Изобретение относится к
области строительства подземных, заглубленных или наземных вертикальных многоэтажных сооружений, предназначенных для размещения в них гаражей-стоянок. для автотранспорта.
Многоярусный гаражный
комплекс состоит по меньшей мере, из двух расположенных один внутри другого вертикальных колодцев, между стенами которых на междуэтажных перекрытиях расположены отдельные
гаражи- места стоянок
автотранспорта и подъездные пути к ним. Параллельно стенам проложены две симметричные- левая и правая винтообразные дороги, одна из которых проходит вдоль гаражей, расположенных
у стен наружного
колодца, а другая - вдоль гаражей, расположенных у стен внутреннего колодца, при этом движение по ним организовано только в одном направлении- одностороннее, а в местах примыкания
левой и правой
винтообразных дорог друг к другу предусмотрены общие участки проезжей части, на которых можно движение на спуск изменить на подъем или наоборот. Изобретение позволит максимально
использовать весь
внутренний объем и площадь сооружения. 6 ил.
Многоярусный гаражный комплекс, состоящий по меньшей мере из двух расположенных один внутри другого вертикальных колодцев, между стенами которых на междуэтажных перекрытиях
расположены отдельные
гаражи - места стоянок автотранспорта и подъездные пути к ним, отличающийся тем, что параллельно стенам проложены две симметричные - левая и правая винтообразные дороги, одна из
которых проходит вдоль
гаражей, расположенных у стен наружного колодца, а другая - вдоль гаражей, расположенных у стен внутреннего колодца, при этом движение по ним организовано только в одном
направлении, а в местах
примыкания левой и правой винтообразных дорог друг к другу предусмотрены общие участки проезжей части.
Изобретение относится к области строительства подземных (заглубленных или наземных) вертикальных сооружений, предназначенных для размещения в них гаражей (стоянок) для
автотранспорта. Известными являются наземные многоярусные гаражные автостоянки [1-3], сочетающие в себе достоинства многоэтажных зданий и отдельный гаражей-боксов, на ярусах
многоэтажных стоянок размещаются отдельные машино-места, изолированные друг от друга. Для этого обычно применяется конструктивная схема объемных блок-модулей, что позволяет эффективно использовать
территорию, варьируя этажность. Для подачи автомашин к месту стоянки предусматриваются специальные грузовые лифты и шахты для них, разнообразные внешние и внутренние кольцевые платформы, специальные
эстакады с противовесами, вертикальные подъемники с площадками или другое подъемно-транспортное оборудование. Возможно устройство внутренних пандусов. Планировочная гибкость этой системы дает широкий
диапазон вместимости без ограничения по конфигурации здания в плане. Во многих крупных городах получают все большее распространение подземные и полуподземные гаражи и автостоянки,
занимающие незначительную площадь, строительство которых позволяет ликвидировать наземные стоянки и улучшить санитарно-гигиеническое состояние воздушной среды. Материальные затраты по сравнению с
наземными примерно в 1,5-2 раза выше, но компенсируются экономией городских территорий и созданием наибольших удобств владельцам машин. Как правило, подземные гаражи размещаются в многоярусных
сооружениях мелкого заложения, возведение которых идет открытым способом. При этом неизбежны нарушения движения общественного транспорта и пешеходов, трудоемкие работы по переустройству подземных
коммуникаций и усилению фундаментов, расположенных вблизи зданий. В связи с этим появились автостоянки и гаражи тоннельного типа [4], сооружаемые закрытым способом практически без
нарушения поверхности. Такие подземные сооружения в виде отрезков тоннелей 150-200 м бывают мелкого и глубокого заложения. Автостоянки и гаражи тоннельного типа мелкого заложения располагаются под
улицами и проездами в плотно застроенной части города, где вскрытие поверхности сопряжено с многочисленными трудностями. Для связи подземных ярусов с поверхностью земли устраивают прямые или
спиральные рампы, лестницы, лифты или эскалаторы (для водителей и пассажиров). Например, в тоннеле диаметром 10-11 м можно разместить не более двух ярусов высотой 2,1 м c установкой автомобилей в
один
ряд перпендикулярно оси проезда, а в тоннеле диаметром 12-13 м три яруса с двухсторонней расстановкой (косоугольная и прямая вдоль оси проезда) машин на среднем и односторонней (перпендикулярно
оси
проезда) - на верхнем и нижнем ярусах. Чтобы обеспечить четырехъярусную стоянку, тоннель должен иметь диаметр 15-16 м. Сооружение тоннельного типа, предназначенное для автостоянок
и
гаражей, по своей сущности и достигаемому результату является наиболее близким к данному изобретению и принято за прототип. Однако оно обладает следующими недостатками: 7) необходимость проведения постоянного
санитарно-гигиенического контроля за качеством воздуха внутри горизонтальных тоннелей. Задачей изобретения является создание такой конструкции сооружения - многоярусного гаражного
комплекса (подземного, заглубленного или наземного исполнения), которая позволит возводить подземные сооружения известными способами ("стена в грунте", горнопроходческим методом "опускного колодца",
обычным открытым и пр.), исключить необходимость проведения комплекса сложных инженерно-геологических изысканий в районе на большей глубине перед проходкой тоннелей, исключить необходимость прокладки
подземных дорогостоящих тоннелей любого диаметра, создать максимальные удобства для эксплуатации каждого гаража: удобный въезд и выезд, исключение автомобильных "пробок", заторов, очередей и в
стесненных условиях внутри сооружения, организовать движение транспорта внутри сооружения (от момента въезда автомашины и до его выезда) только в одном направлении (одностороннее), чтобы повысить
безопасность дорожного движения и обеспечить надежную сохранность несущих конструкций сооружения (свести к минимуму риск столкновения машин), возводить многоярусные гаражные комплексы (подземные,
заглубленные или наземные) произвольной плановой конфигурации с учетом генерального плана района строительства (застройки жилого массива), а не только круглые или прямоугольные, максимально
использовать весь внутренний объем сооружения, исключить потребность в установке грузовых лифтов, разнообразных внешних и внутренних кольцевых вращающихся платформ, специальных подвижных эстакад с
противовесами, вертикальных подъемников с разнообразными приводами и площадками и прочего сложного и громоздкого технологического оборудования для доставки автомашин в гараж (к месту стоянки) и
выдачи
обратно. Указанная задача решена в изобретении за счет того, что многоярусный гаражный комплекс состоит по меньшей мере из двух вертикальных колодцев, расположенных один внутри
другого.
Вдоль внутренней поверхности стены внешнего колодца, а также вдоль наружной поверхности стены внутреннего колодца на междуэтажных перекрытиях расположены отдельные гаражи (места стоянок
автотранспорта). Вдоль гаражей (мест стоянки) проложены две симметричные (левая и правая) винтообразные дороги - внешняя и внутренняя, каждая с двухрядным движением машин и одной пешеходной дорожкой
(тротуаром, проходящим вдоль гаражей). Движение по дорогам предусмотрено только в одном направлении (одностороннее), а на участках примыкания проезжей части внешней дороги к проезжей части внутренней
дороги (в диаметрально противоположных точках стыковки между собой двух, вставленных одна в другую, винтообразных симметричных спиралей) предусмотрены общие для обеих дорог площадки съезда - участки
проезжей части, позволяющие движение на спуск изменить на движение на подъем (или наоборот) без разворота, если это водителю необходимо. Сущность изобретения поясняется чертежами, где
на фиг. 1 представлен вертикальный разрез по I-I подземного многоярусного гаражного комплекса и его план; на фиг. 2 - узел N 1 (см. фиг. 1); на фиг. 3 - узел N 2 (см. фиг. 1); на фиг. 4 - фрагмент
вертикального разреза по 2-2 (см. фиг. 1); на фиг. 5 - схема условной разбивки сооружения на секторы 1-3; на фиг. 6 - вертикальная развертка сооружения (по внешней винтообразной дороге). Позиции на чертежах (фиг. 1-6) обозначают: Для осуществления описанного устройства возводятся (см. фиг. 1-4) наружный колодец 1 и внутренний 2 (несущие стены сооружения) любым известным
способом
(например, заглубленное или подземное сооружение возводятся открытым или горнопроходческим методом, причем с выемкой грунта только между стенами колодцев, поскольку объем внутри колодца 2
для
строительства сооружения не используется). Затем выполняется монтаж внутреннего несущего каркаса для междуэтажных гаражей и дорог: стоек 3 (колонн), соединенных между собой продольными балками 4
(связями) и поперечных балок 5 (ригелей). Пространственное расположение конструкций 3, 4 и 5 геометрически рассчитывается таким образом, чтобы обеспечить возможность последующего монтажа междуэтажных
перекрытий 6 (для гаражей или мест стоянок автомашин) и проезжих частей внутренней и внешней дорог 7 по двум симметричным винтообразным траекториям (см. фиг. 5-6). При этом на каждом ярусе
многоэтажного гаражного комплекса в диаметрально противоположных максимально удаленных друг от друга местах, где проезжие части внешней и внутренних дорог стыкуются между собой, предусмотрены общие
для обеих дорог площадки съезда 16 - участки проезжей части, позволяющие движение на спуск изменить на движение на подъем (или наоборот) без разворота автомашины. Для спуска людей на каждый ярус
сооружения предусматриваются две лестничные клетки 8 и два пассажирских лифта 9. Затем возводятся ограждающие конструкции гаражей 10 и перегородки 11 между ними. Для раздельного въезда в гараж и
выезда из него устанавливаются ворота 12, например вертикальные или горизонтальные жалюзи, по 2 шт. на каждый гараж, чтобы исключить выезд из гаража задним ходом. Для выделения мест
стоянок (без строительства отдельных боксов для каждой автомашины) на перекрытия наносятся специальные полосы или устанавливаются легкие барьеры. В густонаселенных жилых районах, в центральных частях
города и т. п. целесообразно несколько наиболее близких поверхностей земли ярусов использовать для стоянок автотранспорта, а на более удаленных ярусах строить закрытые гаражи.
Проезжая
часть каждой из дорог (см. фиг. 2-4) разделенная, например, на две полосы для движения автомашин, отделяется от тротуара 13 (пешеходной дорожки) бордюрами 14, а с противоположной стороны
каждая дорога
ограждается барьерами безопасности 15, предназначенными для предотвращения случайного съезда автомашины с дороги и падения ее на соседнюю проезжую часть дороги, большей своей частью
проходящую на
другом уровне. На каждом ярусе в диаметрально противоположных местах сооружения, где внешняя и внутренняя дороги примыкают друг к другу, выполняются площадки съезда 16 (совмещенные на
одной высотной
отметке участки проезжей части) без разделяющих бордюров, предназначенные для того, чтобы в любой момент водитель имел возможность изменить характер движения (спуск - на подъем или
наоборот) без
разворота машины. Это необходимо, например, в том случае, когда потребуется возвратиться обратно в гараж в момент движения на выезд из сооружения, а также для возможности совершить
минимальный по
сложности маневр, чтобы попасть в нужный гараж, если случайно водитель проехал мимо него. Для обеспечения безопасности и жизнедеятельности многоярусного гаражного комплекса выполняется
монтаж всех
необходимых спецтехнических инженерных систем, для чего предусмотрен канал 17. Предложенное изобретение устраняет перечисленные выше недостатки, характерные для прототипа
и позволяет
сделать многофункциональный гаражный комплекс для любого количества автомашин (варьируя только размерами колодцев), используя при этом традиционные методы производства земляных и
строительно-монтажных
работ. Главное достижение изобретения - обеспечиваются максимальные удобства для водителей, предоставлена возможность маневра для автомашин внутри сооружения, соблюдены
требования по обеспечению
безопасности дорожного движения (за счет организации только одностороннего движения всех автомашин, находящихся в сооружении). Кроме того, отказ (по причине ненадобности) от
сложного
подъемно-транспортного оборудования для перемещения автомашин и в гараж и обратно снижает стоимость сооружения, упрощает его эксплуатацию и сокращает затраты на обслуживание.
Источники
информации 2. Патент РФ N 2060333 "Автоматизированный гараж-склад". 3. Заявка на изобретение N
94025782/33
"Автоматизированный гаражный комплекс". 4. Л.Маковский "Автостоянки и гаражи тоннельного типа", журнал "Метрострой", N 6 - 1983 г. с. 30-31. 5.
"Строительные нормы и
правила. Нормы проектирования. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения". СНиП 11-9-78, Госстрой СССР, Москва, Стройиздат, 1979 - 22 с. 6.
"Строительные нормы и
правила. Нормы проектирования. Подземные горные выработки", СНиП 11-94-80, Госстрой СССР, Москва, Стройиздат, 1982 - 30 с.
1) необходимость
возведения не одного, а как минимум двух отдельно стоящих подземных сооружений для размещения въездной и выездной рамп для автомобилей,
2) установка специальных грузовых лифтов,
разнообразных
внешних и внутренних кольцевых вращающихся платформ, специальных подвижных эстакад с противовесами, вертикальных подъемников с разнообразными приводами и площадками и т.п., что
значительно повышает
стоимость сооружения в целом и ухудшает его эксплуатационные показатели,
3) необходимость проведения перед началом проходки подземных тоннелей дополнительного комплекса
дорогостоящих
инженерно-геологических изысканий [5, 6] в районе строительства, без которых невозможно выполнить расчет устойчивости пород, выбрать тип проходческого оборудования и конструкцию обделки
тоннеля, а
также определить основные и дополнительные нагрузки на обделку тоннеля, разработать проект производства работ, гарантировать качество проходки и дать комплексную оценку возможных
последствий
строительства данного подземного сооружения для соседних построек,
4) необходимость прокладки сложных и дорогостоящих тоннелей большого диаметра для размещения в них большого
количества
автомашин в несколько ярусов,
5) для проходки горизонтальных тоннелей больших диаметров требуется разработка и изготовление новых типов обделок, а также различного оборудования
(щитовых
агрегатов, тоннельных машин, бетоноукладчиков и др.), что в свою очередь ведет к значительному удорожанию строительства,
4) производство монтажных работ внутри тоннеля на глубине
- очень
дорогой, трудоемкий и сложный процесс,
5) необходимость монтажа громоздких и сложных технологических и спецтехнических систем внутри тоннелей: водоснабжения и канализации, вентиляции
и
кондиционирования воздуха, электрооборудования и освещения, системы пожаротушения, сигнализации и пр.,
6) необходимость выполнения вспомогательных подземных выработок для прокладки
поперечных
тоннелей, позволяющих соединить основные тоннели в одну замкнутую транспортную магистраль и организовать движение автотранспорта хотя бы в одном направлении, поскольку организация
двухстороннего
движения требует огромных дополнительных затрат из-за увеличения ширины проезжей части, а значит - диаметра главных тоннелей.
1 - наружные стены (опускной колодец), 2 - внутренние стены (опускной колодец), 3 - стойка (колонна) несущего каркаса, 4 - продольная
балка (связь между колоннами), 5 - поперечная балка (ригель), 6 - междуэтажное перекрытие гаража, 7 - проезжая часть дороги, 8 - лестничная клетка, 9 - пассажирский лифт, 10 - ограждающие конструкции
гаража, 11 - перегородка между гаражами, 12 - ворота гаража, 13 - тротуар (пешеходная дорожка), 14 - бордюр между проезжей частью дороги и тротуаром, 15 - барьер безопасности, 16 - площадки съезда,
17
- канал инженерных коммуникаций.
1. Патент РФ N 2059781 "Сборный гараж", 1983 г.