Использование:
в камерах сгорания газотурбинных установок. Сущность: устройство содержит кольцевой ряд горелок, имеющих топливоподающие устройства 1, воздухоподводящие патрубки
2 круглого сечения и дежурную горелку,
выполненную в виде, например, лопаточного завихрителя 3, во втулке которого расположено топливоподающее устройство 4. На выходе из воздухоподводящих патрубков 2
расположены коаксиально друг другу и
оси камеры сгорания три обечайки. Средняя обечайка проходит через оси горелок, а внешняя обечайка 6 и внутренняя обечайка 7 охватывают кольцевой ряд горелок
снаружи и изнутри и совместно со средней
обечайкой образуют две кольцевые полости 8 и 9, внутри которых установлены направляющие лопатки 10 с возможностью закрутки потоков в кольцевых полостях
навстречу друг другу. Длина внешней 6 и
внутренней 7 обечаек больше длины средней обечайки 5, и их выступающие части образуют кольцевую смесительную предкамеру 11, сообщенную с огневой зоной 12.
Поступающие в смесительную предкамеру струи
воздуха и топлива интенсивно перемешиваются, и подготовленная топливовоздушная смесь направляется в огневую зону, поджигается факелом дежурной горелки и
сгорает. При горении предварительно
подготовленной гомогенно топливовоздушной смеси в факеле отсутствуют высокотемпературные зоны, что способствует снижению образования оксидов и уменьшению
токсичности продуктов сгорания. 4 ил.
Фронтовое устройство камеры
сгорания, содержащее кольцевой ряд горелок, имеющих топливоподающие устройства и устройства для подвода воздуха, выполненные в виде патрубков преимущественно
круглого сечения с установленными в них
направляющими лопатками и на выходе из патрубков коаксиальными внешней и внутренней обечайками, дежурную горелку, отличающееся тем, что устройство снабжено
средней обечайкой, проходящей через оси
горелок, все обечайки установлены коаксиально оси камеры сгорания, внешняя и внутренняя отхватывая кольцевой ряд горелок снаружи и изнутри и образуя совместно
со средней обечайкой две кольцевые
полости, направляющие лопатки расположены в кольцевых полостях с возможностью закрутки потока навстречу друг другу, при этом длина внешней и внутренней обечаек
больше длины средней обечайки, а их
выступающие части образуют кольцевую смесительную предкамеру, сообщенную с огневым пространством камеры сгорания.
Изобретение относится
к
энергетическому, транспортному и химическому машиностроению и может быть использовано в камерах сгорания газотурбинных установок. Широко известны фронтовые устройства камер сгорания,
содержащие горелку, включающую топливоподающее устройство и устройство для подвода воздуха, и установленную по оси горелки обечайку для формирования кольцевой струи воздуха [1] Существенным
недостатком таких фронтовых устройств является высокая токсичность продуктов сгорания (большая концентрация оксидов азота). Это связано с тем, что подача всего топлива через одну горелку неизбежно
приводит к образованию длинного факела, продолжительному пребыванию продуктов сгорания в зоне высоких температур и интенсивному образованию оксидов азота. В значительной степени этот
недостаток можно уменьшить, применив многогорелочное фронтовое устройство. Примером многогорелочного фронтового устройства служит фронтовое устройство камеры сгорания газоперекачивающего агрегата
ГТК-10-4, широко применяемого на магистральных газопроводах. Оно содержит кольцевой ряд горелок, каждая из которых включает топливораздающее устройство и устройство для подвода воздуха и дежурную
горелку [2] Многогорелочное фронтовое устройство дает более низкую токсичность продуктов сгорания, чем фронтовое устройство с одной горелкой. За счет дробления факела на ряд более мелких факелов
длина
высокотемпературной зоны значительно сокращена. Соответственно уменьшается и время пребывания продуктов сгорания в зоне высоких температур, что приводит к снижению концентрации оксидов
азота. Вместе с тем содержание оксидов азота в выхлопных газах агрегата ГТК-10-4 остается очень высоким (-750 мг/м3, при 15% содержании кислорода, что в 5 раз превышает
действующий
стандарт). Основной причиной, препятствующей дальнейшему снижению концентрации оксидов азота, является наличие в факеле высокотемпературных зон, где горение происходит при соотношении
топлива и
воздуха, близком к стехиометрии. Такие зоны всегда существуют в диффузионных факелах, в которых процессы смешения топлива с воздухом и горения протекают параллельно. За
прототип принято
многогорелочное фронтовое устройство камеры сгорания [3] включающее два кольцевых ряда горелок с топливо- и воздухоподающими устройствами и обечайками, расположенные вокруг горелок,
образующие
кольцевую камеру относительно оси каждой из горелок. В этой камере сгорания огневое пространство разбито на дежурную и основную зоны горения, которые последовательно включаются в работу в
зависимости
от увеличения нагрузки, при этом снижения токсичных веществ в продуктах сгорания и повышение полноты сгорания топлива обеспечивается на режимах частичных нагрузок. Однако при такой
конструкции камеры
сгорания смешение топлива с воздухом и горение происходят одновременно при всех режимах работы, что приводит к образованию высокотемпературных зон с высокой концентрацией токсичных
веществ, в камере
сгорания отсутствуют условия для подготовки гомогенной топливовоздушной смеси за пределами зоны горения, что препятствует эффективному снижению токсичности выхлопа.
Задача, на решение
которой направлено изобретение, состоит в снижении токсичности продуктов сгорания. Техническим результатом, который может быть достигнут при осуществлении
заявляемого изобретения,
является обеспечение токсичности выхлопа газотурбинных установок в пределах действующих стандартов. Предлагаемое фронтовое устройство камеры сгорания содержит
кольцевой ряд горелок,
имеющих топливоподающие устройства и устройства для подвода воздуха, выполненные в виде патрубков, преимущественно, круглого сечения, с установленными в них направляющими
лопатками и на выходе из
патрубков коаксиальными внешней и внутренней обечайками, дежурную горелку, и отличается от прототипа тем, что устройство снабжено третьей /средней/ обечайкой, проходящей
через оси горелок, все
обечайки установлены коаксиально оси камеры сгорания, внешняя и внутренняя охватывая кольцевой ряд горелок снаружи и изнутри и образуя совместно со средней обечайкой две
кольцевые полости, внутри
которых направляющие лопатки установлены с возможностью закрутки потока навстречу друг другу, при этом длина внешней и внутренней обечаек больше длины средней обечайки, а их
выступающие части образуют
кольцевую смесительную предкамеру, сообщенную с огневым пространством камеры сгорания. Сущность изобретения состоит в организации предварительного смешения
топлива с воздухом. При этом
процессы смешения и горения протекают последовательно, горение носит кинетический характер, отсутствуют высокотемпературные зоны в факеле, которые являются основными
генераторами оксидов азота. Для осуществления предварительного смешения топлива с воздухом служит сообщенная с огневой зоной камеры сгорания кольцевая смесительная предкамера,
образованная внешней и внутренней
обечайками за счет того, что их длина больше длины средней обечайки. Эффективное смешение топлива с воздухом обеспечивается за счет того, что
топливовоздушный поток подается в
кольцевую смесительную предкамеру из кольцевых полостей, с которыми она сообщена, в виде встречно закрученных кольцевых струй. Формирование встречно
закрученных кольцевых струй
обеспечивается тем, что устройства для подвода воздуха выполнены в виде патрубков, например, круглого сечения, на выходе из которых установлены коаксиальные внешняя и
внутренняя обечайки, а также
средняя обечайка, проходящая через оси горелок, все три обечайки установлены коаксиально оси камеры сгорания, причем внешняя и внутренняя обечайки охватывают кольцевой
ряд горелок снаружи и изнутри,
образуя совместно со средней обечайкой две кольцевые полости, внутри которых расположены направляющие лопатки так, что они закручивают потоки в кольцевых полостях
навстречу друг другу.
На фиг. 1 изображен продольный разрез фронтового устройства; на фиг.2 - вид на фронтовое устройство со стороны подвода воздуха; на фиг.3 поперечное сечение
фронтового устройства; на фиг.4 развертка
сечения фронтового устройства по средней обечайке. Фронтовое устройство камеры сгорания содержит кольцевой ряд горелок, каждая из которых
включает топливоподающее устройство 1 и
устройство для подвода воздуха 2, и дежурную горелку. Во фронтовом устройстве, изображенном на чертежах фиг. 1-3, дежурная горелка выполнена в виде лопаточного
завихрителя 3, во втулке которого
расположено топливоподающее устройство 4. Возможны и другие варианты исполнения дежурной горелки. Устройства для подвода воздуха 2 выполнены в виде патрубков
круглого сечения. На выходе из патрубков
установлены коаксиально друг другу и оси камеры сгорания три обечайки: средняя обечайка 5 проходит через оси горелок, внешняя обечайка 6 и внутренняя обечайка
7 охватывают кольцевой ряд горелок
снаружи и изнутри. Внешняя 6 и внутренняя 7 обечайки образуют совместно со средней обечайкой две кольцевые полости 8 и 9 внутри которых напротив каждой горелки
установлены направляющие лопатки так,
что они закручивают потоки в этих полостях навстречу друг другу /направления закрутки показаны на фиг.3 стрелками/. Длина внешней и внутренней обечаек больше
длины средней обечайки, и их выступающие
части образуют кольцевую смесительную предкамеру 11, сообщенную с огневой зоной камеры сгорания 12. При работе фронтового устройства воздух
через воздухоподающие устройства 2 и топливо
через топливоподающие устройства 1 подаются в кольцевые полости 8 и 9, в которых с помощью направляющих лопаток 10 формируются две закрученные навстречу
друг другу кольцевые струи. В кольцевой
смесительной предкамере 11 встречно закрученные струи взаимодействуют друг с другом, обеспечивая высокоэффективное перемешивание топлива с воздухом. Из
смесительной предкамеры 11 подготовленная
топливовоздушная смесь направляется в огневую зону 12, где поджигается факелом дежурной горелки и сгорает. При горении предварительно подготовленной смеси в
факеле отсутствует стехиометрические
высокотемпературные зоны, благодаря чему образование оксидов азота незначительно. Как видно из представленных чертежей, предлагаемое фронтовое
устройство содержит широко применяемые в
таких устройствах элементы: цилиндрические и конические обечайки, лопаточный завихритель, конические топливоподающие устройства. Поэтому его реализация не
вызывает каких-либо технических проблем. Большим достоинством предлагаемого фронтового устройства является то, что его конструктивное исполнение позволяет с минимальными затратами
модернизировать камеры сгорания
газоперекачивающих агрегатов ГТК-10-4 и ГТ-750-6, практически полностью используя штатные фронтовые устройства этих камер. Учитывая, что численность парка этих машин,
находящихся в настоящее время в
эксплуатации, превышает 2000, предлагаемое техническое решение является чрезвычайно перспективным.