патент
№ RU 2088298
МПК B01D5/00

СПОСОБ ОТБЕНЗИНИВАНИЯ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ПАРОВ

Авторы:
Амерханов И.И. Гафаров Н.Н. Махмудов Р.Х.
Все (5)
Номер заявки
95104270/25
Дата подачи заявки
23.03.1995
Опубликовано
27.08.1997
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
1
Реферат

[23]

Использование: в нефтяной промышленности при переработке нефти, распределении, хранении и транспорте нефтепродуктов и других испаряющихся углеводородных жидкостей. Сущность изобретения: паровоздушную смесь (смесь паров углеводородов с воздухом) подают по подводящему трубопроводу в мембранный блок, где происходит разделение смеси на два потока: воздушный и паров углеводородов. Воздушный поток отводят на свечу рассеивания, а пары углеводородов подают в абсорбер, где их охлаждают. Способ позволяет снизить энергетические затраты, уменьшить металлоемкость без ухудшения качества очистки паров от углеводородов. 1 ил., 1 табл.

Формула изобретения

Способ отбензинивания углеводородных паров, включающий отбор, охлаждение и разделение паровоздушной смеси на газовую и жидкую фазы, отличающийся тем, что паровоздушную смесь после отбора разделяют на воздух и пары углеводородов, после чего отделившиеся пары углеводородов подвергают охлаждению и разделению на газовую и жидкую фазы, а воздух выводят из процесса.

Описание

[1]

Изобретение относится к нефтяной промышленности и может быть использовано при переработке нефти, распределении, хранении и транспорте нефтепродуктов и других испаряющихся углеводородных жидкостей.

[2]

Известен способ отбензинивания паров нефти (Умергалина Т.Г. Хафизова А. Р. и др. Технология улавливания низкокипящих бензиновых фракций из резервуаров, журнал Нефтяное хозяйство N 10, 1989, с.6-9).

[3]

Способ предусматривает отбор газовой смеси из парового пространства резервуаров, смешение газовой смеси с частью товарной нефти в трубопроводе, охлаждение в холодильнике и разделение смеси на газовую и жидкую фазы.

[4]

Недостатки способа:
значительные потери легких фракций, отбираемых из резервуаров, при их последующем транспортировании по газопроводам;
большие вредные выбросы в атмосферу и их отрицательное воздействие на окружающую среду.

[5]

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является способ улавливания паров углеводородов, включающий отбор паровоздушной смеси из грузовых отсеков танкера, охлаждение захоложенным керосином и разделение смеси на газовую и жидкую фазы (R.Bennet Recovery of hydrocarbon vapours from crude oil // Petroleum Review. 1993, v.47, N 554 p.134-135).

[6]

К недостаткам известного способа следует отнести значительные энергетические затраты, связанные с необходимостью охлаждения абсорбента-керосина и с работой насоса для его перекачки, а также высокую металлоемкость, обусловленную использованием мощной холодильной техники и оборудования для перекачки абсорбента. Поступающая на обработку паровоздушная смесь представляет собой смесь паров углеводородов и воздуха, причем содержание воздуха может колебаться в широких пределах (например, для смеси с парами бензина от 30 до 95 об.).

[7]

Наличие воздуха в составе паровоздушной смеси играет роль ненужного балласта. Вследствие этого, для достижения необходимой степени отбензинивания паров углеводородов из паровоздушной смеси, требуется увеличение удельного расхода захоложенного абсорбента, что ведет к росту энергетических затрат на его охлаждение и перекачку. Кроме того, увеличение удельного расхода абсорбента требует использования более мощной холодильной техники и оборудования для перекачки абсорбента, что повышает их металлоемкость.

[8]

Цель предлагаемого способа снижение энергетических затрат на охлаждение и перекачку абсорбента, уменьшение металлоемкости за счет сокращения количества абсорбента, необходимого для обработки паровоздушной смеси, без ухудшения качества очистки паров от углеводородов.

[9]

Указанная цель достигается описываемым способом отбензинивания углеводородных паров, включающим отбор, охлаждение и разделение паровоздушной смеси на газовую и жидкую фазы.

[10]

Новым является то, что паровоздушную смесь после отбора разделяют на воздух и пары углеводородов, после чего отделившиеся пары углеводородов подвергают охлаждению и разделению на газовую и жидкую фазы, а воздух выводят из процесса.

[11]

На чертеже изображена принципиальная технологическая схема осуществления предлагаемого способа.

[12]

Она содержит подводящий трубопровод 1, мембранный блок 2 с линией отвода воздуха 3 и линией отвода газа 4, абсорбер 5 со свечей рассеивания 6, емкость для захоложенного керосина 7, холодильник 8, емкость для отработанного керосина 9, десорбер 10 с встроенным нагревателем 11, реабсорбер 12 и резервуар 13.

[13]

Способ осуществляется следующим образом.

[14]

Паровоздушная смесь (смесь паров углеводородов с воздухом) поступает (например, из газоуравнительной системы резервуарного парка хранения нефтепродуктов или от систем налива) по подводящему трубопроводу 1 в мембранный блок 2, где происходит разделение паровоздушной смеси на два потока: воздушный и паров углеводородов.

