосами ниши железобетонной шпалы. 2.
Скрепление по п.1, отличающееся тем, что нашпальная прокладка имеет козырьки, перекрывающие сверху зазоры между нашпальной прокладкой и откосами ниши железобетонной шпалы. 3.
Скрепление по п.1, отличающееся тем, что нашпальная прокладка выполнена с поперечными канавками, имющими уклон от оси к боковым граням подкладки.
Изобретение относится к конструкции
бесстыкового железнодорожного пути, а именно к узлу крепления рельса Р65 к железобетонной шпале. Известно клеммно-болтовое скрепление (1), взятое за аналог, содержащее рельс, подкладку
и железобетонную шпалу, в котором рельс прижимается к подкладке клеммами и клеммными болтами, а сама подкладка крепится к шпале с помощью закладных болтов. Для снижения жесткости железнодорожного
пути
между шпалой и подкладкой размещается резиновая нашпальная прокладка, а между подкладкой и рельсом устанавливается подрельсовая резинокордная прокладка. Недостатком конструкции
железнодорожного пути с клеммно-болтовым скреплением является отсутствие зазоров между нашпальной прокладкой и откосами ниши железобетонной шпалы. В связи с тем, что основные колеюобразующие размеры
железобетонной шпалы имеют допускаемые отклонения, то отсутствие компенсационных и регулировочных зазоров между нашпальной прокладкой и откосами ниши железобетонной шпалы приводит к перекосам
подрельсовой подкладки в нишах железобетонной шпалы при сборке рельсошпальной решетки. Перекос металлических подкладок в нишах железобетонных шпал приводит к появлению дополнительных локальных
напряжений в подрельсовых подкладках и рельсовой плети, которые являются главной причиной усталостного излома подкладок и рельсовых плетей в пути под поездами. (Излом рельсов в пути по дефектам 20,
21,
24, 69, 79, 99). Известно также рельсовое клеммно-болтовое скрепление (2), взятое за прототип, содержащее рельс, подкладку и железобетонную шпалу, в котором подкладка закреплена на
шпале закладными болтами, а рельс прижимается к подкладке клеммами и клеммными болтами, а между рельсом и подкладкой, подкладкой и шпалой установлены подрельсовая и нашпальная прокладки. Для отвода
воды от подошвы рельса подрельсовая прокладка выполнена по линейному размеру "под рельс" меньше ширины ниши подкладки, в которой она размещена, а в самой прокладке выполнены продольные канавки, как
по
поверхности под подошву рельса, так и по поверхности опирания на подкладку. В этой конструкции рельсового клеммно-болтового скрепления также нет зазоров между нашпальной прокладкой
и
откосами ниши железобетонной шпалы, что приводит к перекосам подкладок в нишах железобетонных шпал и появлению дополнительных локальных напряжений в рельсовых плетях, что приводит к изломам
рельсовых
плетей и подкладок в пути под поездами. Целью изобретения является совершенствование конструкции рельсового клеммно-болтового скрепления бесстыкового пути, исключающее
перекосы
подрельсовых подкладок в нишах железобетонных шпал, что снижает дополнительные локальные напряжения в элементах рельсового скрепления и вероятность усталостных изломов подрельсовых подкладок
и
рельсовых плетей в пути под поездами. В предлагаемой конструкции рельсового клеммно-болтового скрепления бесстыкового пути предусмотрены зазоры между нашпальной прокладкой и откосами
ниши подрельсовой площадки железобетонной шпалы, что обеспечивает продольное смещение металлической подкладки в нише шпалы без перекоса подкладки. Все допускаемые отклонения в размерах железобетонной
шпалы и элементах рельсового скрепления компенсируются зазорами между нашпальной прокладкой и откосами ниши и при продольном смещении подкладки вдоль шпалы перекос ее в нише исключается. Для защиты
указанных зазоров от дождя и снега сверху они закрыты козырьками нашпальной прокладки, а рифление в нашпальных прокладках выполнено в виде канавок с поперечным уклоном от оси прокладки к ее боковым
граням. Указанный технический результат достигается тем, что в предлагаемой конструкции рельсового клеммно-болтового скрепления нашпальная прокладка размещается в нише железобетонной
шпалы с зазорами, которые обеспечиваются при продольном размере нашпальной прокладки меньше размера ниши. Имеющиеся зазоры обеспечивают продольное смещение подкладки вдоль ниши шпалы без перекоса ее
в
нишах. Козырьки нашпальной прокладки защищают имеющиеся зазоры от дождя и снега, а отвод влаги от подкладок осуществляется поперечными канавками в нашпальных прокладках, которые имеют уклон от оси
прокладки к ее боковым граням. Сущность изобретения поясняется чертежами, где изображено: Рельсовое скрепление КБ-65 состоит из рельса 1, подошва
которого опирается на металлическую подкладку 2 и зафиксирована от поперечного смещения ребордами 3. Металлическая подкладка 2 размещена в нише 4 железобетонной шпалы 5 и прижата к шпале закладными
болтами 6, двухвитковыми шайбами 7 и гайками 8. Рельс 1 прижат к подкладке 2 клеммами 9 при помощи клеммных болтов 10, двухвитковых шайб 11, и гаек 12. Между шпалой 5 и подкладкой 2 размещена
нашпальная прокладка 13, а между рельсом 1 и подкладкой 2 расположена подрельсовая прокладка 14. В рельсовом скреплении между нашпальной прокладкой 13 и откосами ниши 4 железобетонной шпалы 5 имеются
зазоры 15, которые сверху закрыты козырьками 16. Нашпальная прокладка 13 имеет рифление в виде поперечных канавок 17 по поверхности под подкладку, которые выполнены с уклоном от оси к боковым граням
прокладки. При сборке рельсошпальной решетки в нише 4 железобетонной шпалы 5 размещается нашпальная прокладка 13, на которую укладывается металлическая подкладка 2 и устанавливаются
закладные болты 6 с двухвитковыми шайбами 7 и гайками 8. Далее на подкладку 2 укладывают подрельсовые прокладки 14 и на них размещают рельс 1. Затем устанавливают клеммы 9 с клеммными болтами 10,
двухвитковыми шайбами 11 и гайками 12. На звено рельсошпальной решетки накладываются жесткие шаблоны и при смещении рельсовых скреплений как к оси пути, так и от оси пути устанавливается требуемая
ширина колеи в 1520 мм, чему способствуют зазоры 15 в рельсовом скреплении. Смещение рельсов и рельсовых скреплений в пределах предусмотренных зазоров происходит без перекосов подкладок 2 и рельсов в
нишах 4 железобетонных шпал 5. Закладные болты 6 и клеммные болты 10 затягиваются окончательно гайками 8 и 12 и звено рельсошпальной решетки готово для укладки в путь. При
эксплуатации
железнодорожного пути с предложенным рельсовым скреплением все элементы пути работают в расчетном режиме. Перекоса металлических подкладок и рельсовых плетей в нишах железобетонных шпал
не
происходит. Следовательно, дополнительных локальных нагрузок и напряжений в подкладках и рельсовых плетях бесстыкового пути не возникает, что способствует увеличению рабочего
ресурса
подкладок и рельсовых плетей бесстыкового пути. Условия усталостного разрушения рельсовых плетей и подрельсовых подкладок устраняются. Козырьки 16 препятствуют попаданию дождя
и снега
в зазоры 15, а канавки 17 обеспечивают отвод влаги в сторону от подкладки, ее испарение и проветривание при движении поездов. Срок службы нового рельса в предлагаемой
конструкции
рельсового скрепления увеличивается в 10-12 раз за счет ликвидации главной причины усталостного излома рельсов и подкладок - дополнительных локальных напряжений в рельсовых плетях и
элементах
рельсошпальной решетки. Стоимость внедрения предлагаемого рельсового скрепления КБ-65 - незначительна и определяется стоимостью изготовления новой нашпальной прокладки.
Ожидаемый экономический эффект от применения предлагаемой конструкции рельсового скрепления КБ-65 составит не менее 500 миллионов деноминированных рублей на один километр капитально
отремонтированного
пути, за счет увеличения срока службы рельсошпальной решетки. Источники информации 2. RU, патент,
2105095.
на фиг. 1 - общий вид рельсового скрепления КБ-65, вид вдоль оси пути;
на
фиг. 2 - нашпальная прокладка, вид сверху;
на фиг. 3 - то же, вид сбоку;
на фиг. 4 - то же, вид с торца.
1. Авторское свидетельство СССР N 1474192.