[15]

Исследованиями установлено, что оптимальный объем отбора воздуха из поступающей паровоздушной смеси лежит в пределах 0,7-0,9 от потенциала. Отбор воздуха менее этого значения приводит к повышенному расходу абсорбента-керосина для обработки паровоздушной смеси, что влечет за собой возрастание энергетических затрат на охлаждение, перекачку и регенерацию абсорбента-керосина. При более качественном разделении смеси (более указанной величины), необходимо предъявлять повышенные требования к изготовлению мембранного блока, что приведет к резкому увеличению его габаритных размеров и возрастанию капитальных затрат.

[16]

Воздушный поток по линии 3 отводят на свечу рассеивания 6, а пары углеводородов по линии 4 подают в нижнюю часть абсорбера 5, в верхнюю часть которого поступает захоложенный керосин из емкости 7, охлаждаемый с помощью холодильника 8. В абсорбере 5 происходит смешение паров углеводородов с охлажденным керосином, после чего керосин, насыщенный уловленными парами углеводородов, поступает в емкость для отработанного керосина 9, а незначительная часть неуловленных паров углеводородов с остатками воздуха выбрасывается через свечу рассеивания 6 в атмосферу. Из емкости 9 керосин, насыщенный уловленными парами углеводородов подают в верхнюю часть десорбера 10, в котором происходит разделение уловленных паров углеводородов от керосина при помощи нагрева, очищенный керосин при этом возвращается в емкость 7 для охлаждения, хранения и повторного использования в новом цикле, а регенерированные пары углеводородов направляются в реабсорбер 12, где они растворяются в циркулирующем потоке нефтепродукта (бензина), поступающем из резервуара 13 и вновь возвращаемым в него.

[17]

Использование предварительного разделения паровоздушной смеси на воздух и пары углеводородов и охлаждение последних позволяет сократить необходимый расход абсорбента-керосина для обработки паров (при неизменной степени извлечения углеводородов из смеси) и, следовательно, избежать дополнительных энергетических затрат на охлаждение, перекачку и регенерацию абсорбента-керосина, а также снизить металлоемкость за счет использования холодильной техники и оборудования для перекачки меньшей мощности.

[18]

При заполнении резервуаров, в которых находился бензин марки А-76, паровоздушная смесь из парового пространства резервуаров, содержащая углеводороды в количестве 48% объемных, с расходом 500 м3/ч и при избыточном давлении 70 Па, вытеснялась в газоуравнительную систему и далее по подводящему трубопроводу 1 поступала на начало процесса в мембранный блок 2. В мембранном блоке 2 паровоздушная смесь разделялась на воздух и пары углеводородов. Отделенный воздух в количестве 0,7 от потенциала (182 м3/ч) направляется на свечу рассеивания 6. Пары углеводородов в смеси с остатками воздуха в количестве 318 м3/ч поступали в абсорбер 5, в который подавали охлажденный2 до минус 10oC керосин в количестве 6,5 м3/ч. Пары углеводородов в режиме противотока смешивались в абсорбере 5 с охлажденным керосином, затем незначительная часть неуловленных углеводородов с остатками воздуха в количестве 114 м3/ч удалялись из процесса через свечу рассеивания 6, а керосин, насыщенный уловленными парами углеводородов в количестве 7,23 м3/ч поступал в емкость для отработанного керосина 9, где собирался и выравнивался по концентрации и далее его в виде однородного потока направляли в десорбер 10, в котором при нагреве до +140oC уловленные пары углеводородов отделялись от керосина, после чего керосин возвращали для повторного использования, а регенерированные пары углеводородов в количестве 204 м3/ч поступали в реабсорбер 12, где они смешивались в циркулирующем потоке бензина, подаваемого из резервуара 13 в количестве 10 м3/ч.

[19]

Результаты, полученные при испытании известного и предлагаемого способов, приведены в таблице.

[20]

Из таблицы следует, что при одинаковой степени извлечения углеводородов (85% ): количество абсорбента-керосина, необходимое для обработки паров снижается с 8,0 м3/ч (известный способ) до 6,5 м3/ч (предлагаемый способ); энергетические затраты на охлаждение абсорбента-керосина в предлагаемом способе меньше, чем в известном (21,6 против 27,0 кВт/ч); энергетические затраты на перекачку и регенерацию абсорбента-керосина также меньше (3,3 против 4,0 кВт/ч и 15,4 против 19,0 кВт/ч соответственно); суммарные энергетические затраты на охлаждение, перекачку и регенерацию абсорбента-керосина в предлагаемом способе меньш8е, чем в известном (40,6 против 50,0 кВт/ч).

[21]

Кроме того, в результате уменьшения количества абсорбента-керосина, необходимого для обработки паров, и с учетом дополнительных капитальных вложений, связанных с введением мембранного блока, металлоемкость снижается в предлагаемом способе по сравнению с известным на 12 15% в зависимости от типа применяемой установки улавливания паров углеводородов.

[22]

Технико-экономическая эффективность предлагаемого способа отбензинивания углеводородных паров складывается за счет сокращения энергетических затрат и снижения металлоемкости.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты